Конспект урока по теме: Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Ведунова Екатерина Сергеевна

В данной разработкемпроисходит знакомство учащихся с произведением «Севастополь в декабре месяце».Главная задача на уроке: проследить, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Севастополь в декабре месяце»

Цели:        

- на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания населения, неприятия зла;

- развивать читательский интерес к произведениям Л.Н. Толстого, грамотную речь, умение правильно высказывать свои мысли;

 - познакомить учащихся с произведением «Севастополь в декабре месяце»; проследить, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути человека воплощена на страницах «Севастопольских рассказов».

Оборудование: учебник «Литература» 7 класс, Меркин, монитор, презентация.

Литература: учебник «Литература» 7 класс, Меркин, ресурсы Интеренета.

Ход урока

Ι Организация класса

ΙΙ Предкоммуникативный этап

- О каком писателе мы говорили на прошлом уроке?

- Какую сторону его биографии мы рассматривали?

- Что вы можете рассказать о роли города Севастополя в жизни Л.Н. Толстого?

 - Какие произведения Толстого рассказывают о том событии?

ΙΙΙ Коммуникативный этап

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов Льва Николаевича «Севастополь в декабре месяце».

- Этот рассказ отражение каких впечатлений Л.Н. Толстого? (первое впечатление после прибытия в ряды Крымской армии)

  - Какое лицо автор использует в первой части? Что на это указывает? (на это указывает употребление местоимения «Вы»).

 - Рассказ «Севастополь в декабре месяце» построен как экскурсия по обороняющемуся городу.

   - Диалоговость повествования, обращается к читателю, делая его очевидцем и участником события, переживающим то, что переживают защитники города.

 - Где мы побывали вместе с автором?

Пристань         

Набережная         

Госпиталь          

Бастион          

 - С чего начинается рассказ? (С описания пейзажа)

 - Какой этот пейзаж? Найдите в тексте.

 - Куда нас потом ведет за собой автор? (К пристани)

 - Как он описывает пристань?

 - Дальше, что происходит?

 - Автор пишет: «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное

». Почему? Найдите эти строки.( странное  смешение  лагерной  и городской жизни, красивого города и грязного бивуака  не  только  не  красиво, но кажется отвратительным беспорядком; вам даже  покажется,  что  все  перепуганы,  суетятся,  по знают, что делать. Но вглядитесь  ближе  в  лица  этих  людей, движущихся вокруг вас, и вы поймете совсем  другое.)

 - Кого он приводит в пример? (фурштатского солдатика, офицера, матроса, девицу)

- Почему автор говорит, что вы наверное даже усомнитесь  немного  в  справедливости  понятия о геройстве защитников  Севастополя? (Ни на одном лице не будет следов  суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости.)

 - Но автор говорит , прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, в больницу и вы сами все увидите.

 - Куда мы дальше попадаем? (большую залу Собрания- временную больницу)

 - Что делает в этой части рассказа читатель? (читатель ведёт переговоры с ранеными, испытывает страдания и муки войны)

 - Какие чувства испытывает читатель? Почему, как вы думаете?

 - Здесь вы начинаете понимать защитников Севастополя.

 - В какое место предлагает зайти автор, «если ваши нервы крепки»? (в комнату, где  делают   перевязки   и   операции)

 - Почему в эту комнату не может зайти человек со слабыми нервами? (описывается страшная картина)

 - Л.Н. Толстой говорит: «… вы увидите  войну  в  настоящем  ее  выражении   в  крови,  в страданиях, в смерти...»

 - Выйдя из этого «дома страданий», какие чувства мы испытываем? ("Что значат  смерть  и  страдания  такого ничтожного червяка, как я, в сравнении  с  столькими  смертями  и  столькими страданиями?")

- Что посещает затем читатель? (место, где офицеры и солдаты на обеде слушают фантастические истории о четвертом бастионе, который вызывает необходимость посетить читателю этот бастион)

- «Четвертый бастион» стало крылатым уже выражением. Какие примеры приводит автор? Найдите в тексте. (Тебя  бы  поставить  на  четвертый  бастион";  когда  встречают  носилки  и спрашивают:  "Откуда?"  -  большей частью отвечают: "С четвертого бастиона")

- О чем автор говорит: «…впереди себя на крутой горе видите какое-то  черное, грязное пространство, изрытое канавами…» (о 4-й бастионе)

 - Как автор описывает 4-й бастион? (Толстой приводит читателя к четвертому бастиону, где читатель садится в беседу с тогдашним командиром в нескольких метрах от позиций противника. Будучи убежденным в силе города солдат испытывает любовь к своей стране и осознает свою непоколебимую волю к борьбе, заставляя читателя вернуться в город)

 - Какие чувства испытывает солдат, когда летит на него снаряд? (При этих

звуках  вы  испытаете  странное  чувство  наслаждения  и вместе страха)

 - Почему такое двойное чувство?

 - Что происходит дальше, после того, как мы побывали на 4-ом бастионе?

 - Какова заключительная часть рассказа? Что Л.Н. Толстой в ней говорит?

(и эта причина есть чувство, редко  проявляющееся,  стыдливое  в  русском,  но  лежащее  в  глубине  души каждого,  -  любовь к родине)

  - Какой главный вывод делает в конце рассказа читатель? (главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение  в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но  поколебать где бы то ни было силу русского народа)

 - А изменилось ли описание пейзажа? Сравните описание в начале рассказа и в конце.

 - Ребята, рассказ носит отчетливо очерковый характер.

- Что такое очерк? (жанр художественной и публицистической литературы, предполагающий документальную достоверность).

 - И все-таки свое произведение Толстой назвал не очерками, а рассказами. Почему? (автор проявил себя, как художник; придал зарисовкам большую обобщенность, так что повествование вышло за рамки очеркового жанра).

 - Толстой ведь не только Крымскую кампанию изобразил, но и показал, что такое война «в её настоящем выражении».

Так что такое война «в настоящем её выражении?»

(«Кровь, страдания, смерть» - именно так определил её сущность Л.Толстой).

 - Глазами народа писатель увидел эпопею Севастополя. Наверное и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защитников города.

 - Какая же «побудительная причина», по мысли писателя, позволяет людям, живущим «среди беспредельного труда, бдения и грязи, принять эти условия»? ( «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.)

ΙV Посткоммуникативный этап

 - Теперь обобщим то, о чем было сказано на уроке о «Севастопольских рассказах» Л.Толстого.

Что есть война в понимании Л.Н.Толстого. Война противоречит всей природе, человеку. Народ и война – главная тема очерков, связывается с темой русского национального характера.

 - «Севастопольские рассказы» явились подготовительными этюдами к роману «Война и мир».

349-дневная блокада города закончилась 17августа 1855 года. Падение Севастополя предрешило исход войны. Угроза вступить в войну Австрии заставила нового императора Александра II пойти на заключение мира.

  Выставление оценок. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному рассказу.

 - Урок окончен. До свидания!

“Братская могила”.

 В Крыму, где всюду смерть витала,

 На бастионах, средь полей,

 Россия много потеряла

 Храбрейших, преданных детей!

 Таланты, доблести и силы

 Земле спасенной преданы

 Друзьями: "братские могилы"

 Могилы храбрых названы.

 Прошли года; где схоронили

 Героев падших, ныне там

 Над их бессмертною могилой

 Воздвигнут колоссальный храм.

 Пройдут века; к местам священным

 Потомок поздний наш придет,

 И там, по надписям нетленным,

 Былого истину прочтет.

 Слезою чистой уваженья

 Он память праотцов почтит,

 И, полный чувств благоговенья,

 С мольбой колена преклонит.

 Поймет в тот миг, какая сила

 Спасала Русь, - какой гранит!

 И сколько каждая могила

 В себе великаго хранит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".

В представленном материале автор ставит задачу   познакомить учащихся с понятием  "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...

Конспект урока по теме "Времена года.Зимние месяцы" (4 класс)

Предлагаю вашему вниманию конспект урока и презентацию РР по теме "Времена года.Зимние месяцы" для учащихся 4-х классов.(Учебник «Английский язык 3»   под редакцией И.Н. Верещагина, Т.А.Притыкина...

Урок-исследование на тему: Особенности изображения батальных сцен в произведениях А.С.Пушкина «Полтава», М.Ю. Лермонтова «Бородино», Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»

На данном уроке анализируется изображение батальных сцен в произведениях А.Пушкина, М.Лермонтова и Л.Толстого, определяется специфика их творческого метода....

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце"

Посредством художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» формируется понимание учащимися,  что такое Крымская  война и кто  был истинным геро...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце"

Анализ художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце».Межпредметные связи: литература, МХК, история, искусство, музыка...

Технологическая карта урока по литературе в 7 классе "Севастополь в декабре месяце"

Технологическая карта соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока по литературе (6 класс) "Л.Н.Толстой "Севастополь в декабре месяце". Чувство, живущее в сердце солдата"

Урок построен в форме мини-проекта, значительная роль отводится индивидуальным опережающим заданиям и групповой работе....