Нравственность и безнравственность в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Покас Светлана Сергеевна

Разработка бинарного  урока по литературе и обществознанию в 7 классе по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема бинарного урока по литературе и обществознанию:

Нравственность и безнравственность

 в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

        Цель: подвести учащихся к пониманию актуальности нравственных, социальных и правовых проблем российской власти и общества, изображённых Н.В. Гоголем в комедии «Ревизор».

Задачи.

  • Образовательные:

- вырабатывать умение работать с художественным текстом;

- углубить представление учащихся о социальных нормах и правах человека;

  • Развивающие:

- формировать умения использовать полученные правовые знания при анализе конкретных ситуаций;

- развивать устную речь, мышление, умение высказывать свою точку зрения, сценическое мастерство;

  • Воспитательные:

- содействовать в ходе урока воспитанию непримиримого отношения к нарушениям нравственных и правовых норм общественной жизни.

Оборудование:

     Портрет Н.В. Гоголя, текст пьесы «Ревизор», иллюстрации к произведению, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Сегодня у нас заключительный урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Над содержанием пьесы мы работали на протяжении нескольких уроков. Я надеюсь, что вы откроете для себя и в себе что-то новое. Это поможет нам при выполнении письменной творческой работы, которая будет проведена на следующем уроке.

      Гоголь сказал:

«В  "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России ... все несправедливости … и ...посмеяться над всем...  Сквозь смех ...читатель услышал грусть...»

- Как вы понимаете данное высказывание?  (комедия призвана смешить людей, но её главная цель – сквозь смех показать недостатки, пороки общества, т.е. всё безнравственное, чтобы мы стали лучше.)

2. Актуализация знаний.

- Знаете ли вы значение слова «безнравственный»?

- От какого слова оно образовано?(нравственный).

- Какая это часть речи? (прилагательное).

-  От какого существительного оно образовано? (нравственность)

- Вы знаете значение этого слова?

-  Где можно найти значение слова?

Обратимся к толковому словарю.

    Прочитать информацию со слайда…

Нравственность – это совокупность норм, определяющих поведение человека.

3. Постановка учебной задачи

- Перед вами качества человека.  Какие качества, на ваш взгляд, можно отнести к нравственным?  

(Милосердие, вежливость, жестокость, жадность, бескорыстие, терпимость, зависть, трудолюбие, верность, лживость, трусость)

- Какую комедию мы изучаем?

- Поведение героев комедии «Ревизор» нравственное или безнравственное?

- Попробуем сформулировать тему урока.

Нравственность и безнравственность в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

- Можем ли мы назвать себя в полном смысле слова нравственными людьми? Вряд ли. Да, нам предстоит ещё многому научиться в жизни, чтобы стать лучше.

Помочь стать нравственными людьми призваны уроки литературы и обществознания.  На примере комедии «Ревизор» мы попробуем доказать это.

- Какова задача урока?

Научиться различать нравственное и безнравственное поведение героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

- Почему в 21 веке нам важны понятия «нравственность» и «безнравственность»?

4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

- Чтобы решить задачу урока, нужно определить ход нашей работы:

  1. Вспомнить необходимые термины.
  2. Вспомнить героев пьесы.
  3. Вспомнить содержание.
  4. Дать оценку поступкам героев.

5. Первичное закрепление учебного материала

- Вспомним термины, которые нам понадобятся на уроке.

- К какому жанру относится произведение Гоголя? (комедия)

- Кто такой ревизор? (должностное лицо, которое производит ревизию)

- Что такое социальные нормы? (нормы (правила), принятые в обществе). На какие виды делятся? Чем отличаются друг от друга?

- Кто изображён на экране? (чиновники комедии "Ревизор)

6. Включение новых знаний в систему.

- Почему чиновники боятся ревизора? Обратимся к тексту (действие 1, явление 1, 2, 5).

- Зачитайте из текста цитаты, в которых говорится о нарушениях в городе.

- Какие социальные нормы нарушили чиновники (моральные или правовые)?

- Какие права человека нарушили чиновники с нашей точки зрения, человека 21 века? (право на медицинскую помощь, неприкосновенность личности, тайна переписки). 

- Чиновники – это должностные лица. Они не должны пользоваться своим положением для личных целей, а герои «Ревизора» совершают должностные преступления.

- Какие? (хищение денежных средств - не построена церковь, Держиморда избивает и правого, и виноватого, берут взятки).

- Кто первый дал взятку? (Судья Ляпкин-Тяпкин).

Обратимся к пьесе. Посмотрим, как же всё происходило. Вам будет представлена сцена комедии, подготовленная вашими одноклассниками.

Инсценировка (действие 4, явление 3)

Физминутка (стоя, аплодируем актёрам)

- Какое должностное преступление совершил Ляпкин-Тяпкин? (взятка).

- Что такое взятка? Прочитайте определение на карточке.

- В каком документе говорится о взятке? (Уголовный кодекс)

- Это современный Уголовный кодекс России. Какой можно сделать вывод? (современные чиновники тоже берут взятки)

- Чиновники в пьесе Гоголя безнравственные люди?

- Почему? (Каждый из них имеет нравственные пороки, совершил должностное преступление. Нравственному человеку не позволит совершить преступление совесть).

- Можно ли назвать нравственным человеком Хлестакова?

- Почему?

Инсценировка (действие 3, явление 6)

(Аплодисменты)

- Представленное поведение Хлестакова – это нарушение моральных или правовых норм?

- Хлестаков не нарушил закон, но его поведение безнравственно, он лжёт и хвастается.

7. Рефлексия.

- Итак, вернёмся к задаче нашего урока:

Научиться различать нравственное и безнравственное поведение героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

- Поведение героев пьесы нравственное или безнравственное?

- Герои комедии положительные или отрицательные?

- В комедии, по мнению самого автора, есть единственный  положительный герой. (Смех.) 

- Цель литературы – воспитывать читателя. Она - наш путеводитель в мире нравственности и доброты.

- Социальные нормы помогают нам правильно жить среди людей, делать правильный выбор.

- Какими мы станем? Это зависит от нас самих.

Когда услышишь ты однажды Слово,
Проверь, тебе созвучно ли оно?
Не всё, что для ушей свежо и ново,
Тебе годится, и тебе дано.

Не попадись на похвалу и лесть,
Хайяма помни, - он ведь знал немало:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало!

Коль не найдёшь попутчика в дороге,
Иди один. Настанет срок, - найдёшь.
Но и с собой будь искренним и строгим,
Не допуская в сердце фальшь и ложь.

- Надеюсь, вы сегодня извлекли полезный урок нравственности, который нам преподал неподражаемый классик  -  Н.В. Гоголь.

В конце урока мы должны оценить вашу работу.

Помните, ребята, всё в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .

Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ....

"Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Данная презентация может быть использована на заключительном уроке по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"....

"Нравственные и безнравственные поступки". Презентация к уроку.

Презентация к уроку по теме: Нравственные и безнравственные поступки....

"Нравственное и безнравственное поведение"

Данная статья в виде лекции о формированию нравственной культуры учащихся....

Нравственное и безнравственное поведение

Классный час на тему "Нравственное и безнравственное поведение"...

«Век нынешний» и «век минувший». Нравственный конфликт комедии или Спор длиною в жизнь (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Цель урока: понимание причин неизбежного в любое время столкновения передового человека с миром «негодяев знатных», низкопоклонников и лицемеров.Задачи урокаОбучающие:...