Конкурс чтецов по творчеству поэта-дальневосточника П.С.Комарова «Сторонка дальняя моя»
методическая разработка по теме

Сучкова Татьяна Николаевна

Поэтическое наследие Петра Степановича Комарова…

Всю свою жизнь поэт прожил на Дальнем Востоке. Он не мыслил себя в иных краях, возможно, более благодатных, чем наше Приамурье.

Тема близкой, милой его сердцу родной стороны воплощена во многих стихах Комарова. В его произведениях гражданственность выявляется как отражение души; это – образ мышления, позиция. Стихи поэта освещены горячим светом Времени, в котором он жил и работал, осознавая себя сыном своей великой Родины, в них заложено высокое понимание долга, любви к Родине, смысл человеческого предназначения на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс чтецов по творчеству поэта-дальневосточника П.С.Комарова «Сторонка дальняя моя»

Цель: воспитание любви к природе, к Родине.

Задачи: знакомство с поэтическим наследием  поэта-дальневосточника П.С.Комарова; развитие креативных способностей воспитанников; отработка навыков выразительного чтения; развитие навыков преодоления страха публичных выступлений.

Конкурсные стихотворения: «Зима в Эвенкии», «Снегопад», «Приамурье», «Золотая просека», «Ледоход на Уссури», «Начало города», «Иволга», «Сихоте-Алиньский перевал».

Ход конкурса.

Ведущая.                                    

Сторонка дальняя моя,

С перепелами вдоль обочин.

Твоею славой славен я,

Твоей заботой озабочен.

Благословен мой край, и в нём –

Наш труд, наш дом, где всё знакомо.

Я – нитка в знамени твоём

Над черепичной крышей дома.

В этом коротком, звучащем, как песня, стихотворении, которое можно поставить рядом с лучшими образцами лирической русской поэзии, заложено высокое понимание долга, сыновней любви к Родине, а в итоге – смысл человеческого предназначения на Земле. И было бы странно, если бы чья-то душа не отозвалась на это согласным чувством. Таково извечное воздействие поэтического слова, объединяющего людей. К этому Пётр Комаров всегда стремился.

Давно уже замечено, что стихи Комарова музыкальны. В них каждая строка выверена на слух. Он любил читать их своим друзьям и товарищам. Написанные в строгой классической манере, без всякой зауми, они проникают в душу, их хочется выучить наизусть и повторять. Особенно это характерно для пейзажной лирики. Вслушайтесь, как звучит «Зима в Эвенкии». Оно прямо-таки завораживает. (Чтение стихотворения «Зима в Эвенкии».)

Пейзаж сибирский за окном –

Светлей и проще.

Сребротканым волокном

Покрылись рощи.

Во вспышках инея тайга,

В огнях морозных.

Горят леса, горят снега

И синий воздух.

То скачут белые огни,

Как горностаи,

То рассыпаются они

Между кустами.

Река. Сугробы до колен.

Ледяшки в искрах.

Идёт за соболем эвенк

На лыжах быстрых.

И я готов пойти туда,

Следить часами

За голубым сияньем льда

Его глазами,

Следить и видеть: даль ясна,

И не однажды

Живёт и холод и весна

В былинке каждой. (1940 год.)

Ведущая. В годы первых пятилеток на всю страну гремела слава «покорителей природы»… это сейчас, озабоченные бедственным положением лесов и рек, мы бьём во все колокола, чтобы сохранить животный и растительный мир и воздух, которым дышим. Но тогда об экологических проблемах мало кто не думал. Героем произведений поэзии и прозы был человек, идущий в лес с пилой и топором, охотник, добытчик пушнины, во много раз перевыполнивший план, строитель, врубающийся в тайгу со своей мощной техникой. Стихотворение Комарова «Снегопад» о трагедии лесных жителей, беззащитных перед натиском неразумной силы. (Чтение стихотворения «Снегопад».)

Кривые сучья подняты пугливо

К вершинам гор. Тайга молчит, пока

Над ней несут заснеженную гриву

Косматые, седые облака.

И пригоршни игольчатые тихо

Ложится снег. Под елью вековой

Усталая скрывается лосиха,

И рядом – лось. Как верный часовой,

Он вдаль глядит, и вздрагивают губы, -

На них снежинки тают, - и во мгле

Дымятся ноздри. К сумрачной скале

Слетают пара медленные клубы.

Распущены невидимой рукою

Тенёта белые от неба до земли.

Серебряной качает головою

Скрипучий кедр. Над северной рекою

Высокие сугробы залегли.

И вот по ним скользит на лёгких лыжах

Охотник смелый. Влажные следы

Ведут его к сохатому. Всё ближе

Упрямый зверь. Предчувствие беды

Его по насту гибельному гонит.

Лежат рога на взмыленной спине.

И свищет ветер, и следы погони

Покрыты кровью. Выстрел в тишине

Гремит тайфуном. И опять всё тихо.

Давно прошёл таёжный снегопад.

И только лось к испуганной лосихе

Уже не возвращается назад. (1929 – 1940 годы.)

Ведущая. Пётр Комаров родился 5 июля 1911 года в деревне Боево Кретецкого уезда бывшей Новгородской губернии (теперь это Ленинградская область). Отец – рабочий Кулотинской брезентной фабрики, много лет отдавший на предприятии частного владельца вредному цеху, решил переселиться на Дальний Восток. Ранней весной 1918 года он со всем семейством прибыл в город Свободный, а затем с Суражевской пристани подался в зазейские места. С той поры судьба поэта неразрывно связана с Дальним Востоком. Перечитывая циклы стихов Комарова, нетрудно заметить, что любовь к Дальнему Востоку проходит через всё его творчество.

Тема близкой, милой его сердцу родной стороны особенно удачно воплотилась в стихотворении «Приамурье», ставшем по сути, уже хрестоматийным. Над «Приамурьем» он работал с особой тщательностью, как будто знал, что со временем это стихотворение станет своеобразным гимном нашему краю. (Чтение стихотворения «Приамурье».)

Край далёкий – с лесами да сопками,

С поздней жалобой птиц, - это ты

Разбудил голосами высокими сыновей золотые мечты.

Много стран в эти годы видали мы,

По дорогам солдатским пыля,

Только нам и за дальними далями

Снилась наша родная земля:

Небеса с колдовскими закатами,

И тайги вековечный покой,

И амур с берегами покатыми,

И вечерний туман над рекой.

Выйдешь в поле – весна над равниною

Из цветов вышивает узор,

Вереницу следит журавлиную

Голубыми глазами озёр.

И любая берёзка знакома нам.

Только крикнешь – на все голоса

Птичьим щебетом, свистом и гомоном

В тот же миг отзовутся леса.

Лось идёт ли по склону отлогому,

Головой раздвигая кусты,

Или рысь возвращается к логову –

В каждом шорохе слышишься ты.

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,

Я бы выпил ручьи до глотка,

Я тропинку бы выходил каждую, -

Да моя сторона велика.

Как посмотришь – не хватит и месяца

Обойти и объехать её.

Только в песне да сказке уместится

Приамурье моё! (1944 год.)

Ведущая. В детстве поэт любил слушать рассказы отца об охоте.  Ранними летними утрами Петя убегал на Зею с удочкой ловить рыбу. Это было одно из самых любимых его занятий. Река безотчётно манила к себе будущего поэта. Много удивительного и загадочного таилось в мире природы. Но где найти слова, и какие нужны сочетания слов, чтобы передать то, что живёт в душе, звенит и плещется, как золотая рыбка в сетях из сказки  Пушкина?

Впечатления детства и отрочества потом отзовутся в стихах Петра Комарова, когда он повзрослеет и начнёт основательно пробовать свои силы в творчестве. (Чтение стихотворений «Золотая просека», «Ледоход на Уссури».)

«Золотая просека»

Ни шороха, ни звука. Тишина.

Осенней паутины поволока.

И неба голубая вышина.

И просека, зовущая далёко.

Грибная прель, знакомая давно.

Берёзы в запоздалой позолоте.

Озёрных далей синее окно,

Скучающая цапля на болоте…

Мне кажется, почти ещё вчера

Сюда моё заглядывало детство,

И след от пионерского костра,

Наверно, сохранился по соседству.

Берестяной наполнив туесок

Пунцовою смородиной лесною,

Я отдыхать садился на песок

У дерева, под крышей навесною.

Оно шумело, ветви наклоняя,

То тихо и задумчиво, то строго,

И просекой казалась для меня

Всей нашей жизни первая дорога.

Иди и не сворачивай, иди,

Руками раздвигая паутинки,

И вырастут фиалки на пути

И лютиков литые золотинки.

Кукушка прокричит тебе вослед,

Разгадывать судьбу твою захочет,

И ты пересчитаешь сколько лет

Она тебе сегодня напророчит.

И я иду с мечтой наедине.

Звенят неугомонные синицы.

Деревья пересказывают мне

Забытые лесные небылицы.

Как будто всё по-прежнему в лесу:

Свернётся лист спиралями витыми,

И дрогнет в паутине на весу,

И промелькнёт краями золотыми.

И сразу детство слышится во всём:

В застенчивой, как девочка, берёзке,

В сухой былинке, в запахе грибном,

В неуловимом птичьем отголоске.

Но я полжизни прожил и теперь,

Прислушиваясь к птицам на опушке,

Напоминаю сам себе: «Не верь

Лесному волхвованию кукушки!»

Куда б меня дороги не вели –

Весной, на кратковременных привалах,

Не видел я, как лютики цвели,

И не искал на просеке фиалок.

Пришёл июнь. И только полоса

Моей зари с лесами стеле вровень,

На лютики упала не роса –

Упали капли человечьей крови.

Их смоет дождь. А жизнь велит: иди,

Иди – и не сворачивай с дороги,

И что бы ни случилось впереди –

Увидишь солнце на своём пороге.

Здесь будет всё: небес голубизна,

Осенней паутины поволока,

Берёзы в золоте, лесная тишина,

И просека, зовущая далёко. (1940 – 1941 годы.)

«Ледоход на Уссури»

Воздушные замки рисуя,

Заря обошла небосклон.

Я вышел на берег Уссури,

Где с таволгой шепчется клён.

Была тишина, и казалось,

Её не нарушат шаги.

Но к той тишине прикасалось

Живое шуршанье шуги.

В каком-то порыве едином,

Навстречу приморской весне,

Плывут почерневшие льдины –

Откуда, неведомо мне.

Вон прорубь осталась на льдине.

К ней, леечкой рысцою гоня,

С границы бойцы приводили

Поить вороного коня.

И девушку, может, встречали

У проруби зимней порой,

А после – украдкой скучали,

Что не было встречи второй.

Когда-то, такая простая,

Она улыбалась им тут.

А льдины плывут, и растают,

И память о ней унесут. (1939 год.)

Ведущая. О гражданственности иногда говорят как о чём-то сверхданном. Но гражданственность выявляется как отражение души; это – образ мышления, это – позиция художника, литератора. У Петра Комарова она органична. Его творчество освещено горячим светом Времени, в котором он жил и работал, постоянно осознавая себя сыном своей великой Родины, а если нужно – солдатом. (Чтение стихотворения «Начало города».)

Строителям Комсомольска.

Я припомнить всего не смогу

Про костры на ночном берегу,

Про тайгу, что шумела вчера,

И про первый удар топора.

Это – чёрные гари во мгле

И постель на промокшей земле,

Это – наш балаган у реки

И зелёные тучи мошки.

Было страшно идти, не солгу,

В нелюдимую эту тайгу.

И поймёшь ли, почувствуешь ты

Горький привкус амурской шульты?

(Так зовётся коричневый сок,

Что в бёрёзовых дуплах засох.)

Булку хлеба со свежей кетой

Мы в тайге запивали шультой.

Я припомнить всего не смогу

Про землянки в декабрьском снегу,

Тесноту непрогретую нар

И походной буржуйки угар.

Это – в зиму буранов лихих

Полушубок один на двоих,

Это – светлая грусть в тишине

О подруге своей, о жене.

К нашей песне прислушайся ты,

Стань свидетелем нашей мечты.

В новый город она привела,

Чтобы ты в нём счастливо жила. (1939 год.)

Ведущая. Не скажешь о нём, что при жизни Комаров был мало известен или не признан. Его стихи печатались в центральных газетах и журналах, звучали по Всесоюзному радио, имя Петра Степановича, особенно в годы войны и послевоенные, стало появляться в печатных изданиях на Урале и в Сибири, его знали многие читатели Москвы, Ленинграда. Сам он не мог, конечно, не замечать возрастающего интереса к его творчеству.

И всё-таки настоящая, широкая известность пришла позднее. Среди поэтов, своим творчеством связанных с Дальним Востоком, первое место, бесспорно, принадлежит ему. Петр Комаров счастливо соединил в себе революционную страстность и оригинальное восприятие мира. Его стихи отличаются яркой образностью, глубинным проникновением в сущность предмета. Требовательно относился он ко всему, что выходило из-под его пера. Это был человек большого трудолюбия, целеустремлённый, с сильным характером, что, разумеется, не могло не сказаться на развитии его дарования.

Когда о Комарове говорят, что он – певец Дальнего Востока, то это, конечно, вполне справедливо. Но в его стихах с неизменной любовью воспеваются не одни лишь красоты Уссурийской тайги, горных хребтов, падей или Зейской равнины, но и величие труда наших земляков, и мужество пограничников. (Чтение стихотворения «Иволга».)

Прислушайся, как иволга поёт,

К нам издалёка в рощу залетая.

Опять, опять покоя не даёт

Тебе и мне певунья золотая.

Ей ни к чему, что через этот лес

Солдатская дорога проходила

И что травою зарастает здесь

Артиллериста свежая могила.

А ты стоишь без каски у холма,

Не думая, что, может быть, когда-то

Свирелью птицы Родина сама

В бой провожала русского солдата.

И вот он спит сейчас глубоким сном,

Как будто лёг под этой крышей плотной,

Чтоб вместе с нами в сумраке лесном

Всегда дивиться иволге залётной. (1944 год.)

Ведущая. Указом Советского правительства Государственной премии были удостоены циклы стихов Петра Комарова, созданные в последние годы: «Зелёный пояс», «Маньчжурская тетрадь» и «Новый перегон». К сожалению, Пётр Степанович комаров не дожил до этого дня. Он умер 30 сентября 1949 года. Оглядывая мысленно путь, пройденный Комаровым, думаешь о том, как много он сумел сделать за свою недолгую жизнь – трудную и всё-таки прекрасную в служении народу. Вот его последняя исповедь:

Сторонка родная, где прожиты годы,

И дом, как маяк, у реки.

Войду в поговорку иль выйду из моды,

Припомнят меня земляки.

- Он жил для тебя и работал неплохо,

Бродил по дорогам лесным,

Был сыном твоим до последнего вздоха

И верным солдатом твоим.

Они для меня прозвучат, как награда –

Простые слова земляков.

И лучшей награды поэту не надо

Во веки веков …

Много лет прошло с тех пор. Книги Петра Комарова продолжают выходить в разных издательствах страны, его стихи звучат на многих языках. Исполнилась заветная дума поэта. Имя его не забыто. Кажется, само время  прокладывает дорогу его стихам. Им долго жить. (Чтение стихотворения «Сихоте-Алиньский перевал».)

Такой подъём, такая высота –

За облака тебя уносит поезд.

И твой сосед на новые места

Глядит из-под небес,

Чуть-чуть забеспокоясь.

Вон там, в долине плещется река,

И всё в ней неоправданное было,

Как будто чья-то девичья рука

В лесные травы ленту обронила.

А поезду – и реки нипочём,

И эти вот заоблачные горы:

Он со своим усердным «толкачом»

Взбирается в небесные просторы.

- Да, перевал!.. – воскликнет кто-нибудь –

А как же те, что днями и ночами

До самых туч прокладывали путь?

Кто двигал их, какими «толкачами»?

И сразу все столпятся у окна –

Из всех купе соседи и соседки,

Твоих друзей припомнят имена –

Простых героев новой пятилетки.

А поезд мчит… Чуть-чуть блеснёт река,

Струясь навстречу пляшущему бую.

И кажется, что девичья рука

Здесь обронила ленту голубую. (1946 год.)

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов, посвящённый творчеству С.Я.Маршака

Сценарий конкурса чтецов, посвящённого 125 летию со дня рождения С.Я.Маршака. Данный конкурс проводился среди учащихся школы II вида. Эффективность проводимого конкурса состоит в том, что ходе ег...

Конкурс чтецов по творчеству амурских поэтов «Русь… Россия… Родина моя.»

«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленький уголков и состоит наша общая, великая ро...

Конкурс чтецов по творчеству М.Ю.Лермонтова

Материал представляет собой сценарий проведения конкурса чтецов для учащихся школы....

Конкурс чтецов по творчеству писателей Тюменской области. «Писатели, живущие рядом»

Расширение знания детей старшего дошкольного возраста о писателях Тюменской области....

Сценарий внутриклассного конкурса чтецов, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова.

Использовали для внутриклассного конкурса чтецов и повторения биографии....

Окружной конкурс чтецов, посвященного творчеству Л.В.Лапцуя, в рамках XXXVI Лапцуевских чтений, 2024г.

Проведение ежегодных, лапцуевских чтений стало в нашем округе доброй традицией. Имя Л. В. Лапцуя – известно не только у нас на Ямале, в его родных местах, но и во всей стране и за рубежом. Леони...