Гауф Бедный Маленький Мук
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Канакина Ксения Владимировна

Урок-исследование. В чём видел для себя счастье Маленький Мук?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Маленький Мук109.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.32 МБ
Microsoft Office document icon Маленький Мук54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение  

Полевского Городского Округа

«Средняя Общеобразовательная Школа № 8».

Урок литературы в 6 «А» классе

по теме «Бедный Маленький Мук»

Разработчик:

Мащенко Ксения Владимировна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.

Полевской городской округ, 2014-2015 учебный год.


Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Бедный Маленький Мук» 

(Раздел 2. «Сказки для взрослых»)

Рабочее название урока: В чём видел для себя счастье Маленький Мук?

Цель:

Провести исследование на тему: «Маленький Мук – это сказка или жизненная история?»

Задачи:

  1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.
  2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
  3. Осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Строить рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
  5. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, восприятия текста как произведения искусства.

Планируемые результаты

УУД:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные:

1. Продолжить формирование навыков и умений в анализе произведений.

2. Сопоставление героев и их поступков.

3. Умение формулировать проблему и идею произведения, сопоставлять с реальностью.

Основные понятия        

  1. Нравственность
  2. Толерантность
  3. Сопереживание
  4. Справедливость

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебник-хрестоматия «Год после детства», Литература, кн.1, 6 класс: для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2012 , авторы Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева

Презентация к уроку

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний

Метод: по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические; проблемно – поисковые.

Технология

  1. Работа с текстом по технологии продуктивного чтения.

Эпиграф: «Все мы - люди, да не все – человеки».

                                                       Владимир Иванович Даль


Этапы урока

Содержание

I. Организационный, постановка цели и задач урока 

Приветствие учащихся. Мотивация учащихся

Прослушивание фрагмента песни из к\ф «Маленький Мук» («Дорогами добра»)

- Какой девиз из этой песни вы бы хотели взять для себя?

- Почему эту песню выбрали для кинофильма «Маленький Мук»?

- Кто обижал Маленького Мука и почему?

Формулировка темы и проблемы урока

– Давайте вспомним, что сказали родственники Маленького Мука, когда выгнали его из дома? («Иди по свету, может быть, и найдёшь своё счастье».)

– Как вы думаете, какую тему урока мы можем сформулировать?

В чём видел для себя счастье Маленький Мук? (записать в тетради)

Словарная работа на карточках: нравственность, сострадание, сочувствие, справедливость, счастье

II. Актуализация знаний. 

Работа с текстом.

– В каждой сказке, в каждой истории есть маленькие секреты. В данном случае секрет кроется в имени Маленького Мука.

– Давайте прочитаем, как звали его на самом деле.

(На самом деле его звали Мукра).

– Как вы думаете, это уточнение случайно или нет?

Информация для учителя

Мукра – мул, плод скрещивания кобылы и ослицы. Согласно Гомеру, впервые мулы появились в Малой Азии, где их разводили и использовали как вьючных животных… В Италии так называют незаконнорожденных детей и найдёнышей.


Их мулами не зря назвали там.
Нам грустно видеть сирот полуголых;
Но если суть вещей уразуметь –
Богатых сирот надо бы жалеть.
Дж. Г. Байрон. «Дон Жуан»

– Вместе с информацией о том, что Маленький Мук жил у отца, что родня после смерти отца выгнала его, какой вывод можно предположить?(Маленький Мук – незаконнорожденный или найдёныш, то есть человек, изначально лишённый в то время достойного места в жизни.)

Словарная работа: нравственность, сопереживание, справедливость.

Первый эпизод: Маленький Мук и старуха Ахавзи.

Ахавзи, без сомнения, значимое имя, но языковой барьер не позволяет определить, что первоначально имели в виду создатели сказки. Одно можно сказать точно: любовь старухи к своим животным – это пародия на человеческие отношения.

 

Карлик уныло брёл по улицам, еле волоча ноги. Он проходил мимо одного высокого красивого дома, и вдруг в этом доме распахнулось окно и какая-то старуха, высунувшись, закричала:

– Сюда, сюда –

Готова еда!

Столик накрыт,

Чтоб каждый был сыт.

Соседи, сюда –

Готова еда!

Мук поднялся наверх по лестнице и увидел ту старуху, которая кричала из окна.

– Что тебе нужно? – сердито спросила старуха.

– Ты звала обедать, – сказал Мук, – а я очень голоден.

Вот я и пришёл.

Старуха громко рассмеялась и сказала:

– Откуда ты взялся, парень? Все в городе знают, что я варю обед только для моих милых кошек. А чтобы им не

было скучно, я приглашаю к ним соседей.

– Накорми уж и меня заодно, – попросил Мук.

Он рассказал старухе, как ему пришлось туго, когда

умер его отец, и старуха пожалела его. Она досыта накормила карлика и, когда Маленький Мук наелся и отдохнул,

сказала ему:

– Знаешь что, Мук? Оставайся-ка ты у меня служить.

Работа у меня лёгкая, и жить тебе будет хорошо.

Муку понравился кошачий обед, и он согласился...

Кошек госпожа Ахавзи любила, точно родных детей.

– Можно ли сказать, что госпожа Ахавзи пожалела Мука?

– Любила ли она кого-нибудь, кроме своих кошек?

– Были ли шансы у Мука остаться работать в этом месте? Почему?

– Почему кошки стали выживать Маленького Мука?

Первая попытка – устроиться из милости – не удалась, поскольку в этом деле у Мука было много конкурентов.

– Что взял Маленький Мук в комнате старухи?

– Как он рассуждал при этом?

– Удачным ли оказался его выбор? Почему?

Второй эпизод: Маленький Мук и король. 

Как Мук попал в город? Чего ожидал?

Мог ли Маленький Мук добиться расположения придворных или нет?

– Если бы Маленький Мук не нашёл горшок с золотом, его судьба при королевском дворце могла бы сложиться? Почему?

– Почему у Маленького Мука не возникло взаимопонимания с королём? Могло ли оно возникнуть?

(Взаимопонимания возникнуть не могло, Маленький Мук опирался на волшебные артефакты, искренне считая, что именно они принесут ему удачу и понимание. Но эти предметы работали в любых руках, и король, как всякий политик, исходил из практических соображений. Зачем ему Маленький Мук?)

Эпизод третий: Маленький Мук и волшебные ягоды.

– О чём думал Маленький Мук, уходя из города?

– Как он отомстил королю?

– Нашёл ли Маленький Мук своё счастье? Почему?

– Давайте посмотрим, что было у Мука? (Богатство, умение быстро перемещаться с место на место. То есть в любом городе он мог остановиться и жить безбедно.)

– Чего же не хватало Муку? (признания людей)

– Как он пытался его приобрести? (С помощью подарков, усердия в службе.)

– Как он его приобрёл у «злых мальчиков»? (Просто рассказав свою историю.)

Над решением какой проблемы мы сегодня работали?

 В чём видел для себя счастье Маленький Мук? Почему он, по мнению отца мальчика, достоин уважения?

– А что понял мальчик, рассказывающий эту историю? Почему в самом начале он характеризует себя и своих друзей как «злых мальчиков»?

– Сформулируйте для себя понятие «счастье», каким вы его открыли в произведениях Гауфа. (работа со стикерами) «Счастье 6 А класса»

III. Итог урока.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Чему меня научила сказка «Маленький Мук»

– Маленький Мук открыл для себя большой мир людей, где нельзя завоевать любовь и расположение других людей ни прилежанием, ни богатством, ни особыми умениями – всё это есть и у других. Доброта и сострадание к другим, умение оставаться самим собой в любой ситуации – вот главное, что помогает обрести место в жизни.

Это сказка или жизненная история?

IV. Домашнее задание

1. Составить синквейн по вариантам «Счастье», «Маленький Мук»

2. Творческое задание по желанию (какие приключения могли бы произойти с Маленьким Муком, если бы он в запертой комнате нашел старинное зеркальце, восточный халат, расшитый тюрбан) стр 190 вопрос 2

3. Прочитать ознакомительным чтением сказку «Принцесса Изольда»


________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

________________________- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

________________________ - это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

________________________- это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

__________________________-это беспристрастное отношение к кому-нибудь, соответствующее истине.

_________________________-это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

СИНКВЕЙН

Существительное_________________________________________________

Два прилагательных______________________________________________

Три глагола______________________________________________________

Предложение____________________________________________________

_______________________________________________________________

Ассоциации_____________________________________________________

_______________________________________________________________

СИНКВЕЙН

Существительное_________________________________________________

Два прилагательных______________________________________________

Три глагола______________________________________________________

Предложение____________________________________________________

_______________________________________________________________

Ассоциации_____________________________________________________

_______________________________________________________________

СИНКВЕЙН

Существительное_________________________________________________

Два прилагательных______________________________________________

Три глагола______________________________________________________

Предложение____________________________________________________

_______________________________________________________________

Ассоциации_____________________________________________________

_______________________________________________________________

СИНКВЕЙН

Существительное_________________________________________________

Два прилагательных______________________________________________

Три глагола______________________________________________________

Предложение____________________________________________________

_______________________________________________________________

Ассоциации_____________________________________________________

_______________________________________________________________

СИНКВЕЙН

Существительное_________________________________________________

Два прилагательных______________________________________________

Три глагола______________________________________________________

Предложение____________________________________________________

_______________________________________________________________

Ассоциации_____________________________________________________

_______________________________________________________________

СИНКВЕЙН

Существительное_________________________________________________

Два прилагательных______________________________________________

Три глагола______________________________________________________

Предложение____________________________________________________

_______________________________________________________________

Ассоциации_____________________________________________________

_______________________________________________________________

СИНКВЕЙН

Существительное_________________________________________________

Два прилагательных______________________________________________

Три глагола______________________________________________________

Предложение____________________________________________________

_______________________________________________________________

Ассоциации_____________________________________________________

_______________________________________________________________

СИНКВЕЙН

Существительное_________________________________________________

Два прилагательных______________________________________________

Три глагола______________________________________________________

Предложение____________________________________________________

_______________________________________________________________

Ассоциации_____________________________________________________

_______________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Бедный Маленький Мук» (Раздел 2. «Сказки для взрослых»)

Рабочее название урока: В чём видел для себя счастье Маленький Мук?

Цель: проведение исследования на тему: «Маленький Мук – это сказка или жизненная история?»

Задачи: 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения;

3. Осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Строить рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

5. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, восприятия текста как произведения искусства.

Урок усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание

Для заметок

I. Организационный, постановка цели и задач урока 

Формулировка темы и проблемы урока

Приветствие учащихся. Мотивация учащихся

Прослушивание фрагмента песни из к\ф «Маленький Мук» («Дорогами добра»)

- Какой девиз из этой песни вы бы хотели взять для себя? Почему эту песню выбрали для кинофильма «Маленький Мук»?

- Кто обижал Маленького Мука и почему? Давайте вспомним, что сказали родственники Маленького Мука, когда выгнали его из дома?

– Как вы думаете, какую тему урока мы можем сформулировать?

 

II. Актуализация знаний. 

Работа с текстом.

– В каждой сказке, в каждой истории есть маленькие секреты. В чем секрет имени Мука?

Словарная работа: нравственность, сопереживание, справедливость, сочувствие, сострадание

Первый эпизод: Маленький Мук и старуха Ахавзи.

– Можно ли сказать, что госпожа Ахавзи пожалела Мука? Любила ли она кого-нибудь, кроме своих кошек?

– Были ли шансы у Мука остаться работать в этом месте? Почему? Почему кошки стали выживать Маленького Мука?

– Что взял Маленький Мук в комнате старухи? Как он рассуждал при этом? Удачным ли оказался его выбор? Почему?

Второй эпизод: Маленький Мук и король. 

– Мог ли Маленький Мук мог добиться расположения придворных?

– Если бы Маленький Мук не нашёл горшок с золотом, его судьба при королевском дворце могла бы сложиться? Почему?

– Почему у Маленького Мука не возникло взаимопонимания с королём? Могло ли оно возникнуть?

Эпизод третий: Маленький Мук и волшебные ягоды.

– О чём думал Маленький Мук, уходя из города? Как он отомстил королю?

– Нашёл ли Маленький Мук своё счастье? Почему?

– Давайте посмотрим, что было у Мука? Чего же не хватало Муку? Как он пытался его приобрести? Как он его приобрёл у «злых мальчиков»? В чём видел для себя счастье Маленький Мук? Почему он, по мнению отца мальчика, достоин уважения?

– А что понял мальчик, рассказывающий эту историю? Почему в самом начале он характеризует себя и своих друзей как «злых мальчиков»?

III. Итог урока.

– Сформулируйте для себя понятие «счастье», каким вы его открыли в произведениях Гауфа (стикеры)

- Составить синквейн по вариантам «Счастье», «Маленький Мук»

Эта сказка для детей или для взрослых. Чему меня научила сказка «Маленький Мук»?

 

IV. Домашнее задание

1. Творческое задание по желанию (какие приключения могли бы произойти с Маленьким Муком, если бы он в запертой комнате нашел старинное зеркальце, восточный халат, расшитый тюрбан)

2. Прочитать ознакомительным чтением сказку «Принцесса Изольда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам В. Гауфа

Сценарий внеклассного мероприятия по жини и творчеству В. Гауфа предназначен для учащихся 8 класса....

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

   В каждой девушке скрывается «бедная Лиза». Говорят, «от любви до ненависти – один шаг». Любовь и разочарование часто идут в «одну ногу», но не стоит допускать таких ситуаций, когда...

В.Гауф Маленький Мук Тест

Открытый тест. 10 вопросов...

БЕДНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МУК. ( Урок-семинар по сказке В. Гауфа «Рассказ о Маленьком Муке». 5-ый класс.)

БЕДНЫЙ  МАЛЕНЬКИЙ  МУК. ( Урок-семинар  по  сказке  В.  Гауфа  «Рассказ  о  Маленьком  Муке». 5-ый  класс.)...

План-конспект урока по литературе в 9 классе "Бедный человек или бедный чиновник. По повести Н.В.Гоголя "Шинель".

Разработка урока по методической проблеме -  анализ художественного образа. Основные цели урока: развитие навыка анализа художественного образа в эпическом произведении, развитие навыков работы с...

Мини-тест по сказке Вильгельма Гауфа "Холодное сердце"

Тест поможет проверить внимание обучающихся прочитавших известную сказку....