Проблемный урок в 11 классе "Да святится имя Твое..." по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Маслюк Любовь Андреевна

Данный урок аналитического прочтения повести А.И. Куприна позволяет поставить перед учащимися не только воспитательные цели, но и социально-психологические. Сегодня известна совершенно ошиломляющая статистика среди молодых по суецидам. На первом плане стоит причина неразделенной любви. Считаю необходимым ввести в проблемный урок по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" социопсихолога, который дал объективную информацию и привел статистику современных суецидов в России, проанализовал анкеты учащихся т показал пути выхода из критических ситуаций, призвал к осознанию ценности жизни и необходимости бережного отношения к своей личности и окружающим людям. По окончании урока всем классом составлен девиз-акростих, призывающий к пониманию любви к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_granatovyy_braslet.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

         ТЕМА:  « Да святится имя твое», или «Вечная любовь в рассказе

                           А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

                                                       

     Тип урока:  урок-версия.

Дидактическая цель:  Изучив рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет» сфор

   (учебная)      мулировать и понять идею произведения, поставить                          проблемный вопрос и ответить на него, проанализировать сюжет, художественные детали, набор художественных средств, при помощи которых автор изображает глубокую бескорыстную любовь, богатство духовного мира главных героев.

Воспитательная цель:  Проанализировав поведение и свойства характера героев, осознать высокую нравственную силу героев, проникнуться уважением и состраданием к ним, отрицанием разрушительных и утверждением созидательных сил великого чувства любви.

Социально-психоло-    Дав объективную информацию, приведя статистику о

гическая цель:               мотивах современных суицидов в мире, и России в том

                                      числе, проанализировав анкеты учащихся данного класса,                      

                                        показать пути выхода из критических жизненных ситуа-

                                        ций, призвать к осознанию ценности жизни и необходи-

                                        мости бережного отношения к своей личности, к близким людям.

Оборудование               Оформленная школьная доска, фотоаппарат, DVD с урока                               диском. На авансцене столик со скатертью и атрибути-

                                        кой  урока, пригласительные билеты, материал для

                                        социопсихолога, анкеты  учащихся  и  их родителей,

                                        цепь из колец Соломона, сценарий урока,    автореферат

                                        сценария.

Оформление                    Доска закрыта. За ней драпировка, картина, акростих –

урока                               вывод урока. Возле доски, ближе  к зрителям – стол. По

                                         бокам журнальные столики с DVD для оператора и для

                                         учителя и социопсихолога. У каждого ученика и при-

                                         глашенных на парте конспект-проект урока.

 Словарная работа          Версия – разновидность,  вариант в толковании о чем-

 на доске                          нибудь.

                                         Целомудренный – строгой, нравственной чистоты.

                                         Мотив – повод к какому-либо действию, побудительная    

                                         причина.

                                         Суицид – самоубийство.

                                         Рефрен(фр.) – припев, стихотворение, стих,  повторя-

                                         ющийся в стихотворении. «Да святится имя Твое…»

                                          Акростих(гр.) – стихотворение, в котором начальные

                                         буквы строк составляют какое-либо слово.

                                         Интрига – развитие основного действия в произведении

                                         Appassionato – 2-я соната Бетховена.

       I  СЦЕНАРИЙ – ход урока.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, дорогие друзья! Не без некоторой робости приступаем мы к уроку-версии по содержанию самого целомудренного (как писатель сам его назвал) рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Обратим внимание на лексическое значение слова «целомудренный» (комментирует). Запишем слово в словарик.

Тема урока (читает тему урока, написанную на доске). Ученики и гости переписывают ее в «конспект-проект».

УЧИТЕЛЬ: Прошу обратить внимание на то, что наш урок называется урок-версия. Кто забыл, что означает слово «версия», заглянем в словарь  на доске (Комментирует).

Версия – ( от франц. version – видоизменять) одно из нескольких, отличных друг от друга изложений или объяснений какого-либо факта, события. Иными словами, это одно из предположений, трактовка какого-то явления.

Сегодня мы с вами будем выдвигать свои версии, самостоятельные трактовки, личные наблюдения при обсуждении тематического материала нашего сегодняшнего урока. Попытаемся глубже проникнуть в идейное содержание рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет», ответить на ряд проблемных вопросов, побывать в «художественной лаборатории» писателя и выявить набор художественных средств, при помощи которых автор изображает великую нравственную силу Любви.

    Но это учебная цель. Есть еще одна цель, личностная. Поскольку рассказ написан без малого сто лет назад, в 1910 году, то, безусловно, поменялись и акценты, взгляды, точки зрении на некоторые проблемы.

    Сегодня мы взглянем на это произведение глазами современников, вас, молодых. Мы попробуем прочитать этот рассказ по-современному, глазами и душами читателей ХХI века.

    Принимаются любые версии, любые самые смелые и неординарные трактовки, самые, на первый взгляд, парадоксальные предположения. Гостей мы тоже приглашаем к разговору. Если появится интересная идея – озвучивайте ее, пожалуйста. Поскольку наш урок проблемный, мы должны сформулировать эту проблему и только тогда запишем ее в проект (См. проект-конспект урока).

    Итак, начинаем. (Учитель отходит).

    Г.С.Ж. и В.Н. открывают доску и отходят в сторону. (Пауза)

    Звучит соната Бетховена, заявленная в эпиграфе рассказа. Эпиграфом к рассказу А.И.Куприн взял 2-ю сонату Бетховена «Апоссионата».

Учитель читает эпиграф:  1. Van Beethoven

                                             2. Son (op 2 № 2)

                                                 Largo Appassionato

    Выходит под музыку Вера Николаевна с маленькой книжечкой «Песнь песней». Открывает страницу с закладкой и читает, выйдя на авансцену:

   - «И послал ему бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти»

    Закутывается в шаль, возвращается к столику, кладет книжку, проводит ладонью по георгинам в вазе (или астрам), берет браслет, рассматривает его, берет письмо, разворачивает его и молча читает.

    УЧИТЕЛЬ: (обращается к ней) Вы – Вера Николаевна Шеина – главная героиня рассказа Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет»?

    В.Н:. Да, Я Вера Николаевна. Куприн великий певец любви. Этот рассказ – один из самых удивительных в его творчестве.

    УЧИТЕЛЬ:  (к классу) Согласитесь, мои юные друзья, что тема вечной, бескорыстной, трагической любви проходит главным нервом через большинство произведений писателя.  Вспомните «Олесю», «Суламифь», «Поединок»…

    Все эти произведения написаны в  первом десятилетии ХХ века. Почему же писатель обращается к этой теме? Неужели это было так актуально? Послушаем, как он сам это объясняет в разговоре с английским писателем,  своим современником. (включается DVD с фрагментом разговора писателя с Г.Уэллсом).

    УЧИТЕЛЬ:  (продолжает) Куприн оставил своим потомкам следующую формулу любви. Какую? (Учащиеся смотрят фрагмент из фильма «Гранатовый браслет» -  разговор В.Н. с генералом Аносовым).

    Учащиеся делают вывод и записывают его в конспект-проект урока.

Запись на доске.  «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в  

                                 мире!»  (запись в конспект).

    УЧИТЕЛЬ: На сегодняшнем уроке мы должны разрешить с вами проблему

Как вы думаете, какую?

Ученики предполагают и приходят к следующей формулировке проблемного вопроса. Записываем его в конспект-проект урока.

Итак. Проблемный вопрос: «Должна ли любовь быть трагедией?

                                                              А величайшей тайной в мире?»

    В.Н., которая все это время стояла в стороне, снова выходит и садится за стол. Учитель подходит к столу берет книжечку «Песнь Песней»  и читает:

   - «Положи меня, как печать на сердце твоем, как перстень на руке твоей, потому что крепка, как смерть любовь…»  

    УЧИТЕЛЬ (обращаясь к В.Н.): Вера Николаевна! А ваша любовь к супругу, Василию Львовичу Шеину, предводителю дворянства, тоже «крепка, как смерть»?

Садится за столик к Вере Николаевне.

    В.Н.  Нет, конечно. Раньше я страстно любила Васю. Мы вместе уже пять лет, и моя любовь давно перешла в чувство прочной, верной, истинной   дружбы. Можно сказать, что мы очень близкие друзья и счастливы в браке. Об одном я жалею.  

     УЧИТЕЛЬ: О чем же?

     В.Н. Я жадно хочу иметь детей и чем больше, тем лучше. Вот и дедушка, генерал Аносов, постоянно спрашивает, когда позову на крестины. Но я уже боюсь, что никогда. Поэтому я так пылко обожаю своих племянников, детей моей сестры Анны. Они такие хорошенькие, послушные, с льняными кудряшками (мечтательно). Мальчик и девочка…

    УЧИТЕЛЬ: (пытаясь отвлечь В.Н. от печальных мыслей. Берет браслет)  А что это за прекрасный и, как бы сейчас сказали, антикварный браслет? Блестит как кровь. И этот редкий зеленый камешек. Тоже гранат?

    В.Н. Да. Вот вы сами прочитайте. (Отдает письмо)

    УЧИТЕЛЬ: Какой красивый каллиграфический почерк. (Читает вслух письмо Желкова, выходя вперед).(Текст письма из рассказа).

Прочитав,  учитель кладет письмо на стол.

    УЧИТЕЛЬ: А кто такой этот Г.С.Ж.?

    Г.С.Ж. (Выходит)  Г.С.Ж. – это я, Георгий Степанович Желтков – мелкий чиновник, «тайный преследователь» Веры Николаевны, как она меня называет. Хотя я ее и не преследую. Сознаюсь. раньше я писал ей часто, и письма мои  носили пылкий характер. Но после того, как Вера Николаевна попросила меня  больше ей не досаждать, я замолчал о любви и стал писать лишь изредка: на Пасху, Новый год, в день ее именин.

    Вот сегодня - ее именины. И я сделал большую глупость – послал ей гранатовый браслет. Случилось так, что Богу было угодно послать мне как громадное счастье, любовь к княгине. Восемь лет тому назад  я увидел ее в цирке в ложе, и тогда же, в первую секунду, я сказал себе: Я  люблю  ее потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее ее и нежнее. В ней как будто бы воплотилась вся красота земли…

Актеры садятся за первую парту, а учитель проводит работу по анализу содержания рассказа.

    II  РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ «ТКАНЬЮ» ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 

1. Тема любви в произведениях Куприна, изученных и прочитанных ранее.

    УЧИТЕЛЬ: «За мной, читатель. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей верной любви. Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь».   Эти строки принадлежат М. Булгакову. Но их вполне мог бы написать и Куприн. Ведь именно о такой любви повествует он в рассказе «Гранатовый браслет». Да и не только в нем. Докажите.

    УЧЕНИК: Вот как говорит о любви один из героев повести «Поединок»: «Любовь – удел избранников. Она -  прелесть, очарование, весна. Все люди обладают музыкальным слухом, но у миллионов он, как у рыбы трески. А один из этого миллиона – Бетховен. Так во всем: в поэзии, в художестве, в мудрости…И любовь, говорю я вам, имеет свои вершины, доступные лишь единицам  из миллионов».

УЧЕНИК:    А это тоже из «Поединка»:-  «Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и всю жизнь, все мысли посвятить ей. Все равно: наняться поденщиком, поступить в лакеи, в кучера – переодеваться, хитрить, чтобы только хоть раз в год случайно увидеть ее, поцеловать следы ее ног на лестнице,- чтобы – о, какое безумное блаженство! – раз в жизни прикоснуться к ее платью».

УЧЕНИК: А мне понравились следующие строки в повести «Поединок» : «Но подумайте только, какое счастье  - стоять целую ночь на другой стороне улицы, в тени, и глядеть в окно обожаемой женщины. Вот осветилось оно изнутри, на занавеске движется тень. Не она ли это? Что она делает? Что думает? Погас свет. Спи мирно, моя радость, спи, возлюбленная моя!.. И день уже полон – это победа!»           

     УЧЕНИК: А вот как в «Олесе» прощается девушка со своим возлюбленным: «Никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом. Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох, как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдешь нигде. А потом все пройдет, все изгладится. И уж без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно.».

    Я думаю, что и с Верой Николаевной происходило то же самое. Она мучалась, когда Желткова не стало, а потом успокоилась, потому что поняла, что он ее простил. А плакала она оттого, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

    УЧЕНИК: В «Суламифи» Куприн пишет о любви: «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть любовь, потому что каждая женщина, которая любит, - царица, потому что любовь прекрасна!»

      УЧЕНИК: На вопрос Суламифи о том, почему она с первого же мгновения полюбила Соломона, царь ответил: - «Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная, задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков после тебя они будут спрашивать об этом своих милых. Три вещи есть непонятные дл меня, и и четвертую я не постигаю:

            путь орла в небе

            змеи на скале

            корабля среди моря

            и путь мужчины к сердцу женщины.

  -  Да,- сказала Суламифь,- может быть и правда, что человек никогда не поймет этого».

    УЧИТЕЛЬ Ребята, а действительно, за что, почему юноша и девушка, мужчина и женщина любят друг друга? Словно электрическая искра проходит между ними, и с первой же секунды они понимают, что не могут жит друг без друга. В этом, действительно, есть что-то волшебное, необъяснимое, таинственное. Георгий Степанович Желтков тоже не понимает, почему он полюбил Веру Николаевну и объясняет это так: «Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к вам».

    УЧЕНИК: А вот как объясняет это чувство мудрый царь Соломон Суламифи: «Я нашел тебя. подобно тому, как водолаз в Персидском заливе наполняет множество корзин пустыми раковинами и малоценными жемчужинами, прежде чем достанет с морского дна перл, достойный царской короны.

    Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит. Тьмы людей думают, что они любят, но только двум из них посылает Бог любовь».

    УЧИТЕЛЬ: Наш проблемный вопрос разделен на два отдельных вопроса: Является ли любовь величайшей тайной? Согласимся с этим утверждением, высказанным в «Гранатовом браслете» генералом Аносовым, или нет?

( Еще несколько учеников высказывают свое мнение по поводу того, должна ли любовь быть тайной).

    УЧИТЕЛЬ: У нас на уроке присутствует социо-психолог. В начале сентября вы, друзья, отвечали на два вопроса: «что такое любовь?» и «зачем люди женятся?» . Мы тогда предложили на эти же вопросы ответить и ваших родителей и ваших бабушек и дедушек. Тогда вы и не подозревали, что ваши ответы будут связаны с сегодняшним уроком.

    Соблюдая совершенную анонимность, социо-психолог проанализирует мнение современной молодежи на эти важные для всего человечества и во все времена вопросы.

  Выступление социо-психолога .

     УЧИТЕЛЬ: Итак, друзья, мы согласимся с формулой: «Любовь – это величайшая тайна в мире». Запишем в свои конспекты

   2. Работа над художественными особенностями произведения «Гранатовый браслет».

а) Оригинальность композиции и художественно-языковые средства.

УЧИТЕЛЬ: Некоторые из вас готовили  сообщения по заданным темам. Давайте прослушаем ваши сообщения.

    УЧЕНИК №1: Я хотел бы поговорить об особенностях композиции «Гранатового браслета». Вы знаете, что композиция – это построение произведения. Почему писатель начал свой рассказ с описания пейзажа? В первой главе автор «заявляет» композицию всего рассказа. Т.е. композиция I главы – это в миниатюре композиция всего рассказа в целом.

    Попытаюсь это доказать. I глава: « В середине августа, перед рождением молодого месяца, наступили отвратительные погоды. Тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. Шел мелкий, как водяная пыль, дождик, превращая глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. Задувал свирепый ураган, деревья раскачивались, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два совсем не  вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега».

    Обратите внимание на эпитеты, метафоры, сравнения, символы. И трупы рыбаков. В читателе нарастает тревога. Он как бы предчувствует трагедию, несчастье, смерть.

    УЧЕНИК №2: Вера Николаевна, получив браслет, повернула его перед огнем электрической лампочки, и глубоко в камнях-гранатах вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера. Вера Николаевна тоже предчувствует трагедию…

    И эта трагедия – а именно, смерть Желткова, действительно происходит…

    А предшествует этому – посещение Желткова мужем и братом Веры Николаевны.

    УЧЕНИК №1: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским»…

    УЧЕНИК №2:    «Жалко, и грустно, и противно» описание образа жизни Желткова, «Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой». «Комната очень низка, окна похожи на пароходные иллюминаторы, узенькая кровать»

    «Жалко, и грустно, и противно» было видеть, как высокомерно  и гадко вел себя Николай Николаевич – брат Веры, как он разговаривал с Желтковым.

    УЧЕНИК №1: «Еще печальнее  было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков, бумажек, черенков, коробочек»…

    УЧЕНИК №2: Не такое ли точно опустошение наступило в душе Георгия Степановича Желткова после посещения его Василием Львовичем и Николаем Николаевичем?

    «Еще печальнее было видеть», как после разговора по телефону с Верой Николаевной, которая и разговаривать-то не стала, а только попросила «прекратить как можно скорее всю эту историю, которая ей так надоела», вернулся Желтков  в комнату: «Глаза его блестели и были глубоки. Как будто наполнены непролитыми слезами:- Я готов, - сказал он, -  и завтра вы обо мне ничего не услышите, и, конечно, больше никогда меня не увидите. Я как будто бы умер для вас».

    УЧЕНИК №1: «К началу сентября погода вдруг переменилась. Наступили тихие безоблачные дни, ясные, солнечные и теплые. Заблестела серебряным слюдяным блеском осенняя паутина. Прелестные дни наступили, тишина, уединение, чистый воздух, щебетание ласточек, соленый ветерок».

    УЧЕНИК №2: Эта пейзажная зарисовка как бы венчает повествование. Простивший всех, Желтков: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь».

    В рассказе описание природы подчеркивает состояние души героев. Повествуется  о том, что нарастает тревога, предвещает беду, трагедию, смерть, несчастье.

    Описание природы к началу сюжетного действия как бы предваряет финал повести: все улеглось, утихомирилось. Воцарилась безмятежность, жизнь продолжается – душа  Веры Николаевны обретает покой, всепрощение и она понимает, что тоже прощена.    Прощенная Желтковым и простившая себя Вера «с глазами, блестящими от слез».

    УЧЕНИК №3: Хочу добавить, описано в рассказе и отношение обеих сестер к морю, которое совершенно разное. Для «живой, мило-протеворечивой, пленительной, безалаберной, любящей сильные впечатления и азартные игры, но, тем не менее, верной своему нелюбимому мужу Анны, море – это живая стихия, наполненная поэзией,   запахами,  красотой,  радостью,  высотой.

    А для «царственно спокойной, холодно-свысока любезной, независимой и гордой» Веры море – это чудо. При встрече с ним после долгого расставания море ее поражает. Но потом наступает привычка. «Оно начинает давить своей плоской пустотой.  Я скучаю, глядя на него». Вера любит лес. Ей непонятны прелести моря. Лес  она любит за его эстетику. Он всегда красив: «Я люблю лес… Тишина, прохлада».

   УЧИТЕЛЬ: Мы видим, что Куприн очень внимательно и бережно относился к русскому слову. Всегда облекал он свои мысли изящными выражениями, потому что «золотому яблоку в чаше из прозрачного сардоникса» уподоблял он слово. Словами  царя Соломона говорит он о слове: - «Слово – искра в движении сердца».

Мы поговорили о художественно-языковых средствах, использованных в  рассказе, но вы готовили и другие сообщения.

      б) Цветопись в рассказе.

    УЧЕНИК №1: А мне очень интересно было работать над цветописью рассказа. Мое сообщение называется: «Цвет и его оттенки в рассказе «Гранатовый браслет»».

    Если верно, что у Куприна есть любимый цвет, то я считаю, что это красный? Я сейчас попробую доказать, что красный цвет для Куприна – это цвет крови, страсти, тревоги, сильных и гневных чувств.

    Рассказ «Олеся» заканчивается так: «Вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных под названием «кораллов»».

    Красный, как опасность.

    Но вернемся к рассказу «Гранатовый браслет».

- «пышно цвели своей холодной, высокомерной красотой георгины, пионы и астры». Как правило, эти цветы бывают красного цвета. Они распространяли «грустный запах». Красный – печаль.

- а мухоморы в лесу, которые так нравятся Вере «точно из красного атласа и вышиты бисером. Красный цвет – цвет ядовитой красоты.

- морской петух «рыба, которая была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост».  Ее чешуя отливала золотом, а плавники были ярко-красного цвета. Красный – хищный.

- пять гранатов точно кровь, «густо-красные огни». Красный – кровь.

    УЧЕНИК №2: Можно мне продолжить? Я тоже изучал цветопись в рассказе.

- браслет был в коробочке из красного плюша (такой бархатный материал). Красный, как предупреждение.

- «Я краснею при воспоминании о моей дерзости», пишет в письме Желтков. Красный – стыд.

- «Погасла последняя багровая, узенькая, как щель полоска, рдевшая на самом краю горизонта. Оттенки красного – предвестники тьмы.

- «Вера вынула из бокового кармана кофточки большую красную розу». Красный – цвет прощания и прощения. В последней молитве много раз повторяются слова –«пре-красная».

    Итог подводит учитель (дополняет).

УЧИТЕЛЬ: Я согласна с вашими выводами. Давайте вспомним (дополняет):

- виноград изабелла – красное вино, его пил Аносов.

- красная шапка – посыльный.

- красный футляр и браслет, втиснутый в черный бархат. Вспомним роман «Красное и черное» Стендаля.

- красные денечки – говорит Аносов (бабье лето).

   Но мне кажется, что любимый цвет у Куприна все же зеленый. Попытаюсь доказать свою версию.

                                                      Зелень

   Море                       Зелень           Гранат             Сад           Зеленый полусвет,

(запах резеды,       (виноград)        (зеленый)                                   покой

зелени)                                                                                        (умиротворение)  

 - Николай Николаевич чертил по зеленому сукну стола мелом. Цвет успокоения, раздумий.

   

   в) Нумерология ( т.е. цифры) в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

 

УЧЕНИЦА: Когда я работала над этой темой сообщения, я была просто ошеломлена. Я хочу поделиться с вами своими находками. Сама я не могу найти им объяснения. Я даже своеобразную диаграмму начертила. Магическим числом этого рассказа является число «пять».

Доказываю:

- 5 красных гранатов в браслете;

- о 5-ти  браках идет повествование:

          1) княгини Веры с князем  Василием Шеиным;

          2) сестры  Веры  Анны Фриессе и Густава Ивановича;

          3) генерала Аносова и сбежавшей от него с проезжим актером жены;

          4) вдовы Людмилы Львовны – родной сестры Василия Шеина;

       5) Леночки, из рассказа генерала Аносова, у которой муж знал о ее многочисленных романах, но молчал. А когда друзья намекали ему, он только отмахивался: - «Не мое дело. Пусть только Леночка будет счастлива!»;

- в V главе приносят браслет от Желткова, и впервые читатель узнает о существовании Г.С.Ж.;

- в Х главе, т.е. 5 прибавить 5, через 5 глав после главы о браслете мы знакомимся с самим Желтковым.;

- гости стали съезжаться после 5-ти вечера;

- идя к Желткову,  князь Василий Львович остановился перед шестым этажом, т.е. на 5-ом.

    А всего глав 13 и гостей у Веры Николаевны было 13. Суеверная Вера даже подумала про себя: «Вот это нехорошо».

                              Браслет                              Желтков    

!____!____!____!________!____!____!____!________!____!____!____!

13 гостей                                                                                                 13 глав

                                       

    (Диаграмма на доске).

    УЧИТЕЛЬ: Ты еще не упомянула, что брак Веры и Василия длится  5 лет. Очень интересное открытие. Ну «13» мы еще можем объяснить – чертова дюжина, несчастливое число, предрекающее беду. Есть ли предположение о числе «5» ?

    Ученики думают, высказываются. Можно предложить подумать и гостям. Вдруг у них будут интересные предположения…

    УЧЕНИК (выдвигает версию): Я думаю, что писатель почему-то любил это число. Может это к делу не относится, но в слове «любовь» ведь тоже пять звуков, как и в слове смерть. (Предложить детям записать транскрипцию этих слов).

    УЧЕНИК (версия): А мне кажется, что дело все-таки в гранатах. Посередине, шестой гранат – маленький зеленый – очень редкий, хотя и незаметный. Его окружают большие кровавые гранаты.

    УЧИТЕЛЬ: Если считать, что все  5 браков, о которых повествуется, должны были совершаться по любви, но «сколько людей, столько любвей», как сказал поэт (В. Маяковский), то посередине – любовь Желткова – весьма редкая, какая бывает один раз в тысячу лет, бескомпромиссная, целомудренная… Это моя версия.

                       III   СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ.

(Вопросно-ответная беседа по тексту.)

  1. Считает ли В.Н. свой брак счастливым? Как она понимает счастье?

(Ученики выдвигают свои версии).

   2.  Как вы думаете, как дальше, после случившегося, сложится жизнь Веры Николаевны и Шеина, что будет происходить в их жизни,  все останется по-прежнему или что-то изменится?

УЧЕНИК №1(ответ-версия): «Я люблю лес… Тишина, прохлада» - говорит Вера Николаевна. И мне кажется, что это от части отражает дальнейшее развитие отношений Веры с супругом. Их чувства войдут в привычку и так они проживут до глубокой старости и, возможно, их отношения тоже будут давить «своей плоской пустотой». Тем более,  что у них нет детей.

УЧЕНИК №2. А у меня есть другая версия. Я думаю, что дальнейшей совместной жизни Веры Николаевны с князем Шеиным не будет.

УЧЕНИК №3: Вера Николаевна будет счастлива, так как Шеин - хороший человек.  

3. Скажите, а все ли считают, что Василий Львович – прекрасный человек? Он ведь знал о любви некоего ППЖ (так он называет его в своем альбоме), но ничего не предпринял? Хотя сам предвидел смерть в своем описании.

УЧЕНИК №1: Действительно, Шеин знал о любви к своей жене Желткова, но не предпринял никаких действий. А как только Николай Николаевич предложил предпринять какие-то меры, то он предложил вернуть браслет и прочитать ГСЖ «хорошую, строгую нотацию».  И пошел к Желткову, хотя и сомневался в правильности этого поступка. По-моему он безвольный человек.

УЧЕНИК №2: Я тоже считаю его мягкотелым и податливым человеком.  Брат Веры  говорит о нем: «Если бы такую выходку с браслетом и письмами позволил человек нашего круга, то князь Василий послал бы ему вызов». Но тут же сомневается, что князь был бы на это способен и добавляет: «А если бы этого не сделал он, то сделал бы я».

УЧЕНИК№3: А мне кажется, что Шеин все-таки «хороший парень», как назвал его генерал Аносов. Увидев Желткова, князь «не отрываясь глядел с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека», а потом сказал  Николаю Николаевичу: «Я вижу его лицо и я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. Разве он виноват в  любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь». Мне жалко этого человека.

4. Что говорил Василий Львович Вере Николаевне, вернувшись от Желткова?

УЧЕНИК: Он говорил: - «Он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не сводил с него глаз – передо мной был мертвый человек.»

5. Какое чувство возникло у Василия Львовича к Желткову?

УЧЕНИК: У князя Василия возникло чувство уважения к Желткову. Он не только отпустил Веру попрощаться с ГСЖ, но и сам бы желал это сделать, если бы не чувствовал неловкости.

6. С какого момента Желтков стал игнорировать Николай Николаевича, почему?

УЧЕНИК: Это произошло после того, как прокурор, брат Веры, сказал, что они хотели обратиться за помощью к власти.  

7. Как он себя повел?

УЧЕНИК: «Он рассмеялся, положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички, закурил и уже не обращал больше внимания на Тугановского»

8. Почему Желтков из робкого, растерянного, несколько заискивающего, стал дерзким, забывшим о правилах приличия, даже надменным?

УЧЕНИК: Потому, что ему была смешна даже сама мысль о том, что любовь можно пресечь административными мерами. Я думаю, что прокурор не только никогда не любил, но  даже и не влюблялся. Я думаю, он не способен на сердечные чувства.

9. Что бы вы сделали, чтобы оборвать это чувство?

УЧЕНИК: «Остается одно – смерть».  Ведь речь идет о такой любви, которую генерал Аносов назвал настоящей,  бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, Та, про которую сказано – «сильна, как смерть».

10. Понимала ли Вера Николаевна, что это любовь?

УЧЕНИК №1: Она понимала, что это такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость.

УЧЕНИК №2: Это та любовь, о которой мечтали и тосковали лучшие умы и души человечества – поэты, романисты, музыканты, художники.

УЧЕНИК №3:  Это та любовь – единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная, о которой мечтает в глубине своего сердца каждая женщина.

11. В финале рассказа Вера Николаевна говорит, что она прощена. В чем ее вина?

УЧЕНИК: Вера Николаевна очень-очень виновата перед ГСЖ. Когда она прощалась  с Желтковым, когда она увидела глубокую важность в его закрытых глазах, и губы, улыбающиеся так блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то сладкую тайну, разрешившую всю его жизнь, то поняла, что та любовь, которая повторяется один раз в тысячу лет,  и о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо.

12. Могла ли Вера Николаевна уберечь Желткова от суицида? (выдвигают версии).

13. Почему самоубийство считается страшным грехом?

14. Почему Желтков пошел на это?

УЧИТЕЛЬ: Проблема суицида  была и остается актуальной и современной. Послушаем социо-психолога.

УЧИТЕЛЬ: 1.Каковы ваши впечатления о Желткове? Дайте портретную характеристику героя.

2.Соответствует ли внешний облик, его материальное положение душевному состоянию героя?

3.Какова роль фамилии в раскрытии его душевного состояния?

4. Почему писатель знакомит нас сначала с характеристикой Желткова, а потом с самим героем? Какова логика такой последовательности?

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним описание квартиры Желткова. Контраст дачи Шеиных (роскошной) и скромная обстановка комнаты героя выдает в нем благородного человека. «Трудно выговорить фразу: « Я люблю вашу жену», но 7 лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это».

УЧЕНИК: Желтков любит Веру Николаевну «издали». Это как любовь к Богу.

           IV РАБОТА НАД РЕФРЕНОМ.

УЧИТЕЛЬ: Вся глубина переживания героя выражена через 2-ю сонату Бетховена, любимого композитора Куприна, о котором он упоминает в произведении «Поединок». Благодаря музыке, рассказ-рефрен становится молитвой о любви. Происходит претворение чистых музыкальных фраз из Бетховенской сонаты (Аппассионаты) в шесть строф стихотворения в прозе, возникающих по сюжету в сознании княгини. Это  - гимн любви, рефрен, которому служит строка из молитвы, обращенная героем к Вере – «Да святится имя Твое». (Обратимся к словарю на доске; запись в конспект).

                    V ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

    Друзья! Мы сегодня с особым  волнением работали над одним  из самых  целомудренных произведений о Вечной любви – рассказом А.И Куприна «Гранатовый браслет»

    Писатель показал нам Великое чувство в самом высоком, библейском его значении. Он показал нам ту Любовь, которая сильна, как смерть и даже сродни смерти, которая трагична, драматична и губительна для тех, кто ее испытывает. Но сами герои воспринимают ее как огромное счастье, которым наградил их Всевышний. Это та любовь, которую могут испытывать как цари, так и «маленькие люди». Это та Любовь, которая дается человеку один раз в тысячу лет.

    И слава Богу, что он награждает такой любовью и, слава Богу, что она случается один раз в тысячу лет. Иначе бы Земля опустела. Потому что такая Любовь разрушительна для влюбленных. Она недоступна всем людям  и поэтому тот, к кому она пришла, погибает. Такая любовь не дает плодов. В этой любви нет детей. А дети – это венец любви. Такая любовь  не для Земли, она для неба. И прекратить ее можно, только умерев.

     В отличие от Желткова, для которого весь мир заключается в женщине, которая никогда не испытывала чувств к нему, мы интересуемся всем, что происходит на Земле, в мире, во вселенной, в нашей семье и в нас самих

  Социо-психолог помог нам понять, что все суициды совершаются людьми, не нашедшими себя в этом мире, для них не существует цели в жизни. Они одиноки, ничего не желают, им не для кого жить, они ни о чем не мечтают, ничего не хотят и  видят в смерти единственный выход. Ведь смерть – это уход в небытие, уход от самого себя.

Но не смотря на вышесказанное,  любовь есть:

    Любовь – величайшая тайна в мире.

    Любовь – счастье.

    Любовь – жизнь.

    VI ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА.

    Учитель зажигает свечи. Звучит «Аппассионата». Оба героя выходят на сцену с разных сторон. В руках у ГСЖ красная роза. В руках у Веры Николаевны кружевной платок, наполненный лепестками роз. Поочередно под музыку они читают свои монологи – молитву (Звучит рефрен). Умолкает музыка. Пауза. Включают песню «Вечную любовь» и герои медленно идут навстречу друг другу. Подойдя близко к Вере, ГСЖ встает на одно колено и протягивает ей розу, подняв высоко руку. Вера Николаевна тоже поднимает обе руки и медленно высыпает из платочка лепестки роз на Желткова. Затем она двумя руками берет розу, Желтков поднимается с колен. Они оба стоят, и, высоко подняв руки, держат розу. Звучат последние аккорды песни, а в это время герои расходятся в разные стороны лицом друг к другу. В руках у Желткова Верин платок, а у нее - его роза.

    Учитель выходит к доске, снимает плакат с эпиграфом урока. Под ним девиз.

    УЧИТЕЛЬ: Давайте девизом нашего незабываемого урока сделаем такие слова:

        Живи! Пусть солнце над тобой взойдет,

        Искрится пусть Любовь и пламенеет,

        Ведь только тот, кто любит, тот живет,

        И только лишь живой любить умеет.

    Обратите внимание на девиз и прочтите акростих (Обратимся к словарю). Получилось – ЖИВИ. Вывод, к которому мы пришли к концу нашего урока: ЛЮБОВЬ – ЭТО ЖИЗНЬ!

Запишите вывод и акростих в «конспект-проект» урока.

       

 Конспект — проект   урока-версии

Тема: «Да святится имя Твоё», или «Вечная любовь  в произведении Куприна «Гранатовый браслет».

                       1. Объяснить

Цель              2. Обобщить

                          3. Предостеречь

                          4. Нравственно утвердиться

Проблема:

1.

2.

Формула любви по Куприну: «Любовь должна быть трагедией.                                  Величайшей тайной в мире.»

Формула любви современника: Любовь — это величайшая тайна в мире. Любовь — это не трагедия, а счастье.

Художественные особенности произведения:

1. Оригинальность композиции рассказа, использование художественно-языковых средств (эпитеты, метафоры, сравнения, символы, аналогии, пейзаж).

«Слово — искра в движении сердца»

Соломон

Библия

2. Цветопись в рассказе.

3. Нумерология.

4. Система художественных образов.

5. Рефрен: «Да святится имя Твоё»

Итог — девиз урока

(акростих)

               

 

                                         

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку повести А.Куприна "Гранатовый браслет"

в презентации представлены материалы,которые могут стать основой для работы на уроке по "Гранатовому браслету" полную разработку урока можно посмотреть на сайте "Открытый урок" в разделе "Литература"...

тест по повести А.Куприна "Гранатовый браслет" 10 класс

Данный тест проводится после изучения повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" в 11 классе и позволяет учителю - словеснику проверить знание текста произведения.Тест состоит из 11 вопросов, к нему при...

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")

Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)...

Презентация к уроку "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")

Презентация к уроку  "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)...

Конспект урока по повести А.Куприна "Гранатовый браслет"

Цели:- Анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, -развитие умения использования литературоведческих терминов,-обучение монологическому аргументированному ответу,-актив...