Учебное пособие по литературе "Авторская песня; содержательность, искренность, внимание к личности"
учебно-методическое пособие по литературе (11 класс) на тему

Егорова Светлана Алексеевна

Учебное пособие по литературе содержит задания, упражнения и материалы, которые нацелены на изучение стилистических особенностей,     выразительных средств стихотворного текста, включены лирические тексты наиболее значительных поэтов ХХ века. Наряду со стихами помещены библиографические сведения, фрагменты литературно-критических статей, суждения самих авторов о жизни и творчестве, позволяющие расширить знания об авторе и его месте в истории русской литературы.

Пособие предназначено для преподавателей русского языка и литературы, а    также для студентов техникума всех специальностей, обучающихся на базе основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_pesnya.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»

С.А.ЕГОРОВА

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ,

ВНИМАНИЕ К ЛИЧНОСТИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

                Учебное пособие по литературе содержит задания, упражнения и материалы, которые нацелены на изучение стилистических особенностей,         выразительных средств стихотворного текста, включены лирические тексты наиболее значительных поэтов ХХ века. Наряду со стихами помещены библиографические сведения, фрагменты литературно-критических статей, суждения самих авторов о жизни и творчестве, позволяющие расширить знания об авторе и его месте в истории русской литературы.

                Пособие предназначено для преподавателей русского языка и литературы, а         так же для студентов техникума всех специальностей, обучающихся на базе основного общего образования.

Оглавление

Введение

3

1. Творчество поэтов

4

1.1. Владимир Высоцкий

4

1.1.1. Творческие задания

11

1.2. Александр Галич

13

1.2.1. Творческие задания

16

1.3. Юрий Визбор

18

1.3.1. Творческие задания

22

1.4. Игорь Тальков

23

1.4.1. Творческие задания

27

1.5. Виктор Цой

28

1.5.1. Творческие задания

32

2. Обобщающие задания

34

Список использованной литературы

35


ВВЕДЕНИЕ

Создание учебного пособия было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед преподавателями дисциплины «Литература» средних специальных учебных заведений. В связи с сокращением количества учебных часов по дисциплине, на изучение темы «Авторская песня» отводится всего два часа. Преподавателю следует тщательно продумать и провести каждый этап занятия так, чтобы выполнить все цели и задачи урока, познакомить студентов с личностью и творческой судьбой каждого поэта, раскрыть своеобразие его поэтической манеры.

Наряду со стихами В.Высоцкого, Ю.Визбора, А.Галича, А.Талькова, В.Цоя в дидактических материалах помещены биографические сведения, фрагменты литературно - критических статей, суждения самих авторов о жизни и творчестве, позволяющие расширить знания об авторе и его месте в истории русской литературы. Система заданий, упражнений и материалов учебного пособия нацелена на изучение структуры, стилистических особенностей, выразительных средств текста.

Предлагаемый алгоритм позволяет максимально сблизить уроки русского языка и литературы и компенсировать в значительной мере тот недостаток времени, который необходим на работу со словом.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей.

1. ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ

Владимир Высоцкий о своем песенном творчестве говорил так: «Я занимаюсь авторской песней и считаю ее совершенно особым песенным жанром. Вообще-то, это даже не песня, это стихи, положенные на ритмическую основу. Когда-то, очень давно, я услышал, как Булат Окуджава поет свои стихи, и увидел, что стихотворные строки, которые я раньше читал глазами, работают намного сильнее, когда он исполняет их с гитарой... Я специально упрощал многие мелодии даже в песнях, которые писал для картин. И делал это для того, чтобы ничто не мешало смыслу, чтобы мелодия не мешала восприятию текста, тому главному, что я хочу сказать».

А Игорь Тальков в одном из интервью заметил: «Несколько лет назад, анонсируя мои концерты, некоторые газеты назвали меня рок-бардом. И потом название это как-то закрепилось за мной. Поначалу я смутился этим, но потом подумал – а почему бы нет? Рок – это музыка протеста, а я протестую своей музыкой. И протест необязательно выражать в «металлическом» стиле, это можно делать и под балалайку. Ну а бард – это человек, выражающий то, что его волнует, с помощью собственной музыки и стихов...».

Ее называли по-разному, авторской, самодеятельной. Точнее всего, вероятно, термин «бардовая поэзия».

1.1. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

(1938 - 1980 гг.)

Владимир Семенович Высоцкий родился в 1938 году в Москве. Сын военного, жил в 1947-1949 годах под Берлином, потом вернулся к матери в Москву. С 1956-го по 1960-й учился в актерском училище МХАТа, потом играл на сценах московских театров. С 1964 года стал ведущим актером Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова. Роли, сыгранные в театре (в том числе роль Гамлета) и в двадцати шести кинофильмах принесли ему необычайную популярность. И в театре, и в кино он не только играл, но и пел. Потом стал выступать со своими песнями-стихотворениями, которые при жизни так и не были напечатаны. Его голос звучал по всей стране, его песни были известны каждому, но только после смерти был опубликован сборник «Нерв» (1981).

Я не люблю

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года.

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, а еще –

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда – наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виду версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или – когда все время против шерсти.

Или – когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, –

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья –

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье –

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу.

 Тем более – когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены –

Я это никогда не полюблю!

<1969>

II. «Гражданским нервом его творчества была его правдивость, острота реакции на волновавшие нас общественные вопросы – острота, которой так недоставало в нарочитой пустоте и бездумности эстрадной песни. Взятое в этом плане творчество Высоцкого являло собой нормальные речения нормальных людей, чуждых жизни с двойным дном (одно видим – говорим другое), возведенное великолепным художественным даром и талантом искренности в степень высокого народного искусства. Таковы корни возникновения его популярности» –  Юрий Андреев.

III.         Он не вернулся из боя

Почему все не так?

Вроде – всё как всегда:

То же небо – опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода...

Только – он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

В наших спорах без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас –

Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал.

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал, –

А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, – не про то разговор:

Вдруг заметил я – нас было двое...

Для меня – будто ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

«Друг, оставь покурить!» – а в ответ – тишина...

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие – как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде, –

И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло – для обоих...

Всё теперь – одному, – только кажется мне –

Это я не вернулся из боя.

<1969>

IV. «...Меня всегда спрашивают, почему я так часто обращаюсь к военной теме? Ну, во-первых, это вопрос, по-моему, праздный. Пока люди пишут, пока сочиняют и музыку, и стихи, их всегда это будет волновать. Но прошу вас не обманываться насчет этих песен, потому что это не песни-ретроспекции – я не могу ничего вспомнить из того, чего я сам не видел. Это, конечно, песни-ассоциации. Написаны они человеком, живущим теперь, для людей, большинство из которых войны не прошли или у которых она уже в далеком-далеком прошлом. А все равно – война всех коснулась, у каждого в нашей стране были либо погибшие родные, либо раненые, и у меня в семье были большие потери...

Но есть и еще одна причина, по которой я пишу на военные темы. Просто я стараюсь для своих песен выбирать людей, находящихся в момент риска, которые в каждую секунду могут заглянуть в лицо смерти, которые находятся в самой-самой крайней ситуации. И чаще всего я нахожу таких героев в тех военных временах, в тех сюжетах» – Владимир Высоцкий.

V.        Песня о Земле

Кто сказал: «Все сгорело дотла,

Больше в землю не бросите семя...»,

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время...

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она почернела от горя.

Как разрезы, траншеи легли,

И воронки – как раны зияют.

Обнаженные нервы

Земли неземное страдание знают.

Она вынесет все, переждет, не записывай

Землю в калеки. Кто сказал, что

Земля не поет, что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,

Изо всех своих ран, из отдушин,

Ведь Земля – это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу.

Кто сказал, что Земля умерла?

Нет, она затаилась на время...

VI.  «У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и - более того - никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями могли бы быть, конечно, написаны, могли бы появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и – восторгались. Путали и – недоумевали. А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои – всегда неожиданные, разноплановые, злободневные – «песни-роли». И в общем-то это уже были не роли, а, скорее, – целые пьесы со своими неповторимыми характерами, непридуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом. Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: еще секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене... Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно...» – Роберт Рождественский.

VII.   Охота на волков

Рвусь из сил –  и из всех сухожилий,

Но сегодня – опять как вчера:

Обложили меня, обложили –

Гонят весело на номера!

Из-за елей хлопочут двустволки –

Там охотники прячутся в тень, –

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками

Егеря – но не дрогнет рука, –

Оградив нам свободу флажками,

Бьют уверенно, наверняка.

Волк не может нарушить традиций, –

Видно, в детстве – слепые щенки –

Мы, волчата, сосали волчицу

И всосали: нельзя за флажки,

И вот охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Наши ноги и челюсти быстры, –

Почему же, вожак, – дай ответ –

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем – через запрет?!

Волк не может, не должен иначе.

Вот кончается время мое:

Тот, которому я предназначен,

Улыбнулся – и поднял ружье.

Идет охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Я из повиновения вышел –

За флажки – жажда жизни сильней!

Только сзади я радостно слышал

Удивленные крики людей.

Рвусь из сил – и из всех сухожилий,

Но сегодня не так, как вчера:

Обложили меня, обложили –

Но остались ни с чем егеря!

Идет охота на волков, идет охота –

На серых хищников, матерых и щенков!

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу - и пятна красные флажков.

<1968>

1.1.1. Творческие задания

I.  

  1. В этом стихотворении лирический герой Высоцкого декларативно распахивает душу перед своим читателем. Что из «не люблю» героя показалось вам самым неожиданным? А какие «не люблю» разделяете вы?
  2. Почему «...Вот только жаль распятого Христа...», «...червей сомненья...», «... почестей иглу...» ?
  3. Подберите синоним к слову «в чести». В каком значении использован фразеологизм «отказали тормоза»? Почему он дан в качестве контекстуального антонима к «уверенности сытой»?
  4. Найдите в тексте неполные предложения, «реконструируйте» их и определите, какую стилевую окраску они придают стихотворению.

II.

  1. В чем корни популярности Владимира Высоцкого?
  2. Дайте морфемный знал из слов: «творчества», «недоставало», «бездумности», «возникновения».

III.

  1. Сравните это стихотворение Высоцкого с песней Б.Окуджавы «А мы с тобой, брат, из пехоты...». Что общего у лирических героев этих поэтов? Что мы узнаем о тех, кто «не вернулся из боя» в каждом из стихотворений?
  2. Каковы функции повторов в стихотворениях Высоцкого и Окуджавы?
  3. Почему «Наши мертвые нас не оставят в беде...», «... и деревья стоят голубые...» ?

IV.

  1. Найдите в тексте вводные слова и определите их значение.
  2. Выделите грамматические основы во всех предложениях текста. Односоставными или двусоставными являются предложения?
  3. Составьте схему четвертого предложения первого абзаца. Определите виды связи простых в составе сложного.

V.

  1. Сравните стихотворение В.Федорова «Земля» с этим стихотворением Вл.Высоцкого.
  2. Как используется метафора «земля - мать» в этих произведениях?
  3. Можно ли говорить о реализованной метафоре в стихотворении Высоцкого?
  4. Почему «...Земля - это наша душа...», «... материнства не взять у Земли...»?
  5. Какова роль кольцевого обрамления и повторов в этом стихотворении?
  6. Какие языковые формы отражают полемический настрой лирического героя? Каков он, тот, от кого требует лирический герой: «... не записывай Землю в калеки...»?
  7. Какие элементы публицистического стиля использованы в стихотворении?

VI.  

  1. Что такое «песни-роли»?
  2. Найдите в тексте все «тире» и объясните их постановку.
  3. Выпишите все ряды однородных членов. Какие из них построены на основе градации?

VII.

  1. Какую «роль» играет Высоцкий в этом стихотворении? Чьими глазами увидел автор охоту на волков? Как в несобственно-прямой речи обнаруживает себя герой Высоцкого?
  2. Какая аллегория содержится в «Охоте на волков»?
  3. Почему «Кровь на снегу - и пятна красные флажков...»?

1.2. АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ

(1919 - 1977 гг.)

Александр Аркадьевич Галич родился 19 октября 1918 года. Литературным творчеством начал заниматься в ранней юности. Был актером, окончил студию Станиславского. В годы войны работал во фронтовом театре, с 1945 года стал профессиональным драматургом. Работал также в кинематографии, принимал деятельное участие в создании многих фильмов. С начала 60-х годов Александр Галич стал широко известен как поэт и одновременно исполнитель собственных стихов-песен. Магнитофонные записи его неопубликованных песен широко расходятся по всей стране.

А.Галич тесно сотрудничает с А.Сахаровым в Комитете защиты прав человека, подписывает многие документы протеста. Его исключают из Союза писателей, Союза кинематографистов и вынуждают в июне 1974 года покинуть пределы страны. За рубежом выходят его первые пластинки, активно печатаются стихи. Он живет сначала в Норвегии, потом в ФРГ, во Франции. Погиб 15 декабря 1977 года вследствие несчастного случая.

I. «Мы не в изгнании, мы в послании», – так говорил Александр Галич о себе и товарищах по вынужденной эмиграции. «Это земля, на которой я родился. Это мир, который я люблю больше всего на свете. Это даже «посадский, слободской мир», который я ненавижу лютой ненавистью и который все-таки мой мир, потому что с ним я могу разговаривать на одном языке. Это все равно то небо, тот клочок неба, большого неба, которое накрывает всю землю. Но тот клочок неба, который мой клочок, И поэтому единственная моя мечта, надежда. вера, счастье, удовлетворение в том, что я все время буду возвращаться на эту землю. А уж мертвый-то я вернусь в нее наверняка». Это слова Александра Галича во время одной из последних бесед на родине.

II.

Когда я вернусь...

Ты не смейся, когда я вернусь,

Когда пробегу, не касаясь земли, по февральскому снегу,

По еле заметному следу - к теплу и ночлегу,

И, вздрогнув от счастья, на птичий твой зов оглянусь -

Когда я вернусь.

О, когда я вернусь!..

Послушай, послушай, не смейся,

Когда я вернусь,

И прямо с вокзала, разделавшись круто с таможней,

И прямо с вокзала - в кромешный, ничтожный, раешный

Ворвусь в этот город, которым казнюсь и клянусь,

Когда я вернусь.

О, когда я вернусь!..

Когда я вернусь,

Я войду в тот единственный дом,

Где с куполом синим не властно соперничать небо,

И ладана запах, как запах приютского хлеба,

Ударит в меня и заплещется в сердце моем -

Когда я вернусь.

О, когда я вернусь!..

Когда я вернусь,

Засвистят в феврале соловьи

Тот старый мотив - тот давнишний, забытый, запетый.

И я упаду,

Побежденный своею победой,

И ткнусь головою, как в пристань, в колени твои!

Когда я вернусь.

А когда я вернусь?

<1972>

III. «...Весь путь Галича в литературе – это путь писателя, ищущего, говоря высокими словами, правду, ратующего за свободу, за свою и за нашу с вами. Человек, какой он есть, что думает, чем живет - это, по большому счету, тема его творчества. Сострадание, сочувствие отличают и самые, казалось бы, «издевательские» песни, и добродушно иронические.

В его песнях легко найти перекличку с рассказами Зощенко. Он продолжатель зощенковской традиции, но не в прозе, а в поэзии. При более внимательном чтении его стихов можно обнаружить перекличку и с колымскими рассказами Варлаама Шаламова, с которым он был дружен, и с Ахматовой, Блоком... Это не удивительно. Большие писатели, как большие материки - их омывают одни и те же воды...» – Александр Шаталов.

IV.

Переселение душ

Не хочу бессмертных антраша,

Никаких красивостей не выберу.

Пусть моя бессмертная душа

Подлецу достанется и шиберу!

Пусть он, сволочь, врёт и предает,

Пусть он ходит, ворон, в перьях сокола,

Все на свете пули - в недолет,

Все невзгоды - не к нему, а около!

Хорошо ему у пирога,

Все полно приязни и приятельства -

И номенклатурные блага,

И номенклатурные предательства!

каждым днем любезнее житье,

Но в минуту самую внезапную

Пусть ему - отчаянье мое

Сдавит сучье горло черной лапою!

Последняя песня

За чужую печаль

И за чье-то незваное детство

Нам воздастся огнем и мечом

И позором вранья.

Возвращается боль,

Потому что ей некуда деться,

Возвращается вечером ветер

На круги своя.

Мы со сцены ушли,

Но еще продолжается детство,

Наши роли суфлер дочитает,

Ухмылку тая,

Возвращается вечером ветер

На круги своя, Возвращается боль,

Потому что ей некуда деться.

Мы проспали беду,

Промотали чужое наследство,

Жизнь подходит к концу,

И опять начинается детство,

Пахнет мокрой травой

И махорочным дымом жилья,

Продолжается детство без нас,

Продолжается детство,

Продолжается боль.

Потому что ей некуда деться,

Возвращается вечерам ветер

На круги своя.

<1977>

1.2.1.Творческие задания

I.

  1. Почему единственная мечта Александра Галича - возвращение на свою землю?
  2. Составьте схему четвертого предложения. Из скольких простых оно состоит? Каковы виды связи простых в составе сложного? Каждое из предложений разберите по членам.

II.

  1. Куда вернется лирический герой Галича? Обратите внимание, как в стихотворении постепенно конкретизируется, «сужается» пространство, которое, как магнитом, притягивает героя: «пробегу по февральскому снегу» «к теплу и – ночлегу» – «ворвусь в этот город» – «войду в тот единственный дом» – «ткнусь головою, как в пристань, в колени твои...». Что мы узнаем о той, что ждет лирического героя на его земле, в его городе, в «единственном доме»?
  2. Какие строки свидетельствуют о том, что счастье героя связано не только с возвращением к любимой, но и с возвращением на родину?
  3. Почему «... кромешный, ничтожный, раешный... этот город, которым казнюсь и клянусь...», «... ладана запах, как залах приютского хлеба, ударит в меня и заплещется в сердце моем...», «... упаду, побежденный своею победой...»?
  4. Каковы функции многоточий в этом стихотворении?
  5. «Когда я вернусь» – своеобразный рефрен стихотворения, попутно обрамляющий каждую строфу, трижды в каждой из них повторяющийся. Но последняя фраза, начинающаяся с союза «а», выделена в отдельную строфу. Почему?
  6. Какой драматический оттенок вносит она в общий оптимистический, ликующий настрой стихотворения?

III.  

  1. Как вы понимаете слова Александра Шаталова. «Большие писатели, как большие материки – их омывают одни и те же воды...»?
  2. Чем осложнено первое предложение текста? Объясните знаки препинания в нем.

IV.

  1. В каком значении использует Александр Галич слово «антраша»?
  2. Найдите вульгаризмы. Насколько органичны они в художественной ткани этого поэтического текста?
  3. Почему в каждом из четверостиший в конце восклицательный знак? Определите основную тональность стихотворения. Каков эмоциональный настрой лирического героя в момент этого необычного пожелания («Пусть моя бессмертная душа подлецу достанется и шиберу»).
  4. Каков он, «номенклатурный» враг лирического героя? Выясните по словарю значение олова «номенклатурный».

V.  

Составьте вопросы и задания, которые помогут «прочитать» это стихотворение.

1.3. ЮРИЙ ВИЗБОР

(1934 - 1984 гг.)

Юрий Иосифович Визбор родился в 1934 году в Москве. Он из поколения тех, кто, «безотцовщина с улиц горбатых», представляет «на войну опоздавшую юность». Учился в Московском государственном педагогическом институте, который стал колыбелью самодеятельной песни. По распределению учительствовал в маленькой северной школе, потом служил в армии на Северном флоте радистом. Был талантливым журналистом, по чьей инициативе стала выходить в эфир радиостанция «Юность», журнал «Кругозор». Основной своей профессией считал работу в кино, в творческом объединении «Экран», где участвовал в создании около сорока документальных фильмов, снялся в 10 кинокартинах в качестве актера. Был альпинистом и тренером по горнолыжному спорту. Но самое главное - он был голосом своего поколения.

I.       Домбайский вальс

Лыжи у печи стоят

Гаснет закат за горой,

Месяц кончается март –

Скоро нам ехать домой.

Здравствуйте, хмурые дни,

Горное солнце, прощай!

Мы навсегда сохраним

В сердце своем этот край.

Нас провожает с тобой

Гордый красавец Эрцог,

Нас ожидает с тобой

Марево дальних дорог.

Вот и окончился круг,

Помни, надейся, скучай!

Снежные флаги разлук

Вывесил старый Домбай!

Что ж ты стоишь на тропе,

Что ж тыне хочешь идти?

Нам надо песню запеть,

Нам надо меньше грустить.

Снизу кричат поезда,

Правда, кончается март.

Ранняя всходит звезда,

Где-то лавины шумят.

<1962>

II. «В середине 50-х какая-то неодолимая страсть овладела студенчеством - многие взялись сочинять под гитару нехитрые песенки для себя и для друзей: о кострах и палатках, о встречах и разлуках... Особенно преуспел в этом Московский государственный педагогический. Та первая волна сочинительства выплеснула из его стен и оставила на берегу нашей памяти Юрия Визбора, Юлия Кима, – авторов и исполнителей собственных песен, или, как их стали позже называть, бардов. С 1951 года Юрий Визбор написал их более четырехсот. Для многих его песни стали не только памятью о студенческих годах, но символами романтики, простора, тепла, света: «Охотный ряд», «Ты у меня одна», «Домбайский вальс», «Зато мы делаем ракеты». Юрий Визбор не был столь социально остр, как Галич, Высоцкий, Ким. Его удел - преодоление стихий: гор, морей, неба; преодоление собственных сомнений и слабостей. Везде он оставался верен себе, своим представлениям о чести, совести, добре, справедливости, правде, о ценности внутреннего мира каждого человека» – Анатолий Азаров.

III.      Сретенский двор

А в тени снег лежит, как гора,

Будто снег тот к весне непричастен.

Ходит дворник и мерзлый февраль

Колет ломам на мелкие части.

Во дворах-то не видно земли.

Лужи - морем, асфальт - перешейком,

И плывут в тех морях корабли

С парусами в косую линейку.

Здравствуй, здравствуй, мой сретенский двор!

Вспоминаю сквозь памяти дюны:

Вот стоит, подпирая забор,

На войну опоздавшая юность.

Вот тельняшка - от стирки бела,

Вот сапог - он гармонью надраен.

Вот такая в те годы была

Униформа московских окраин.

Много знали мы, дети войны,

Дружно били врагов-спекулянтов.

И неслись по дворам проходным

По короткому крику: «Атанда!»

Кто мы были? Шпана не шпана,

Безотцовщина с улиц горбатых.

Где, как рыбы, всплывали со дна

Серебристые аэростаты.

Видел я суету и простор,

Речь чужих побережий я слышал.

Я вплываю в свой сретенский двор,

Словно в порт, из которого вышел.

Но пусты мои трюмы, в пыли...

Лишь надежды - и тех на копейку...

Ах, вернуть бы мне те корабли

С парусами в косую линейку.

<1970>

IV. «Он - поэт товарищества, поэт контакта, поэт тесных человеческих связей. Это чувствуешь, когда сравниваешь его душевную контактность с потаенным одиночеством маленького солдата из песен Окуджавы или с крутой мятежностью героя песен Высоцкого: тот полагается только на свои силы. А герой Визбора всегда в связке, в цепочке. Визбор - это тепло дружеских рук, улыбка солидарности, ликование встречи.

Он - певец мужской доблести. Его герой - человек с рюкзаком и ледорубом. Человек на крутом склоне. На накренившейся палубе. За рулем мчащейся машины. За штурвалом взмывающего самолета. Его символы - тропа, уходящая в туман, тропа, по круче взбирающаяся к солнцу. Его язык - скупые жесты. Мужская немногословность, стесняющаяся самой себя, как бы прячущая свою силу» –  Лев Аннинский.

V.        Спутники

По прекрасному Чюрленису,

Иногда - по Остроухову

Мчались мы с одной знакомою

На машине «Жигули».

Заезжали в Левитана мы,

В октябри его пожухлые.

Направлялись мы к Волошину,

Заправлялись, как могли.

По республике Цветаевой,

Через область Заболоцкого

С нами шла высоковольтная

Окуджавская струна.

Поднимались даже в горы мы,

Покидая землю плоскую,

Между пиком барда Пушкина

И вершиной Пастернак.

Некто Вольфганг Амадеевич

Слал нам ноты из-под облака,

Друг наш Николай Васильевич

Улыбался сквозь туман.

Слава богу, мы оставили

Топь софроновскую побоку,

И заезжий двор Ошанина,

И пустыню Налбалдян.

Между Грином и Волошиным

На последнем переходе мы

Возвели шатер брезентовый,

Осветив его костром.

И собрали мы сторонников

Рифмы, кисти и мелодии,

И, представьте, тесно не было

Нам за крошечным столом!

1.3.1. Творческие задания

I.

  1. Почему стихотворение называется «Домбайский вальс»?
  2. С чем прощается лирический герой и что ожидает его дома?
  3. Почему «Снежные флаги разлук вывесил старый Домбай...», «...марево дальних дорог...» ?
  4. Почему эта песня стала «символом романтики, простора, тепла и света»?

II.

Дайте морфемный анализ слов: «преодоление», «сочинительства», «сомнений».

III.

  1. Чем является для лирического героя сретенский двор? Почему у героя появляется потребность «вернуть... те корабли с парусами в косую линейку»?
  2. Какой была она, «на войну опоздавшая юность»? Чем жила «безотцовщина с улиц горбатых»?
  3. Почему «... памяти дюны...», «... безотцовщина с улиц горбатых...», «... дворник... мерзлый февраль колет ломом на мелкие части...» ?
  4. Определите стихотворный размер этого текста. Как он помогает автору создать поэтическое настроение?

IV.

  1. Кто такой Юрий Визбор по мнению Льва Аннинского? Выпишите все перифразы. Какое из именований поэта показалось вам самым точным?
  2. Каковы художественные функции парцелляции в этом тексте?

V.

  1. Кто является «спутниками» лирического героя Визбора в этом стихотворении? Чтобы ответить на этот вопрос, составьте культурологический комментарий. Что «оставили... побоку» лирический герой и его попутчица? Кто они, «сторонники рифмы, кисти и мелодии», которых собрали за столом лирический герой и его знакомая?
  2. Составьте литературную карту своего путешествия в мир художественного слова.

1.4. ИГОРЬ ТАЛЬКОВ

(1956 - 1991 гг.)

Игорь Тальков родился 4 ноября 1956 года в городе Щекино Тульской области. Его родители провели 10 лет в лагере как «враги народа», а после были отправлены на поселение в Щекино без право переезда. Игорь узнал об этом только в 1978 году. Кажется, что он уже родился бунтарем. В 18 лет в Туле на площади сказал все, что думает о Брежневе. Таскали по разным инстанциям, потом отправили в армию. Еще в 1975 году Игорь создает первый в своей жизни музыкальный коллектив. В армии снова создает ВИА, много пишет. После армии, в 80-м году, выступил на дискотеке со своими песнями. Больше до 1987 года у него не было возможности публично выступать. После случайного исполнения «Чистых прудов» Тухманова ему дали сцену, и Талькова стали приглашать для участия в различных концертах, появились и сольные. Игорь Тальков погиб на пике популярности и признания слушателей. А он пел везде и для всех: в равной степени честно и эмоционально он пел «для бабушек и «металлистов», шахтеров или инвалидов» - «важно делать свое дело». Так считал Игорь Тальков.

Я вернусь

Я мечтаю вернуться с войны,

На которой родился и рос,

На руинах нищей страны

Под дождями из слез.

Но не предан земле тиран,

Объявивший войну стране,

И не видно конца и края

Этой войне.

Я пророчить не берусь,

Но точно знаю, что вернусь,

Пусть даже через сто веков

В страну не дураков, а

гениев.

И, поверженный в бою,

Я воскресну и спою

И, поверженный в бою,

Я воскресну и спою

На первом дне рождения страны,

На первом дне рождения

страны,

Вернувшейся с войны.

А когда затихают бои,

На привале, а не в строю,

Я о мире и о любви

Сочиняю и пою.

Облегченно вздыхают враги,

А друзья говорят: «Устал»...

Ошибаются те и другие:

Это привал.

Я завтра снова в бой сорвусь.

Но точно знаю, что вернусь,

Пусть даже через сто веков

В страну не дураков, а гениев.

Вернувшейся с войны.

С войны - вернусь.

Вернусь.

II. «Человек, ни разу не задавший себе вопрос, зачем он живет, наверное, прожил жизнь зря. Он мог бы и не рождаться. И я думаю, что живущим ныне имеет смысл задать себе этот вопрос, пока не поздно. Потому что от него начинается отсчет всему: как человек живет, что он из жизни черпает, какую информацию из нее выбирает. Как относится к людям, что для него Добро и Зло, Бог и дьявол, Бытие. То есть каково его мироощущение.

Иногда по ночам в кошмарных снах я вижу дымящуюся Землю без единого человека и черную тень, проносящуюся над побежденной планетой, сладострастно восклицающую: «Ну что, Господь, так ли ты силен, коли я смог уничтожить твое творение!!!» Но это, слава Богу, в кошмарных снах, а наяву я вижу, как люди тянутся к Богу, к Свету, к Правде, и с каждым новым днем прозревают еще несколько слепых, поэтому верю, что голубая жемчужина Вселенной никогда не превратиться в черную глыбу, бессмысленно бороздящую космическое пространство» – Игорь Тальков.

III.

Листая старую тетрадь

Расстрелянного генерала,

Я тщетно силился понять,

Как ты смогла себя отдать

На растерзание вандалам.

Из мрачной глубины веков

Ты поднималась исполином,

Твой Петербург мирил врагов

Высокой доблестью полков

В век «золотой» Екатерины.

Россия! Россия!

Священной музыкой времен

Над златоглавою Москвою

Струился колокольный звон,

Россия

Но даже самый тихий, он

Кому-то не давал покоя.

А золотые купола

Кому-то черный глаз слепили:

Ты раздражала силы зла

И, видно, так их доняла,

Что ослепить тебя решили.

Россия!

Разверзлись с треском небеса,

И с визгом ринулись оттуда,

Срывая головы церквам

И славя нового царя,

Новоявленные иуды.

Тебя связали кумачом –

И  опустили на  колени,

Сверкнул  топор над палачом,

А приговор тебе прочел

Кровавый  царь – великий … гений.

Россия…

1.4.1. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

I. Составьте схему последнего предложения. Какие виды связи использованы в нем?

II. - Выделите все изобразительно-выразительные средства, которые использованы Игорем Тальковым в этом тексте.

- Какие имена существительные нарицательные написаны с большой буквы. Почему?

III. - Сравните «Россию» Игоря Талькова со стихотворением Бориса Чичибабина «Тебе, моя Русь, не богу, не зверю...». Чем отличается Россия Талькова от Руси Чичибабина?

- Что заставило лирического героя Игоря Талькова размышлять о судьбе России? Как названа «генеральская тетрадь» в последней строфе стихотворения?

- Какая метафора (или метафоры) реализуется во второй и третьей частях стихотворения?

- Кто они, «вандалы», на растерзание которым отдана Россия?

- Какие метафоры показались вам самыми яркими? «Расшифруйте» образы, созданные ими.

- Почему лирический герой относит себя к «обманутому поколенью»?

IV. - Против чего боролся своими песнями Игорь Тальков? Что бросает трагический отблеск на стихи поэта?

-  Составьте схему последнего предложения. Чем осложнены простые, входящие в состав сложного предложения?

V. - В стихотворении ярко выражено балладное начало. Оно напоминает притчу. Его сюжет вполне мог бы быть развернут в роман о судьбах казачества. «Непорушенная память Тихого Дона» заставляет нас вспомнить о произведениях М.Шолохова. Стихотворение чурается подтекста - прямо и жестко заявлена авторская позиция. «На года, на века, на все времена» да будет свята воля отца и Божий наказ. Как эта жесткость оценок влияет на образный и синтаксический строй стихотворения?

- Какие строки стихотворения содержат аллегорию? В чем заключается аллегорический смысл образов?

- Одним из героев стихотворения является природа - речной затон, который «хранит в глубине ордена», ветер, вздыбивший водную гладь, когда «накрыла волна золотые погоны». В тексте два раза использовано слово «природа». В каких значениях употребляет его автор?

- Почему «... вросли в берега золотые погоны...», «Природа мудра!» ?

1.5. ВИКТОР ЦОЙ

(1963-1990 гг.)

Виктор Цой родился в Ленинграде в 1963 году. В школьные годы занимался в художественной школе, рисовал, но пересилила любовь к гитаре. Закончил училище реставраторов с дипломом резчика по дереву, но все силы отдавал песне. В 1982 году, когда вышел диск «45», возникла группа «Кино». Осуществилась его мечта играть почти все, что хочет, но группа была самодеятельной, прикрепленной к Ленинградскому рок-клубу, поэтому все ее участники еще где-нибудь работали. Виктор Цой несколько лет был кочегаром, потому что это довольно распространенное среди самодеятельных музыкантов занятие давало немного денег, но много свободного времени. Необычайная популярность пришла к группе в конце 80-х, когда она возглавляла отечественные хит-парады. Песни Виктора Цоя стали песнями «потерянного», «обманутого» поколения. Трагическая замкнутость, пафос отрицания окружающей действительности, душевная неустроенность, попытка определить свое место в мире, где жизнь похожа на сон, нашли отклик у «детей проходных дворов», «детей минут».

...нам нет никакого дела До тех, кто черный, кто белый. Мы, дети проходных дворов. Найдем сами свой цвет.

Виктор Цой погиб в 1990 году.

I.            

Дети минут

Дети минут никогда не поймут

Круговорота часов.

И придут на порог.

И сломают дверь.

И расколют чашки весов.

Они не верят в победы добра над злом.

Как в победы зла над добром.

У них есть только серый день.

И они хотят жить этим днем.

Дети минут.

II.                       Перемен!

Вместо тепла - зелень стекла.

Вместо огня - дым.

Из сетки календаря выхвачен день.

Красное солнце сгорает дотла,

День догорает с ним.

На пылающий город падает тень.

Перемен требуют наши сердца,

Перемен требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен -

Перемен!

Мы ждем перемен.

Электрический свет продолжает наш день.

И коробка от спичек пуста.

Но на кухне синим цветком горит газ.

Сигареты в руках, чай на столе,

- эта схема проста.

И больше нет ничего, все находится в нас.

Перемен требуют наши сердца.

Перемен требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен -

Перемен!

Мы ждем перемен.

Мы не можем похвастаться мудростью глаз

И умелыми жестами рук.

Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.

Сигареты в руках, чай на столе -

Так замыкается круг.

И вдруг нам становится страшно что-то менять.

Перемен требуют наши сердца.

Перемен требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен -

Перемен!

Мы ждем перемен!

III. «Я пишу песни, и это необходимый для меня процесс. Я пишу о том, что происходит вокруг меня. В том, что происходит у нас с рок-музыкой, есть доля проблемы «отцов и детей», потому что всегда получается так, что у власти стоят «отцы», то есть люди другого поколения, которым непонятно и не близко то, что волнует, тревожит, будоражит «детей». И они считают это не недоступным для себя, а неестественным, быть может, ненормальным. В отличие от «детей», которые считают это своим, своей культурой. Такой конфликт существует всегда и везде. Но с нашим роком, конечно, сыграла свою роль и ситуация в стране, которую называют периодом застоя. Согласитесь, что очень странно, когда пишешь песни, в которых нет ничего крамольного, а воспринимаются они и как крамола, и как мерзость. При том, что сам ты точно знаешь, что можешь собрать многотысячный зал - и люди придут, и будут слушать, и откликаться, и переживать вместе с тобой. Но ведь, правда, странно - всерьез предполагать, что в зал этот собираются тысячи подонков и мерзавцев?

Я не понимаю, как сегодня можно слушать песни о том, что все замечательно, когда мы сидим в палатке, у костра, и до чего здорово, какая у нас здесь любовь, дружба и так далее. Мало кто этому верит. И - не верят. И правильно делают. Когда-то, быть может, действительно молодежь сидела у костров и пела. Но сейчас ведь они не верят во все это - в романтику стройотрядов и ей сопутствующее. Не верят! Потому что нас действительно обманули со всем этим».

Из интервью с Виктором Цоем

IV.

Звезда по имени Солнце

Белый снег, серый лед

На растрескавшейся земле.

Одеялом лоскутным на ней

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет.

А над городом - желтый дым.

Городу две тысячи лет,

Прожитых под светом звезды

По имени Солнце.

И две тысячи лет война,

Война без особых причин.

Война - дело молодых.

Лекарство против морщин.

Красная-красная кровь –

Через час уже просто земля,

Через два на ней цветы и трава.

Через три она снова жива.

И согрета лучами звезды

По имени Солнце.

И мы знаем, что так было всегда:

Что судьбою больше любим,

Кто живет по законам другим

И кому умирать молодым.

Он не помнит слова «да» и

слова «нет».

Он не помнит ни чинов, ни имен.

И способен дотянуться до звезд,

Не считая, что это сон.

И упасть опаленным звездой

По имени Солнце.

1.5.1. Творческие задания

I. - Почему цвет «детей минут» серый? Почему они живут одним этим «серым днем»?

- Перечитайте стихотворение Наума Коржавина «Дети, выросшие дети...» Так как же удается обжить «детям минут» «мир, сползающий во тьму»?

- «Изломанный» мир лирического героя, который и себя причисляет к «детям минут», рождает такую же «изломанную» форму стиха. Почти не ощущаемая рифма - это единственное, что заставляет нас полагать, будто перед нами стихи. Составьте метрическую схему стихотворения. Есть ли закономерность в чередовании ударных-безударных слогов? Можно ли этот поэтический текст определить как дольник?

II - Серый день рождает эрзац-жизнь, в которой «вместо тепла -зелень стекла, вместо огня - дым...». Какие еще суррогаты предлагает жизнь «детям минут»?

- Почему «Красное солнце сгорает дотла, день догорает о ним...», «... на пылающий город падает тень...» ?

- Почему в тексте стихотворения использовано местоимение «мы» («нам», «наш», «наши»)?

- Прожит еще один серый день. Его органичное продолжение -электрический свет. И нет ничего, кроме прозаизмов - «коробки от спичек», «сигарет в руках» и «чая на столе». «Все находится в нас», - заявляет лирический герой. А что это «всё»? Что нужно им, «чтобы друг друга понять»?

- Почему перемен требуют сердца и глаза, смех, слезы и даже «пульсация вен», понятно. Но почему «... вдруг нам становится страшно что-то менять...»?

- Почему требуют перемен сердца и глаза, а сами «дети минут» ждут перемен?

III. - Почему люди приходили на концерты Виктора Цоя и группы «Кино», слушали и переживали вместе о ним?

- Во что не верит Виктор Цой и почему?

- Как жанр интервью сказывается на синтаксическом строе, лексике текста?

IV.

- Почему «две тысячи лет война, война без особых причин», которая является «делом молодых»? По каким «другим законам» живут те, кому умирать молодыми, кто «судьбою больше любим»?

- Как в образном строе первой строфы отражается неприятие сегодняшнего дня? Какова цветовая гамма этой строфы?

- Говорят, что кровь людская - не водица. В стихотворении Виктора Цоя именно «красная-красная кровь» питает землю, цветы и траву, согретых лучами бесстрастной звезды по имени Солнце. И какая-то обреченность звучит в словах: «И мы знаем, что так было всегда...». Так нужна ли попытка «дотянуться до звезд», если уверен, что упадешь опаленным звездой?

- В чем, по мысли лирического героя, заключается смысл жизни? Есть ли выход из замкнутого круга существования под светом звезды по имени Солнце?

- Почему «Он не помнит слова «да» и слова «нет»...», «Война -... лекарство против морщин...» ?

- Найдите в поэтическом тексте примеры парцелляции и выявите уместность ее использования.

Обобщающие задания

1. Напишите творческую работу по песням одного из авторов раздела на тему; «Поэтический мир...............».

2.  Выделите основные черты, роднящие бардовую поэзию таких разных авторов. Какова основная отличительная черта каждого из поэтов?

3. Можно ли обнаружить сходные черты поэтики лирики бардов с лирикой авторов, представленных в других разделах?


Список использованной литературы

  1. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М., 1995.
  2. Гринберг И.Л. Полет стиха и поступь прозы. - М., 1976.
  3. Дементьев В.В. Мир поэта: Личность. Творчество. Эпоха. - М., 1980.
  4. Евтушенко Е. Талант есть чудо неслучайное. - М., 1979.
  5. Кожинов В.В. Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта. -М., 1976.
  6. Македонов А.В. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930-1970-х годов. - Л., 1985.
  7. Мальгин А.В. Роберт Рождественский: Очерк творчества. - М., 1990.
  8. Михайлов А.А. Андрей Вознесенский. Этюды. - М., 1970. Воронеж, 1989.
  9. Михайлов А.А. Тайны поэзии: Книга критических эссе. - М., 1980.
  10. Прокушев Ю.Л. Время. Поэзия. Критика. - М., 1980.
  11. Публикации в периодической печати последних трех десятилетий.
  12. Сидоров Е.Ю. Евгений Евтушенко. Личность и творчество. - М.,1987.
  13. Стрижевская Н.О. Письмена перспективы: О поэзии Иосифа Бродского. - М., 1997.
  14. Турков А.М. Александр Твардовский. - М., 1970.
  15. Чупринин С.И. Крупным планом. Поэзия наших дней, проблемы и характеристики. - М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Итоги эксперимента (2008-2013 гг.) «Развитие интеллектуальных возможностей обучающихся средствами учебных текстов, учебных пособий по математике для обучающихся 5-9 классов серии МПИ» (Математика)

Тема эксперимента: «Интеллектуальное воспитание учащихся на уроках математики средствами учебных текстов серии МПИ (Математика. Психология. Интеллект.)».Цель МПИ-проекта: средствами содержания математ...

Учебное пособие «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ (часть А и В)»

В пособии представлена характеристика трудностей при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку в частях А и В. Автором подобраны учебно-тренировочные материалы на владение лексическими, синтаксич...

Учебное пособие по Немецкому языку для студентов средних медицинских учебных заведений

            Данное учебное издание предназначено для студентов медицинского колледжа, специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело»,  «Фармация»,  «С...

Учебное пособие по грамматике английского языка «Времена английского глагола» по учебной дисциплине «Иностранный язык (английский)»

Учебное пособие для студентов специальностей 09.02.05.  «Прикладная информатика",44.02.06.  «Профессиональное обучение»...