Методическая разработка по предмету Литература на тему: "Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль".
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Характеристики литературных приёмов Д.И. Фонвизина в комедии "Недоросль".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДИ. Фонвизин585.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по литературе «Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль». Автор : Хлебникова С. А. Учитель ГБОУ ЦО №133

Слайд 2

Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» … Сатирик превосходный Невежество казнил в комедии народной. А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

Слайд 3

Денис Иванович Фонвизин 3 (14) апреля 1745- 1(12) декабря 1792

Слайд 4

В 1755—1760 годах он учился в дворянской гимназии при Московском университете 1760-1763-служба в Иностранной коллегии в Санкт-Петербурге 1763-1785 служба при дворе Екатерины II Умер Д.И. Фонвизин в декабре 1792 г. и похоронен в Александро-Невской лавре

Слайд 5

Здание деревянного театра на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), где в 1782 году состоялась премьера комедии «Недоросль»

Слайд 6

Черты классицизма Обращение к образцам и формам античности как к идеалу Принцип рационализма, культ разума Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения Соблюдение в драме единства места, времени и действия Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений Обращение к общественной проблематике Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности Спрямленность подачи человеческих характеров Идеализация героев Классицизм как литературное направление - Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии. - В переводе с латинского «классицизм» - «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства. - Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве. - Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе. - Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня). - Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла. - Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

Слайд 7

Роды́ литерату́ры — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

Слайд 8

Особенности драмы: -единство времени и места; -продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; -действие должно происходить на одном и том же месте; -драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) - через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке ; -число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества и их ближайшие слуги, которые выводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик.

Слайд 9

Каноны классической комедии Новаторство Фонвизина Изображение повседневной жизни, людских пороков Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока Чёткое деление на положительных и отрицательных героев Говорящие фамилии Одна идея Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт) Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток) Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки) Установка на разговорный язык Счастливый конец Д.И. Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами. Этот же прием писатель использует и в языке других персонажей, который таким образом становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность. Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «Скверная харя », «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»). С гостями Простакова – светская дама («рекомендую вам дорогого гостя»), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты («мать ты моя родная, прости меня», «повинную голову меч не сечет»). Характеры героев часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность – это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова , злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие. И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан , вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них – это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие. Так что произведение в целом выглядит отнюдь не однолинейным, а многоплановым и многоаспектным .

Слайд 14

Денис Иванович Фонвизин . Памятник 1000-летия России в Великом Новгороде

Слайд 15

А. С. Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Д. И.Фонвизина , указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя. « В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И Герцен. Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик В. Белинский писал : «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

Слайд 16

Интернет источники 1. Библиотека русской классической литературы http://www . klassika.ru 2. Дени́с Ива́нович Фонви́зин https://ru.wikipedia.org/wiki/ 3. Денис Иванович Фонвизин. http://www.epwr.ru/quotauthor/408 4. История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства http://www.rvb.ru/18vek/fonvizin/02comm/text_history.htm 5. Денис Фонвизин, или Гений и тщета человеческаяhttp :// www.idelo.ru /358/18.html Литература 1.Литература .8 кл . Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях Ч.1 /Авт.-сост. В. Я. Коровина –М : Просвещение, 2010. 2.Литература .8 кл . Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях Ч.2 /Авт.-сост. В. Я. Коровина –М : Просвещение, 2011. 3.Литературная критика XVIII-XX в.в. CD -диск. Издательство ИДДК. 2005. 4.Русская литература 18-19 веков: справочные материалы./Сост. Л. В. Соколова,В . И. Федоров-М:Просвещение , 1995. 5.Русская литература от Нестора до В. Маяковского. CD -диск. ООО «Новый диск-тренд». 2007. 6.Роговер Е. С. Как проверить знание литературного текста? СПб:САГА Азбука классика, 2005. 7.Турьяновская Б. И. Комиссарова Е. В. Литература в 8 классе: урок за уроком, М. 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе по теме "Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина".

Методическая разработка состоит из презентации, которую можно использовать на уроке знакомства с писателем....

Методическая разработка урока по литературе по теме "УНТ. Былина о Садко, Богатом госте" 7 класс.

Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре; эстетическое и патриотическое воспи...

Методическая разработка открытого урока литературы по теме: «У войны – не женское лицо»

Урок -  представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие»,  К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за ...

План-конспект 8 класс. Д.И.Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии "Недоросль"

Методическая разработка  содержит материал по биографии писателя, его времени. Даётся подробное  описание работы Д.И.Фонвизина над комедией. Вводятся понятия классицизм, новаторство....

Методические разработка по предмету «Технология» по теме "Использование подручных средств для декоративной отделки поверхностей методом мокрой шпатлёвки"

Данная методическая разработка основывается на той теоретической и практической учебной базе, которую учащиеся получают в процессе трудового обучения в штукатурно-малярной мастерской в ходе уроков тру...

Учебно – методическая разработка по французскому языку по теме: «Le loisir», 5 класс («Свободное время, досуг»)

Технологическая карта урокаОбразовательная область: французский языкКласс: 5 В, количество обучающихся в группе: 10 человекТип урока: урока комплексного применения знаний и уменийТема урока: «Le...