КВН "В мире загадок"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Балакина Наталья Михайловна

ЦЕЛИ:

1.  Повторить, обобщить и систематизировать знания пятиклассников о происхождении, природе и художественных особенностях загадок как малого жанра фольклора.

2.  Развивать умения отгадывать загадки.

3.  Воспитывать уважительное и внимательное отношение друг к другу, попытаться в ходе мероприятия теснее сплотить коллектив пятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_po_zagadkam.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

КВН «В  мире Загадок».

учитель русского языка

и литературы МБОУ ООШ № 7

Н. М. Балакина

ЦЕЛИ:

1.  Повторить, обобщить и систематизировать знания пятиклассников о происхождении, природе и художественных особенностях загадок как малого жанра фольклора.

2.  Развивать умения отгадывать загадки.

3.  Воспитывать уважительное и внимательное отношение друг к другу, попытаться в ходе мероприятия теснее сплотить коллектив пятиклассников.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжки-малышки с загадками, составленные школьниками, фломастеры, бумага.

ХОД мероприятия

«Без лица в личине».

(рус. народ. мудрость).

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие друзья! Любите ли вы отгадывать загадки? Тогда приглашаю вас, ребята, принять участие в нашем КВН. А отправимся мы в мир загадки. Эта игра для тех, кто хочет поупражнять свой ум. Загадки были с древних времён, сочинил их великий и бессмертный поэт – русский народ. Те простые русские люди, которые их придумали, не умели ни читать, ни писать. Но загадки не забылись, не пропали, они бережно передавались из уст в уста, от родителей к детям.

КВН.

-Итак, приветствуем всех, пришедших в наш Клуб Весёлых и Находчивых!

Наблюдать за ходом состязания будет Совет мудрейших, в состав которого входят:

- библиотекарь школы Усевич Н. Л;,

- ученица 9а класса Киселёва Лилия;

- учитель биологии Бесян Е. Н.

Оцениваться ваши знания будут по «5» балльной системе.

В конкурсе принимают участие две команды, названия которых они сейчас нам представят.

1. Визитная карточка команд (команды представляют свой девиз и эмблемы)

2. «Загадочная» разминка.

(Попробуйте догадаться, только отвечайте все вместе, дружно. Договорились?)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно, это…

(белка)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…

(ёжик)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это?

(зайка)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется………..

(медведь)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?

(стрекоза)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто же это?

(олень)

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы,

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится

Угадали? Это…………..

(кот)

Молодцы! Сразу видно, что вы – дружные ребята!

3 конкурс «Угадай-ка»

Я буду поочередно загадывать командам загадки. Команды должны отгадать их быстро.

Каждая отгадка принесет в копилку команды  1 балл.

Загадываются загадки из составленных книжек ребят. Одному классу загадки, придуманные другим классом и наоборот.

4 конкурс «Кольцовка загадок».

(Я называю тему, вы поочерёдно - соответствующие ей загадки. Если команда на счёт 3 не вспомнит загадку, то получит штрафной балл).

ТЕМЫ:

- явления природы;

- растения;

- школа;

- животные.

4-ый конкурс «Цепочка загадок».

(По очереди загадать каждый член команды загадывает по одной загадке другой команде). Каждая верная отгадка – 1 балл.

СЛОВО СОВЕТУ МУДРЕЙШИХ

5-ый конкурс «Нарисуй отгадку!»

(Я произнесу загадку, а вы по команде нарисуете отгадку. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее, оригинальнее, а, главное, правильнее).

Пришла панья

В жёлтом сарафане,

Начали раздевать,

Стали плакать и рыдать.

(лук)

Стоит столбом,

Горит огнём:

Ни жару, ни пару,

Ни угольев.

(свеча)

6-ой конкурс «Литературные загадки»

Многие детские поэты сочиняли загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются. Предметы и явления в них взяты из современной жизни, а одной из любимых форм подсказки является рифма.

Что такое рифма? (Это созвучие в конце строки. Бывает рифма парная(аабб); перекрёстная (абаб); опоясанная (абба).

Отгадайте литературные загадки (поочередно каждой команде по одной загадке). На раздумья времени не дается. Отвечать команда должна сразу после прочтения загадки.

1 команде. Это что за простачок лёг у двери на бочок?

На пороге, на дороге останавливает ноги?

(коврик)

(А. Рождественская)

2 команде. Человек-невидимка

В коробке сидит.

Он всё время играет,

Поёт, говорит.

(радио)

(Л. Ульяницкая)

1 команде. Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были.

(пылесос)

(В. Фетисов)

2 команде. Дом на ножках,

Посреди – окошко.

Засветится окно –

Появится кино.

(телевизор)

(Л. Сандлер)

1 команде. В полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд.

(утюг)

(С. Маршак)

2 команде. В белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундуке – холодища.

(холодильник)

(Н. Шевляков)

Молодцы! Заметно, что вы книги читаете и загадки любите отгадывать. Устали?!

Физкультминутка (каждая команда получает азбуку, выигрывает та команда, которая выполнит задание быстрее).

Ребята! Я сегодня встретила ежа и чижа, оба они несли себе запасы съестного. Хотите узнать, чем же они любят лакомиться?

(упражнение для глаз)

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщишь:

Что везёт на спинке ёжик?

Что несёт в мешочке чиж?

Я В Б Д Л М О П К Ю И

В Г Д Ж Ф М П С Т Ю Э

З Г Ё Ф Р Ж Н С А Т Э

(зачеркнуть буквы маркером)

СЛОВО СОВЕТУ МУДРЕЙШИХ

7-ой конкурс капитанов «Ромашка»

(Оторвав лепесток от ромашки, прочитать загадку на его обратной стороне и отгадать её. Тема загадок этого конкурса - цветы).

Необычная ромашка

В гости к нам сейчас пришла,

Не на лугу, не в поле я её нашла.

Лепесточки белые отрывай,

На вопросы хитрые отвечай.

Хоть заданья не просты,

Но ответить в силах ты.

8 конкурс «Пантомима».

(каждая команда получает карточку с загадкой. ЗАДАНИЕ – изобразить отгадку пантомимой: движениями, жестами, мимикой, но без слов).

СЛОВО СОВЕТУ МУДРЕЙШИХ

II. ВЫВОД: Итак, друзья, сегодня мы поговорили о загадке:

Загадка – поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Для загадки характерны черты: краткость, конкретность, иносказательное описание предмета (метафоричность), ритмичность и рифмованность, форма вопроса.

Загадывание и разгадывание загадок было своего рода единоборством. Придавая смысл слову, человек загадывал загадки в особо важные моменты жизни. Например, загадка – непременный атрибут свадебного обряда.

Жениха испытывала невеста в разгадывании загадок, чтобы выяснить, достоин ли он невесты. А в русских сказках и невесты демонстрировали смекалку и мудрость с помощью загадок.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Банк загадок о зиме"

Банк загадок предназначен для широкого круга пользователей: специалистов, учителей, воспитателей, библиотекарей, родителей. Данная презентация содержит богатый лексический и картинный матер...

Презентация "Банк загадок о весне"

Банк загадок предназначен для широкого круга пользователей: специалистов, учителей, воспитателей, библиотекарей, родителей. Данная презентация содержит богатый лексический и картинный матер...

Мероприятие для учащихся 8 класса "В мире химических загадок"

Мероприятие для учащихся 8 класса "В мире химических загадок"...

В мире загадок

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Загадки". Презентация представляет собой игру (10 минут) с классом, учащимся загадываются самые разные загадки: рифмованные, логические, шарады. В ка...

Урок. В мире загадок.

Урок. В мире загадок. 5 класс....