Урок. В мире загадок.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Сидоренкова Ирина Владимировна

Урок. В мире загадок. 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon v_mire_zagadok.ppt2.31 МБ
Microsoft Office document icon urok_v_mire_zagadok.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке.

Слайд 3

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление. Лежал, лежал, да и в реку побежал. (снег)

Слайд 4

Большинство загадок построено на метафоре. Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение. Цветное коромысло над небом повисло. (радуга)

Слайд 5

Радуга , как цветное коромысло , над небом повисло. Радуга = цветное коромысло

Слайд 6

Как «построена» загадка 1. Метафора Белые хоромы, красные подпоры. (гусь)

Слайд 7

Как «построена» загадка 2. Звуковой образ З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок . (пила)

Слайд 8

Как «построена» загадка 3. Сравнение Пять ларчиков, как пять чуланчиков. (перчатки)

Слайд 9

Как «построена» загадка 4. Прямой вопрос Кто бежит без провода? (река)

Слайд 10

Сочиняем загадку про снег Какой он? Можно слово «снег» заменить другим. Каким? Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю.

Слайд 11

Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы. Домашняя работа



Предварительный просмотр:

             

Конспект

урока литературы

“В мире загадок”

                          Разработала:

                              учитель русского языка и  

                              литературы

                              МБОУ «СОШ №1» г.Сафоново

                              И.В. Сидоренковой

2015 г.

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы – В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2015.

Название раздела, темы: «Фольклор»

Тема урока:  «В мире загадок»

Цели урока:  знать, что такое загадка, ее отличительные особенности; способы создания загадки.

                    Планируемые результаты:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация.

Ход урока: 

                                                               

1. Оргмомент.

  • Психологический настрой детей на урок.
  • Звучит народная музыка.

- Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее? Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет  три жетона и больше, тот получит за урок «5».

3. Актуализация знаний.

  • Беседа учителя.

- Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы?

- Дайте определение слову «фольклор».

- С какими жанрами фольклора мы познакомились на прошлых уроках?

4. Постановка цели (целеполагание).

- Отгадайте: «Лежал, лежал, да и в реку побежал» (Снег)

- Как вы думаете, о каком жанре фольклора мы  будем сегодня с вами говорить?

- Какие цели можно поставить на уроке?

- Какие основные задачи урока стоят перед нами?

5. Организация деятельности по восприятию нового материала.

- Что такое загадка?

6. Открытие обучающимися нового знания.

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо  предмет или явление.

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым.

Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение.

Цветное коромысло над небом повисло (Радуга)

- Рассмотрим, как строится загадка.

Способы построения загадок:

1. Метафора (пример)

2. Звуковой образ (пример)

3. Сравнение (пример)

4. Прямой вопрос (пример)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах.

- Определите  способ построения загадки. Карточки

  • Полон хлевец белых овец. .
  • Бел, как снег, целовать станут, а он тает.
  • Кто на себе дом таскает?
  • Что видно только ночью?
  • Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
  • Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая.

8. Включение в систему знаний и повторения.

  • Составление загадки про снег. 

- Какой он?  

- Можно слово «снег» заменить другим. Каким?

- Какие действия выполняет снег

- Составьте загадку

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

  • Используя законы жанра, придумайте загадки:
  • о предметах одежды,
  • о музыкальных инструментах,
  • о кушаньях.

10. Рефлексия деятельности.

Прием рефлексии «Солнышко».

- Ребята, в конце урока мы вновь прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. На доске прикреплён круг от солнышка, у вас - лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации; зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

11. Домашнее задание.

  • Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой.
  • Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

презентация к урокам "ТЭК мира. Горнодобывающая промышленность мира"

Презентация содержит статистический материал, позволяющий продемонстрировать развитие топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей отрасли мира по регионам и странам мира, вырабатывать у учащи...

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

В мире загадок

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Загадки". Презентация представляет собой игру (10 минут) с классом, учащимся загадываются самые разные загадки: рифмованные, логические, шарады. В ка...

КВН "В мире загадок"

ЦЕЛИ: 1.  Повторить, обобщить и систематизировать знания пятиклассников о происхождении, природе и художественных особенностях загадок как малого жанра фольклора.2.  Развивать умения отгадыв...