«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий» /анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…»/
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Цель урока:
- познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтова
- рассказать об адресатах любовной лирики поэта
- помочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной лирики М.Ю.Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_kl._lermontov_ona_ne_gordoy_krasotoyu.doc | 116 КБ |
lermontov_ona_ne_gordoy_krasotoyu.ppt | 294.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий»
/анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Она не гордой красотою…»/
Учитель русского языка и литературы Бурцева Е.В.
И я любил всем напряженьем
душевных сил…
«1831-го июня 11 дня»
Пусть я кого-нибудь люблю:
любовь не красит жизнь мою.
«Стансы»
С тех пор
Я все любил – я все страдал...
«Ночь»
Ужели захочу я жить опять,
Чтобы душой по-прежнему страдать
И столько же любить?
«Смерть»
Цель урока: – познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтова
– рассказать об адресатах любовной лирики поэта
– помочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной лирики М.Ю.Лермонтова
Методы и приемы: – интертекстуальный анализ текста
– ассоциативный анализ поэтического текста
– лингвистический анализ поэтического текста
– проблемные вопросы
– творческие задания
Формы работы: – индивидуальные (опережающие задания) выступления обучающихся
– чтение стихотворений наизусть
– групповая работа
– беседа с учащимися по проблемным вопросам
– составление опорного конспекта
Оформление урока: – рисунки поэта
– портреты адресатов любовной лирики поэта
– записи романсов на стихи М.Ю.Лермонтова
– слайды
Ход урока:
- Организационный момент.
- Интертекстуальный анализ /построчный/ стихотворения.
На доске записывается стихотворение или выводится на экран через проектор, которое прочитывается учителем.
Задание: Кому посвящено это стихотворение?
Какие слова, образы могут подтвердить Вашу мысль?
Текст стихотворения:
Вышел одинок он на дорогу,
Вкруг него ночной туман густел,
И души стремленья и тревогу
Разъяснить себе он не успел.
В увлеченья страсти утопая,
В бурях он спокойствия искал;
Но речам таинственным внимая,
К ним из битв навстречу выбегал.
С Севера на Юг влеком далекий,
Злобой тайною, невежеством гоним,
Он умолк, сражен судьбой жестокой…
Скал толпа склонилася над ним.
/Павел Александрович Висковатов/
Предполагаемый ответ:
- Данное стихотворение посвящено жизни творчеству М.Ю.Лермонтова.
- Это подтверждает употребление в тексте слов, словосочетаний, образов, взятых из стихотворений великого поэта.
- Это своеобразное резюме о жизни поэта, переданное в его же образах.
- Например, по 1 строфе стихотворения:
* Вышел одинок он на дорогу… – Выхожу один я на дорогу…
Вкруг него ночной туман густел… – Сквозь туман кремнистый
путь блестит…
«Выхожу один я на дорогу…»
- Во 2 строфе ярко выделяется 2 строка:
* В бурях он спокойствия искал … – А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой…
«Парус»
- 3 строфа:
* С Севера на Юг влеком далекий… – Что ищет он в стране далекой…
«Парус»
С милого севера в сторону южную…
«Тучи»
* Злобой тайною, невежеством гоним… –
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
«Тучи»
* Он умолк, сражен судьбой жестокой… –
И он убит – и взят могилою <…>
Сраженный, как и он, безжалостной судьбой…
«Смерть поэта»
* Скал толпа склонилася над ним… – Уступы скал теснилися кругом…
«Сон».
- Вводная беседа – лекция.
– Таким образом, в стихотворении Висковатова использованы основные образы, характерные для поэзии Лермонтова.
- Стихотворения, упомянутые в тексте, в большей мере относятся к философской лирике, где поэт размышляет о смысле жизни. Об этом мы говорили на предыдущем уроке.
- Сегодня Вашему вниманию мне хотелось бы представить тему «Лирика «сильных страстей» и глубоких страданий», познакомить Вас с адресатами любовной лирики М.Ю.Лермонтова и ответить на главный вопрос: «В чем особенность лирического героя любовной лирики поэта?» и «Чем тема любви, раскрытая в произведениях Лермонтова, отличается от одноименной темы произведений А.С.Пушкина?».
- Несомненным свидетельством одаренности Лермонтова является его детская впечатлительность и умение запоминать не только события, но и связанные с ними эмоции. Такая восприимчивость, усиленная душевной ранимостью (что было связано с обстоятельствами жизни: ранней потери матери, неблагополучными отношениями бабушки и отца, разлукой с отцом) и большим влиянием произведений Байрона, Гете, Руссо, Гейне, привела к ранней духовной зрелости.
Осознание собственного одиночества стало причиной того, что «чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу. Оттого-то 15-16-летним мальчиком он метался от одного предмета любви к другому, надеясь найти понимание и сочувствие». Значительное место любовной темы в раннем творчестве, а так же то, что «…сложная и глубокая натура Лермонтова особенно раскрывается в стихотворениях, обращенных к женщинам» /Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.,1987 г. – с.146/, делают чрезвычайно интересными для изучения поэтические тексты, адресаты которых известны.
- Прежде чем приступить к анализу стихотворения, прошу выступить представителей от групп, которые познакомят нас с адресатами любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
- Выступление учащихся от групп /4группы/ об адресатах любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
- Варвара Александровна Лопухина /1815 – 1851 гг./
Знакомство Лермонтова с В.Лопухиной произошло еще в Москве в 1828 г., но вскоре она надолго уезжает в Тульскую губернию, в то время как Лермонтов продолжает обучение в Благородном пансионе при Московском университете.
В самом начале ноября 1831 г. Лермонтов вновь встречается с В.Лопухиной. 4 декабря он был у нее на именинах. Он полюбил ее, и все его юношеские увлечения отошли в сторону. А.П.Шан-Гирей пишет о нем: «Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину… Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно, и едва ли он не сохранил его до самой смерти своей».
Лопухиной Лермонтов посвятил стихотворения: «Оставь напрасные заботы…», «Мы случайно сведены судьбою…», «Она не гордой красотою…». Многие другие его стихотворения последующих лет также несут в себе следы его любви к Лопухиной, трагических размышлений о постигшей их обоих жизненной неудаче, это: «Я к Вам пишу случайно: право…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Сон», посвящение к «Демону» 1831 г. и посвящение к поэме «Измаил-Бей». К ней же обращено посвящение к «Демону» 1838 г.
Историю своих сложных отношений с Лопухиной Лермонтов отчасти изобразил в драме «Два брата», в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в «Герое нашего времени» (в «Княжне Мэри»), – во всех этих произведениях Лопухина выведена под именем Веры.
Известно, что Варя Лопухина ответила на чувства Лермонтова. Их любовь была взаимной. Между ними не было непреодолимых преград. Но позднее возникло непонимание: В.А.Лопухиной почудилось, что она ошиблась в М.Ю.Лермонтове. В 1835 г. до нее дошли слухи, что он женился на Сушковой. Она выходит замуж за Н.Ф.Бахметова, но вскоре раскаивается в этом, так как продолжала любить Лермонтова. Поправить, однако, уже ничего было нельзя.
Она поет – и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит – и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли – все ее движенья,
Иль молвит слово – все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
- Наталья Федоровна Иванова /1814 – 1875 гг./
Летом 1831 г., после окончания 1-го курса Московского университета, Лермонтов гостил в семье Ивановых в селе Никольское-Тимонино на Клязьме, недалеко от Москвы. Здесь Лермонтов увлекся дочерью скончавшегося в 1816 г. московского литератора Ф.Ф.Иванова, друга Жуковского, Батенькова. Наташа Иванова отнеслась к молодому поэту с холодом и непониманием. По складу своей души это была обычная светская девушка, кокетливая и себе на уме, поджидающая выгодного жениха. Тем не менее, ей льстило, что юноша-поэт пылает к ней бурной страстью, посвящает ей стихи, которые и сегодня мучительно читать – столько в них боли, страстных надежд, разочарований. Она то манила, то отталкивала Лермонтова. Он в ослеплении любви не видел душевной пустоты своей возлюбленной. Таким образом, любовь эта оказалось безысходно мрачной…
Любовь к Наталье Ивановой была одной из главных тем лирики Лермонтова 1831 – 1832 годов. Все, что Лермонтов переживал, так или иначе, входило в его сочинения.
Ей посвящены следующие произведения:
К* («Я не унижусь пред тобою…»)
К*** («Не ты, но судьба виновата»)
«Стансы» («Не могу на Родине томиться»)
«Романс к И., К***» («Всевышний произнес свой приговор»)
К* («Как луч зари, как розы Леля…»)
«Измученный тоскою и недугом…»
К* («Прости, мы не встретимся боле…»)
Весь цикл посвященных Ивановой стихотворений – это история неразделенного чувства:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви, не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Во зло употребила ты права,
Приобретенные над мною,
И, мне польстив любовию сперва,
Ты изменила – бог с тобою! <…>
Я знал: то не любовь – и перенес;
Но отгадать не мог я тоже,
Что все моих надежд, и мук, и слез
Веселый лик тебе дороже!
- Екатерина Сушкова /1813 – 1875 гг./
Летом 1830 г. Лермонтов с бабушкой переезжает в Середниково. Тут уже среди знакомой ему молодежи появилась замечательной красоты девушка, двумя годами старше поэта, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая в Петербурге на великосветских балах. Она была действительно прекрасна – с тонким, одухотворенным лицом, огромными черными глазами. За эти глаза ее в компании друзей так и звали – Блэк-айз, то есть по-английски «черноокая». Великолепная коса дважды обвивала ее голову. Лермонтов пылко увлекся красавицей, но она считала его еще мальчиком и относилась к нему немного свысока. Это была Екатерина Сушкова.
В 1830 году Лермонтов посвятил ей стихотворения: «Весна», «Ночь» («… Один я в тишине ночной»), «Когда к тебе молвы рассказ…», «Передо мной лежит листок…», «Свершилось! полно ожидать…», «И так, прощай! впервые этот звук…», «Раскаянье», «Черные очи». В последнем он говорит:
В ваших звездах, черны очи,
Я нашел для сердца рай и ад.
Осенью 1830 г. Сушкова покинула Москву, и Лермонтов увидел ее только в 1834 году в Петербурге перед отъездом к месту службы в Царское Село. Именно эта встреча послужит причиной разрыва Лермонтова с Варварой Лопухиной, и последующей женитьбой последней.
- Княгиня Мария Алексеевна Щербатова
Урожденная Штерич, по словам Екатерины Сушковой «красавица и весьма образованная женщина…». Наблюдательный Александр Иванович Тургенев /русский общественный деятель, историк/, встретив М.А.Щербатову в Москве на одном из великосветских балов, записал в дневнике: «Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». Поклонником М.А.Щербатовой был также сын французского посланника Эрнест Барант. На этой почве между Лермонтовым и Барантом состоялась дуэль, следствием которой стало заключение Лермонтова на гауптвахту и последняя ссылка на Кавказ в 1840 году.
Ей посвящены стихотворения: «Не светские цепи…», «Отчего» – Белинский по поводу этого стихотворения:
«Это вдох музыки, это мелодия грусти, это краткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою…».
- Беседа с учащимися по проблемным вопросам.
– Молодцы! Зафиксируйте в тетради «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонотова».
- Екатерина Сушкова:
- «Нищий»
- «Расстались мы; но твой портрет…»
- «Раскаянье»
- «Весна»
- «Черные очи»
- «Ночь»
- Наталья Иванова:
- «Я не унижусь пред тобою…»
- «Не ты, но судьба виновата…»
- «Всевышний произнес свой приговор…»
- «Как луч зари, как розы Леля…»
- «Прости, мы не встретимся боле…»
- Мария Щербатова:
- «На светские цепи»
- «Оттого»
- «Отчего»
- Варвара Лопухина:
- «Молитва»
- «Она поет – и звуки тают…»
- «Она не гордой красотою…»
- «К.Л. /Подражание Байрону/»
- «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
- «Я к вам пишу случайно; право…»
- «Оставьте напрасные заботы…»
- Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…» /работа в группах/.
– Задания раздаются по группам.
1 группа
- Анализ архаических явлений в тексте
- Лингвистический комментарий
2 группа
- Особенности композиционного построения стихотворения
/1 часть, 1 – 8 строка/
- Особенности раскрытия образа лирической героини
3 группа
- Особенности композиционного построения стихотворения
/2 часть, 9 – 12 строка/
- Особенности повествования
4 группа
- Особенности композиционного построения стихотворения
/3 часть, 13 – 16 строка/
- Основные нравственные и эстетические вопросы, поднятые в стихотворении
– Через 7 – 10 минут выступают учащиеся от групп. По ходу составляется опорный конспект.
- Выступления учащихся от групп.
1 группа
- древнерусская приставка – вс
* вспоминанье (воспоминанье)
- устаревшее управление глагола
* проникать (что?) душу (проникать (во что?) в душу)
- ударный вариант краткой формы прилагательного
* полны (полны)
- вариативность использования суффикса –иj– и окончаний –ого, –его
* вспоминанье (вспоминание) красотою (красотой)
движенье (движение) собою (собой)
вдохновенье (вдохновение)
Выбор суффикса и окончания зависят от рифмы стихотворения, поэтому возможно вариативное употребление.
Вывод: в целом текст стихотворения абсолютно понятен современному читателю; впечатление простоты и прозрачности легкости текста усиливается помимо общеупотребительных грамматических форм еще и абсолютным лексическим соответствием.
2 группа
- Первая часть стихотворения состоит из 12 строк, которые в свою очередь еще можно разделить на 2 части (8 строк + 4 строки).
- Первая часть, воссоздающая образ лирической героини, строится на развитии антитезы
* гордая красота – чудная простота, где
«красота» – это красивая внешность, а
«простота» – отсутствие вычурности, прикрас, то есть естественность.
- Интересно представлен образ лирической героини, который раскрывается посредством указания на некий образ. Нет конкретного указания на субъект, так как используется местоимение «она» в разных падежах (она – 2, её – 2, ней). Это позволяет сказать о некоем обобщенном образе.
- Раскрытие этого образа идет через отрицание общепринятого, устоявшегося эталона красоты (пятикратное употребление отрицательной частицы не).
- Особенностью раскрытия образа лирической героини является то, что оно идет от общего к конкретному, то есть сначала «красота», а затем то, что входит в понимание этого слова: «стан», «грудь», «движенья», «улыбки», «речи», «черты».
Вывод: таким образом, 1 часть 1-й композиционной части, хотя и через отрицание, рисует некий общепринятый эталон красоты, который подразумевает некую «святыню» и «богиню», что мало соотносится с образом реальной земной женщины.
3 группа
- Вторая часть 1-й композиционной части выделяется самим автором противительным союзом «однако» в значении «но». То есть автор рисует собственный образец красоты, который для него более четко вырисовывается и явно противоположен общепринятому эталону.
- Для автора ценны не внешность «богини» и «святыни», а внешность полная «жизни, вдохновенья», «чудной простоты».
- Повествование отрицания, характерные для 1-й части, сменяется повествованием утверждения, что подтверждается анафорическим повтором словосочетания «так полны».
Вывод: таким образом, 2 часть 1-й композиционной части выражает только собственную точку зрения повествователя.
4 группа
Вторая композиционная часть схожа с 9 – 12 строкой в том, что в ней также выражена только точка зрения повествователя. Но это иная точка зрения – это передача эмоционального состояния повествователя.
- Возникает своеобразный диалог между красавицей и повествователем «голос» - «душа», «сердце».
- В этом диалоге, на наш взгляд, и раскрывается основная идея стихотворения: красота должна поражать не внешне, а проникать в душу, тогда сердце будет способно любить и страдать.
- В последних строках стихотворения возникает характерный для творчества Лермонтова образ любви – страдания.
Вывод: таким образом, данное стихотворение направлено против устоявшегося мнения света, против прежних кумиров – светских кокеток.
Это стихотворение запечатлело образ «женщины – совершенства», который способен вызвать в душе бурю эмоций от любви до страдания.
- Итоговая беседа по опорному конспекту.
I часть: на основе антитезы: гордая красота – чудная простота | 1. включает 1 – 8 строку - она не ↔ богиня, святыня… (5) (5) - красота – стан, грудь (внешность) | мнение света, отрицание общепринятого эталона красоты. (отрицание) |
2. 9 – 12 строка - однако ↔ движенья, улыбки, речи, и черты - так полны жизни, вдохновенья чудной простоты | мнение повествователя, свой эталон красоты – простоты, полной жизни (утверждение) | |
II часть: | 13 – 16 строка она – душа, сердце образ любви – страдания: «сердце любит и страдает» | мнение повествователя, его эмоциональное состояние |
- Самостоятельная творческая работа обучающихся: развернутый письменный ответ на вопрос «В чем на Ваш взгляд заключается трагизм любовной лирики М.Ю.Лермонтова?».
Письменная работа рассчитана на 3 -4 мин.
- Подведение итогов урока. Чтение работ обучающихся. Итоговая беседа. Самостоятельные выводы учащихся
Выводы:
- Если для А.С.Пушкина любовь – источник счастья, красоты, вдохновенья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.
- Для Лермонтова любовь – это не путь к земному счастью, это прикосновение к вечности:
Любить навеки – невозможно,
На время – не стоит труда…
- Страстная, полная горьких обид и разочарований любовная лирика Лермонтова не похожа на пушкинские стихотворения о любви. Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придает трагизм лирическим произведениям. По мысли Лермонтова, любовь приносит страдания, а не радость. Возможно, Лермонтов не был создан для счастья в обычном понимании этого слова, но он никогда не променял бы своего дара (быть гениальным поэтом) на покой и домашний уют. Быть поэтом – тоже счастье.
- Лирическому герою так же, как и самому поэту, суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своего предназначения для иной, высшей свободы и иного счастья – счастья творить:
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам…
- Объяснение домашнего задания /чтение стихотворения наизусть/.
Домашнее задание:
- Анализ стихотворения «Сон»
- Наизусть понравившееся стихотворение о любви.
Список литературы
- Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки – М., 1977
- Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова /Выставка в школе – М., «Детская литература», 1984
- Лермонтовская энциклопедия – М., 1981
- Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова – М., 1985
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь – М., 1988
- М.Лермонтов /Книга для ученика и учителя – М., АСТ «Олимп», 1998
- М.Ю.Лермонтов. Избранные сочинения /Библиотека учителя – М., «Художественная литература», 1987
- М.Ю.Лермонтов. Лирика /Школьная программа. Справочные материалы – М., «Дрофа», 1998
- Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова – М., 1961
Текст стихотворения
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее – не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
М.Ю.Лермонтов
Работа опубликована:
Творческая мастерская учителя. Русский язык: Анализ художественного текста (разработки уроков, опорные конспекты) 5-11 класс // Волгоград: «Учитель». – 2010. – 152 с. /представлено 4 методических разработки урока по анализу поэтического текста/.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "«Поверженная красота в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»"
Урок завершает изучение лирики Лермонтова в 6 классе. На уроке используется элементы анализа лирического текста. Из понятий теории литературы изучаются "антитеза", "метафора"....
Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс
АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
М.Ю. Лермонтов...
Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...
Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...
Презентация на тему "Разрушение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы""
Презентация может быть использована при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Три пальмы" в 6 классе....