рабочая программа по литературе 7 класс автор В. Я. Коровина
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Семёнова Ольга Алексеевна
литература 7 класс В. Я. Коровина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7lit.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I.  Пояснительная записка.

Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. «Просвещение» 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 70 часов.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его   позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, произведения для самостоятельно чтения. Данная программа реализуется через учебно-методический комплекс под редакцией  В. Я. Коровиной.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

  • Активные и  интерактивные методы обучения
  • Игровые технологии
  • Исследовательская технология обучения
  • Технология развития критического мышления на уроках литературы
  • Метод проектов
  • Технология мастерских на уроках литературы
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии

Основными формами и видами контроля являются:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними сочинение, пересказ, тексты наизусть, техника чтения.

Раздел II. Содержание курса

Введение

(1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Устное народное творчество

(3час)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Из древнерусской литературы

(2 час)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века

(3 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века

(30часов)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века

(22 час)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий  Сергеевич Лихачев.   «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателяПесни на слова русских поэтовXX века А. Вертинский.   «Доченьки»;   И. Гофф.   «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из зарубежной литературы

(9 часов)

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

 

Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса

В результате изучения литературы ученик должен

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

·  образную природу словесного искусства;

·  содержание изученных литературных произведений;

·  основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

·  основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

·  понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

·  воспроизводить содержание литературного произведения;

·  правильно, бегло и выразительно читать вслух;

·  определять род и жанр произведения;

·  писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

· писать развернутый ответ на вопрос;

·  письменно составлять план сочинения;

·  писать рассказ-характеристику;

·  свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

·  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·  участия в диалоге или дискуссии;

·  определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Раздел IV. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Введение

1

Устное народное творчество

3

Древнерусская литература

2

Русская литература XVIII

3

Русская литература XIX века

30

Литература XXвека

22

Зарубежная литература

9

Итого

70

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2012.

Дополнительная литература:

  • И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Веко», 2012г..
  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 20012г.

       Е. В. Иванова. Дидактические материалы по литературе. ФГОС – М. Экзамен, 2013

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
  2. Раздаточный материал по темам курса
  3. Репродукции картин художников
  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

        

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
  • http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»


Раздел VII. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким:

в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы,

 в 6 классе—1,5—2,

в 7 классе — 2—2,5,

в 8 классе — 2,5—3,

в 9 классе — 3—4,

в 10 классе — 4—5,

в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Оценка «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценка «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Оценка «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценка «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Оценка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Оценка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Оценка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Оценка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 

 


Раздел VI. Календарно-тематическое планирование  (7 класс)

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Введение

1

Изучение нового материала

Выполнить задание «№2 учебника письменно; прочитать статью «Былины».

2

Устное народное творчество(3)

Былины, их жанровые особенности.  «Вольга и Микула Селянинович».

1

Комбинированный

Формирование представления о художественных особенностях былины

Выразительное чтение былины; выписать из текста гиперболы и повторы. Написать мини-сичинение или устный ответ по картине Билибина «Дружина Вольги»

3

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца

1

Комбинированный урок

Отработка навыков работы с текстом

Прочитать 3-4 былины об Илье Муромце, подготовить иллюстрацию, характеристика героев.

4

Урок-игра

по былинам

об

Илье Муромце

1

Контрольный урок

Знание текстов былин, умение ориентироваться в их содержании

Написать сочинение «Мой любимый былинный герой».

5

Древнерусская литература (2)

«Повесть временных лет», её значение.

1

Изучение нового материала

Расширение словарного запаса, кругозора в области литературных знаний

Напишите короткое поучение, используя соответствующую лексику (грамотка, ибо, леность, отрок…); Прочитать «Повесть о Петре и Февронии …»

6

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.

1

Комбинированный урок

Выявление специфики повести, развитие речи

Подготовить пересказ от лица одного из персонажей, задание №2 учебника.

7

Из русской литературы XVIII века (3)

М. В. Ломоносов. Оды.

1

Совершенствование ЗУН

Расширение литературных знаний

Прочитать «Оду на день…» полностью, выразительное чтение одного из отрывков; Составить развёрнутый план статьи учебника.

8

Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя  и его поэзией.

1

Изучение нового материала

Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни поэта в нашей республике.

Выучить наизусть стихотворение поэта; подготовить краткий пересказ статьи учебника о Державине.

9

В. А. Жуковский. «Лесной царь».

1

Совершенствование ЗУН

Наработка навыков работы со справочным материалом учебника, навыков анализа лирического текста

Иллюстрация к балладе «Лесной царь»; выразительное чтение любого отрывка; выучить балладу наизусть; определить размер и способ рифмовки

10

Русская литература XIX века ( 30 )

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава».  («Полтавский бой»). Образ Петра Первого.

1

Комбинированный

Развитие умения анализировать лирическое произведение

Выучить наизусть отрывок из поэмы; прочитать отрывок из «Медного всадника».

11

«Медный всадник».  (Вступление «На берегу пустынных волн…»)

1

Комбинированный

Умение выявлять историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»

Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть; написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций к поэме.

12

«Песнь о вещем Олеге».Особенности жанра песни.

1

Комбинированный

Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника

Выучить наизусть отрывок; сравнить балладу и летопись, заполнить кроссворд

13

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Особенности драматического произведения.

1

Изучение нового материала

Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника

Выразительное чтение отрывка; сочинение-миниатюра «Характер Пимена в моём представлении и художника».

14

М. Ю. Лермонтов Краткий рассказ о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

Совершенствование ЗУН

Расширение кругозора и литературных и исторических  знаний

Выразительное чтение одной из глав «песни…»; выучить наизусть отрывок: восход зари.

15

Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы.

1

Совершенствование ЗУН

Умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев

Выписать примеры гиперболы, сравнения, определить их роль в тексте; характеристика купца Калашникова.

16

Урок-игра по «Песне про царя Ивана Васильевича…».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Понимание проблемы долга и чести

Повторить ранее изученные стихотворения поэта.

17

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…».

1

Комбинированный урок

Совершенствование анализа лирического текста

Вопросы 1,2 учебника; выучить одно из стихотворений наизусть. Индивидуально6 подготовить сообщения  о разных периодах жизни Н.В.Гоголя

18

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба».

Отец и сыновья. Характеры главных героев.

1

Совершенствование ЗУН

Умение письменно излагать своё мнение о прочитанном

Художественный пересказ одной из глав; написать краткий рассказ об одном из героев

19

Жизнь Запорожской Сечи. Роль пейзажа в повести.

1

Комбинированный

Умение анализировать эпизоды, определять их место в произведении

Составить рассказ о Тарасе Бульбе по первой главе; дочитать повесть до конца; найти и выделить в повести моменты, где выявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность.

20

Отец и сыновья. Три смерти.

1

Комбинированный урок

Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести

Написать сочинение «Тарас Бульба – народный герой».

21

В/ч по рассказу

«Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем

1

Комбинированный урок

Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести

Прочитать рассказ Тургенева «Бежин луг». Чем он вам запомнился? Подготовить развёрнутый ответ

22

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Знакомство с рассказом.

1

Комбинированный урок

Навыки анализа текста

Выписать определение слова «очерк», выразительное чтение отрывков о природе; краткий пересказ одного из эпизодов.

23

Природа в рассказе «Бежин луг».

1

Комбинированный урок

Навык анализа текста

Придумайте описание любимого времени суток в духе Тургенева; прочитать статью учебника; найти примеры метаморфоз в природе; сравнить описание степи у Гоголя и Тургенева.

24

Анализ рассказов детей.

1

Комбинированный урок

Умение давать сравнительную характеристику героев, определять роль пейзажа в тексте

Прочитать стихотворения в прозе» готовить к итоговому тесту по творчеству Лермонтова, Гоголя, Тургенева

25

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», Два богача».

1

Изучение нового материала

Умение определять тему текста, стилистические особенности

Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе; попытаться написать своё стихотворение в прозе

26

Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». История России в поэме.

1

Изучение нового материала

Расширение литературных и исторических навыков

Перечитать отрывок из поэмы; написать характеристику героини в соответствии с планом.

27

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни.

1

Комбинированный урок

Подготовка к изучению творчества писателя в старших классах

Выучить наизусть одно из стихотворений; написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций к стихотворениям Некрасова

28

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сказки.

1

Изучение нового материала

Первичное знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству

Составить цитатный план сказки; подготовить краткий пересказ всей сказки или художественный пересказ эпизода; прокомментируйте иллюстрации учебника к сказке.

29

Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Комбинированный урок

Умение анализировать текст

Прочитать сказку «Дикий помещик», составить словарик терминов, позволяющих лучше усвоить понятие «сатира».

30

Урок-игра

 по сказкам писателя.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Умение анализировать текст

Прочитать статью учебника о Л.Н.Толстом, подготовить рассказ о писателе

31

Л.Н.Толстой. Знакомство с главами из повести «Детство».

1

Урок совершенствования ЗУН

Углубление сведений о писателе

Прочитайте главы из «Детства» в учебнике; Составьте план статьи о Толстом; пересказ одной из глав.

32

Продолжение знакомства с повестью «Детство»

1

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения

Подготовиться к тестированию.

33

А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказов «Хамелеон»

1

Урок совершенствования ЗУН

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам.

Выразительное чтение рассказа; прочитать статью «А.П.Чехов», составить план статьи

34

Знакомимся с рассказами  «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

1

Урок совершенствования ЗУН

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам

Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова

35

Приёмы создания комического в рассказах Чехова.

1

Комбинированный урок

Умение соотносить понятия «юмор и сатира», выявлять авторскую позицию

Подготовиться к литературному КВН по произведениям Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Чехова.

36

Литературный

 КВН по произведениям Некрасова,

Толстого, Салтыкова-Щедрина,

Тургенева.

1

Обобщение и систематизация знаний, контрольный урок

Умение применять полученные знания

Прочитать рассказ «Цифры», составить план рассказа.

37

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Цифры».

1

Комбинированный урок

Формирование навыка анализа текста

Подготовить характеристику главных персонажей.

38

Рассказ «Лапти». Проблема гуманизма в рассказе.

1

Комбинированный урок

Формирование навыка анализа текста

Подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти»; подготовиться к тесту.

39

Край ты мой! Родимый край! Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

1

Урок совершенствования ЗУН

Формирование умения поэтического текста

Выучить наизусть одно из стихотворений; напишите эссе по одному из пейзажей.

40

Русская литература XX века (22)

А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». Знакомство с первой главой повести.

1

Изучение нового материала

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения

Задания к главам 2, 3, 4; подготовить художественный пересказ одного из предложенных эпизодов.

41

Жизнь Алёши в доме деда.

Трудное время в доме Кашириных.

1

Комбинированный урок

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения

Прочитать повесть до конца; сделать иллюстрации к понравившимся эпизодам.

42

Знакомство Алёши с «улицей».

Дружба Алёши с Хорошим Делом. Обобщение материала.

1

Комбинированный урок

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения

Прочитать легенду «Данко»; Что вас поразило в поступках героев. Дайте оценку поступкам героев

43

А. М. Горький «Данко».

1

Комбинированный урок

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения

Подготовить художественный пересказ легенды; выучить наизусть отрывок.

44

В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче».

«Хорошее отношение к лошадям»

1

Изучение нового материала

Дать ощущение необычности лирики Маяковского, опережающее представление о футуризме

Выразительное чтение стихотворений по ролям; найти неологизмы и выписать их в тетрадь.

45

Л. Н. Андреев «Кусака».  Мы в ответе за судьбы братьев наших меньших.

1

Изучение нового материала

Умение составлять план повествования, давать оценку героям и их поступкам

Написать рассказ о любом животном «Имя моего любимца».

46-47

В/ч по пове-сти Троепольского «Белый Бим  чёрное ухо».

2

Изучение нового материала

Умение анализа прозаического произведения большого объёма

Прочитать рассказ «Юшка», составить устный отзыв о рассказе.

48

А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Юшка». Тема нравственности в рассказе.

1

Изучение нового материала

Развитие монологической речи

Подготовить рассказ: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть Юшки».

49

«Нужно ли сочувствие и сострадание людям?». Урок р/р по рассказу «Юшка».

1

Совершенствование ЗУН

Развитие монологической речи

Прочитать рассказ «Неизвестный цветок»; написать сочинение-миниатюру «Из зерна добра – цветок доброты».

50

Урок  доброты.  Рассказ «Неизвестный цветок».

1

Совершенствование ЗУН

Совершенствование умения анализировать текст

Составить кроссворд по рассказам Платонова.

51

Урок развития речи по рассказам Платонова и Андреева.

1

Контрольный урок

Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения

Прочитать рассказ Л.Толстого «Бешеная собака»; определить, в чём сходство рассказа Андреева и Толстого.

52

Ф. А. Абрамов Рассказ о писателе. «О чём плачут лошади».

1

Изучение нового материала

Умение пересказывать текст от лица одного из героев

Подготовить выразительное чтение рассказа; подготовить рассказ о судьбе братьев наших меньших

53

Е. И. Носов «Кукла». Урок нравственности.

1

Изучение нового материала

Углубление навыков анализа текста

Прочитать стихотворение «Кукла Случевского, сравнить с одноимённым рассказом Носова.

54

Е. И. Носов «Живое пламя», «Радуга». Жизнь прожить – не поле перейти.

1

Комбинированный урок

Углубление навыков анализа текста

Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро».

55

Ю. П. Казаков «Тихое утро».

1

Изучение нового материала

Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам

Подготовить художественный пересказ по одному из пунктов плана, составленного в классе

56

Поведение человека в экстремальных ситуациях.

1

Совершенствование ЗУН

Умение анализировать текст

Прочитать повесть «Алые паруса» А.Грина, составить кроссворд по содержанию повести.

57

В/ч по повести А.Грина «Алые паруса».

1

Изучение нового материала

Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания при выполнении творческих заданий

Познакомиться со стихотворениями Твардовского, Суркова, Тихонова.

58-59

На дорогах войны. Стихотвореня А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова.

2

Совершенствование ЗУН

Развитие выразительности речи

Выучить наизусть одно из стихотворений, составить вопросы к интервью «Мой разговор с фронтовиком»

60

«Тихая моя родина…» Стихотворения поэтов XX века о природе.

1

Совершенствование ЗУН

Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора

Выучить стихотворение на выбор; сделать его анализ.

61

Р/р на материале стихотворений поэтов XX века

1

Совершенствование ЗУН

Развитие выразительности речи

Прочитать статьи Д.С.Лихачёва в учебнике; ответить на вопрос «Чему учит нас Д.С.Лихачёв?»

6263

Зарубежная литература (9)

Стихотворения Р. Бёрнса и Д. Байрона

2

Изучение нового материала

Развитие выразительности речи. Увлечь ребят стихотворениями и личностью автора

Выучить одно стихотворение по выбору.

64

Японские хокку.

1

Изучение нового материала

Выявить своеобразие хокку, развивать творческие способности

Проба пера: сочинить хокку.

65

Д.  Олдридж «Отец и сын».

1

Изучение нового материала

Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения

Подготовить пересказ отрывка из повести; написать сочинение-рассуждение по финалу отрывка «Что разглядел Дэви в своём отце?»

6667

О. Генри «Дары волхвов».

2

Изучение нового материала

Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, художественного пересказа

Подготовить пересказ рассказа; написать сочинение «»Во имя любви», «Благодарность», «Истинные дарители».

6869

В чём же измеряется счастье? Рассказы  Л. Пиранделло.

2

Изучение нового материала

Развитие навыков вдумчивого чтения

Подготовить пересказ рассказа

70

Итоговый урок. Задание на лето.

1

Подведение итогов за год. Ознакомление со списком литературы на лето


Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я.Коровиной
  2. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
  3. В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
  4. И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»
  5. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»
  6. В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах»
  7. Иллюстративный материал.

Таблицы

Теория литературы

  1. Роды литературы
  2. Художественные системы в литературе
  3. Классицизм. Сентиментализм
  4. Романтизм. Модернизм
  5. Реализм как литературное направление
  6. Темы и мотивы в литературе
  7. Жанры лирики
  8. Жанры лирики
  9. Рифма
  10. Принципы ритмической организации стихотворений
  11. Строфа
  12. Виды строф в лирике
  13. Виды строф в лирике
  14. Твёрдые стихотворные рифмы
  15. стихосложение
  16. Лирический герой
  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы
  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

Электронные пособия

Литература 

  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
  2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
  3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
  4. Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
  5. Русская литература от Нестора до Маяковского.
  6. Русская поэзия XVII-XX веков.
  7. Хрестоматия по русской литературе.
  8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
  9. Мудрые мысли и изречения. Том 3.
  10. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
  11. А.Грин “Алые паруса”.
  12. А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
  13. Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
  14. А.П.Чехов. Рассказы.
  15. Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты
  16. http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.