Судьбы,опаленные войной.
план-конспект занятия по литературе на тему

материал подходит для урока литературы и классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudbyopalennye_voynoy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

           

                                                   

                И дети тоже воевали!

                                                                             Подготовила: Юрочкина И.А.учитель          

                                                                             рус.языка и литературы  МОБУ СОШ №21                                            

        

Цели:

воспитательные:

формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;

воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;

довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства;

развивающие:

развитие патриотического сознания учащихся;

развитие способности коммуникативного общения.

Наглядные пособия и оборудование:

Мультимедийная презентация, записи песен, видеоматериалы.

                                         Ход урока.

Ученик:

Июнь! Клонился к вечеру закат,

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Ведущий1: Давайте вспомним, как всё начиналось…

Ведущий2: Год 1941 время отбивало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня… Четыре часа утра.Сотни фашистских самолётов с зажжёнными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Предрассветная мгла озарилась вспышками взрывов, и всё потонуло в тяжком, оглушительном грохоте, сотрясшем землю.

 (На экране первые минуты войны. Звучит фонограмма «Священная война» (музыка А.Александрова, слова Лебедева-Кумача)  

Ученик:Константин Симонов.

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

Ведущий1:

Сегодня мы хотим рассказать о значимости участия детей в событиях ВОВ. В память о тех ребятах, кто перенёс суровые годы войны, на своих детских плечах.

Ведущий2: Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

Ведущий1:

Более трехсот тысяч юных патриотов,  наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину.

Ученик:

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

 Пусть только смех взрывает тишину

 На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

 Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

Ведущий1: Вспомним благодарно и свято всех, чьё детство и юность опаленные войной, не состоялось, кто прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или в партизанские леса..

Ученик:

Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по селам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос...

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

М. Вайцман

                                         Пионеры -герои

Ведущий2: За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. О подвигах юных героев написаны стихи и рассказы, сняты фильмы, их имена носят улицы, корабли... Ими гордится наша страна.

Ученик: Марат Казей родился 29 октября 1929 г. В  Белоруссии в крестьянской семье. 12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отряд, затем он стал разведчиком. В первом же бою 9 января 1943 года в районе Станьковского леса Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля - военные карты и планы гитлеровского командования. 11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельсовета Узденского района Минской области юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его "в кольцо". 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне.

Ученик: рассказ о Зине Портновой.

Ленинградской школьнице Зине Портновой было 15 лет, когда началась война. Летом 1941 года она с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне недалеко от Витебска. Когда туда пришли фашисты, Зина вступила в подпольную организацию “Юные мстители”. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала через сестру ценные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. Однажды фашисты поймали юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Но убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала. Звание Героя Советского Союза было присвоено Зине Портновой в 1958 году (посмертно).

Ученик: Валентин Александрович Котик

Родился 11 февраля 1930 года на Украине в крестьянской семье.На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на Украине. В 1943 году был 2 ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав в Хмельницкой области 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик:Как и все, Леня Голиков воевал не понарошку. Он был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях.

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга - Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избыПод утро сон партизан прервал грохот пулемета - нашлась "добрая душа", сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…В этом бою погиб Леня Голиков.

Ведущий1:

Вместе со взрослыми сотни подростков воевали в партизанских отрядах. Они ходили на разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады.

                                                    А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

                                                           Был трудный бой.

Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Шел бой за улицу.

Огонь врага был страшен,

Мы продвигались к площади вперед.

А он гвоздит — не выглянуть из башен,—

А черт его поймет, откуда бьет...

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

.А. дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет.— Влезай сюда, дружище! —

И вот мы катим к месту вчетвером.5

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. Вот здесь. И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —

И руку, как товарищу, пожал...

Ведущий2: Много замечательных произведений, посвященных военной теме, появилось в русской и башкирской литературе после Великой Отечественной войны К. Симонов, Ю.Бондарев, З. Биишева, М. Карим и другие. Многие писатели и поэты знали о ней не по наслышке.(рассказ ученика о Ю.Друниной)

Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. После начала Великой Отечественной войны, в семнадцатилетнем возрасте Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста), работала санитаркой в глазном госпитале. Окончила курсы медсестер. В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалетов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым была очень нужна санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Именно в этом пехотном батальоне – вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат — с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нем пронесла через всю войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли еще двое бойцов, а Друнину сильно оглушило. В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошел в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьезности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать – спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,

 Раз наяву. И тысячу — во сне.

 Кто говорит, что на войне не страшно,

 Тот ничего не знает о войне.

Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

Ученик:

Юлия Друнина

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ

 До сих пор не совсем понимаю,

 Как же я, и худа, и мала,

 Сквозь пожары к победному Маю

 В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы

 Даже в самых слабейших из нас?..

 Что гадать!– Был и есть у России

 Вечной прочности вечный запас.

                                          Блокада и дети.

Ведущий1:

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Фюрер решил стереть с лица земли город. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».15249 детей были удостоены этой награды.

Ученик:

Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»

До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть....

(А. Ахматова)

Ведущий2: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. «28 декабря 1941 года. Женя умерла…. Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля, 10 мая — дядя Леша. Мама — 15 мая». А дальше — без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Ученик: Джек Алтаузен

Выбежала девочка из дома

Маленькая, в мамином платке,

Старенькие валенки знакомо

Весело блестели вдалеке.

Куклу на салазках покатала…

С чёрной собачкой у ворот

Долго по-ребячьи лопотала,

Рукавички ей совала в рот.

Бегала то к дому, то к сараю

И шептала, прячась за крыльцо:

-Я с тобой, собачка, не играю,

Ты чего слюнявишь мне лицо?

Топала по тропке возле дома,

Щёчки на морозе расцвели…

Вдруг, хрустя по снегу незнакомо,

Злые люди к дому подошли.

Вытащили всё, что в доме было,

Даже карандашик и тетрадь-

Ту, в которой девочка любила

Ласточек для мамы рисовать.

Вынесли подушки и корзины,

Свёрток детских трусиков цветных,

И такие были образины

Лютые и жадные у них.

Разбросали карточки по дому,

Снимки, что в альбомах берегли,

И потом зажжённую солому

Равнодушно к двери поднесли…

Зазвенели выбитые рамы.

Полыхнуло пламя через край.

И раздался хриплый голос мамы:

-Доченька, любимая, прощай!

Чёрным дымом крыша вся покрылась,

Вспыхнул клён, что рос невдалеке.

Губки задрожали, покатилась

Крохотная слёзка по щеке.

Мамочка. Любимая, родная!

Посмотри, сейчас расправлюсь я

С этим, на котором шерстяная

Вязаная кофточка твоя.

Кулачишки маленькие сжала-

Сердце быстро прыгнуло в груди,-

К рыжему фашисту подбежала

И сказала звонко: - Уходи!

Был он длинный, грязный и плечистый,

Был он молод, жаден и жесток.

И сорвал он с девочки пушистый,

Тёплый, мамин, ласковый платок.

Волосёнки ветром растрепало.

Слёзы стыли возле самых век.

Треснул выстрел - девочка упала

Личиком курносым прямо в снег.

В это утро мы в окопах были,

А потом рванулись точно в срок

И атакой яростной отбили

Небольшой районный городок

Ведущий1:

Много было жертв в ходе военных действий, во время бомбежек и артиллерийских обстрелов. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в лагерях и в гетто и просто убитыми!

Мусса Джалли «Варварство» (муз.сопр-е)                                              

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор и медными глазами

Окинул обречённых... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землёю,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня

я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал издавая вздох тяжёлый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребёнок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Всё понял, понял всё малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!-

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала с сердцу, против дула прямо...

-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?-

И хочет вырваться из рук ребёнок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается как нож.

-Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнёшь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи , сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул.Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, Враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

Ведущий2:

1418 долгих дней и ночей шла Великая Отечественная война… Казалось, нет конца всему этому. Но долгожданная Победа наступила. (Фонограмма первого куплета и припева песни В. Тухманова "День Победы") День 9 мая знает весь мир. Как долго мы шли к этому дню. А когда пришли – изумились! Тихо! Как тихо стало на земле. Оказывается, еще поют птицы и распускаются деревья.

Ведущий1:

68 лет, как закончилась война. Для огромной мировой истории это, может быть, и вовсе краткий миг. Но для людей это целая жизнь. Память хранит былое. Пока память жива – будет мир.

                            Памятники детям времён ВОВ

Ведущий2:

В России в память о детях-героях воздвигнуто несколько памятников. В Красноярске поставлен памятник детям войны, аналогов которому нет ни в одном городе России. Его авторами стали скульптор Константин Зинич и архитектор Андрей Касаткин

Две бронзовые фигурки - девочки, держащей кусочек хлеба, и малыша с бидончиком воды в руке, воплотили в себе жестокую правду войны, рухнувшую на хрупкие детские плечи.

Ученик:

Р. Рождественский

Помните! Через века, через года!

Помните! О тех, кто уже не придет никогда!

Помните! Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, –

Помните! Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли!

Убейте войну, прокляните войну!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!…

Но тех, кто уже не придет никогда,

Заклинаю: помните!

Ведущий2: На земле самый лучший народ – дети. Радуйтесь солнцу, свежему ветру, любите жизнь и творите добро!

Заключительная песня (поют дети) День победы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Судьбы, опаленные войной.

Каждый год в нашем музее в преддверии Дня Победы мы встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны и каждый год узнаем, что их становится все меньше и меньше. После каждой встречи понимаеш...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Выборочное изложение "Судьба, опаленная войной"

Цели урока: Научить отбирать материал на заданную тему;Развивать умение анализировать и систематизировать отобранный материал;Учить создавать текст, используя авторские речевые средства и собстве...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...