А. П. Чехов. "Хамелеон". "Хамелеонство" в рассказе и жизни.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Галиуллина Гузэль Кабировна

Урок посвящается проблеме человеческого достоинства, которая в той или иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галиуллина Гузэль Кабировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан

Класс: 7

Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон».

           « Хамелеонство» в рассказе и жизни.

Цели: показать мастерство писателя в изображении « хамелеонства»,

            обратить внимание учащихся на художественные средства  

            изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,

            познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа

            «Хамелеон».

I Организационный момент

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На пошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые рассказы, провели викторину. А сейчас коротко повторим изученное.

  1. Работа по таблице « Жизнь и творчество А. П. Чехова».
  2. Тема сегодняшнего урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни»

II  Работа над новой темой.

1. Беседа

Учитель.

- Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?

(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство перед

людьми.)

Учитель. Человеческое достоинство - это та проблема, которая в той или

 иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.

На прошлом уроке мы прочитали рассказ « Хамелеон»/

    - О каком событии повествует рассказ?

 

- Назовите героев рассказа.

( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)

- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

( Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

- Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)

    -Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите

внимание на иллюстрации. Кто есть кто?

Вывод.

(Человек, лишенный достоинства,  сознает свое ничтожество перед

сильными мира сего. Очумелое и Хрюкин меняют свое мнение и

соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы —  достойная им награда.)

Учитель. Почему рассказ назван «Хамелеон»?

(Очумелое в зависимости от того,   кто является хозяином собаки, меняет

 свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному

хозяину генералу. Превращения Очумелова послужили основой для

названия рассказа.)

Учитель. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?

(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая

 то деспотическую сущность, то рабскую.)

Учитель. Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к

разряду хамелеонов?

(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.

 У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми

были типичны для того времени.)

Учитель. Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и

Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?

(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,

 человеческое хамелеонство )  (Слайд)

Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.

 ( Деспотизм самодура)

Учитель. М. Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело

 вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к

этой сонной, полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к

рассказу «Хамелеон»?

(Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной

жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом

 тишина... На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)

Учитель. Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем  

   смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)

 

Учитель. Что составляет комедийную основу рассказа?

{Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного

 вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,

серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)

 Учитель. Что показалось вам смешным в рассказе?

(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)

Учитель. Какие художественные средства использует автор для

создания комического текста?

(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов

использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие

фамилии»: Очумелов от слова «очуметь» — потерять соображение,

 одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем

говорит: «... а ежели каждый свинья...») ( Подкрепление из текста)

Учитель. Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите,

как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как

меняется интонация персонажей.

(Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным

чтением, над речевой характеристикой действующих лиц.)

-Какими вы увидели героев рассказа?

- Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?

- Чьё чтение особенно вам понравилось?

Прослушивание чтения мастеров художественного чтения (прослушивание аудиозаписи)

Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали

 ( Определение детали. Слайд.)

 Художественная деталь –изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

 Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?

(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает

 свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски

хамелеона.)

Учитель. Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя

 внимание, помогают создать комический эффект?

(Изображение виновника скандала — «белого борзого щенка с острой

мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»

 в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид

вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся

ситуации.)

Учитель. У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что

краткость — сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему

 хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.

 Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени

раскрыть образ Очумелова?

( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,

 доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о   том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,

 выполняют свои обязанности небескорыстно.)

Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.( Слайд)

                                            Виды смеха

  Юмор                                                                            Сатира

    ( добрый смех)                                                                 ( злой смех)

( человеческие пороки,                                              ( социальные пороки                                    

слабости)                                                                    общества)

                                                                                   

Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.

 

-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?

( В «Хамелеоне», как и в других рассказах , автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)

-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?

( Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)

 

III. 1. Обобщение.

Выводы. Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны  и по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

     Тонким юмором,  порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

     Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.

2. Оценивание.

3. Домашнее задание.   Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.



Предварительный просмотр:

Антон Павлович Чехов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fe9cd38d-6091-4f9c-b756-4bbf0010d485/%5bLI7RK_10-01%5d_%5bIL_02%5d-k.jpg

Н. П. Чехов. Начало 1880-х гг.

Очумелов шествует по городу

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0250ecb-ee5b-4b7b-914f-a7d93d4336f8/%5bLI7RK_10-01%5d_%5bIL_08%5d-k.jpg

А. Дудин. Иллюстрация к рассказу

А. П. Чехова « Хамелеон»

http://marmarta.narod.ru/illustration/big/g1.jpg 

А. П. Чехов «Хамелеон»
Карандаш, бумага
38 х 27

© Клименко Елена

Хамелеон

                              С.В. Герасимов. Иллюстрация к рассказу

               А.П. Чехова "Хамелеон" ( 1945)

На базарной площади

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7486b26e-78c5-4ff9-930b-96c6bd2a61ab/%5bLI7RK_10-01%5d_%5bIL_09%5d-k.jpg

А. Дудин. Иллюстрация к рассказу

А. П. Чехова «Хамелеон»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Хамелеонство» в рассказе и в жизни

Слайд 2

Антон Павлович Чехов

Слайд 3

Перед Богом сознавать своё ничтожество, а достоинство – перед людьми.

Слайд 4

А. П. Чехов Начало 1880-х гг.

Слайд 5

Основная идея рассказа: высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота. ( Деспотизм самодура)

Слайд 6

Очумелов шествует по городу А. Дудин. Иллюстрация к рассказу

Слайд 8

С.В . Герасимов. Иллюстрация к рассказу А.П . Чехова «Хамелеон» ( 1945)

Слайд 9

На базарной площади А . Дудин. Иллюстрация к рассказу

Слайд 10

Художественная деталь – изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

Слайд 11

Виды смеха Юмор Сатира ( добрый смех) (злой смех) ( человечески ( социальные пороки , пороки слабости) общества)

Слайд 12

Презентацию к уроку по теме «Хамелеонство» в рассказе и жизни» составила учительница русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Ермекеево Галиуллина Гузэль Кабировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы по теме:"Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».

Уро по теме "Слово о писателе. А. П. Чехов "Хамелеон" разработан для обучающихся 7 класса....

А.П.Чехов "Хамелеон"

Открытый урок  по чтению в 7 классе....

А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики

Урок по литературе для 7 класса на тему: " А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики". Цели: - углубление знаний учеников о личной и творческой био...

А.П.Чехов "Хамелеон", "Злоумышленник"

2 урока по рассказам А.Чехова, 6 класс...

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

Конспект урока  улитератры в 7 класссе. Соответствует требованиям ФГОС....