Конкурс чтецов по творчеству М.Ю.Лермонтова
презентация к уроку по литературе на тему

Куликова Елена Евгеньевна

Материал представляет собой сценарий проведения конкурса чтецов для учащихся школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конкурс чтецов607.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фудуринская основная общеобразовательная школа»

«Струн вещих пламенные звуки…»

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

        

Просмотр фрагментов фильмов о Лермонтове

Слова ведущего

27 июля 1841 года у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт Михаил Лермонтов. Во время дуэли началась гроза, молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатами грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет…

Стихотворение «Завещание». Читает Александр  Волков, ученик    9а класса.

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж... Да что моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь...

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был;

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря,

И что родному краю

Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых...

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их;

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали,

И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна...

Как вспомнишь, как давно

Расстались!.. Обо мне она

Не спросит... все равно,

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей;

Пускай она поплачет...

Ей ничего не значит!

Детские годы Михаила с марта 1815 года прошли в селе Тарханы Пензенской губернии (ныне – с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Еще в раннем детстве он постоянно рифмовал слова и сточки. А в возрасте 14 – 15 лет работал над поэмой «Демон».

В автобиографических набросках Лермонтов рассказывает, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать». Шести лет уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятное сладостное чувство волновало его душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку.

Стихотворение «Ангел». Читает Казарина Мария, ученица              5а класса.

По небу полуночи ангел летел

    И тихую песню он пел,

И месяц и звезды и тучи толпой

    Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

    Под кущами райских садов,

О боге великом он пел, и хвала

    Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

    Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой

     Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она

    Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

    Ей скучные песни земли.

Ранние произведения Лермонтова – произведения романтические, часто подражательные. Герои стихотворение юного поэта – рыцари и воины, пленники и влюбленные юноши.

Стихотворение «Баллада». Читает Алёна Денисова, ученица 7 а класса.

Над морем красавица-дева сидит;

И к другу ласкаяся, так говорит:

«Достань ожерелье, спустися на дно;

Сегодня в пучину упало оно!

Ты этим докажешь свою мне любовь!»

Вскипела лихая у юноши кровь,

И ум его обнял невольный недуг,

Он в пенную бездну кидается вдруг.

Из бездны перловые брызги летят,

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют,

Вот милого друга они принесут.

О счастье! он жив, он скалу ухватил,

В руке ожерелье, но мрачен как был.

Он верить боится усталым ногам,

И влажные кудри бегут по плечам…

«Скажи, не люблю иль люблю я тебя,

Для перлов прекрасной и жизнь не щадя,

По слову спустился на черное дно,

В коралловом гроте лежало оно. -–

Возьми» –- и печальный он взор устремил

На то, что дороже он жизни любил.

Ответ был: «О милый, о юноша мой!

Достань, если любишь, коралл дорогой».

С душой безнадежной младой удалец

Прыгнул, чтоб найти иль коралл иль конец.

Из бездны перловые брызги летят,

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют,

Но милого друга они не несут.

Стихотворение «Желанье». Читает Бунин Артём, ученик              6 класса.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Дайте раз по синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне.

Дайте мне челнок дощатый

С полусгнившею скамьей,

Парус серый и косматый,

Ознакомленный с грозой.

Я тогда пущуся в море

Беззаботен и один,

Разгуляюсь на просторе

И потешусь в буйном споре

С дикой прихотью пучин.

Дайте мне дворец высокой

И кругом зеленый сад,

Чтоб в тени его широкой

Зрел янтарный виноград;

Чтоб фонтан не умолкая

В зале мраморном журчал

И меня б в мечтаньях рая,

Хладной пылью орошая,

Усыплял и пробуждал...

Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он прекрасно рисовал, и, если бы посвятил себя живописи, без сомнения, стал бы великим художником. Он легко решал сложные задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками, а французский и немецкий знал, как родной русский.

Стихотворение М. Ю. Лермонтов «На севере диком…» является переводом стихотворения Г.Гейне. Читает Анастасия Ушакова, ученица 6а класса.

На севере диком стоит одиноко  

        На голой вершине сосна.

И дремлет качаяся, и снегом сыпучим

        Одета как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой

        – В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

        Прекрасная пальма растет

Г. Гейне «Sie liebten sich beide, doch keiner…», М.Ю. Лермонтов «Они любили друг друга так долго и нежно…». Читает Антонина Пермякова, ученица 6а класса.

Sie liebten sich beide, doch keiner

Wollt’es dem andern gestehn;

Sie sahen sich an so feindlich,

Und wollten vor Liebe vergehn.

Sie trennten sich endlich und sah’n sich

Nur noch zuweilen im Traum;

Sie waren längst gestorben,

Und wussten es selber kaum.

Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Они расстались в безмолвном и гордом страданье
И милый образ во сне лишь порою видали.
И смерть пришла: наступило за гробом свиданье...

Но в мире новом друг друга они не узнали.

Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу. Позже поэт вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, ее певала мне покойная мать…»

Стихотворение «Казачья колыбельная песня». Читает Конопатова Татьяна, ученица 8 класса.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закалён в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

Шолком разошью...

Спи, дитя мое родное,

Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду -

Ты махнешь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ в 1818, 1820 и 1825 годах. С того времени тема Кавказа занимает прочное место в творчестве Лермонтова-писателя и художника.

Стихотворение «Кинжал». Читает Мягков Иван, ученик             7 класса.

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла

В знак памяти, в минуту расставанья,

И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,

Но светлая слеза – жемчужина страданья.

И черные глаза, остановясь на мне,

Исполненны таинственной печали,

Как сталь твоя при трепетном огне,

То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,

И страннику в тебе пример не бесполезный;

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,

Как ты, как ты, мой друг железный.

Стихотворение «Кавказ». Читает Южанин Виталий, ученик          8 класса.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

                Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

                 Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

                Люблю я Кавказ!...

К осени 1832 года Лермонтов переезжает в Санкт – Петербург и поступает в школу гвардейских прапорщиков.

«Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, – писала Анна Ахматова в 1964 году. – Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: «Белеет парус одинокий…» ».

Стихотворение «Парус». Читает Анжелика Семенова, ученица 4а класса.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны  – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

«… Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, – отмечает Ахматова в своем очерке «Все было подвластно ему», – и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему…»

Стихотворение «Нищий». Читает Голубев Артём, ученик 6 класса.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

В ноябре 1934 года Лермонтов был зачислен в лейб-гвардии гусарский полк. Здесь, в Петербурге, состоялась встреча поэта с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой. Это была их вторая встреча. В 1830 году Александра Верещагина, знакомая Михаила, познакомила его с 180летней Екатериной. Светская красавица посмеивалась над чувствами поэта. Спустя пять лет Лермонтов вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество.

Стихотворение «Благодарю!». Читает Алексей Кордюков, ученик 7б класса.

Благодарю!.. вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла;

Хоть ты страстей моих не поняла,

Но за твое притворное вниманье

                                      Благодарю!

                        ***

В другом краю ты некогда пленяла,

Твой чудный взор и острота речей

Останутся навек в душе моей,

Но не хочу, чтобы ты мне сказала:

                                      Благодарю!

                        ***

Я б не желал умножить в цвете жизни

Печальную толпу твоих рабов

И от тебя услышать, вместо слов

Язвительной, жестокой укоризны:

                                      Благодарю!

                        ***

О, пусть холодность мне твой взор покажет,

Пусть он убьет надежды и мечты

И все, что в сердце возродила ты;

Душа моя тебе тогда лишь скажет:

                                      Благодарю!

Еще одно стихотворение-напоминание о «недолговечности женской красоты» – «Весна». В своих мемуарах Екатерина Сушкова писала, что это стихотворение было написано специально для нее осенью 1830 года. Это был ответ на требование сказать правду. По словам Сушковой, Лермонтов прислал ей «Весну» с надписью «ей правда», а потом потребовал признать, что эта правда ей неприятна. На самом же деле это не так: к тому моменту «Весна» уже была опубликована. Следует заметить, что из всего литературного наследия поэта это стихотворение появилось в печати первым.

Стихотворение «Весна» читает ученица 5 класса Чистякова Юлия

Когда весной разбитый лед

Рекой взволнованной идет,

Когда среди лугов местами

Чернеет голая земля,

И мгла ложится облаками

На полуюные поля,

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет,

Не молодеть лишь только ей;

Ланит спокойных пламень алый

С собою время уведет,

И тот, кто так страдал, бывало,

Любви к ней в сердце не найдет.

В 30-е годы XIX века Михаил Юрьевич увлекается русской историей. Из-за пера поэта появляются «Песня про царя Ивана Васильевича…» и «Бородино».

Стихотворение «Бородино». Читает Панкратова Александра, ученица 5 класса.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

        Французу отдана.

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

        Про день Бородина!»

– Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

        Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.....

Не будь на то господня воля,

        Не отдали б Москвы.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

        Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

        О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

        Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

        Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

        Постой-ка, брат, мусью:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

        За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

        Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

        Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

        Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

        Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

        Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам....

Да, жаль его: сражен булатом,

        Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

        Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

 И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

        Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи,

        И всё на наш редут.

И даны с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед вами,

        Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена как тени,

        В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

        Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

        Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

        Слились в протяжный вой....

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

        И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны -

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

        Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

        Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

        Не отдали б Москвы.

В более ранних стихотворениях Лермонтова героические русские люди представлены в полный рост, с размахом. В сознании читателя невольно всплывают образы былинных героев.

Стихотворение «Два великана». Читает Артем Главатских, ученик  5а класса.

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами

Уж гремел об нем рассказ;

И померяться главами

Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной

Трехнедельный удалец, –

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел – тряхнул главою...

Ахнул дерзкий – и упал!

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

Стихотворение «Бой». Читает Сергей Смирнов, ученик 8б класса.

Сыны небес однажды надо мною

Слетелися, воздушных два бойца;

Один – серебряной обвешан бахромою,

Другой – в одежде чернеца.

И видя злость противника второго,

Я пожалел о воине младом;

Вдруг поднял он концы сребристого покрова,

И я под ним заметил – гром.

И кони их ударились крылами

И ярко брызнул из ноздрей огонь;

Но вихорь отступил перед громами,

И пал на землю черный конь.

В мае 1838 года поэт возвращается в Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, о своем непростом отношении к Родине.

Стихотворение «Родина». Читает Волкова Надежда, ученица      9 класса.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

        Не победит ее рассудок мой.

             Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

        Но я люблю – за что, не знаю сам –

        Ее степей холодное молчанье,

        Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Просёлочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

        Люблю дымок спалённой жнивы,

        В степи ночующий обоз,

        И на холме средь желтой нивы

        Чету белеющих берёз.

        С отрадой многим незнакомой

        Я вижу полное гумно,

        Избу, покрытую соломой,

        С резными ставнями окно;

        И в праздник, вечером росистым,

        Смотреть до полночи готов

        На пляску с топаньем и свистом

        Под говор пьяных мужичков.

Иван Сергеевич Тургенев вспоминает встречу с Лермонтовым на новогоднем балу в 1840 году: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивостью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ… но присутствующую мощь тотчас осознавал всякий. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, он задыхался в тесной сфере, куда втолкнула его судьба…».

После этого бала поэт пишет стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…». Чувство одиночества в толпе уже не покидает поэта до конца его дней.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». Читает Диана Трапезникова, ученица 5б класса.

1

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

2

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом....

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

3

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть! -

4

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

5

 Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Читает Валерия Иванова, ученица 6а класса.

1

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

2

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

3

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, –

4

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Февраль 1840. На балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и Барантом, сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью. И хотя во время дуэли противники примирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк». Поэта послали под пули на Северный Кавказ. На этот раз он уезжает из Петербурга с тяжелым сердцем и тяжелым предчувствием. Лермонтов видел себя изгнанником.

Стихотворение «Тучи». Читает, ученик               4б класса.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно-холодные, вечно-свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи – «Утес», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя я так пылко люблю…»

Стихотворение «Утес». Читает Всеволод Черненко, ученик 4а класса.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Стихотворение «Листок». Читает Ольга Нижельская, ученица            4б класса.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя;

И вот наконец докатился до Черного Моря.

У Черного Моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой

И так говорит он: я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных.

На что мне тебя? отвечает младая чинара,

Ты пылен и желт, – и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе:

И корни мои умывает холодное море.

В июле 1841 года, после отпуска, проведенного в доме бабушки, Лермонтов вновь возвращается на Кавказ. Впереди – роковая встреча с Николаем Мартыновым.

Горные вершины    

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

Всего за три года до этого Лермонтов был сослан сюда, на Кавказ, за стихи на смерть Пушкина. Он писал о судьбе любимого им поэта – строки стихов вырисовали и его судьбу. Он грозил возмездием палачам – палачи слали его под пули. Странными, неведомыми путями переплелись судьбы поэтов и их убийц.

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана;

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня – но спал я мертвым сном.

Он лежал не в долине Дагестана, а у подножия горы Машук. Полдневный жар отпылал. Над Кавказом грохотала гроза…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов, посвящённый творчеству С.Я.Маршака

Сценарий конкурса чтецов, посвящённого 125 летию со дня рождения С.Я.Маршака. Данный конкурс проводился среди учащихся школы II вида. Эффективность проводимого конкурса состоит в том, что ходе ег...

Конкурс чтецов по творчеству амурских поэтов «Русь… Россия… Родина моя.»

«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленький уголков и состоит наша общая, великая ро...

Конкурс чтецов по творчеству поэта-дальневосточника П.С.Комарова «Сторонка дальняя моя»

Поэтическое наследие Петра Степановича Комарова…Всю свою жизнь поэт прожил на Дальнем Востоке. Он не мыслил себя в иных краях, возможно, более благодатных, чем наше Приамурье.Тема близкой, милой его с...

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию   со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...

Конкурс чтецов по творчеству писателей Тюменской области. «Писатели, живущие рядом»

Расширение знания детей старшего дошкольного возраста о писателях Тюменской области....

Сценарий внутриклассного конкурса чтецов, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова.

Использовали для внутриклассного конкурса чтецов и повторения биографии....