Урок- презентация Творчество В.Шукшина
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Дорофеева Елена Александровна

Урок литературы в 10- 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_shukshin.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-презентация

"Творчество Василия Шукшина"

ЦЕЛЬ УРОКА: 1.Познакомить учащихся с творчеством писателя, актёра, режиссёра Шукшина.

 2.Показать самобытные черты его творчества.

3.Способствовать развитию навыков работы с художественным фильмом (умение анализировать эпизод, оценка постановки кадра, игра актёров, замысел режиссёра, удачность монтажа).

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты Шукшина, фотовыставка с видами села Сростки, родных В.М. Шукшина, выставка книг. Уголок деревенской избы. Цветные карандаши, плотная бумага, музыка, отрывок из кинофильма "Калина красная", презентация.

Ход урока

 Группа учениц поёт песню «Миленький ты мой …» - Любимая песня В.М. Шукшина станет музыкальным эпиграфом к уроку.

Учитель: Актёр Григорий Бурков вспоминал: «На выходные мы остались одни с Макарычем…  На съёмках фильма «Они сражались за Родину» актёры жили на судне «Дунай». Попили кофе. Разошлись с желанием выспаться. Мне не спалось. Посреди ночи услышал стук двери и знакомый звук шагов. Шукшин стоял и держался левой рукой за сердце. – Ты, что, Вася?.. – Да вот, защемило что-то и не отпускает, а мне мать говорила: терпи любую боль, кроме сердечной… Надо таблетки поискать какие-нибудь, что ли… Принял валидол, капли Зеленина. Пошёл лечь. От моей помощи отказался. Утром я встал раньше. Решил, будем вместо кофе пить чай. Заварка была в каюте у Шукшина. Я зашёл туда. Вася лежал на левом боку, что-то меня насторожило. Но я прогнал от себя и тень подобной мысли. Взял потихоньку заварку и пошёл к себе. Всё сделал и решил, что пора будить… Василий Макарович лежал в той же позе, на левом боку, руки под себя. – Вася, - легонько дотронулся до него я, - Вася,… Но тут рука ощутила неестественный холодок. Всё уже стало понятно, но не хотелось и не могло быть понято.

И ещё долго передо мной стояло лицо Васи, какой-то новый его лик: желваки разгладились, проступило что-то мягкое, бесконечно доброе, незащищённое, детское…»

Учитель: О ком идёт речь в этом отрывке? Что вы знаете о нём? (выслушивание ответов учеников).

Учитель: Запишем в тетради тему нашего урока. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самобытным творчеством писателя и режиссёра, актёра и сценариста В. М. Шукшина.

(На фоне музыки ученица рассказывает наизусть стихотворение "Разметалось…")

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя.

Стародавнее это сёло.

 

Край сибирский.

Пейзаж неброский.

Бьет в берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

Учитель: Мы живём в сложное, динамичное время, меняется карта мира, меняется образ жизни, привычки; появляются новые проблемы, новые трудности. Есть уже новые имена в литературе, в искусстве. И всё же почему с полок берут томики его рассказов, почему смеются и плачут на его фильмах? Почему его творчество находит понимание и у вас, не заставших его в живых?

Давайте познакомимся поближе с его жизнью. Пережитое, выстраданное стало основой его размышлений, его творчества.

Ученик: Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири в селе Сростки. Фамилия его происходит от слова "шукша", что значит "волокна, остающиеся от трепания и чесания льна". Мальчику было три года, когда отец его. Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа. И осталась мать с Василием и малюткой-дочкой Наташей одна, и пришлось мальчику с шести лет работать в колхозе. А в 1942 году (военное лихое время) пришла в семью новая беда: корова Райка забрела на чужой двор, пристроилась к стогу сена и кто-то проколол ей брюхо вилами. Погибла корова, кормилица семьи, пришла в дом нищета. На некоторое время семья переезжает в город. Из воспоминаний Василия Макаровича.

"Город напугал меня. Очень много людей, все куда-то спешат. И никто друг друга не знает. Это был большой, новый, неизведанный мир. Увидел высокую каланчу - решил стать пожарным, потом мне захотелось стать матросом и плавать на пароходе, а еще - шофером, чтобы проехать по мосту. А когда побывал на базаре, то окончательно решил стать... жуликом. Мне показалось, что в таком скопище людей и при таком обилии всякого добра здесь гораздо легче своровать арбуз, чем у нас в селе. Уголовного кодекса я тогда не знал..." 

Семья возвращается в деревню. Пятнадцатилетним подростком Василий приезжает в Бийск, там сперва пытается учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было у подростка желания и способностей ни заниматься автоделом, ни бухгалтерией. Зато он очень много читал с детства, и втайне писал стихи, а к концу войны (ему было тогда 16 лет) писал небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали. В поисках работы Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем; работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за болезни - язвы желудка - освободили от службы досрочно. Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены в школе, чтобы получить аттестат зрелости, а затем некоторое время работает учителем: Воспоминания:"Учитель я был, честно говоря, неважнецкий, без специального образования, без опыта, но не могу и теперь забыть, как хорошо, как благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты, я делал хорошее, настоящее дело..."

А затем, получив материнское благословение и деньги, вырученные за продажу телки, Василий отправляется в Москву - учиться дальше. Прием в Литературный институт, куда он хотел поступать, был уже закончен, к тому же не было опубликованных произведений. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить живые жанровые сценки, этюды, послужила толчком, который помог стать Василию Шукшину писателем - мастером ярких, коротких, интересных рассказов. Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике.

Учитель: А сейчас посмотрите инсценировку рассказа "Сельские жители" и подумайте над вопросом:

- Как относится автор к героям рассказа?

( инсценировка рассказа "Сельские жители")

У выставки книг Василия Макаровича

Учитель: В. М. Оставил после себя много рассказов, повестей. Тематика их разнообразна.

(Краткая аннотация некоторых книг подготовленными учениками)

1. Готовясь к уроку, вы должны были подобрать и прочитать рассказы Шукшина. Кто является героями его рассказов?
2. Как вы думаете, почему В.М. Шукшина прозвали «мастером деревенской прозы»?
3. Что отличает его героев? Чем они притягательны, интересны вашему поколению?

(Ответы учащихся подводятся к выводу о сильных деревенских корнях автора и его героев, выросших в родстве с природой, цельных, искренних, «настоящих», живущих в согласии нравственными традициями предков.)

Учитель: Запоминается и Шукшин – режиссёр. Его фильмы «Живёт такой парень», «Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная» живут своей самостоятельной жизнью. Их показывают на телевидении по случаю юбилейных дат, киноманы покупают на видео -кассетах и дисках.

1.Какие из перечисленных фильмов вы видели?
2.Какой фильм и почему понравился вам?
3. Влияло ли на вас то обстоятельство, что в названном вами фильме главную роль играл В.М. Шукшин?

Учитель: Самый первый фильм Шукшина и поныне смотрится с большим интересом. Причём зритель воспринимает картину «Живёт такой парень» не как повествование о «днях минувших», не как « один из лучших советских фильмов начала шестидесятых годов», а как очень и очень сегодня необходимый фильм, ибо утверждает он, как одно из самых необходимых человеческих качеств, доброту. Грош цена всему остальному в человеке, если он не щедр сердцем, не «распахнут» навстречу людям, не готов в любую минуту прийти к ним на помощь.

(Демонстрация кадров из фильма «Живёт такой парень». Обязательно сцену сватовства невесты напарнику, сцены с горящим автомобилем).

 Ученик: В своих произведениях Шукшин-художник всматривался в человека с надеждой открыть в нём не только движение души к истине, но такие силы и волю к борьбе за себя. Об этом киноповесть "Калина Красная", о которой я хочу рассказать написана в 1974 г. Сюжет повести прост. Освобождается от тюрьмы вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе. Это человек с незаурядным характером. Он едет к Любе Байкаловой, с которой познакомился по письмам. Люба живёт в тех местах, откуда родом сам Егор. Приёзжая к Любе, Егор встречает доверие, сочувствие, нравственную поддержку,  которые попали на благодатную почву и самое главное - вовремя. Но в свою очередь доверие и понимание пробуждает в Егоре глубокое чувство личной вины за то, что когда-то его жизнь потекла по законам ложным, неестественным. И вот Егор вступает в новую жизнь, работает в колхозе, но старые дружки находят его и здесь. А когда они понимают, что Егор не вернётся к прошлой жизни, убивают его. По сценарию повести был снят фильм " Калина Красная" - последний и лучший фильм Шукшина, вышедший за год до его смерти. В главной роли снялся сам Василий Шукшин.

Учитель: Давайте посмотрим эпизод из этого фильма и подумайте над вопросом :

- Чем важен этот эпизод для понятия характера края?

( просмотр эпизода "Егор Прокудин во время разговора с берёзками")

Учитель: В.М. Шукшин прожил очень мало. Судьба отпустила ему только 45 лет. Он умер на съёмках фильма "Они сражались за родину", не выдержало сердце.

(Ученик читает стихотворение Н. Вознесенского "Хоронила Москва Шукшина") 

Хоронила Москва Шукшина,

Хоронила художника, то есть

Хоронила Москва мужика

И активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,

Недоступный отныне.

Он свою удивленную смерть

Предсказал всенародно в картине.

В каждом городе он лежал

На отвесных российских простынках.

Называлось - не кинозал -

Просто каждый пришел и простился.

Он сегодняшним дням - как двойник.

Когда зябко курил он чинарик,

Также зябла, подняв воротник,

Вся страна в поездах и на нарах.

Он хозяйственно понимал

Край, как дом, где березы и хвойники.

Занавесить бы черным Байкал,

Словно зеркало в доме покойника.

Учитель: Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о себе, о жизни.

  1. Осталась память об этом удивительном человеке. Неслучайно с февраля нынешнего года родное село Василия Макаровича, Сростки, объявлено заповедной зоной. (Презентация. Виртуальная экскурсия На родине Шукшина)

Итоги урока:

1.Чем вам запомнился наш урок?

2.Что нового вы узнали о писателе, актёре, кинорежиссёре В.М.Шукшине?

3.Чем притягательны его герои?

А завершаю наш разговор я цитатой из очерка Шукшина «Я родом из деревни»:

«…Мы за всё в самом деле должны платить в жизни, и при всём том, что нам иногда жаль прямо так глядеть и видеть, как человек погибает, но сила разума нам должна говорить, что, если случилось необратимое, приход к такому финалу, к такому концу жизни должен состояться всё равно; он должен состояться, и он состоялся».

Своей короткой, но ярко прожитой жизнью Шукшин доказал, что он состоялся!

Домашнее задание: Прочитать рассказы Шукшина "Чудик, "Срезал" и написать мини-сочинение: "О чём меня заставили задуматься произведения Шукшина".