«Что есть истина?» Урок по творчеству М.А. Булгакова.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Китоне Елена Ивановна

Тип урока. Урок – обобщение полученных знания.

Форма. Урок-размышление.

Тема: «Что есть истина?»

           /по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: 1. Формирование стойкого интереса к предмету.

           2. Воспитание высоких моральных и нравственных качеств учащихся.

           3. Углубление восприятия романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через умение анализировать текст художественного произведения, самостоятельно делать выводы.

           4. Развитие способности сопоставления телеверсии романа с авторским оригиналом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorchestvu_m.a._bulgakova.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

литературы в 11 классе

«Что есть истина?»

Урок по творчеству М.А. Булгакова.

 

        Учитель русского языка

        и литературы

            КИТОНЕ Е.И.


Тип урока. Урок – обобщение полученных знания.

Форма. Урок-размышление.

Тема: «Что есть истина?»

           /по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: 1. Формирование стойкого интереса к предмету.

           2. Воспитание высоких моральных и нравственных качеств учащихся.

           3. Углубление восприятия романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через умение анализировать текст художественного произведения, самостоятельно делать выводы.

        4. Развитие способности сопоставления телеверсии романа с авторским оригиналом.

Оборудование: кинопроектор, портрет М.А. Булгакова, иллюстрации к роману. Выставка книг и литературы о М.А. Булгакове, картины Н.Ге        «Христос и Пилат», «Что есть истина?».

Оформление доски. Эпиграфы:

        «Я не политический деятель – я литератор» . М.А. Булгаков.

        «Ваш роман Вам принесёт ещё сюрпризы»… » (из романа).

        «Человек может делать добро помимо и вопреки всяким корыстным соображениям…, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону…» В. Собовьёв.

        «Человек должен не только пользоваться добром, но и творить его.» Н. Бердяев

I. Вступительное слово учителя.

Добро и Зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться человеку, освещая ему путь к истине. Не всегда носителями добра бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.

        В Пантеоне XX века среди самых выдающихся людей будет значится имя русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова.

II. Монтаж из воспоминаний  современников и Михаиле Булгакове параллельно с проекцией портретов М. Булгакова разных лет

Первый учащийся.  Он был весёлый, артистичны, блестящий и вместе с тем замкнутый, закрытый, не терпящий фамильярности, он ненавидел ложь, высокомерие, трусость, однообразие, карьеризм. Был смел и прямодушен.

Второй учащийся.  В 1937 году Булгаков завершает последнюю – шестую редакцию своего романа «Мастер и Маргарита», хотя шлифовка продолжалась до самой смерти писателя.

Третий учащийся. Весь февраль он редактировал свой роман. Слова медленно умирал в нём. Весь организм был отравлен болезнью. Он ослеп. Очень похудел. 10 марта 1940 г. Булгаков умер. На следующее утро зазвонил телефон. Говорили из секретариата Сталина. Голос спросил: «Правда ли, что умер товарищ Булгаков?» - Да, он умер. Трубку положили…

Четвертый учащийся. До начала 50-х годов на могиле не было ни креста, ни камня – лишь прямоугольник травы с незабудками, да молодые деревца. Однажды Елена Сергеевна Булгакова в глубокой яме увидела огромный ноздреватый камень. А что это? А это – Да Голгофа. – Как Голгофа? Объяснили, это на могиле Гоголя в Даниловском монастыре стояла Голгофа с крестом. Потом на могиле поставили памятник, а Голгофу за ненадобностью сбросили в яму.

- Я покупаю- не раздумывая сказала Елена Сергеевна. Камень перевезли, и он глубоко ушел в землю на могиле Булгакова.

Булгаков писал, вспоминая Гоголя «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью»

По слову и сбылось. Гоголь уступил свой крестный камень Булгакову.

Выразительное чтение стихотворения А.А. Ахматовой.

«Все это я тебе взамен могильных роз…»

III. Анализ «ершалаимских» глав романа и сопоставление их с телеверсией. (эвристическая беседа).

Слово учителя.  Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящён борьбе добра и зла. Автор в одной из книг описывает события двадцатых годов прошлого века и события библейских времен.

Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей – поисками истины и борьбы за неё. Перенесемся в далёкий Ершалаим, во дворец прокурора Иудеи Понтия Пилата и увидим  встречу грозного прокуратора с провозвестником добра и справедливости – главнейшее событие христианской истории.

Итак, каким предстает Пилат в изображении Булгакова? Какова история его жизни?

Учащийся.  Он называет себя «Всадник Золотое копье». «Известно, что Пилат перешёл на сторону римлян, за золото и блеск»  и получил своё второе имя, за меткий глаз и искусство в ратном деле». Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем». Этим прозвищем он даже гордится, ведь миром правит закон силы.

Учащийся.  За плечами у него большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильнейший, не знающий страза и сомнений, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники.

Учащийся.  Он презирает. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других. Он уверен: мир основан на власти и насилии.

Учащийся.  Ему нет равных, нет человека, с которым ему хотелось бы поговорить. Он знает, как слаб человек перед любым испытанием, будь то деньги или слава. Но у него есть живое существо, к которому он привязан – это верный и преданный пёс. Его душа мертва, жизнь зашла в тупик.

Учитель. И вот судьба даёт ему шанс. Какой?

Учащийся.  Пилат впервые встретил человека, который говорил с ним откровенно на равных, хотя не был обессилен от побоев. Его слова не оскорбляют пророка. Это разговор двух свободных людей.

Учитель. Кто же осмелился так говорить с прокуратором? Как Булгакова изображает Иешуа?

Учащийся.  «Это человек, который думает иначе, он утверждает, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

Учитель. Какой вопрос задаёт обвиняемому прокуратор, который не нужно задавать на суде?

Учащийся.   Что есть истина?

Учитель. Каких еще категорий, касаются в своей беседе Иешуа и Понтий Пилат?

Учащийся.  Взгляд на государственную власть, веру. Взгляд на истину, предательство, даже на оскорбления.

Учащийся. У Иешуа своя жизненная философия «злых людей нет на свете».

Учитель. У Булгакова Иешуа слишком реален. И реальность эта особая. Ведь нигде Булгаков не скажет: Иешуа подумал, мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Мы только видим и слышим, как его ум разрывает привычную реальность и связь понятий. Давайте c некоторые из них, порассуждаем над ними.

IV. Учащиеся обращаются к определениям, записанным на плакате, записывают и размышляют над ними

Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Власть – право и возможность распоряжаться кем- или чем-нибудь, подчиться своей воле.

Трус – человек, легко поддающийся чувству страха.

Трусость – свойственная трусу робость, боязливость.

Вера – признание чего-нибудь истинным без опоры на факты.

Жизнь – часть процессов бытия объектов вселенной.

Истина – верное отражение действительности в сознании человека.

Учитель. Итак, мы рассмотрели и обсудили самые важные нравственные понятия, но какое же решение примет Пилат?

Учащийся. Спасти Иешуа от казни, но Синендрион не меняет своих решений.

Учитель. Во власти  Пилата всё же это сделать?

- Да.

Учитель. Почему же всё-таки прокуратор утверждает смертельный приговор?

Учащийся. Взбунтоваться против Тиберия выше его сил. Он боится. Не за жизнь, а за свою карьеру.

И Пилат пытается убедить себя, что сделал всё, что мог: уговаривая Киафу, угрожая ему.

Учитель.  Итак, Иешуа погибает, почему?

Только ли из-за трусости Пилата?

Учащийся. Нет.

Потому что его принципы не может найти и хотя человечество, возможно, было бы спасено, если бы услышало слово бродячего философа.

Но тогда остается глухой к проповеди новых человеческих идеалов. По Булгакову, толпа всегда, во все времена глуха к пророку. На всём протяжении трагической истории о гибели Иешуа звучит мотив равнодушия к его судьбе.

        «Шло около двух тысяч любопытных, не испугавшихся адской жары и желавших присутствовать при интересном зрелище. К этим любопытным из города присоединились любопытные богомольцы… Никто не сделал попытки отбивать осуждённых, ни в самом Ершалаиме, ни здесь на оцепленном холме и толпа вернулась в город, ибо, действительно, ровно ничего интересного не было в этой казни, а там в городе, уже шли приготовления к наступающему вечернему великому празднику Пасхи».

Учитель. О каком принципе идет речь?

Учащийся. «Людей злых нет на свете» - утверждает Иешуа. Всё это он говорит прокуратору  после того, как добрые люди предали, измучили его и собираются казнить.

Учитель.  Иешуа выступает как носитель высшей истины – истин доброй воли, согласно которой человек может делать добро ради самой идеи добра.

Многие философы размышляли над этой проблемой.

Обратимся к эпиграфам.

V. Учащиеся рассматривают и обсуждают содержание эпиграфов, взятых из произведений известных писателей и философов.

Учитель.  Скажите, а сам Иешуа в последней просьбе к палагу как воплощает свой принцип?

Понтий Пилат считает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, раб подчиняется господину и никаких других объяснений этому миру нет. Прокуратор хочет спасти бродму-философа, но тот решительно не хочет отказываться от своей истины.

Как говорит Иешуа?

Учащийся. В числе прочего я говорил, что  всякая власть является насилием над людьми, и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

Учитель. Кто является олицетворением власти, центральной фигурой?

Учащийся. Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, императорская служба обязывает его находиться в Ершалаиме, который он ненавидит. Он ненавидит своё бессмертие и свою неслыханную славу.

Учитель. Как вы думаете, почему нет образа тирана, за которым угадывался бы Сталин?

Учащийся. Булгаков надеялся опубликовать свой роман.

Учитель. За что наказан Понтий Пилат?

Учащийся.  За трусостью Трусость – самый страшный порок. Иешуа разбудил совесть Пилата, раскрыл ему истину.

Учитель. Кто же победил в этом духовном поединке?

Учащийся. Совесть победила власть. Это история трусости и раскаяния. Сон Понтия Пилата – возможность спасения для преступника и злодея.

Учитель. Зачем нам, живущим в XXI веке духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата?

Учащийся.  Ничего не изменилось на этой земле. Булгаков говорит нам: люди забыли о том, зачем они пришли на эту землю. Они лгут, притворяются, льстят, злобствуют, завидуют, сплетничают «но милосердие иногда стучится в их сердца».

        Люди забыли о долге, в повседневонй суете растратили духовное тепло, перестали различать добро и зло.

        В евангельской легенде заложены вечные истины, если их забыть, они напомнят о себе нравственной деградацией общества.

 Учитель. Чему учит нас Иешуа – Христос?

Учащийся. Учит милосердию, любви, нравственному идеалу. Он говорит о добре, о неограниченных возможностях человека.

За эту истину он, как Христос, идёт на смерть.

Выразительное чтение стихотворения.

Храни нас Бог от злобного навета,

Храни нас Бог от глупого совета,

От скупости душевной сохрани

И от пустой и вредной болтовни.

От жадности, что на болезнь похожа,

От слов, что в жаркий день морозят кожу,

От выбранных неправедных дорог…

Храни нас Бог!

Храни нас Бог от ненависти лютой,

Храни нас Бог от мысли безрассудной,

От замков, что мы строим на песке,

От стонов по загубленной реке.

Прости нас Бог за высший миг блаженства

За то, что далеки от совершенства,

Но ты на это тоже дай нам срок,

Храни нас Бог.

Прослушивание фрагмента песни группы «Наутилус Пампилиус» «Видишь, там, на горе, возвышается крест… »

VI. Заключительное слово учителя.

Итак, наш урок подошёл к концу. Мы рассмотрели лишь один фрагмент великого романа Булгакова и поняли, что каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. В момент переоценки идеалов человеку необходимо перечитывать книги, подобные роману Булгакова, он должен знать, как выглядит мир другие люди.

В качестве домашнего задания выберете любой из эпиграфов и используйте его как тему для домашнего сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина. Творчество М.А.Булгакова - от сатиры до мистики

Викторина. Творчество М.А.Булгакова - от сатиры до мистики....

Презентация по теме"Система уроков по изучению творчества М.А. Булгакова"

В презентации представлена система уроков литературы в 11 классе по изучению творчества М.А.Булгакова с использованием технологии исследования ....

Викторина по биографии и творчеству М.А. Булгакова

В материале представлены вопросы по обзору биографии и творчества М.А. Булгакова. Вопросы ориентированы на материал учебника 11 класса. Ученикам предлагается письменно ответить на вопросы викторины....

тест по теме: "Жизнь и творчество М. А. Булгакова"

Тест для учащихся 11 класса содержит вопросы разной степени трудности по биографии писателя и роману "Мастер и Маргарита". Свой выбор варианта для ответа учащиеся могут комментировать....

Система уроков литературы в 11 классе по творчеству М.А. Булгакова

Система уроков литературы в 11 классе по творчеству М.А. Булгакова...

Презентации к урокам по творчеству М.А.Булгакова в 9 классе, конспекты уроков

Методическую разработку выполнила  учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 г.Боровичи Новгородской областиБушигина Ирина Борисовна Литература 9 классСистема уроков но творчеству М.А.Булга...

Где есть ад на страницах романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" таит в себе немало загадок. И уже не одно поколение исследователей пытается ответить на поставленные автором  вопросы. Почему именно Воланд...