Обучение школьников разным видам чтения
статья по литературе на тему

Капустина Елена Владимировна

Основные виды чтения, применяемые на уроках: ознакомительное, по ролям и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_shkolnikov_raznym_vidam_chteniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                   Обучение школьников разным видам чтения.

       Одним из важнейших этапов в работе по обучению школьников умению читать является ознакомление учащихся с различными видами чтения и формирование у них соответствующих коммуникативно-речевых умений.

      Очень важно убедить школьников, что хороший (зрелый, умелый, заинтересованный) читатель проявляет гибкость в процессе чтения: он сознательно избирает определённый вид чтения в зависимости от той задачи, которая перед ним стоит.

      В исследованиях по теории речевой деятельности описаны различные виды чтения – ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее (аналитическое), выборочное, быстрое, медленное и др. Представляется, что по отношению к школьной практике целесообразно говорить о двух видах чтения – ознакомительном и изучающем. Знакомство со сведениями об основных признаках названных видов чтения и освоение приёмов, с помощью которых реализуется каждый из них, позволят учащимся совершенствовать свои читательские способности, выработают у них стремление при чтении текстов различного характера действовать осознанно и целенаправленно.

      Цель данного сообщения – предложить один из возможных вариантов изучения следующих тем: «Всегда ли мы читаем одинаково?» (виды чтения); «Как знакомиться с учебной книгой?» (приёмы ознакомительного чтения).

При изучении темы «Всегда ли мы читаем одинаково?» нужно показать основные признаки ознакомительного и изучающего чтения. Известно, что использование того или иного вида чтения зависит от характера конкретной задачи, которую решает читатель. Если ему нужно отобрать книги для последующего изучения (подготовка сообщения, доклада, личная заинтересованность проблемой и т. п.) или бегло ознакомиться с характером того или иного текста (о чём в нём говорится; кому он адресован; насколько полно в нём освещена та или иная проблема; как он читается – легко или трудно), то необходимо использовать ознакомительное чтение. Если читатель знает, что именно эту книгу (статью) ему нужно прочитать или изучить, проанализировать для получения новой (ценной, интересной) информации, для осмысления каких-либо фактов, явлений, событий и т. п., он использует изучающее чтение.

                             Всегда ли мы читаем одинаково?

Виды чтения

Что нужно понять

Характер чтения

Ознакомительное чтение

Читать книгу или нет?

Какая информация в ней содержится?

Для кого она написана?

Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста.

Изучающее чтение

В чём замысел автора?

Что нового есть для меня как читателя?

Медленное чтение всей книги или отдельных её фрагментов; максимально полный охват информации; стремление её осмыслить.

      Проанализируем высказывания, данные ниже. О каких видах чтения в них говорится? Назовите слова, которые помогли вам ответить на этот вопрос.

  1. …Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чём говорится в книге и в её словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе. («Изборник Святослава», 1076г.).
  2.  Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея – предложениями, писателя Теккерея – абзацами, а детектива Конан Дойла – страницами. (Выводы лаборатории развития образования в г.Хьюстоне).
  3. Читайте, читайте, читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. (К. Паустовский).

      Учащиеся должны не просто определить вид чтения, о котором идёт речь, но и найти слова, подтверждающие их вывод.

      В первом высказывании это слова подумай о том, о чём говорится в книге; трижды возвращайся к одной и той же главе (изучающее чтение).

      Во втором высказывании говорится о разных видах чтения: читать по словам и строчкам, предложениями (медленное, изучающее чтение); абзацами, страницами (быстрое чтение).

      В высказывании К. Паустовского почти в каждом предложении есть слова и сочетания, свидетельствующие о том, что писатель говорит о медленном, изучающем чтении художественного текста.

      При изучении темы «Как знакомиться с учебной книгой?» раскрываются некоторые особенности и приёмы ознакомительного чтения.

      Чтобы понять в самом общем виде, о чём говорится в книге, какая информация в ней содержится, насколько она может быть полезна читающему, нужно прежде всего познакомиться с внешними особенностями, внешними признаками книги.

      Рассмотрим схему. Какие приёмы позволяют предугадать содержание книги, сделать вывод о том, полезна (интересна) ли она для вас в данный момент?

                 Как знакомиться с учебной книгой?

                         Внешние данные книги.

Осмысливаем название                               Определяем автора издания

книги (заголовка),                                        (знаком или нет? хорошо

эпиграф (если есть)                                      ли знаком?)

                               Книга до чтения

Знакомимся с выходными                            Читаем                         Просматриваем

данными (когда написана                            аннотацию и               рисунки, схемы,

книга? где и когда                                        оглавление                 иллюстрации и пр.

издана?)

      Схема «Внешние данные книги» содержит перечисление приёмов, с помощью которых читатель начинает первое знакомство с книгой. Анализ схемы связан с выполнением следующего задания, в процессе которого названные приёмы осваиваются на практике. Необходимо добиться от учащихся осознанных, полных, доказательных ответов на вопросы, сформулированные в задании.

      Таким образом, знакомство с внешними данными книги, умение предварительно осознать их позволяет включить в работу механизм предугадывания, прогнозирования, заставляет читателя активно мыслить ещё до чтения текста. Только в этом случае процесс чтения будет результативным и эффективным.

      Далее следует показать учащимся, что и в самом тексте имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чём в нём говорится. Это – ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соотносить их с предварительными предположениями о характере информации – первый шаг к постижению содержания текста.

      Затем показываем школьникам, какую роль в понимании текста играет членение его на смысловые части.

      Если это книга, то в ней, как правило, выделяются части, главы, в учебных и научных изданиях – параграфы.

      Но даже если текст небольшой (статья, заметка, параграф школьного учебника), в нём тоже – с помощью абзацев – выделяются смысловые части.

      Начальные фразы абзацев, так же как и ключевые слова, содержат большую информацию о содержании текста. Они помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее не описанное свойство явления, факта, события, подводятся ли итоги, выводы.

      Начало нового абзаца обозначается в тексте с помощью абзацного отступа (красная строка).

      Очевидно, что при обучении чтению (и прежде всего – ознакомительному) необходимо сформировать у учащихся умение прогнозировать по начальным фразам абзацев содержание текста, умение по характеру начальной фразы абзаца определять её роль в тексте, умение находить ошибки в членении текста на абзацы, умение правильно членить текст на абзацы при оформлении высказывания.

      Умение делить текст на абзацы – одно из величайших умений, способствующих как созданию текста, так и его пониманию. Чтобы разделить текст на абзацы, необходимо определить смысловые вехи текста, те его точки, в которых обозначен переход к новой части в раскрытии темы и основной мысли высказывания. Такие смысловые вехи в анализируемом тексте легко определяются. Они являются начальными фразами абзацев.

     

      Овладение приёмами изучающего чтения способствует формированию у школьников важнейших коммуникативных и собственно общеучебных умений, прежде всего умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом. Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, осознание сути раскрываемых в нём понятий, тех связей и отношений между фактами и явлениями, которые отражают в той или иной степени действительную картину мира, изучаемую школьниками в курсе соответствующих дисциплин.

      Овладение приёмами изучающего чтения представляется особенно важным потому, что эти приёмы обеспечивают глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно и более прочное запоминание. Кроме того, овладение приёмами изучающего чтения подготовит школьников к работе над такими видами вторичных текстов, как конспект, тезисы и т. п.  На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, реализуются многие речевые жанры публичного выступления (доклад, сообщение), ораторского искусства (торжественная речь, речь-призыв, речь-обличение), а также такие жанры письменных высказываний, как реферат, обзор, рецензия и т. п.

      Следовательно, необходимо познакомить учащихся с основными признаками изучающего чтения, научить их пользоваться приёмами, обеспечивающими достижение целей изучающего чтения в ходе выполнения соответствующих заданий.

      В качестве материалов для заданий можно использовать реальные тексты из школьных учебников истории, географии, биологии, из хрестоматии по литературе, справочной литературы и т. п.

      Приступая к обучению школьников приёмам изучающего чтения, учитель должен помочь им вспомнить, какие виды чтения им известны, с какой целью они используются в реальной речевой практике.

      Раскрывая суть изучающего чтения, важно выделить его основные признаки, уже знакомые школьникам. Целью изучающего чтения является глубокое проникновение в содержание текста, вдумчивый анализ читаемого. Изучающее чтение позволяет понять и запомнить прочитанное, а также создать на основе прочитанного новые (вторичные) тексты (пересказ, план, аннотация, отзыв, рецензия, конспект и др.).

      Активная мыслительная работа при изучающем чтении начинается на первом этапе знакомства с текстом (книгой), перед чтением.

      Перед чтением текста, который предстоит изучить (проанализировать, осознать, понять), нужно:

      вдуматься в его название, осмыслить заголовок; вспомнить, в какой степени знаком тебе автор книги (текста);

      проанализировать внешние данные книги (текста);

      попытаться предугадать содержание, структуру и смысл текста.

      Все теоретические сведения о специфике изучающего чтения могут быть предъявлены учащимся в виде таблиц, схем, памяток. Усвоение данных сведений не является самоцелью. Главное – научить школьников пользоваться приёмами, обеспечивающими результативность чтения. В связи с этим представляется необходимым проанализировать вместе с ними их читательский опыт, чему способствует выполнение соответствующих заданий.

      На основе читательского опыта ответьте на следующие вопросы:

      Как вы начинаете знакомство с текстом (книгой) перед тем, как приступить к изучающему чтению (на что в первую очередь обращаете внимание: что более всего анализируете, рассматриваете и т. п.)?

      Какие вопросы у вас возникают в процессе предварительного осмысления текста, который предстоит прочитать?

      Что вы считаете наиболее важным при ознакомлении с внешними данными текста?

      *Подготовьте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов.

      В ходе беседы по этим вопросам учитель выделит главное, существенное, поможет школьникам грамотно оформить свои выказывания, обобщить свой читательский опыт.

      Особенно важно обсудить два последних вопроса.

      Если учащиеся не приводят своих примеров, следует показать, какие вопросы могут возникать на этапе предварительного осмысления текста:

      Читал ли я книги этого автора?

      Что мне известно о …?

      Что будет рассказано о …? (Посмотреть оглавление.)

      Почему так названа книга?

      Где происходит действие книги?

        Выделяя наиболее значимые компоненты внешних данных книги (текста), следует указать те из них, на которые школьники могут не обратить внимания: выходные данные, структура текста, наличие иллюстраций, шрифтовые выделения и т. п.

      Во время чтения активная мыслительная работа продолжается и проявляется в следующем:

      в умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

      в умении обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;

      в умении выделять (подчёркивать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

      Умение передать содержание прочитанного в виде схем, таблиц, условных знаков, рисунков и т. п. способствует развитию умения видеть в тексте главное, существенное, осознавать взаимосвязь между фактами и явлениями, которые изучаются в рамках соответствующей учебной дисциплины, систематизировать изученный материал в нужном направлении.

      Активная мыслительная работа продолжается и после чтения. На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:

  - сформулировать основную мысль прочитанного;

  - выделить основную информацию;

  - обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста;

  - выбрать нужное для выполнения конкретного задания (пересказ, сообщение, ответ на уроке).

       Изучающее чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного.

      Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, нужно научить школьников не только представлять основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков, но и переформулировать определения, правила, выводы, (переводить прочитанное на «свои слова»).

       В заключение ещё раз подчеркнём, что обучение чтению в школе предполагает ознакомление учащихся с различными видами чтения, с теми приёмами, которые помогут сформировать зрелого читателя, способного работать с книгой в самых разнообразных ситуациях, возникающих в той или иной сфере деятельности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с разными видами чтения на уроках английского языка в старших классах

Работа с текстом играет важную роль при обучении чтению.А,главное, задания на понимание текста встречаются во всех  типах экзаменов:ГИА,ЕГЭ и т.д.Работа с текстом стимулирует интеллектуальную акт...

Владение разными видами чтения

Грамотность, то есть чтение и письмо, по авторитетному мнению Всемирной организации здравоохранения, входит 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни челове...

Использование разных видов наглядности для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка на средней ступени обучения

Цель данной работы – выявить зависимость успешного формирования коммуникативной компетенции от методически грамотного использования разных видов наглядности на уроках английского языка на средне...

«Обучение разным видам чтения»

Почему учащиеся читают английские тексты недостаточно хорошо?...

Формирование общих умений чтения и последовательного обучения разным видам чтения

Статья, в которой комментируется последовательная/поэтапная работа с аутентичными текстами на английском языке в обучении чтению школьников средних и старших классов....

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...