«Образ Змея в русской и татарской культуре».
статья по литературе (5 класс) на тему

Мамедова Дурсун Эльман кызы

 

              Как известно, понятия национальной культуры находят воплощение в образах, символах. В разных культурах различные образы эпоса, фольклора  играли важную роль. Они обладали магической и священной силой, наделялись душой и делились на плохих или добрых.                                                                                   

             Змей  Горыныч– это отрицательный герой во многих русских сказках и былинах. Это грозное чудище, которое всем вредит и создает на пути трудности. У него страшный вид, его все боятся; он похищает людей. А в татарских сказках эпизоды борьбы со змеем —довольно   редкое   явление.   Очень   часто   в   них   змей   — положительный    персонаж,    выступающий    как    помощник    или даритель.  

            В татарских легендах есть еще один змееподобный персонаж – это Зилант, занявший  прочное место в культуре народа.

            Познание национальных корней приобщает каждого человека к культуре вообще. Знание истории культуры своего народа ведет к уважению культуры других народов. Татарстан – республика, на территории которой столетиями мирно сосуществуют различные народы. Отношения взаимного уважения и терпимости складывались веками и достойны уважения. Но каждый народ не должен забывать свои традиции и обычаи. В искусстве и культурном наследии русских и татар как в зеркале отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия. Для каждого человека наступает время узнать о своих исторических корнях, познать культуру своего и другого народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_zmeya_v_russkoy_i_tatarskoy_kulture1.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             

Образ Змея в русской и татарской культуре

                                                                

Оглавление:

  1. Введение

  1. Основная часть:

      Глава 1. Змей  – один из образов народного творчества в русской культуре.

   

      Глава 2. Образ Змея  в татарской культуре.

 

      Глава 3. Зилант в культуре Татарстана

         

  1. Заключение

  1. Список используемой литературы

Введение.

              Как известно, понятия национальной культуры находят воплощение в образах, символах. В разных культурах различные образы эпоса, фольклора  играли важную роль. Они обладали магической и священной силой, наделялись душой и делились на плохих или добрых.                                                                                      

Объектом нашего исследования является образ Змея в русской и татарской культуре.

 Цель работы:

1. Исследовать культурно-исторические предпосылки формирования данного образа в культурах двух разных народов.

2. Проследить и сопоставить особенности воплощения образа змея в русской и татарской культуре.

   

           Актуальность работы в познании национальных корней, в приобщении каждого человека к культуре двух наших народов, живущих столь долго вместе.

           При написании работы был использован метод сравнительного анализа.

Многие народы по-разному относились к этому существу. Статистические опросы показывают, что змея – чрезвычайно непопулярное животное. При той ненависти, которую  люди испытывают к змеям, не может не изумлять, что рептилии были священным символом  многих древних цивилизаций.

Ни одно существо не привлекало большего внимания людей, чем змеи. У каждого народа есть предания, где встречаются эти существа. Например, у египтян Великий Змей Апоп охранял драгоценную, питающую землю влагу. В древнеиндийской мифологии демон  Вритра тоже, удерживая дождь, ложился вокруг облаков, выступая в роли хранителя вод. В общеафриканских мифах змеи — поглотители вод — представлены в виде радуги. В мифологии индейцев Центральной Америки Змей Кецалькоатль («Змея, покрытая зелеными перьями»), бог-творец, создатель человека и культуры, является символом Вселенной. В китайской мифологии самым первым, изначальным богом также считался змей.

          Легенды о них кочуют из тысячелетия в тысячелетия по всем континентам и поразительно похожи друг на друга. Сказочный дракон обычно  наделен крыльями, бессмертием и особым знанием сути жизни и смерти. Эти существа властвуют над реками, дождями и ливнями, владеют секретами плодородия.

Глава 1. Змей  – один из образов народного творчества в русской культуре.

   

Фольклор – творчество народа, древняя культура, которая в свою очередь является неотъемлемой частью истории. Русские народные сказки всегда были и остаются неисчерпаемым источником изучения жизни наших далеких предков.

         Среди большинства исследователей русского фольклора утвердилось мнение, что «лютый змей» - олицетворение врага, некоего абстрактного иноземного народа, покушающегося на святую землю русскую. Существует также точка зрения, согласно которой Змей Горыныч — поэтическая мифологизация особого вида артиллерийского оружия татаро-монгольской армии.

Народные поверья приписывают змею демонские свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водою, наделяют его способностью изменять свой страшный, чудовищный образ дев, пробуждать в красавицах томительное чувство любви и вступать с ними в беззаконные связи. В огненном змее народная фантазия, создающая мифические образы на основании их сходства с действительными явлениями, олицетворяла молнию, прихотливый извив которой напоминал воображению скользящую по земле змею, воздушные метеоры и падающие звезды, Все эти естественные явления для предков наших представляли близкое подобие летучего и рассыпающегося в искрах огненного змея.

          Не случайно в былинах русский народ не только сумел победить Змея, но и запрячь его в соху. До сих пор жители Приднепровья показывают борозды, проведенные плугом, в который был запряжен русский дракон. Тянутся эти валы, получившие название Змиевых, на сотни верст (в Киевской, Подольской, Волынской и Полтавской областях). Согласно версии ученых, валы были созданы в целях защиты от набегов степных кочевых племен, нападавших на русские города в IX-X веках. Народ же приписывает их происхождение преданию о «Божьем кузнеце», отождествляя его с киевским богатырем Никитой Кожемякой, который запряг в плуг Змея и вспахал на нем землю.

          Академик Б.А.Рыбаков писал, что в IV-V веках новгородские жители поклонялись загадочному богу-ящеру в образе «коркодила», который «залегша в той реце Волхове». Выходит, что зоологической родиной  Змея Горыныча предположительно могли быть земли расселения славянских племен в районе реки Волхов.

          Змей гигантских размеров, изрыгающий огонь, летящий по небу в преддверии черных туч, обитающий в пещере и обладающий несомненным могуществом и властью над людьми, имеет в своем основании что-то от религиозного культа.

          В славянском фольклоре существуют легенды, повествующие о борьбе главного бога Перуна и прочих божеств со Змеем. Перун ведет борьбу или со Змеем, или со Змеиным царем, именуемым Василиском.

Весьма знаменательно русское название мифического змея — Горыныч, увеличительное Горынище;  оно происходит от слова гора и означает, вероятно, сына горы.  Связь огненного змея с горами и скалами подтверждается множеством поверий, сохранившихся у всех индоевропейских народов. Драконы и змеи живут внутри гор или в каменных пещерах и сюда скрывают похищенных ими дев. В Томской губернии рассказывают про Змесву гору (около Змеиногорского рудника), что в нее ушел змей-полоз. В Уваровой станице на берегу Иртыша есть пещера, в которую скрылся явившийся из реки змей, и там, где он полз, видна на траве выжженная тропинка. 

         В процессе становления государственности на Руси Змей превращался в олицетворение иноземного врага, регулярно покушающегося на землю Русскую. Конечным звеном эволюции Змея Горыныча можно считать его поверженную фигуру змееборцем Георгием Победоносцем - сюжет, ставший символом сильной непобедимой державы.

                 Змей Горыныч - в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3,6,9 или 12 головами. Чаще всего змей предстает трехглавым. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету.  Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост  стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Горыныч как Горыня, происходит это имя от глагола  - гореть. Огонь носит в себе и извергает его в случае нападения. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом- с рекой, с норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна, знатная невеста, там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча. Ревет он таким зычным голосом, что дрожит от змеиного рева лес-дубравушка; бьет хвостом он по сырой земле - реки выступают из берегов; от ядовитого дыханья змеиного сохнет трава - мурава, лист с дерев валится. В некоторых сказках Змей Горыныч в человеческом образе обольщает царевну или жену героя, стараясь его погубить, но при этом неизменно погибает сам.

Змееборство – один из самых распространенных сюжетов мирового народного творчества. Но каждый народ, в зависимости от эпохи и особенностей своей национальной культуры, вкладывает в этот сюжет особый смысл и придает ему свою национальную окраску.  

Самого худшего врага называют змеей подколодной, ядовитым или ползучим гадом, гадюкой и т.д. Примером использования данного образа могут послужить русские пословицы и поговорки:

Глядит, как змея из-за пазухи.

Змея умирает, а все зелье хватает.

Из змеиных яиц цыплята не вылупляются.

Пригрели змейку, а она тебе на шейку.

Сваха лукавая, змея семиглавая.

Язык змеиный………

           Не раз Змей Горыныч уносил  в свои пещеры красивых дев русских, но  всегда находились люди, которые  освобождали красавиц из плена злодея. Это и Иван Царевич, и Добрыня Никитич.

         Многие художники посвятили этому змею свои работы. Это и В.М.Васнецов «Бой Добрыни Никитича  с семиглавым Змеем Горынычем», и  И.Я.Билибин «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну».

Победа героя  над  Змей Горынычем  -  торжество добра и справедливости.

 Но сегодня для нас уже не столь важно, что послужило прообразом Змея Горыныча. Этот персонаж прочно занял место в русском фольклоре наряду с богатырями, царевнами, лесными и домашними духами, и каждый век старается по своему трактовать его образ. Примером может послужить недавно вышедший на экраны полнометражный мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». В книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» мы находим новую историю Горыныча.

Глава 2.  Образ Змея  в татарской культуре

               Художественное творчество татарского народа как одного из представителей многочисленных тюркоязычных народов является частью мировой культуры, своеобразной и богатой традициями, имеющей глубокие древние корни.

В татарских сказках типичный для русских сказок  образ Змея Горыныча отсутствует как таковой. Ему соответствует Змея или змееподобные чудища,  которые, однако, в волшебных сказках встречаются довольно  редко. У многих народов змей изображается как ярый враг человека, и сюжеты о змееборстве в сказках занимают значительное место.

В татарских сказках эпизоды борьбы со змеем — довольно   редкое   явление.   Очень   часто   в   них   змей   — положительный    персонаж,    выступающий    как    помощник    или даритель(«Белый змей»).   В сюжетах,  связанных  со  змееборством,   в  татарских сказках чаще фигурируют аждаха (дракон) и див.
           Аждаха (аждаһа) встречается примерно в каждой десятой волшебной сказке. Он представляется в виде огромного одно или многоголового змея, вступающего в схватку с героем сказки. Это чудовище бывает 2-х типов: аждаха, требующий девушку, и аждаха - поглотитель.
          В фольклоре тюркских народов аждаха иногда выступает на стороне положительного героя. Однако  в татарских и башкирских сказках этого нет.
          Еще один персонаж из "змееобразных" — это юха, выполняющая фунцию соблазнителя.  По поверьям татар, змей, дожив до ста лет, превращается в аждаху, а дожив до тысячи лет — в юху - девицу. Юха — враг человека. Она не действует открыто, как, например, аждаха.

          В роли змея-похитителя в татарских сказках чаще всего выступает див. Змей, занимающийся поборами, - аждаха.  Что касается змея-охранителя и особенно нарушителя границ, то в такой роли опять выступает див. А змей - поглотитель героя в татарских сказках не встречается.

Змеи в татарской мифологии делятся на черных и белых. Если Черный змей всегда рисуется как противник человека, то Белый змей всегда покровительствует ему, что видно на примере татарских пословиц и поговорок:

Пусть будут прокляты как белая змея, так и черная змея
У змеи не увидишь головы, у муллы не увидишь угощения
Утопающий за змею хватается

В несчастье, будь ты и на коне, змея укусит
Утопающий в воду и за змею хватается

Отрубишь змее голову - будет извиваться хвост

Глава 3. Зилант в культуре Татарстана

В татарских легендах есть еще один змееподобный персонаж – это Зилант, который  к тому же  является символом города Казань. По древней казанской легенде Зилант обитал на горе у реки Казанки близ впадения той в Волгу. Сейчас, по легенде, змей находится в озере Кабан и охраняет ханские сокровища царицы Сююмбике. Согласно другой легенде, на месте Казани обитало множество змей, «каждая толщиной с бревно». Предводителем их был двухглавый летающий змей Аджаха, иногда называемый еще и Зилантом. Одну голову он имел змиеву, другую воловью. Одной головой пожирал молодых джигитов и прекрасных девушек, которых свозили к нему со всей округи, а другой ел траву. Люди обходили это место сторонкой, так как боялись свиста змеиного. Слуги хана, выбравшие место обитания змия для строительства города, обратились к колдуну, и тот посоветовал, как извести змей. Надо, мол, вырубить лес и кустарник, привезти кучу соломы, а весной, когда все подсохнет и змеи заползут под кучу, облить смолой и серой и поджечь. Так и сделали. Когда в жарком пламени горели бесчисленные змеи, стоял такой лютый смрад, что замертво падали люди, кони и верблюды.

Так уничтожили всех змей, а их предводитель Аджаха вместе с клубами черного дыма взлетел в небо и опустился в озеро Кабан, что лежит ныне посреди Казани. С тех пор он живет на дне озера и мстит казанцам, утаскивая в пучину то их самих, то их детей.

В других вариантах этой легенды Аджаха после погружения в озеро превращается в злого Дива, который основал на дне подводное царство.

Изначально изображение Зиланта было отличительным знаком печати казанского хана.  После завоевания Казани Иван Грозный перенёс его на государственную печать. В 1781 году царским указом Зилант был помещён на герб Казанской губернии. Он был описан в указе как «черный коронованный дракон, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые; язык червленый». Вместе с гербом Казанской губернии Зилант попал на герб Российской Империи. Его изображение было включено в гербы всех городов губернии. Крылатое чудовище поместили на герб Казанской губернии в 18 веке, и в его составе Зилант оказался на гербе Российской империи. Описание герба: «В серебряном щите чёрный коронованный дракон, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые; язык червлёный. Щит увенчан Императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой». Татарский дракон украшал царский фарфор, красовался на троне. При советской власти воинственные символы на гербах не приветствовались, большевики отдавали предпочтение символам мирного труда. Но в 1991 году Зилант вернулся. Сейчас Змея можно видеть на гербах многих городов Татарстана, он также попал каким-то образом в символы города Каширы.

Можно сказать, Зилант обрёл вторую жизнь. Мало того что его изображения в Казани встречаются чаще, чем официальный герб Татарстана Белый Барс. Ещё в 16 веке на Зилантовой горе был построен Зилантово-Успенский монастырь,  функционирующий по сей день. У подножия холма были обнаружены остатки засыпанной пещеры. Уж не там ли прятался Зилант? К Универсиаде в новом районе Казани, находящемся далеко за границами старого города, построили спортивный комплекс «Зилант». На Зилантовой горе ежегодно проводится международный молодежный фестиваль для любителей фантастики и Ролевых игр «Зилант-Кон». Это официальное мероприятие, которое взял под свою опеку Комитет по делам детей и молодежи. В последний раз там собралось более 1000 человек не только из стран СНГ, но и из Европы, Израиля, США. Весной 2013 года среди муниципальных служащих Казани проводился конкурс «Что? Где? Когда?» Вместо кубка победителям была вручена статуэтка «Хрустальный Зилант».

Также Зилант является символом футбольного клуба «Рубин», что отражено на его логотипе.

Заключение.

                 В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

        Змей  Горыныч– это отрицательный образ в культуре русского народа. Это грозное чудище, которое всем вредит и создает на пути трудности. У него страшный вид, его все боятся; он похищает людей. А в татарской культуре змей   — положительный    персонаж,    выступающий    как    помощник    или даритель. 

           Данная работа еще раз подтверждает мысль о том, что познание национальных корней приобщает каждого человека к культуре вообще. Знание истории культуры своего народа ведет к уважению культуры других народов. Татарстан – республика, на территории которой столетиями мирно сосуществуют различные народы. Отношения взаимного уважения и терпимости складывались веками и достойны уважения. Но каждый народ не должен забывать свои традиции и обычаи. В искусстве и культурном наследии русских и татар как в зеркале отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия. Для каждого человека наступает время узнать о своих исторических корнях, познать культуру своего и другого народа.

                     

                                 Список используемой литературы:

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу - Спб.,1869.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка, В 4-х томах.-М.: Русский язык,1991..
  3. Короглы   Х.Г.   Взаимосвязи   эпоса   народов   Средней  Азии, Ирана и Азербайджана. — М.: Наука,  1983. — С.49.
  4. Кравцов Н.И.  Русское народное творчество.-Изд. «Высшая Школа»,1983.
  5. Мухаметшина Р.Ф. Русская литература в контексте диалога культур.-Казань,2012.
  6. Н.В. Новиков. Образы восточнославянской волшебной сказки. — Л.: Наука.  1974. — С.185.
  7. Пропп В.Я.  Исторические корни волшебной сказки.  — Л.: Изд-во КГУ,  1946. — С. 199-201.
  8. Рыбаков Б.А. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I.-М.,1953.
  9. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-64647/
  10. http://www.referun.com/n/tatarskaya-narodnaya-skazka-i-literaturnye-skazki-g-tukaya
  11. http:\\ ru.wikipedia.org
  12. http:\\allaya.ru.history\dragon
  13. http:\\bestpeopleofrussia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУБЧАТОГО АМОРТИЗАТОРА ЭКСЕРТЬЮБА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

На сегодняшний день, одна из острых проблем в преподавании - повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой.Своих учеников я призываю к сознательному, целеустремлённому подходу в отношен...

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

Методический семинар по теме "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы". Пояснительная записка к презентации....

Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"

Презентация к методическому семинару "Диалог культур на уроках русской и татарской литературы"...

Халкыбызның күркәм гадәтләре (сценарий дня татарской культуры)

Мероприятия такого плана способствуют развитию и обогащению национальных традиций и обычаев народов Поволжья, оказывают благотворное влияние на историческое, культурное и духовное развитие представите...

"Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и Г.Ибрагимова "Алмачуар"

Бу фәнни- тикшеренү эше рус һәм татар әдәбиятында  атка кешеләрнең һәм чорларның мөнәсәбәте турында....

Каюм Насыйри – яркая звезда татарской культуры

Каюм Насыйри - яркая звезда татарской культуры...

Исследовательская работа "Образ змея в русской и татарской культуре"

Работа выполнена ученицей 6 класса Б МБОУ "СОШ №2" Балобановой Ксенией в рамках научно-практической конференции учащихся г. Елабуги "Традиции и современность"...