Урок – анализ с элементами исследования .
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок – анализ с элементами исследования .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – анализ с элементами исследования .

(работа в группах : 4 группы – по количеству стихотворений).

Тема : Гражданская лирика  Н.А. Некрасова . Народные характеры и судьбы в стихотворениях.

Цели :

Образовательная .

1.Продожить изучение  творчества Н.А Некрасова , расширить знания  о жизни и творчестве поэта .

2.Показать , как раскрывается тема судьбы народа в стихотворениях , определить авторскую позицию  в динамике , отношение поэта к роли народа в своей судьбе .

3.Уточнить понятия  «гражданская лирика», «критический реализм».

4. Выявить, в чем состоит «новаторский характер» лирики Н.А. Некрасова

Развивающая.

1.Развитие навыков анализа стихотворного текста , понимания идейного содержания  произведения ; навыков работы с различными источниками (художественным текстом , словарями , справочниками , Интернет – источниками).

2.Развитие умения анализировать , сопоставлять , сравнивать , выделять главное , устанавливать причинно – следственные  связи; формировать навыки алгоритмизации путем получения знания ( метапредметный аспект; развитие коммуникативных навыков при работе в парах .

I.Сообщение темы урока ( презентация).

II.Постановка целей детьми .

1.Продожить изучение  творчества Н.А Некрасова , расширить знания  о жизни и творчестве поэта .

2.Показать , как раскрывается тема судьбы народа в стихотворениях , определить авторскую позицию  в динамике , отношение поэта к роли народа в своей судьбе .

3.Уточнить понятия  «гражданская лирика», «критический реализм».

4. Выявить, в чем состоит «новаторский характер» лирики Н.А. Некрасова.

III.Слово  учителя :

1.«Я лиру посвятил народу своему,

Быть может,  я умру неведомый ему .

Но я ему служил – и сердцем я спокоен».

Н.А. Некрасов -один из самых любимых русских народных поэтов. С детских лет и до самой смерти он был искренним  другом простого труженика , певцом его жизни , борцом за его счастье .

«Я призван был воспеть твои страдания ,

Терпеньем изумляющий народ»-

так сам поэт определял цель своей жизни и деятельности .

2.Видеопрезентация.

-Просматривая презентацию о жизни и творчестве Н.А. Некрасова  , постарайтесь определить,

-какие факты из жизни поэта повлияли на тематику и  идейное содержание его произведений .

-опорные слова для  рассказа о  жизни и творчестве .

3.Ответы на вопросы после презентации .

IV.Учитель : Мы рассмотрим сегодня 4 стихотворения и проследим в них – народные характера и судьбы , определим авторскую позицию , как поэт относится к роли народа в своей судьбе.

Рассмотрим 3 основных вопроса ( на экране)

1.Какие две России изображены в стихотворении ?

2.Как к ним относится автор?

3.Как раскрывается тема народа  в стихотворениях, как меняется позиция автора , его отношение к роли народа в своей судьбе ?

На столах у вас ориентировочные вопросы .

V.«Несжатая полоса».(чтение наизусть)

-Какие картины последовательно возникают перед вами?

-Каким показан крестьянин – пахарь ? Зачитайте .

- О чем размышляет автор ? (Протеста нет, но острая боль за беспросветную жизнь )

VI. «На Волге» (отрывок наизусть)

- Перед вами текст  стихотворения. Прочитаем  его выборочно .

-Как раскрывается тема народа ? Главные персонажи- бурлаки. Найдите их портретную зарисовку.

-Как меняется позиция автора в этом стихотворении ?

(Поставлен вопрос : Чем хуже был бы твой удел,

                                       Когда б ты менее терпел ?

                                                                Ответа нет)

- Новаторский характер лирики? – ( ораторская речь, поэтическое многоголосие, патетическая речь)

-Композиционный приём ? (антитеза).

VII. «Размышления у парадного подъезда».

1.Проблемный вопрос перед чтением

-Почему стихотворение не было напечатано в год его создания ?1858

2.(Рассказ учеников  о творческой истории  стихотворения ), чтение наизусть.

3-Какие 2 России изображены?

-Каким чувством проникнуто стихотворение ?

-Какие художественные детали  помогают определить народные характеры и судьбы ?

-Какими показаны крестьяне ? Зачитать.

-Как показана покорность и забитость крестьян ?

-Определите композиционный прием .

- В каких поэтических деталях выражено сострадание ?

Учитель : «Новаторство- в языке , введение сатиры, ораторская речь, сарказм, ирония. Приведите примеры .Последняя часть звучит трагично,  передает тяжесть народного горя , но и отношение Некрасова».

- Как меняется позиция автора ?(Гнев , протест, возмущение домотерпением, покорностью народа).

-Почему стихотворение заканчивается вопросами ?

Учитель : «Стихотворение кончается вопросом , на который нет пока ответа . Но произведение достигло цели : запрещенное цензурой , оно стало известно  всей России .

Герцен напечатал в «Колоколе»- сопроводив примечанием: «Мы очень  редко помещаем стихи , но такого рода  стихотворение нет возможности не поместить».

VIII.«Железная дорога».

1.Творческая история .

2.Одно из самых сильных стихотворений  о народе , оно отразило широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации  народа .

3.Чтение наизусть .

-В каких строках показано величие народного труда ? Трагизм народной судьбы ?

- Как меняется отношение автора к народу ?

Труд народа, построившего в невыносимых условиях  величайшее по тому времени техническое сооружение - железную дорогу, протяженностью в сотни верст – свидетельство неиссякаемых духовных сил .

4.Концовка «Светлая жизнь» - сатира

Тягостное зрелище – рабское ликование !!!

Поэт восстает против покорности , которая мешает им завоевать свои права .

Сам этот гнев ,выражающий чувства лучших людей России, помогает современникам  Некрасова  понять , что близится время ,когда мужик разогнет  свою спину горбатую и скинет всех, кто уселся на ней .

5.О влиянии на молодое поколение «Железной дороги» (Мнение Плеханова)

Учитель: « Н.А. Некрасов – представитель литературного стиля – критический реализм .Сторонники «чистого искусства» пытались убедить поэта в том ,что  поэзия заключается  не в реальности , а в «изящности как формы стиха , так и предмета  стихотворения».

Но поэт твердо стоял на своем :

«Так как мне выпало  на долю с детства видеть страдания русских мужиков , от холода , голода и всяких жестокостей , то мотивы для своих стихов я беру из их среды …».

И он приветствовал будущее революционное изменение в России.

Рать подымается –неисчислимая !

Сила в ней скажется несокрушимая.»

IX. Итоги анализа (критический реализм, новаторство Н.А. Некрасова). Стихотворения Н.А. Некрасова содержат призыв к социальным преобразованиям , к борьбе против всех  форм эксплуатации . Любовь к народу порождает ненависть к его угнетателям .

Стихи содержат веру в народ, в его силы, в прекрасное будущее , но поэт видел темноту, забитость , покорность простых людей .

X. Викторина «Узнай стихотворение по иллюстрации»(Презентация)

XI. Работа в группах «Творческая мастерская поэта» (Заполнить таблицу примерами  из стихотворений: средства художественной выразительности).

XII. Тест. (работа в парах).

XIII. Итог  урока.

XIIIV.Домашнее задание .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие с элементами исследования. Уравнение состояния идеального газа.

Урок проводится в 10 классе, после изучения темы основное уравнение МКТ. (рассчитан на профильный уровень)Цели урока:Образовательные. Определить математическую зависимость между тремя макроскопическим...

Урок закрепления с элементами исследования по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

План урока закрепления изученного материала с элементами исследования....

урок английского языка с элементами исследования в 6 классе, «Английский в фокусе», модуль 7, урок 5 по теме «Famous firsts»

Цели урока: обучающие: освоить образование и использование во всех видах речевой деятельности форм прошедшего времени (Past Simple),  давать и запрашивать информацию биографического характера,...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Проектная работа по теме нетрадиционного урока - конференции с элементами исследования: "Ядерная энергия"

Разработка проекта по теме нетрадиционного урока-конференции с элементами исследования....

Методическая разработка урока географии с элементами исследования по теме: "Почва-особое природное тело"

Разработка была представлена на городской конкурс "Мой лучший урок-2021" и получила положительные отзывы комиссии. Разработана на основе УМК по географии "Полярная звезда". В уроке...