Изучение лирики А. А. Фета в 6 - ом классе
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Хазова Юлия Александровна

В данной презентации содержится материал, который поможет учителю в проведении уроков по изучению лирики А.А. Фета в 6 - ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fet.pptx80.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение лирики А.А. Фета в 6 классе

Слайд 2

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Слайд 3

Художественная деталь подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение.

Слайд 4

Художественные детали и их роль в стихотворении Фета Детали Цитаты Краски Звуки Состояние человека «Живописные слова» (олицетворения, метафоры, антитезы )

Слайд 5

Смысловые части стихотворения 1-6 стихи 7-12 стихи Главное чувство – тревога одинокого странника в лесу, взволнованном ветром. Разобщённость мира и человека, его смятение и страх, оттого что остался один в лесу, потерял спасительную тропинку Граница частей – устаревшее местоимение ЧУ Радостное и приподнятое настроение Слова, говорящие об изменении состояния человека: неожиданно, взывающий, сладостнен , приветствуешь… Появляются восклицательные интонации

Слайд 6

Символический смысл стихотворения Жизнеутверждающий пафос: даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход есть всегда, только нужно собраться и услышать звук спасительного рога.

Слайд 7

«Ещё майская ночь» Переплетение и взаимодействие тем природы и любви

Слайд 8

Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется « Ещё майская ночь»?

Слайд 9

Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладнодушен , и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник -- ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.

Слайд 10

Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли оно? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-ой строфы? Какую художественную роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»? Каким мы видим лирического героя стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Что приводит поэта в восторг?

Слайд 11

За что поэт благодарит «родной полночный край»? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь? Какие краски и звуки создают картину майской ночи? Почему майская ночь вызывает у лирического героя не только любовь, но и тревогу? Чего больше в стихотворении – грусти или восторга?

Слайд 12

Почему поэт сравнивает молодую листву берёз с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются? Какое состояние лирического «я» передают слова и выражения: тревога и любовь, томить, с песней, невольной, последней? В чём необычность этого состояния? В чём драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня « невольная » и, может быть, « последняя »?

Слайд 13

Пейзажная лирика Лирика - это род литературного творчества, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта. Речевая форма лирики – это внутренний монолог в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике есть личное переживание автора, но, благодаря глубине его личности, это переживание имеет общечеловеческое значение – лирические стихи должны задевать струны души других людей. Определение «пейзажная» подразумевает, что личное переживание автора в данном случае идет через восприятие им пейзажа – природы, которую он пытается поэтическими способами описать, но не просто обозначить то, что он видит вокруг себя (даже если его описания и красивы!), а пронести через это свое ощущение, настроение, а еще лучше – мысль.

Слайд 14

Роль пейзажа в лирике Передача внутреннего состояния человека. Уподобление или противопоставление человека жизни природы. Отражение восприятия природы лирическим героем.

Слайд 15

Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы Практическая работа

Слайд 16

Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы и человека в лирике А.А. Фета » Особенности изображения природы и человека Цитаты Мысль о безыскусственности поэзии, о неощутимости высокого искусства для читателя Восторг от красоты природы Стремление запечатлеть мгновение в слове Готовность любить всю Вселенную в минуты восхищения красотой мира Наслаждение красотой – предвестник жизненных радостей, импульс к творчеству и расцвету душевных сил

Слайд 17

«Учись у них – у дуба, у берёзы…» Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности.

Слайд 18

Символ в литературе Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт.

Слайд 19

Литература Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. М., Просвещение, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Урок «Целый мир от красоты…»  проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...

Тест по лирике А.А.Фета и Ф.И. Тютчева (10 класс)

Итоговые тестовые задания по изучению поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10 классе...

Изучение лирики А. Фета в 10 классе. Урок анализа стихотворения

Лирика А. Фета в школе. Урок анализа стихотворения. "Я тебе ничего не скажу"..., "Жду я, тревогой объят"..., "Фонтан", пародии на А. Фета. Групповая работа на уроке литературы...

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....

Разработка урока литературы по лирике А.А. Фета в 10 классе

Материал рассчитан на 2 урока. Разработка содержит практические задания: заполнение таблицы по поэзии чистого искусства в сопоставлении с демократической поэзией, работа с иллюстрациями художников-имп...