Урок развития речи. "Зимняя сказка".
методическая разработка (литература, 5 класс) на тему

Галиуллина Гузэль Кабировна

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов. Показ их мастерства в создании пейзажной лирики(в частности зимней).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi._zimnyaya_skazka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

   

     Тема. Зимняя сказка

     Цели урока: 1)  обзорное знакомство с творчеством поэтов, художника

                                    И. И.      Шишкина, композитора П. И. Чайковского,

                                    показать мастерство русских поэтов в создании пейзажной лирики,

                               2)  развитие любви к поэзии, навыков выразительного чтения наизусть,

                                     устного словесного рисования,

                                3)  воспитание любви к природе.

Оборудование: выставка « Певцы родной природы» (портреты, биографические справки), выставка рисунков учащихся о зиме,  презентация к уроку

Словарная работа: пейзаж, пейзажная лирика, художники – пейзажисты

Ход урока

  1.  1.  Организационный момент.

      2.  Сообщение темы и цели урока.

            3. Слово учителя.

          Дорогие ребята! Сегодня мы все в гостях у сказки, но не простой, а зимней. Нас     приглашает в свои покои прекрасная, искрящаяся, сверкающая красавица русская зима.   Мы все любим зиму с ее чудесным легким морозцем и переливающимся снегом, с ее    праздниками и даже вьюгами и метелями.  

            II. Основная часть урока.

          1.  Слово учителя.

   Родная природа – второй наш дом. Вот как об этом сказал Георгий  Скребицкий:

« Вглядитесь в неё поглубже,  вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте

листа, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что может

быть прекраснее всего этого?»

       2.    - Что означает слово пейзаж? ( Работа с толковым, этимологическим словарями.)

        3.  Беседа по картине И. И. Шишкина « На севере диком». ( Слайды)

- Вам нравится эта картина?

- Кто написал эту картину?

- Каким настроением пронизана  картина?

   Знакомство с другими картинами художника.  

     4.   Рассматривание рисунков учащихся о зиме.

      5.   Слово учителя

      Понятие « пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи,

посвящённые изображению природы, называются «пейзажными» стихами,          

 « пейзажной лирикой».

       В лирике о природе поэты, как и художники- пейзажисты, изображают

природу, выражают своё отношение к ней, передают свои впечатления от неё,

 любовь к родной земле.

     - А вы любите зиму? ( Ответы детей)

          - Но еще больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много    нового и неизведанного, превращая любой уголок родной природы в сказочные чертоги.   Так давайте войдем туда об руку с нашими любимыми поэтами и еще раз откроем для   себя чудесную сказку русской зимы.

   

Звучит музыка: П.И.Чайковский. «У камелька» (из цикла «Времена года»).

( Слайды)

Чтец. А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» говорит о своей любимой героине Татьяне Лариной:

Татьяна  (русская душою,

Сама не  зная  почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

 На солнце иней в день морозный,

 И сани, и зарею поздной

 Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Но эти слова — и признанье поэта, объяснение в любви милому сердцу «северу».

Чтец. А.С.Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин».

...Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

 Идет красавица зима.

 Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов;

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей, вокруг холмов;

 Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз. И рады мы

 Проказам матушки зимы...

Ведущий. Все уснуло в природе, затихла жизнь в ожидании весеннего тепла. Кажется, что зима — самое однообразное время года, но это совсем не так. Под обманчиво-белой снежной маской кипит непокоренная жизнь, чудесная сказка зимнего леса.

Звучит музыка: П.И.Чайковский. «У камелька» (продолжение).

В исполнении чтеца звучит стихотворение Ф. И.Тютчева «Чародейкою зимою...».

( Слайд)

Ведущий. Поэт Ф.И.Тютчев как истинный знаток красоты природы не мог пройти мимо этого зимнего чуда. Дивный пейзаж, окрашенный в ликующие краски ясного зимнего дня, всегда поднимает настроение. Стихотворение Пушкина, которое сейчас прозвучит, именно об этом. Оно и о человеческом счастье, покое, умиротворенности. Пушкинское творение несет чувство полноты жизни, ощущение всей прелести наступившего утра.

В исполнении чтеца звучит стихотворение Д.С. Пушкина «Зимнее утро».

Звучит музыка: П.И.Чайковский. «Тройка» (из цикла «Времена года»).

( Слайд)

Ведущий. Но нигде мы не найдем столько признаний в любви русской земле, как у поэта А.А.Фета.

Чтец. А.А.Фет. «На пажитях немых люблю в мороз трескучий...».

На пажитях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я снега блеск колючий,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом.

Как любят находить задумчивые взоры

Завеянные рвы, навеянные горы,

Былинки сонные среди нагих полей,

Где холм причудливый, как некий мавзолей,

Изваян полночью, — иль тучи вихрей дольных

На белых берегах и полыньях зеркальных.

Ведущий. Зима прекрасна, когда посылает нам яркие, солнечные дни, в которых переливаются все краски удивительной природной палитры. Но есть и другие зимние дни, когда весь мир вдруг подергивается мутной вьюжной пеленой и свирепствует ледяной ветер. И страшно, и весело оказаться вне дома в такую погоду. А по небу «мчатся тучи, вьются тучи...».

Звучит музыка: А.Вивальди. «Зима».

В исполнении чтецов звучит стихотворение А.С.Пушкина «Бесы».

( Слайд)

Ведущий. А теперь задайте себе вопрос: за что я люблю зиму? За прекрасные зимние пейзажи. Но зима — это и любимое время года для многих ребят. Сколько развлечений и праздников! Тут и лыжи, и коньки, и санки, и игра в снежки, и постройка снежной крепости! Как весело зимой!

В исполнении чтеца звучит стихотворение А.А.Фета «Мама, глянь-ка из окошка...».

( Слайд)

Ведущий. И для А.А.Фета, и для другого русского поэта К.Д.Бальмонта стихи о зиме, зимних шалостях и развлечениях открывали заветную дверь в давно прошедшее

детство. А воспоминания о промелькнувших сладких детских годах — вещь драгоценная. И, наверное, К.Д.Бальмонт, находясь далеко от Родины, в своей парижской квартире, со светлой грустью вспоминал чудесные зимы своего детства.

Чтец. К.Д.Бальмонт. «К зиме». ( Слайд)

Лес совсем уж стал сквозистый,

Редки в нем листы.

 Скоро будет снег пушистый

Падать с высоты.

Опушит нам окна наши

Б детской и везде.

 Загорятся звезды краше,

Лед прильнет к воде.

На коньках начнем кататься

Мы на звонком льду.

Будет смех наш раздаваться

В парке на пруду.

А в затишье комнат - прятки,

В чет и нечет — счет.

 А потом наступят святки,

Снова Новый год.

Звучит музыка: П.И.Чайковский. «Тройка» (продолжение).

Ведущий. Как красива природа зимой! Ни одно другое время года не может нас порадовать такими великолепными пейзажами. Искусник мороз «убирает» «в алмазы, жемчуг, серебро» деревья, поля, реки, украшает ослепительным белым одеянием городские улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору. А великолепные ледяные узоры на окнах! Это еще одна зимняя сказка!

Чтец. И.А.Бунин. «На окне, серебряном от инея...»  ( Слайд)

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стеклах — небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,

 Золотится отблеском окно.

Утро тихо, радостно и молодо.

 Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые

 Буду видеть краски в вышине,

 И до полдня будут серебристые

 Хризантемы на моем окне.

Ведущий. Случилось так, что поэт И.А.Бунин долгие годы провел в эмиграции. Многие русские поэты не могли писать вне России, Бунин мог. Его связь с Родиной была именно такой, что прочнее уже не бывает на свете, — кровной. Именно память о родном всегда вдохновляла поэта на новые творения.

Такая же тесная связь с родной землей была у поэта С.А.Есенина. Ни у кого мы не найдем таких пронзительно-чистых стихов, немного грустных зарисовок отчего края. В стихотворениях Есенина узнаваемо все: и снежные поля родной Рязанщины, и низкий

дом с голубыми ставнями», и березка под окном родительской избы в чудесном зимнем уборе. Смотрите, не разбудите эту спящую красавицу.

Звучит музыка:  А.Вивальди. «Зима».

В исполнении чтеца звучит стихотворение С.А.Есенина «Береза».

Учитель. Русской красавице зиме, волшебнице зиме посвящено много изумительных строк. Эти замечательные строчки зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота,

прелесть зимней сказки окружает нас.  Чудесное  рядом, и мир прекрасен.

Чтец.   И.А.Бунин.   «Еще   и  холоден   и сыр...»

Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет Божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

 Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск  голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краска жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

    III. Обобщение.

  1.  Слово учителя.

    Родная природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников, но и композиторов на создание выдающихся произведений. Сегодня мы слушали прекрасную музыку  из музыкального цикла П. Чайковского « Времена года».

А ещё он известен как создатель балетов « Лебединое озеро», « Щелкунчик»,

« Спящая красавица». ( Слайд)

-   Что вы сегодня узнали на уроке?

( Узнали, что такое пейзажная литература, познакомились с многими произведениями поэтов о зиме, ещё раз посмотрели картины И. И. Шишкина, послушали музыкальные произведения о зиме.  Все они учат нас наблюдать за  

природой, любить и беречь её. А это так важно для каждого из нас.

      Будем же помнить слова Пришвина: « Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу –  значит охранять Родину». ( Слайд)

  1. Оценивание.
  2. Домашнее задание.  Написать сказку о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Сказка "Хвосты" Конспект урока.

Данный урок-разработка в режиме новой педагогической технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо. (РКМЧП). Урок по развитию речи. Успешно апробирован на мастер-классах. Опубликован...

Урок развития речи. "Зимняя сказка".

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов. Показ их мастерства в создании пейзажной лирики(в частности зимней)....

Урок развития речи. "Зимняя сказка".

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов. Показ их мастерства в создании пейзажной лирики(в частности зимней)....

Конспект НОД по развитию связной речи «Зимние заботы».

Развитие связных высказываний по сюжетной картине....

Развитие речи""Зимние радости"

Использование ИКТ на уроке развития речи...

Конспект занятия по развитию речи «Зимние развлечения» (рассказ по картине) (старшая, подготовительная группа)

Конспект занятияпо развитию речи«Зимние развлечения» (рассказ по картине)(старшая, подготовительная группа)...


 

Комментарии

Рахматуллина Алсу Минизакиевна

Хочу выразить Учителю Гузель Кабировне благодарность. Талантливый педагог и классный руководитель. Хорошо что Вы есть. Спасибо.