Урок внеклассного чтения.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

В работе представлено сопоставительное изучение произведения мировой литературы (притчи Леонардо да Винчи) с баснями великого русского баснописца И.А.  Крылова и баснями хакасских поэтов И.Г. Котюшева и И.М. Костякова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тодышева Алефтина Михайловна,

Почетный работник общего образования РФ,

 учитель русского языка и литературы,

МБОУ Топановская СОШ № 16 им. Кокова Н.Н.,

 Ширинского района

Урок внеклассного чтения

«Сопоставительное изучение басен И.А. Крылова

с баснями И.М. Костякова, И.Г. Котюшева

и притчами  Леонардо да Винчи».

Урок внеклассного чтения «Сопоставительное изучение басен И.А. Крылова с баснями И.М. Костякова, И.Г. Котюшева и притчами  Леонардо да Винчи».

Проблема гуманизации литературного образования предполагает задачу максимального насыщения учебного процесса фактами и реалиями отечественной и мировой культуры.

Для реализации данной задачи нужно широко использовать ассоциации, возникающие при восприятии произведений художественной литературы, для расширения культурного кругозора обучающихся, формирования их эстетических чувств. Любая национальная культура вбирает в себя факты отечественной и мировой материальной и духовной культуры.

Умение анализировать художественное произведение, постигать его тайны, способность приобщиться к чуду художественного слова, художественного образа, успешнее всего достигается при условии умелой взаимосвязи с одной стороны русской литературы, с другой – родного языка и литературы.

Осуществляя принцип межпредметных связей с другими учебными дисциплинами гуманитарного цикла, необходимо строить преподавание русской литературы на основном методическом приеме – приеме сопоставления.

Он предполагает выявление общего в родной и неродной культурах и вхождение посредством этого в национальный мир другой культуры. Происходит «диалог культур», помогающий определить своеобразие каждой из них путем сопоставления. С одной стороны, выявляется общечеловеческое содержание каждой национальной культуры, а с другой - характерные для каждой культуры особенности. Так происходит расширение духовного, нравственного, эстетического опыта обучающихся при знакомстве с другой культурой [3].

В школьную программу по русской литературе в качестве внеклассного чтения включаем для сопоставительного анализа урок «Сопоставительное изучение басен И.А. Крылова с баснями И.М. Костякова, И.Г. Котюшева и притчей Леонардо да Винчи в контексте диалога культур».

Цели урока:

1) проследить общность и выявить национальное своеобразие каждой из литератур;

2) выявить сходства и различия в рамках жанра;

3) формирование толерантной позиции детей в условиях межкультурного диалога;

4) приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

4) воспитание любви к родному языку.

Урок по басням начинаем с повторения теоретических понятий «басня», «мораль басни», «аллегория», «притча».

Далее знакомим ребят с краткой биографией «великого флорентийца» Леонардо да Винчи (показываем автопортрет Леонардо да Винчи и репродукцию его картины «Мона Лиза»)

Слово учителя.

  Родившийся 15 апреля 1452 года в тосканском городке Винчи и ушедший из жизни ясным весенним днем 2 мая 1515 года, человек этот, место захоронения которого неизвестно, оставил по себе память как об одном из наиболее крупных личностей в истории человечества. Сын своего времени, он сумел прорваться в вечность.

  История развития едва ли не всех наук, известных Леонардо и его современникам, связана с его именем. Его находки, открытия, случалось, опережали на века свое время. Математика и механика, физика и астрономия, архитектура, живопись, рисунок – вот те области науки и искусства, в которых Леонардо совершил едва ли не революцию.

   Еще человек этот был великолепным фехтовальщиком и наездником, превосходно играл на лютне и был душой всякого общества.

  Мог ли Леонардо оставаться равнодушным к литературе? Те притчи, которые мы сейчас познакомимся, - это одна из попыток человека понять самого себя.

 Анализируем его притчу «Лев и ягненок» и сопоставляем ее с  басней И.А.Крылова «Волк и ягненок» [4].

Притча Леонардо да Винчи «Лев и ягненок».

  Однажды голодному Льву подбросили в клетку живого ягненка. Малыш был настолько наивен и добродушен, что ничуть не оробел при виде царя зверей. Приняв его, видимо, за свою маму, несмышленыш подошел к грозному зверю, ласково заблеял и уставился на него своими широко раскрытыми ясными глазами, полными безграничной любви, кротости и восхищения.

  Лев был обескуражен такой доверчивостью и не посмел растерзать ягненка. Недовольно ворча, он так и заснул в тот раз голодным.

После прослушивания притчи Леонардо да Винчи и просмотра инсценировки басни И.Крылова, подготовленного группой ребят, беседуем по вопросам:

-В чем сходство притчи Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова?

(Сходство событий, темы, героев: волк – ягненок, лев – ягненок).

-Случайно ли, что в обеих ситуациях аллегорическому изображению силы и свирепости противостоит именно ягненок?

-А в чем несходство притчи и басни?

(Крыловский голодный Волк  («ты виноват уж тем, что хочется мне кушать») осуществил «право сильного». Не менее голодный Лев «был обезоружен такой доверчивостью» и «не посмел растерзать ягненка»).

-Какова, по-вашему, идея притчи?

-Как вы понимаете выражение «не посмел»?

(Есть вещи, через которые переступить нельзя. Нельзя обманывать доверие, нельзя отвечать злом на добро, открытость, ласку).

-Поступок Льва – это проявление его силы или слабости?

Следующий этап урока– сопоставление басен И.А. Крылова «Осел и мужик», И.М. Костякова «Осел и собака» («Оск! паза Мойнах») и притчи Леонардо да Винчи «Жаждущий Осел».

  Беседу предваряем инсценировкой басни И.А. Крылова «Осел и мужик», подготовленной группой детей.

Спрашиваем ребят:

-Какова мораль басни И.Крылова?

(Он, точно, виноват (с ним сделан и расчет),

Но, кажется, неправ и тот,

Кто поручил Ослу стеречь свой огород.

-Какие пороки традиционно символизирует в баснях И. Крылова Осел? Докажите цитатами.

(Осел,…гоняя птиц, со всех Ослиных ног,

По всем грядам, и вдоль и поперек,

Такую поднял скачку,

Что в огороде все примял и притоптал).

Сопоставим с крыловской басней басню хакасского писателя И.М. Костякова «Осел и Собака».

Анализ предваряет краткая презентация биографии и творчества писателя И.М. Костякова.

И.М.Костяков – участник Великой Отечественной войны. Закончив Барнаульское военное училище, был политруком. Вместе со всем народом защищал нашу Родину от врага. В своих произведениях о войне он отразил то, что видел своими глазами, писал о фронтовых друзьях.

  Иван Мартынович родился 5 декабря 1916 года в деревне Синявино Усть-Абаканского района. В 1930 году, закончив Уйбатскую семилетнюю школу, учился в Минусинском педагогическом училище. В 1938 годуработал в редакции Аскизкой районной газеты. В эти же годы начал писать стихи.

  Затем работал в городе Абакане в редакции газеты «Хызыл аал»

  С войны он вернулся в 1946 году в родную редакцию. Один за другим выходят его сборники стихов. Помимо стихотворений он пишет рассказы для детей. Так увидели свет книги: «Ан чолларынча», «Мин! ннанчыларым». [5]

Обращаясь к текстам, задаем ребятам вопросы на выявление и сопоставление идеи басни и притчи:

-Какова, по-вашему, основная мысль басни?

(Чылыг орын учун тогыста

Чойырхирга олар паадахтар).

-О каких людях в образе Осла повествует автор, И.М. Костяков?

- Какие пороки символизирует  Осел в басне хакасского автора?

-Похож ли персонаж данной басни на аллегорический образ басни И.А.Крылова?

(Есть люди, которые ради комфортной, сытой жизни готовы идти на все: подхалимство, предательство, компромисс с совестью).

-Как автор, И.Костяков, относится к своим героям?

Чтение и анализ притчи Леонардо да Винчи «Жаждущий Осел».

В положенное время Осел пришел на водопой. Но утки на пруду так раскричались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду.

  Хотя Осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать.

  Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осел вновь подошел к воде, но она была еще мутная. И он опять отошел с понурой головой.

  -Мама, почему же он не пьет?- спросил любопытный Лягушонок, заинтересовавшись поведением Осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.

-А все потому,- ответила мама Лягушонка,- что Осел скорее умретот жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.

-Ах, какой же он упрямый!

-Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый,- пояснила Лягушка.- Осел готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк,  кому недостает выдержки и терпения.

-Каким представляет Осла «великий флорентиец»?

-Как вы думаете, герой притчи похож на Осла из басен И.А. Крылова и И.М. Костякова? Докажите свои мысли цитатами.

(Представление об Осле как символе упрямства нарушено. Терпеливость, достоинство, уважение к самому себе, умение претерпеть ради достижения цели – именно этим содержанием наполнен образ у Леонардо).

-Как авторы относятся к своим персонажам?

Далее сопоставляем басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», И.Г. Котюшева «Большая Мышь и Капкан» («УлугКуске паза Хахпан») и притчи Леонардо да Винчи «Пчела и Трутни».

(Инсценировка басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» группой ребят).

Беседа:

-Как оценивает поведение Стрекозы Муравей?

(Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши).

Далее звучит музыка – песня Акуна из пьесы М. Кокова  «Акун» (слова и музыка народные). На экран проецируется портрет нашего земляка-ширинца И.Г. Котюшева, картины Белого Июса и горной гряды «Сундуки», расположенной недалеко от реки.

Краткий рассказ о поэте.

 Свое горячее сердце, ум, широту души Иван Григорьевич отдал родной земле. Он с Белого Июса (Ах Уус), наш земляк.

  О том, что станет поэтом, маленький Ваня знал с детства. Тогда он пас телят на берегу Белого Июса. С такими же детьми, как сам. Будущий поэт состязался в пении тахпахов. Начиная тахпахи с описания красоты окружающего его мира, свою радость, восхищениеим воплощал в поэтические образы.

  Он умел слушать и слышать гортанный говор родников, шепот шелестящих от ветерка листьев, шум крыльев летящих птиц.

  Звуки земли, пестрая картина мира отражались в его стихах («Хазын», «Куску», «Пастагы кугурт», «Харасуг»).

  Такова лирика Ивана Григорьевича: голосистая, звонкая, живая [6].

После краткого рассказа о нашем земляке беседуем с ребятами по вопросам:

-Какой рисует Большую Мышь автор?

-Какие стороны человеческого характера высмеивает поэт?

-Как вы думаете, похожа ли Мышь из хакасской басни на крыловскую Стрекозу?

-Какая отрицательная черта характера объединяет героев данных произведений?

-Процитируйте мораль басни.

(Мин, аргыстар, чоптирч!кп!н

Хахпаннар коп тургызарга,

Хара улуг кускелерн!,

Халдырбин, тутхлап аларга).

-Как вы думаете, какое слово есть только в хакасском языке? Назовите примерный аналог данного слова в русском языке.

Чтение притчи Леонардо да Винчи «Пчела и трутни».

-Управы на вас нет, бездельники!- не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья.- Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья, мал, да удал. Все лето работает в поте лица. Стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

-Нашла кого ставить в пример!- огрызнулся один из трутней, которому наскучили наставления пчелы.- Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

  Бездельника хлебом не корми, дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.

  Беседуем по вопросам:

-Как вы думаете, в чьем образе автор, Леонардо да Винчи, аллегорически изобразил трудолюбие?

(В образе пчелы).

-Какого труженика приводит пчела, укоряя трутней?

(Приводит в пример жизнь другого труженика-муравья, скромность не позволяет ей говорить о себе).

-За кем остается последнее слово у Леонардо в отличие от басен И. Крылова и И. Котюшева?

(У Леонардо последнее слово вроде бы остается за трутнем. Но, говоря о морали притчи, автор осуждает трутня не столько за его безделье (это само собой разумеется), сколько именно за попытку очернить другого, причем работающего).

-Как относится автор к своим героям?

(Автор считает: безнравственным считается унизить труженика, оправдывая этим собственную никчемность).

-Как вы думаете, в чем сходство этих трех произведений, басен И.А. Крылова, И.Г.Котюшева и притчи Леонардо?

(Сходны тема и идея – труд – средство самореализации. Оценка человека осуществляется через призму труда).

В заключение урока делаем вместе с ребятами выводы о сходстве и различии басен И. Крылова, И. Костякова и притчей Леонардо да Винчи: сходство – социальные отношения, общие этические нормы, общечеловеческие нормы;

различие – притча в отличие от басни показывает, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Таким образом, изучение произведений хакасской и мировой литературы на уроках русской литературы расширяет духовный, нравственный и эстетический опыт обучающихся, углубляет их идейно-нравственные представления, способствует пониманию национального своеобразия другой культуры.

Такое сопоставление выявляет общечеловеческое своеобразие каждой национальной культуры и характерные для каждой культуры «национальные образы мира» [1].

 Литература.

1. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций.- М.: Академия, 1998

2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по  литературе.  6 класс. М. «ВАКО» 2003 г.  

 3. Журнал «Литература в школе» № 11 2009 г.

 4. Крылов И.А. Басни. Библиотека мировой литературы для детей. (И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, Н.А. Некрасов). Москва  «Детская литература» 1981 г.

 5. Учебник. Хакасская литература. 6 класс. Абакан. Хакасское книжное издательство 200 г.

 6. Учебник. Хакасская литература. 8 класс. Абакан. Хакасское книжное издательство 2014г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...