Изучение лирики А. Фета в 10 классе. Урок анализа стихотворения
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Шипилова Алла Ивановна

Лирика А. Фета в школе. Урок анализа стихотворения. "Я тебе ничего не скажу"..., "Жду я, тревогой объят"..., "Фонтан", пародии на А. Фета. Групповая работа на уроке литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lirika_a.feta_._10_klass.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Я тебе ничего не скажу».., «Жду я, тревогой объят»…,

Художественные особенности лирики А. Фета

Урок литературы в 10 классе

Цели урока: формировать представление о художественных особенностях лирики   А.А. Фета; воспитывать интерес, любовь к поэтическому слову; дать понятие  о пародии как литературном жанре.

Оборудование: памятка «Как  работать над анализом поэтического произведения», раздаточный материал (карточки с текстами стихотворений и вопросами к ним).

Организация работы: работа в группах

Ход урока

  1. Слово учителя о творчестве А. Фета

Поэт Афанасий Фет всегда считался «знаменем «чистого искусства» и на самом деле был им. И хотя его стихи, на первый взгляд, просты и понятны, он остается поэтом элитарным, и смысл его произведений доступен только внимательному и тонкому читателю.

А.А. Фет – поэт природы в очень широком смысле.  В его стихах природа очеловечена и человек природен.

Его называли поэтом мгновения: миг в его стихах обретает силу и значимость вечности.

Сегодня на уроке мы поближе познакомимся со стихотворениями Афанасия Фета, попробуем постичь их философский смысл и художественные особенности. Мы будем продолжать учиться анализировать поэтическое произведение, получим новые представления о литературной пародии. Цели урока: на примере предложенных для анализа стихотворений определить особенности поэтики А. Фета, совершенствовать умение составлять связный  развернутый монологический ответ на вопрос.

Ход урока. Дети разбиваются на 4 (5) групп, в каждой есть консультанты – сильные учащиеся. Каждая группа получает карточку с заданиями. В течение 15-20 минут дети работают над заданиями, используя справочные тетради. Каждая группа составляет развернутый анализ стихотворений. Учитель помогает учащимся, направляет их работу

Закончив работу, каждая группа знакомит класс с коллективно составленным ответом. Остальные дети по ходу рассказа записывают в рабочих тетрадях тезисы выступлений товарищей. В конце урока делается вывод о тематике и художественных  особенностях  произведений А. Фета.

Домашнее задание: по выбору учащихся

  • Выучить наизусть понравившееся стихотворение;
  • Подготовить выразительное чтение и устный анализ одного из стихотворений;
  • Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Материалы к уроку

Памятка

Как работать над анализом поэтического произведения 

  1. Внимательно прочитай стихотворение. Какие мысли, чувства, переживания оно вызвало?
  2. Как автору удалось этого добиться? Найди «ключ» к стихотворению (главное средство выразительности). Это могут быть тропы, особенности лексики, ритмики, синтаксиса,  фонетики… С какой целью они употреблены, какую смысловую нагрузку несут? Учти также законы жанра.
  3. Помни, что «ключ» может найтись в неожиданном «месте»! В стихотворении любой элемент формы может играть главную роль в раскрытии его идеи!
  4. Определи идею произведения.
  5. Раздаточный материал

Задание для группы № 1

Афанасий Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

  • Проанализируйте синтаксический строй входящих в стихотворение предложений.
  • С какой «точки обзора» показан пейзаж?
  • Найдите определения. Какие из них можно считать эпитетами? Какова роль последнего эпитета (одинокий бег) в стихотворении?
  • Определите цветовую гамму стихотворения. Ее роль?
  • Статичен или динамичен пейзаж?

Из ответов учащихся:

Стихотворение А. Фета «Чудная картина…» предельно лаконично. Синтаксический строй предложений прост, даже однообразен: все предложения, за исключением первого, – односоставные, назывные; создается своеобразная монотонная ритмика стихотворения. Поэт показывает панораму издалека, поражает глубина перспективы, которую создают «далекие сани». Все определения в стихотворении являются эпитетами, так как помогают ощутить огромность, почти бесконечность мира.  Цветовая гамма стихотворения бедна: единственный цвет – белый («белая равнина»), взгляд читателя не отвлекается на земные краски пейзажа. Стихотворение было бы полностью статично, если бы не последняя строка, в которой есть единственное слово, обозначающее действие, но действие как предмет (бег)

Перед нами стихотворение поэта, замершего  в изумлении перед бесконечностью мира.

Задание для группы № 2

А. Фет

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что́ я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

  • Определите тему стихотворения. Речь идет о счастливой или о несчастной любви?
  • Найдите олицетворения, метафоры. Какова их роль?
  • Каковы особенности композиции произведения?
  • Определите стихотворный размер, способ рифмовки. Влияют ли они на создание эмоциональной тональности произведения?

Из ответа учащихся:

Это стихотворение о любви, причем непонятно, о разделенной или неразделенной, но, безусловно, о  счастливой: лирический герой не решается признаться в своем чувстве, но переполнен любовным томлением. Это состояние помогает понять вторая строфа. Олицетворение спят…цветы создает живой образ природы; особенное значение приобретает эта метафора в сравнении с метафорой сердце цветет: «очеловеченность» природы здесь «встречается» с «природностью» человека.

        Стихотворный размер – трехстопный анапест; по определению Н. Гумилева, «анапест стремителен, порывист, это стихи в движении, напряжение нечеловеческой страсти». Перекрестная рифма в сочетании с мужской клаузулой – мятущаяся, угнетающе напряженная. 

Два последних стиха – зеркальное отражение двух первых, что придает композиции замкнутый характер: лирический герой вновь и вновь обращается к своему невысказанному чувству.

Задание для группы № 3

А. Фет

Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.

Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок...
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.

Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты...
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!

  • Найдите сравнения, метафоры, олицетворения. Какова их роль в раскрытии темы?
  • Какова роль повтора в начале произведения?
  • Объясните смысл выражения на самом пути в данном контексте.
  • Какую роль играют в стихотворении живые существа?

Из ответов детей

        Стихотворение предельно напряженно, взвинченно  не только потому, что  здесь сразу сказано о тревоге: эта тревога и от нагнетающего напряжения  повтора в самом начале («Жду…Жду…»), и от странного, вроде бы бессмысленного выражения –«на самом пути»: обыкновенная тропинка через сад стала самым путем со всей многозначностью смыслов. В этом максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу и сам, отдаваясь ей, начинает жить как природа. «Слух, раскрываясь, растет, Как полуночный цветок» – в этом сравнении передается процесс вживаемости в мир природы. Поэтому стихи «хрипло подругу позвал…коростель» – не просто параллель с жизнью природы. Это «хрипло» относится не только к птице, но и к человеку, стоящему уже, может быть, с перехваченным, пересохшим горлом. И так же органично в мир природы включается она: «Ах, как пахнуло весной! Это наверное  ты».

Задание для группы № 4

А. Фет

Фонтан

Ночь и я, мы оба дышим,

Цветом липы воздух пьян,

И, безмолвные, мы слышим,

Что, струей своей колышим,

Напевает нам фонтан.

 

- Я, и кровь, и мысль, и тело -

Мы послушные рабы:

До известного предела

Все возносимся мы смело

Под давлением судьбы.

 

Мысль несется, сердце бьется.,

Мгле мерцаньем не помочь;

К сердцу кровь опять вернется,

В водоем мой луч прольется,

И заря потушит ночь.

  • Определите тему стихотворения.
  • Какое значение в произведении приобретают понятия кровь, мысль, судьба, сердце?
  • С какой целью в первой строфе слова ночь и я  дублируются словами мы оба?
  • Можно ли считать это стихотворение произведением философской лирики? В чем его философский смысл?

Из ответов детей

        Стихотворение называется «Фонтан», но тема его гораздо шире: это произведение о законе природы и жизни, общем и  для фонтана, и для человека, и для всего живого на земле. Уже в первой строчке человек объединен с миром природы («Я и ночь – мы оба дышим»)

        Понятия кровь, мысль, тело в стихотворении перестают быть принадлежностью только человека, и судьба равно управляет и человеком, и током воды в фонтане, и все эти понятия замкнуты в едином, космически-гармоничном мире.

Задание для группы 5

  1. Как вы относитесь к этой пародии? Какое впечатление она произвели на вас?
  2. Чем, на ваш взгляд, было вызвано такое издевательское отношение к одному из лучших стихотворений А.Фета?

3. Насколько мастерски сумел пародист сымитировать поэтическую манеру Фета?

А. Фет

 Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

Д. Минаев

Холод, грязные селенья,
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семёна
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят,
Посрамленье, гибель Руси,
И разврат, разврат!..

Из ответов детей

Пародия производит двойственное впечатление. Она смешна, смешнее всего то, что Д. Минаеву удалось мастерски сымитировать  поэтическую манеру Фета. Сходство – в точном повторении ритма, метра, порядке изложения мысли.  Однако первая реакция – смех –  скоро проходит, уступает место какому-то недоумению. Как будто на красивую, лирическую мелодию написали грубые, даже неприличные слова.

Наверное, такое издевательское отношение к стихам А. Фета объясняется тем, что его современники  главной задачей поэта считали борьбу за свободу народа, а «чистое искусство», думали они, отвлекает читателя от глобальных общественных проблем. Пародия как будто призывает поэта увидеть, что в мире нет места нежности и лирике, что пришло время других песен.  

Думается, что Фету больно было читать эту пародию. А сегодня Минаева знают немногие, а стихи А. Фета  стали классикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"

Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)...

«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий» /анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…»/

Цель урока:познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтоварассказать об адресатах любовной лирики поэтапомочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной...

Урок анализа стихотворения Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год» 5 класс

Урок помогает развивать навык анализа поэтического текста у учащихся....

Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»

Урок  литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как груп...

Урок анализа стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» в 9-ом классе.

Материал урока позволяет не только познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения, но и  д...

Урок литературы в 11 классе. Лингвистический анализ стихотворения Д.Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени.."

Данный урок поможет учащимся в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....