Рабочая программа по литературе в 7 классе.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Панасюк Светлана Владимировна

Данная рабочая программа составлена по УМК Бунеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature._7_klass.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературе в 7 классе

(по УМК Бунеева)

Содержание программы в 7 классе (70 часов)

Введение.

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века.  Человек как предмет изображения в литературе

А.И.Герцен. Слово о писателе.  «Былое и думы». Роль отрочества в становлении личности автора.

«Былое и думы» как образец мемуарной литературы.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

Повесть «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

М. Горький. Слово о писателе.

Повесть «Детство». Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

М.И. Цветаева  «Воспоминания». (обзорное изучение) Особенности мемуарной литературы. «В субботу».  Стихи-воспоминания о детстве.

С.А. Есенин. Слово о поэте.

Стихотворение «Песнь о собаке».Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.         

Ш.Бронте «Джен Эйр». (обзорное изучение) Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары.

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Автобиографичность рассказа.  Муки человеческой совести. Потрясение безжалостной правдой.

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (обзорное изучение). Истинная слепота и духовное прозрение героя. Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых.

Л.А.Кассиль «Ранний восход» (обзорное изучение) Духовное становление героя.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.  Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей.  Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

«Моцарт и Сальери» «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Мотив одиночества в лирике.Н.Огарев «Хандра». А.В.Макаревич «Пока горит свеча».

Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула».  (обзорное изучение) Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.

А.Франк «Погибель»  (обзорное изучение) Духовное становление человека в страшные годы войны

Б.Окуджава «Песенка о ночной Москве».  Ю.Левитанский «Диалог у новогодней елки»

К.Г.Паустовский «Жизнь Александра Грина»

А.С. Грин. Слово о писателе. Повесть "Алые паруса" Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина.

Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

А.Г.Алексин «Безумная Евдокия» Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности».

В. Г. Распутин.  Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

О.Генри «Дары волхвов». Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.

М.А. Шолохов Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе

В.В.Быков «Круглянский мост». (обзорное изучение). Нравственный мир человека на войне. Что такое гуманизм. Уместен ли он на войне?

Ч.Т.Айтматов «Первый учитель». (текстуальное изучение).Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя.

А.А.Вознесенский «Сага».

К.Г.Паустовский Слово о писателе «Мещорская сторона». Бескорыстная любовь к обыкновенной земле. 

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

В.С.Высоцкий «Я не люблю». Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого.

Стихи о любви: В Шекспир, А, С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, Б.Э. Багрицкий, М.А. Светлов,

Д.С. Самойлов, В.С. Высоцкий.


Учебно-тематический план. 7 класс.

Раздел

часы

Развитие речи

1

Введение

1

2

Раздел 1 «Я и моё детство…»

14

С-1 (дом), С-1 (класс)  

Творч. раб-2      

3

Раздел 2 « Я и Я»

26

С-1(класс), С – 1 (дом)    

Творч. раб-3

4

Раздел 3 «Я и другие»

13

С-1(дом),  С-1 (класс)

Творч. раб-3

5

Раздел 4 «Я и мир: вечное и преходящее»»

14

С-1(дом)    

Творч. раб - 1

Резервные уроки

2

Итого:

70

С-7

Творч. раб-9


Календарно-тематическое планирование   по литературе в 7 классе                        

(из расчета 2 часа в неделю (70  часов).

п/п

Разделы программы, темы уроков

часы

Знания, умения, навыки

понятия

Д/з

дата

1

Введение

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Человек как предмет изображения в литературе.

1

Классика

Вопросы для повторения стр. 6

 Стр.9 выразительн чтение стихотворений

                                           Раздел 1. Я и мое детство. (14 ч )

2-3

1.А.И.Герцен. Слово о писателе.  «Былое и думы» как образец мемуарной литературы. Роль отрочества в становлении личности автора.

2.Тв. р. Рисование словесного портрета (стр.28, вопрос 5)

2

Мемуарная литература

Чит. гл.6, стр. 23

Ответить на вопр. стр.28-29

4-5

1.Л.Н. Толстой  Слово о писателе. Повесть «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя.

2. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

2

Отрочество, психологизм, автобиография, автобиографическая трилогия,

внутренний монолог

Чит. гл. 13,15,19

Тв. р. Стр.50, вопр.16

6-7

1.М.И. Цветаева «Воспоминания» (обзорное изучение) Особенности мемуарной литературы.

2.  Стихи-воспоминания о детстве. «В субботу».  

2

Лирический герой

Биограф. справка стр.52-54

Вопр. 7-9, стр.62, биогр. С.Есенина

8-9

1.С.А. Есенин  Слово о поэте.

Стихотворение «Песнь о собаке». Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.

2.С.Есенин «Письмо матери». «Мой путь». Лирическая исповедь.

2

Метафора, эпитет, повтор, разговорная лексика

Наизусть любое стихотвор. Есенина

Биограф М.Горького.

10-12

1.М. Горький. Слово о писателе.

Повесть «Детство». Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким.

2.«Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

3.Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

3

Конфликт, внутренний конфликт

Авторская позиция

Чит. гл 4.

Вопросы на стр. 86

Сочинение-миниатюра «Самый близкий мне человек»

13-14

Ш.Бронте «Джен Эйр». . (обзорное изучение) Автобиографическое начало в романе.. Вымышленные мемуары.

2

Вымышленные мемуары

Дочитать до конца. Вопросы к разделу стр.100

15

Подведем итоги. Автор и герой в мемуарах и художественной автобиографии.

Р.р.Сочинение. (Домашнее, темы в учебнике с.101)

1

Знать по разделу 1:

-понятия «мемуары», «вымышленные мемуары»;

-биографические данные М.Горького, М. Цветаевой, С. Есенина;

Уметь:

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно рассказывать стихотвор;

- рисовать устный словесный портрет;

- находить метафору и эпитет.

Написать сочинение

                           

  Раздел 2 «Я и Я» (26 ч)

16-18

1.В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Автобиографичность рассказа.  

2.Муки человеческой совести. Анализ эпизода  (о разлитом молоке)

3.Потрясение безжалостной правдой

3

Документализм, эпизод

Читать стр. 112-116

Вопр. стр.116

Чит. стр.117, вопр стр.118

Чит. «Слепой музыкант», гл 1-3

19-21

В.Г.Короленко «Слепой музыкант». (обзорное изучение) Истинная слепота и духовное прозрение героя.

2. Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых.

3

Творчество, талант

Эпилог

Чит. из главы 5, 8, эпилог

Вопр. стр.147

21-22

1.Л.А.Кассиль «Ранний восход» (обзорное изучение)

2.Духовное становление героя.

1

Дневниковые записи

Дочитать до конца «Ранний восход»

23

1.А.С. Пушкин.  Жизнь и творчество. (ИКТ)

1

«Золотой» век

Биография А.С. Пушкина, презентация

24-30

1.Роман «Капитанская дочка» Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина.

2.Замысел и история создания романа. Соотношение  исторического факта и вымысла.

3.Исторические события и судьбы частных людей.  Тема "русского бунта" и образ Пугачева.

4.Гринев и Швабрин. (ИКТ «Сравнительная характеристика»)

5.Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

6-7 Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

7

Эпиграф, исторический персонаж, историческая достоверность,

историческая песня

Читать гл 1-5

Гл. 6-8

Цитатная хар-ка  Пугачёва, гл. 10-13

Таблица «Гринёв и Щвабрин»

Дочитать, отв. на вопр. стр.252-253

31-32

1.«Моцарт и Сальери»

2.«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

2

Рифма, стихотворный размер, трагедия

Дочитать до конца.

Вопросы 10-11.

33-34

 Н.Огарев «Хандра», А.В.Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.

Тв. р. Лирическое размышление «Бывают дни..»

2

Лирическое размышление, строфа

Наизусть стих. Макаревича А.В. «Пока горит свеча»

35

Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула». . (обзорное изучение) Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни.

1

Система ценностей

Чит. стр 274-281. Вопр. стр.281

36

А.Франк «Погибель» . (обзорное изучение). Духовное становление человека в страшные годы войны.

1

документализм

Чит. стр. 10-22

Тв.р.«Несколько страниц вымышлен. дневника» (стр. 23, вопр18)

37

Б.Окуджава «Песенка о ночной Москве».  Ю.Левитанский «Диалог у новогодней елки»

К.Г.Паустовский «Жизнь Александра Грина» . (обзорное изучение)

1

Рифма, строфа, звукопись, цветопись

Вопросы стр. 26, чит. стр.27-31

38-40

1.А.С. Грин. Слово о писателе.

2.Повесть "Алые паруса" Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина.

3.Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

3

Лирическая проза, реалистичность характеров

Читать гл.2-4

Дочитать, ответ. на вопр. стр.54

Тв. р. по вопр. 15 стр.55

41

Подведем итоги. Приемы создания характера литературного героя.

Р.р.Сочинение по разделу2 «Я и Я» (темы: стр. 56 – домашнее)

1

Знать по разделу 2:

-понятия «цветопись, звукопись», «историческая песня», « трагедия», «эпилог»;

- основные стихотворные размеры;

-особенности дневниковых записей;

- биографию А.С. Пушкина и особенности « золотого» века.

Уметь:

- определять стихотворные размеры;

- делать дневниковые записи;

- делать сравнительную характеристику (в том числе и цитатную);

- выявлять признаки документальности и автобиографичности.

Приёмы создания характера

Дописать сочинение

Раздел 3 «Я и другие» ( 13 часов)

42-43

1.В,К.Железников «Чучело». Преданность и предательство.

2.ИКТ Просмотр фильма

2

Поступок, личность

Читать отрывок в учебнике.

Вопр. стр. 1-15, выразительноечтение стих Заболоцкого

44-45

1.А.Г.Алексин «Безумная Евдокия» Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников.

2.Воспитание «таланта человечности».

2

Человечность

Чит. произвед.

Тв. р. Пересказ эпизода стр. 92

46-48

1.В. Г. Распутин Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского»

2.Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность.

3.Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

3

Рассказ, новелла, учительская этика

Автобиографичность рассказа

Рассказ о Распутине стр. 94

Чит. стр. 103-117

Чит. стр. 118, ответить на вопросы

49-51

1.В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы. «Крепкий мужик», «Срезал», «Чудик».

2.Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

3.Очерк как эпический жанр. «Слово о малой родине»

3

Эпический жанр, очерк

Самост. Чтение рассказов «Чудик» и « Срезал»

Тв.р. «Продолжить рассказ» стр. 127, вопр 11

Сочинение «Моя малая родине» ( в форме очерка)

52

О.Генри «Дары волхвов. Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.

1

Юмор как средство выражения авторской мысли

интрига

Тв. р. Монолог от лица гл. героя.

53-54

Р.р.Сочинение по  разделу 3 «Я и другие». ( темы: стр. 135)

2

Знать по разделу 3:

- понятия «юмор», «очерк», «рассказ», «новелла»;

- полное содержание произведения «Чучело»;

- основные факты жизни  Шукшина, Распутина.

Уметь:

- определять принадлежность произведения к тому или иному жанру;

- читать монолог от лица героя;

- анализировать эпизод и всё произведение;

- пересказывать эпизод;

- составлять план к сочинению и писать сочинение.

А.С.Пушкин «Если жизнь тебя обманет».

Б.Ш.Окуджава «Песенка о ночной Москве»

Раздел 4 «Я и мир: вечное и преходящее» (14 часов)

55-57

1.М.А. Шолохов Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа.

2.Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

3.Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

3

Сюжет, композиция, нравственный выбор

Биография М. Шолохова

Вопр. стр. 153 (3-10)

Стих. А. Блока стр. 153-выраз. чтение

58-59

1.В.В.Быков «Круглянский мост». (обзорное изучение). Нравственный мир человека на войне.

2.Что такое гуманизм. Уместен ли он на войне?

2

Гуманизм, милосердие

Читать главы в учебнике.

Тв. р. Письменно ответить на вопрос 10, стр. 174

60

Ю.Д.Левитанский  «Ну что с того, что я там был…» (текстуальное изучение). (текстуальное изучение).Влияние войны на человека- на его жизнь и внутренний мир.

1

Метафоричность языка , рифма

Чит. стр. 176-178

 ИЗ: Биография Айтматова  

61-62

1.Ч.Т.Айтматов «Первый учитель». (текстуальное изучение). Подвиг учителя Дюйшена.

2.Нравственная красота характера героя.

А.А.Вознесенский «Сага».

2

Художественная деталь, сага

Чит. стр. 180-200

Г.Ф.Шпаликов. «Людей теряют только раз»

63

К.Г.Паустовский Слово о писателе «Мещорская сторона». Бескорыстная любовь к обыкновенной земле. 

1

Гармония, душевная гармония, рассказ

Стр. 203-204 – о Паустовском

64

А.С.Пушкин. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя. ( «Зимнее утро»).

М.Ю.Лермонтов Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.(«Когда волнуется желтеющая нива»)

1

Контраст как способ изображения характера лирического героя

Наизусть стихотворение А.С. Пушкина

65

В.С.Высоцкий «Я не люблю». Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого.

1

Исповедь

Стр. 216-217 – о Высоцком, читать, стих Левитанского

66

Стихотворения о любви. В Шекспир.Сонеты

Лирика А.С.Пушкина ,  М.Ю.Лермонтова

1

Стихотворные жанры: баллада, песенка, признание, сонет

Наизусть «Я помню чудное мгновенье»»

67

Поэты о любви в разное время: А.К.Толстой. Ф.И.Тютчев. А.А.Ахматова , М.И.Цветаева  и другие.

1

Лирический герой и автор лирического произведения.

Выраз. чтение любого стихотв стр. 220-232

68

Сочинение по разделу 4 «Я мир: вечное и преходящее»

(темы на стр.232)

1

Знать по разделу 4:

-основные стихотворные жанры и их особенности;

- основные факты биографии Шолохова М и В. Высоцкого;

 - понятия «исповедь», «контраст», «композиция».

Уметь:

анализировать и интерпретировать стихотворения;

- определять роль художественной детали в произведении;

- выразительно читать стихотворения наизусть;

- видеть цветопись и звукопись в прозаическом произведении.

Дописать сочинение.

Список литературы на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...