Образность и выразительность лирики С.А. Есенина
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Платонова Людмила Викторовна

Разработка урока литературы в 9 классе на тему "Образность и выразительность лирики С.А. Есенина" (Педагогическая мастерская построения знаний)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-masterskaya_esenin.rar25.26 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Педагогическая мастерская построения знаний.

(Образность и выразительность лирики С.А. Есенина)

в 9 А классе

 Программа Г.И. Беленького.

(Литература. Русская классика. 9 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват учреждений / Под ред. Г.И. Беленького.  –

7-е изд. – М.: Мнемозина, 2004.)

Преподаватель: Платонова Людмила Викторовна

Педагогическая мастерская построения знаний.

(Образность и выразительность лирики С.А. Есенина)

Задачи мастерской:

  • Введение учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир С. Есенина.
  • Создать условия для постижения учащимися роли изобразительно-выразительных средств в поэзии;
  • Дать учащимся возможность отрабатывать навыки владения устной и письменной речью;
  • Доставить радость коллективного творчества.

Оборудование:  раздаточный материал (тексты стихотворений), учебники литературы для 9 класса.

Ход мастерской (алгоритм)

Первый этап

1. Индуктор

 Чтение высказываний С.А. Есенина:

«Чувство родины – основное в моем творчестве… Нет поэта без родины. Россия! Какое хорошее слово…И «роса», и «сила», и «синее что-то…»

2. Создание творческого продукта

Напишите, как понимаете слова С.А. Есенина.

3. Социализация.

Обсуждение в группах. Выбирают одну работу, зачитывают ее перед всеми.

4. Промежуточная рефлексия

Понаблюдаем за образностью стихов Есенина.

Второй этап:

  1. Обращение к новой информации и ее обработка.

Работа с текстами и учебниками. (Стихотворения С.А. Есенина).

Работа в группах.

1 группа.

ОБРАЗНОСТЬ

  1. Какие образы создает Есенин для раскрытия своих тем? (Учебник, вступление, с.328).

А) Покажите их разнообразие.

Б) Расскажите об образах луны (месяца) по наблюдениям С. Викулова (Учебник, с.328).

Добавьте свои наблюдения по стихотворениям:

«Пропавший месяц», «Нивы сжаты, рощи голы» (Дополнительные тексты).

В) Найдите и проиллюстрируйте образы деревьев и кустарников примерами:

«Пороша», «С добрым утром!» (Учебник, с.329),

«Голубень» (Учебник, с.330),

«Отговорила роща золотая…» (Учебник, с.332),

«Край любимый! Сердцу снятся…», «Я покинул родимый дом…» (Учебник, с.335),

«Береза», «Там, где капустные грядки…», «Вот уж вечер. Роса…» (Дополнительные тексты).

Г) Об образе дома прочитайте статью учебника на с.334 и приведите примеры из стихотворений:

«Листья падают…» (Учебник, с.333),

«Я покинул родимый дом…» (Учебник, с.335),

«Разбуди меня завтра рано…» (Дополнительный текст).

  1. Сделай вывод по теме.

2 группа

ТРОПЫ

  1. Перечислите тропы, которые использует Есенин для создания образов.
  2. Приведите примеры тропов, используемых в стихотворениях:

«Топи да болота…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Сыплет черемуха снегом…», «Черемуха» (Дополнительные тексты).

«С добрым утром», «Пороша» (Учебник, с.329),

«Голубень» (Учебник, с.330),

«Отговорила роща золотая…» (Учебник, с.332),

«Листья падают…» (Учебник, с.333),

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Учебник, с.335).

  1. Сделай вывод об использовании тропов.

Риза – 1) облачение, одежда священника,

            2) оклад на иконе.

Чётки – шнурок с бусинками или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

3 группа

ЦВЕТОПИСЬ

  1. Расскажите о цветописи по статье учебника (с.329-330).
  2. Покажите, какие цвета использует поэт, приведите примеры из стихотворений:

«С добрым утром» (Учебник, с.332),

«Голубень» (Учебник, с.330),

«Запели тесаные дроги», «Гой ты, Русь моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (Дополнительные тексты),

«Отговорила роща золотая…» (Учебник, с.332),

«Листья падают…» (Учебник, с.333),

«Край любимый! Сердцу снятся…», «Я покинул родимый дом…»  (Учебник, с.335),

«Низкий дом с голубыми ставнями…» (Учебник, с.336).

  1. Подумайте, что общего в стихотворениях Есенина и картинах Левитана и Шишкина.
  2. Сделайте вывод о роли цветописи.

4 группа

ПЕСЕННОСТЬ

  1. Прочитайте статью учебника (с.331).
  2. Почему Есенин сравнивал свои стихи с песней? Приведи примеры (цитаты в начале статьи), а также цитаты из стихотворений:

«Я последний поэт деревни…», «Разбуди меня завтра рано…» (Дополнительные тексты),

  1. Покажите музыкальность стихотворения «Отговорила роща золотая…» (Учебник, с.332) (оно положено на музыку, известно как романс).

А) Ритм – четкое чередование ударных и безударных слогов.

В каждой строке 5 стоп двусложных, так как ударение в стопе падает на второй слог, то это ямб.

Стихотворение написано пятистопным ямбом.

Б) Точная рифма (золотая

                                языком

                             пролетая

                             ни о ком)

Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, значит рифма перекрестная.

В) Используются повторы (найдите).

Г) Найдите аллитерацию (повторение согласных звуков), ассонанс (повторение гласных ударных).

4. Понаблюдайте за стихотворениями «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (Дополнительный текст) и «Листья падают…» (Учебник, с.333) (оба написаны двусложным размером, ударение на первом слоге – хорей).

В чем их музыкальность?

5. Его стихи напевны, так как он следует традициям народных песен. Более 70% его произведений написаны традиционными размерами, любимым был хорей, строфа из 4-х строк с перекрестной рифмовкой.

Именно хореем и писались русские народные песни. Есенинский хорей романсово - протяжен. Отсутствие ударения в первой стопе придает плавность и напевность.

  1. Особый прием – совпадение начал и концовок (приведите примеры).
  2. Сделайте вывод по теме. Не забудьте, что Есенин – поэт, которого поют больше, чем кого-либо другого.

  1. Социализация (группы представляют свои работы).

  1. Создание нового творческого продукта.

Индивидуальная работа.

В чем особенность творчества С.А. Есенина?

  1. Социализация (группы представляют лучшую работу)

  1. Рефлексия.

           Составить синквейн на одну из тем:

Родина, поэт, Есенин, береза, клен, дом.

Синквейн

1 строка. Тема или предмет – 1 существительное.

2 строка. Описание предмета – 2 прилагательных или причастия.

3 строка. Три глагола, характеризующие действия предмета.

4 строка. Фраза обычно из 4-х значимых слов, выражающая отношение автора к предмету.

5 строка. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина

Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...

Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся  предстоит ответить ...

Урок по лирике С.А.Есенина в 7 классе

Урок изучения нового материала по программе "Школа-2100". На уроке анализируется стихотворение С.А.Есенина "Письмо матери"....

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....

Внеурочная деятельность по русскому языку при подготовке к ГИА. Образные средства выразительности.

Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. В связи с внедрением ЕГЭ и ОГЭ в практику российской школы становит...

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства

В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...