Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Костюк Людмила Григорьевна

     Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

     - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

     - Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования РФ № 253от 31.03.2014;

    - в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

      -  учебный план МБОУ: Романовская СОШ на 2014-2015 учебный год;

      - Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.

    

       Отличительной особенностью учебно-методического комплекса по литературе под редакцией Г.С. Меркина является ярко выраженная речевая направленность, диктующая необходимость заниматься речью на каждом уроке. Теория приближена к потребностям практики и вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._programma_po_liter_14-15_g.docx102.61 КБ

Предварительный просмотр:

Волгодонской район Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Романовская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю.

Директор МБОУ: Романовская СОШ

____________ Левченко Т.Ю.

Приказ от 26.08.2014 г. №_____

Рабочая программа

по литературе

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования, класс

 Основное общее образование 5 «В» класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов  105

Учитель Костюк Людмила Григорьевна

                            (Ф.И.О.)

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для общеобразовательных школ 5-9 класс (автор Г.С. Меркин )

2014 г.


                                                                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по литературе для 5 «В» класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

     - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

     - Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования РФ № 253от 31.03.2014;

    - в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

      -  учебный план МБОУ: Романовская СОШ на 2014-2015 учебный год;

      - Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.

     

       Отличительной особенностью учебно-методического комплекса по литературе под редакцией Г.С. Меркина является ярко выраженная речевая направленность, диктующая необходимость заниматься речью на каждом уроке. Теория приближена к потребностям практики и вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для изучения учебного предмета  «Литература» на этапе основного общего образования (5 класс), 3 часов в неделю. Программа рассчитана на 1 учебный год.

     В соответствии с графиком-календарём МБОУ: Романовская СОШ, расписанием занятий на 2014-2015 учебный год программа составлена на  99 часов.

Цели обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности
  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.  

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Знать: Какова роль книги в духовной жизни человека и общества.

Уметь: составлять  план по прочитанному, читать и пересказывать текст, работать со справочной и учебной литературой.

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Знать: Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Уметь: Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Знать: Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Уметь: Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Басни

Народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Знать: Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Уметь: Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Знать: Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Уметь: Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Знать: Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Уметь: Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Поэзия XIX века о родной природе

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

      Знать: сведения о писателях; особенности их литературного творчества.

Уметь: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия, работа со словарями; составлять  план по прочитанному, давать письменную и устную характеристику героя; различные виды пересказа.

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

        Знать: Краткие сведения о писателях; особенности их литературного творчества.

Уметь: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия, работа со словарями, чтение наизусть, цитатный план; составлять  план по прочитанному, давать письменную и устную характеристику героя; различные виды пересказа.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Знать: Краткие сведения о поэтах; особенности их литературного творчества.

Уметь: чтение наизусть, составление цитатного плана.

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Знать: Краткие сведения о зарубежных писателях; особенности их литературного творчества.

Уметь: составлять  план по прочитанному, давать письменную и устную характеристику героя; читать и пересказывать текст.

Итоговый урок.

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Система оценки планируемых результатов

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы. Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

•        знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

•        умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

•        понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

•        знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

•        умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

•        уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» . 90 - 100 %;

«4» _ 78 - 89 %;

«3» -60-77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка “5” ставится, если ученик:

1.        выполнил работу без ошибок и недочетов:

2.        допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1.        не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2.        или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1.        не более двух грубых ошибок;

2.        или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3.        или не более двух-трех негрубых ошибок;

4.        или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5.        или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1.        допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

2.        или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1)        Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2)        Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается:

Доля самостоятельности учащихся;

Этапы выполнения работы;

Объем работы;

Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольная работа № 1 , вариант 1 _______________________________________________________

  1. Продолжите фразу:  миф – это древнее народное сказание о ___________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Продолжите фразу:  эпитет – это __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Из данного фрагмента текста выпишите эпитеты: ____________________________________________

_________________________________________________________________________________________

       Деметра вернула плодородие земле, и снова всё зацвело, зазеленело. Нежной, весенней листвой покрылись леса, запестрели цветы  на изумрудной траве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы, зацвели и заблагоухали сады, засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа. Всё живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь её Персефону.

                                                                   (отрывок из главы «Похищение Персефоны Аидом» Н.А. Кун)

  1. Продолжите фразу:  загадка – это жанр фольклора; краткое ____________________________________

_________________________________________________________________________________________

- Приведите пример загадки _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Продолжите фразу:  сказка – это занимательный, поучительный рассказ о _______________________

_________________________________________________________________________________________

- Какие виды сказок вам известны?___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

- В чём своеобразие бытовых сказок? _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

- Приведите пример такой сказки ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

Контрольная работа № 1 , вариант 2 ________________________________________________________

  1. Продолжите фразу:  легенда – это рассказ поучительного содержания  о _________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Продолжите фразу:  эпитет – это __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Из данного фрагмента текста выпишите эпитеты: ____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

… Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в тёмные одежды. И вся природа горюет об ушедшей.  Желтеют на деревьях листья, срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернётся к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре её дочь, тогда богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и награждает труд земледельца богатым урожаем.

                                                                                 (отрывок из главы «Похищение Персефоны Аидом» Н.А. Кун)

  1. Продолжите фразу:  пословица – это краткое народное изречение с _____________________________

_______________________________________________________________________________________

- Приведите пример пословицы ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Продолжите фразу:  летопись – памятник исторической _______________________________________

________________________________ Повествование в них велось по ___________________________

_______________________________________________________________________________________

- Какие события отражались в летописях? ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

- О каких исторических событиях рассказывали отрывки из «Повести временных лет»?:

«Расселение славян» рассказывается о ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

«Кий, Щек и Хорив» рассказывается о _____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

«Дань хазарам» рассказывается о __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Тема урока

Теория литературы

Виды  деятельности на уроке

Дата

план

факт

Введение (2 ч.)

1

Введение. Знакомство с учебником

01.09

2

Книга - твой друг.

Беседа о прочитанных книгах,   викторина   по знакомым     произведениям.

Чтение  и   осмысление пословиц о книге, высказываний писателей. Выразительное       комментированное   чтение статей учебника (с. 3-5). Словарно-лексическая работа      Составление рассказа на основе вопросов учебника (с. 5-6)

Вопросы и задания учебника. Создать высказывание по схеме тезис-доказательство (ответ на вопросы к учебной статье)

03.09

Мифология (3ч.)

3

Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса», «Олимп»

Миф.   Мифологический     сюжет;     мифологический герой; мифологический персонаж

Вопросы и задания учебника. Найти ответ на вопрос репродуктивного характера, поисковая деятельность (интернет-ресурс), сообщение на тему «Рождение Зевса»

05.09

4

Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

Выразительное   чтение мифа.  Различные виды пересказа    Словесное рисование       (портрет Полифема).   Словарно-лексическая работа. Анализ понравившегося  эпизода   Составление плана легенды. Подбор книг для  выставки:   Гомер  «Одиссея»; А.И. Немеровский «Мифы     и     легенды Древнего Востока»; И.В. Рак «Мифы Древнего Египта».

08.09

5

Гомер. Одиссея. Песнь девятая

Эпитет

Сравнительный анализ героев

10.09

Устное народное творчество (5ч.)

6,

7

Устное народное творчество. Загадки, пословицы, поговорки

Загадка, пословица, поговорка, афоризм

Дополнительные задания: найти фрагменты текста со смысловыми отношениями характеристики, иллюстрации, перечисления, объяснения назначения; сопоставление простого вопросного плана;

Вопросы и задания учебника: актуализация знаний обучающихся.

12.09

15.09

8,

9

Русские народные сказки..

 Сказка «Царевна-лягушка»

Сказка. Типы сказок    (о животных, волшебные, бытовые).Сказочный персонаж. Я думаю, что информация (статья) заслуживает внимания, так как…Ученый (автор) приводит примеры, подтверждает мысль (тезис) примерами, иллюстрирует…

Выборочный   пересказ статьи учебника. Различные виды пересказа  (сжатый,   выборочный) сказки. Беседа по прочитанному. Подбор синонимов к словам:   печалиться,   тужить,       кручиниться, молвить, дивиться. Сяоварно-лексическая работа

Дополнительные задания: Познакомиться с информацией об авторе статьи. Определить лишние фрагменты. Создание высказывания тезис-доказательство. Создание простого тематического плана. Вопросы и задания учебника – воспроизведение и применение полученных знаний.

17.09

19.09

10

Сказки народов России. «Падчерица»

Выразительное  чтение сказки. Различные виды  пересказа.  Чтение по ролям. Нахождение фрагментов,       читающихся ритмично, как стихотворение.  Объяснение их роли в сказке. Анализ    художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол. Размышления о названии сказки

22.09

Древнерусская литература (4ч.)

11

Древнерусская литература. Из «Повести временных лет» «Расселение славян»

Начальное понятие   о древнерусской литературе. Летопись

Рассказ учителя. Выразительный сжатый пересказ вступительной статьи.

Выразительное   чтение фрагментов «Повести». Словарно-лексическая работа

Вопросы и задания учебника: пересказ статьи (воспроизведение содержания). Дополнительные задания: Определить главную мысль текста. Составить простой тезисный план. Создать высказывание: тезис-доказательство с использованием в качестве аргумента материала учебного текста.

24.09

12

Из «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»

Книга рукописная, книга печатная

Работа с ключевыми словами и словосочетаниями: нравственная позиция автора. Знакомство со сборником «Рассказы начальной русской летописи» (перевод Т. Михельсона, Д.С. Лихачева). Слово   учителя     о Д.С. Лихачеве.     Комментированное чтение отрывка из «Похвалы князю Ярославу и книгам». Пересказ одного из отрывков «Повести временных лет» с использованием   старинных слов и выражений (зад. № 5, стр. 65)

26.09

13

РР Пересказ повестей, используя старинные выражения

Работа в парах. Умение подробно пересказывать текст, сохраняя его стилистические и лексические особенности.

29.09

14

Кр №1 по темам «Мифология. Устное народное творчество. Древнерусская литература»

Уровень освоения учебного материала

01.10

Басни (5ч.)

15

Из басен народов мира.

Эзоп  и Жан де Лафонте. Басни

Басня, притча, «эзопов язык»

Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение басен. Сопоставление басен различных авторов на одну и ту же тему. Комментированное чтение рассуждения литературоведа В. Коровина Вопросы и задания учебника: составить план, найти ответы репродуктивного характера  к статьям «Эзоп», «Русские басни» и ко всей теме.

03.10

16

Русские басни. М.В. Ломоносов

Составление рассказов о русских баснописцах на основе прочитанной статьи. Выразительное чтение басен, их сопоставительный анализ

06.10

17

И. А. Крылов  - великий русский баснописец

Соотношение сюжета и аллегории   в басне

Выразительное чтение басни «Ворона и лисица» по ролям. Работа с учебником (вопр. № 3-6 на с. 85). Конкурс на лучшее прочтение басен «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья   под  дубом». Определение     морали каждой  басни.  Запись предложений   из    известных басен, ставших крылатыми      выражениями.    Размышления над    иносказательным смыслом басен

Вопросы и задания учебника к биографии Крылова: Найти ответы репродуктивного характера (последовательное воспроизведение содержания текста). Дополнительные задания: Определить последовательность подачи информации, составить простой тематический план. Найти смысловые фрагменты причины, доказательства, иллюстрации, перечисления, отрицания, характеристики. Найти ключевые слова, содержащие концептуальную информацию (в т.ч. оценочного характера)

08.10

18

РР Чтение басен наизусть

Выразительное   чтение басен. Размышления над иносказательным смыслом. Проведение    конкурса рисунков к текстам понравившихся басен.

10.10

19

Русская басня в 20 веке.

Выразительное   чтение басен. Размышления над иносказательным смыслом. Инсценирование басни. Сочинение  собственной басни, с использованием  морали  одной из прочитанных басен. Составить хронологическую ленту развития басни

13.10

Из русской литературы  XIX  в (28ч.)

20

А. С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»

Дополнительные задания: Определение задачи автора – выражения отношения, оценки, нахождение ключевых слов, содержащих оценочный компонент. Выявление оснований для выражения именно такой оценки.

15.10

21

Литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Риторическое обращение, ритм.

Нахождение      риторических обращений, объяснение их роли. Размышление о близости «Сказки...» произведениям устного народного творчества

17.10

22

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет

Исследовательская работа

20.10

23

Сказочные традиции в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

Выразительное   чтение сказки (пролога). Формулирование ответов на вопросы учебника (№2,3).Словарно-лексическая работа (вопр. № 4, 5, 6). Исследование   вопроса «Как художник Н. Крамской и композитор М. Глинка «прочитали эту поэму?»

22.10

24

Рифма. В мире пушкинских стихотворений о природе

Рифма. Тема. Пейзаж

Работа с учебной литературой. Работа в группе, паре. Умение анализировать, обобщать, делать выводы

24.10

25

Поэзия 19 века о родной природе. М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет

Работа с учебной литературой. Работа в группе, паре. Умение анализировать, обобщать, делать выводы

05.11

26

Р.Р. Чтение стихов наизусть.

Выразительное чтение наизусть. Анализ услышанного.

07.11

27

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творческий путь. По лермонтовским местам.

Эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений      о тропах), звукопись.

Рассказ учителя о детстве поэта Комментированное чтение  статьи учебника    Беседа   о   войне 1812 г.,     историческая справка.

Словарно-лексическая работа (зад. 1-е и 2-е в рубрике «В мире лермонтовского слова»). Осмысление   композиции произведения. Словесное рисование. Творческая работа «На Бородинском      поле», сюжетное рисование. Размышления об авторской оценке героев и событий

Вопросы и задания учебника (после подтемы «Люблю отчизну я…»- поискответов репродуктивного характера

10.11

28,

29

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.  Композиция стихотворения.

Исследовательская работа

12.11

14.11

30

Н.В. Гоголь. Жизнь и творческий путь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

Мифологические и фольклорные  мотивы в художественном произведении. Фантастика, сюжет

Рассказ о детских годах Н.В. Гоголя  и его отношении к своей «малой» родине на основании прочитанной статьи   учебника   (опережающее задание). Выразительное       чтение фрагментов повести. Беседа о прочитанном. Рассказ о героях. Работа с заданиями №8, 9, 10 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 216).

Запись ключевых слов, словосочетаний,     предающих   колорит   народной речи

Вопросы и задания учебника. Вопрос 1 – воспроизведение содержания текста, Вопрос 2 – сбор информации по всему тексту

17.11

31

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством»

Художественная деталь, портрет,   речевая  характеристика

Художественный пересказ     понравившегося фрагмента.    Формулирование ответов на вопросы №11,  14,  15  в рубрике   «Вопросы   и задания» (с. 216-217). Анализ      фрагментов, рассказывающих      об Оксане; устное сочинение об Оксане. Словесное рисование. Словарно-лексическая работа

Анализ  средств  художественной      выразительности (на примере предложенного     автором учебника отрывка)

19.11

32

33

Характеры героев повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством»

Художественная деталь, портрет,   речевая  характеристика

Анализ      фрагментов, рассказывающих   о героях повести. Художественный пересказ и анализ фрагментов.  

21.11

24.11

34

И.С. Тургенев. Жизнь и творческий путь. Рассказ «Муму»

Рассказ, углубление представлений      о теме     художественного произведения

Выразительное   чтение статьи учебника. Дополнительные задания: определить оценку, данную автором текста произведению. Вопросы и задания учебника: сформулировать собственную аргументированную позицию.

26.11

35

Рассказ «Муму»

 Размышления над понятиями: «добродетельность», «добросердечие», «добродушие», «доброта», «добронравие». Словесное рисование».

28.11

36

37

РР Изложение фрагмента рассказа «Муму»

Составление плана изложения.  Запись  ключевых слов.

01.12

03.12

38

Стихотворения в прозе. «Два богача»,  «Воробей», «Русский язык».

Эпитет, сравнение (развитие представлений)

Выразительное  чтение стихотворений. Словесное рисование

05.12

39

40

Н.А. Некрасов. Тема детства в стихотворении

 «Крестьянские дети»

Поэма, фольклорные элементы в художественном произведении.

Выразительное   чтение статьи учебника о поэте.       Выразительное чтение текстов произведений.       Словарно-лексическая работа. Запись образных словосочетаний-афоризмов.  Выявление   авторского   отношения

08.12

10.12

41

Н. Некрасова «Тройка»

Сюжет в лироэпическом произведении

Выразительное  чтение стихотворений.    Запись слов, в которых передано     отношение поэта.

12.12

42

Л.Н. Толстой. Нравственные ценности в рассказе «Кавказский пленник»

Я согласен/не согласен с тем, что…, потому что/ведь/так как…

Комментированное чтение статьи. Выразительное   чтение   фрагментов рассказа. Беседа о прочитанном. Формулирование ответов на вопрос  №8  в рубрике   «Вопросы   и задания» (с. 313). Художественный пересказ понравившегося эпизода

Вопросы и задания учебника к биографии писателя-воспроизведение содержания текста, поиск конкретных фактов.

Дополнительные задания: определить авторскую задачу текста. Определить отношение автора учебного текста к своим читателям, сформулировать свое согласие/несогласие с высказанным отношением к читателю

15.12

43

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы

Выразительное   чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказа   (сжатый,   выборочный).Словарно-лексическая работа.Формулирование ответов на вопросы №1, 2, 3, 4 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 312-313).Составление плана сравнительной характеристики

17.12

44

45

Осуждение войны и национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник»

Выразительное  чтение фрагментов рассказа Формулирование ответов на вопросы № 5, 6, 7 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 313). Устное сочинение-рассуждение

19.12

22.12

46

Письменный ответ на вопрос «О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Умение давать в письменной форме развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Выделять главное, анализировать, обобщать. Приводить примеры из текста.

24.12

47

А. П. Чехов. Высмеивание страха и трусости в рассказе «Пересолил»

Юмор (юмористическая ситуация), комическая      ситуация, ирония, роль детали в создании   художественного     образа

Рассказ учителя о А. Чехове. Выразительное чтение рассказа, в том числе по ролям. Художественный пересказ фрагмента. Подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса. Формулирование ответов на вопросы учебника

Вопросы и задания учебника к биографической статье «Книгочей и просветитель»: осмыслить содержание статьи на основе ее названия. Пересказ статьи по ключевым словам-воспроизведение содержания.

Вопросы и задания к статье: сформулировать свое отношение к высказанным Чеховым мыслям о художественном слове.

26.12

48

А.П. Чехов «Злоумышленник»

49

Юмор. Деталь. Диалог. В мире художественного слова А.П. Чехова.

Работа в учебной литературой. Работа в парах. Умение давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Выделять главное, анализировать, обобщать

Из русской литературы XX века (21ч.)

48

И.А. Бунин. Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...»

Стихотворение-размышление,   образ-пейзаж

Выразительное  чтение статьи учебника. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Комментированное чтение статьи «В мире художественного слова И. Бунина» (с. 35-38). Исследовательская деятельность: а) составление словарика смысловых групп существительных   стихотворения;

б) определение, темы стихотворения (мир природы и его обитатель-олень); смертью;

в) анализ глаголов и прилагательных в произведении;

г) комментированное чтение 3-й и 4-й строф; д) подведение учащихся  к мысли о скрытой теме стихотворений: о победе красоты

Поиск конкретных фактов.

Определить речемыслительные действия, произведенные автором, составить инструкцию и план анализа стихотворения на основе учебного текста.

12.01.

2015

49

Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне», «Подснежник»

Выразительное чтение фрагментов.

Рассказ о впечатлениях мальчика, его восприятии родной природы, деревни и ее жителей.Пересказ близко к тексту описания дороги по пути к деревне.

Письменный ответ на вопрос

14.01

50,

51

А.Н. Андреев. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче»

Тема, эпизод, финал

Рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Пересказ краткий, выборочный. Формулирование ответов на вопросы №1, 6. Анализ эпизодов: «Первые дни на даче», «Счастливое время».Размышление о финале рассказа

Вопросы и задания учебника к биографии и фрагменту воспоминаний-воспроизведение информации текста.

16.01

19.01

52

А.И. Куприн. «Золотой петух»

Рассказ (расширение  и углубление представлений,  характеристика персонажа, портрет героя)

Рассказ о Куприне. Выразительное   чтение фрагментов    рассказа. Пересказ   от   другого лица,  Размышление о названии рассказа. Отзыв    об    эпизоде. Письменный ответ на вопрос учебника № 7

21.01

53

А.А. Блок. Жизнь и творческий путь. Детство и книги.

Антитеза

Рассказ о детстве поэта с использованием ключевых слов.

23.01

54

Любовь к родной природе в поэзии А. Блока «Летний вечер»

Словесное рисование:   картина   летнего вечера     Комментированное   чтение   статьи «В мире художественного слова А.А. Блока»

26.01

55

С.А. Есенин. Жизнь и творческий путь. Об авторах воспоминаний.

Эпитет, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях)

Комментированное чтение отрывка из автобиографии поэта.

Рассказ «Поэт в воспоминаниях близких и родных» (опережающее задание). Выразительное чтение наизусть стихотворений. Словесное рисование.

28.01

56

В мире художественного слова С.А. Есенина

Аналитическое чтение статьи «В мире художественного слова Есенина». Исследовательская деятельность: сопоставление двух стихотворений: «Поет зима – аукает…» и А. Блока «Полный месяц встал над лугом…»:

  1. 1.Признаки сходства стихотворений: близость тем, некоторых художественных приемов.
  2. 2.Нахождение различий (образы стихотворений, цветообозначения, передача звукообраза).
  3. Анализ образно-выразительных средств

Сбор и воспроизведение фактологической информации по нескольким текстам.

30.01

57

РР. Чтение наизусть полюбившихся стихов поэтов 20 века

Конкурс чтецов. Анализ стихотворений. Словесное рисование. Подбор музыкальных фрагментов к стихам

02.02

58

Обучение анализу поэтического текста

Анализ  средств  художественной      выразительности

04.02

59

А.П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита»

Фантастика в литературном произведении    (развитие представлений)

Выразительное   чтение рассказа.         Пересказ фрагмента    Составление словаря для характеристики предметов и явлений.     Объяснение значений слов и словосочетаний, данных автором учебника.  Формулирование     ответов на вопросы учебника. Обучение монологическому высказыванию. Подготовка  к  домашнему сочинению на основе собственных впечатлений    («Каким   я помню детство»)

06.02

60

А.П. Платонов «Цветок на земле»

09.02

61

62

П.П. Бажов. Человек труда в сказе «Каменный цветок»

Начальное представление о сказе.

Выразительное чтение статьи. Отзыв об эпизоде. Пересказ   от   первого лица. Инсценированное чтение. Лексическая работа: толкование слов и выражений

Вопросы и задания учебника к текстам биографии, вопрос1,3,4 – воспроизведение содержание статьи, вопрос 2 – подбор ключевых слов на заданную тему.

11.02

13.02

63

В мире художественного слова П.П. Бажова. Сказ и сказка.

Сказ и сказка (общее    и различное)

Выразительное   чтение рассказа.         Пересказ фрагмента    Составление словаря для характеристики предметов и явлений.     Объяснение значений слов и словосочетаний, данных автором учебника.  Формулирование     ответов на вопросы учебника. Обучение монологическому высказыванию.

16.02

64

Н.Н. Носов «Три охотника»

Выразительное   чтение рассказа.         Пересказ фрагмента    Составление словаря для характеристики предметов и явлений.     Объяснение значений слов и словосочетаний, данных автором учебника.  Формулирование     ответов на вопросы учебника. Обучение монологическому высказыванию.

18.02

65

66

67

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Выразительное   чтение рассказа.         Пересказ фрагмента    Составление словаря для характеристики предметов и явлений.     Объяснение значений слов и словосочетаний, данных автором учебника.  Формулирование     ответов на вопросы учебника. Обучение монологическому высказыванию.

20.02

25.02

27.02

68

Е. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»

Юмор (развитие представления)

Рассказ ученика «Качества,      определяющие характер         мальчика Е. Носова»         (опережающее задание). Выразительное  чтение рассказа. Работа с ключевыми        понятиями «добро»   и  «доброта». Формулирование ответов на вопросы учебника № 1, 2, 3, 6. Подбор синонимов   и   антонимов к словам. Словесное рисование.

Вопросы и задания учебника к тексту биографии, вопрос 2 – составление плана доклада и ответа по плану.

02.03

Писатели 20 века о родной природе (5ч.)

69

В.Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песнь соловья»

Анализ стихотворений. Словесное рисование. Анализ  средств  художественной      выразительности

04.03

70

В.И. Белов «Весенняя ночь». В мире художественного слова В.И. Белова

Анализ стихотворений. Словесное рисование. Анализ  средств  художественной      выразительности

06.03

71

72

В.Г. Распутин «Век живи – век люби»

Выразительное   чтение рассказа.         Пересказ фрагмента    Составление словаря для характеристики предметов и явлений.     Объяснение значений слов и словосочетаний, данных автором учебника.  Формулирование     ответов на вопросы учебника. Обучение монологическому высказыванию.

11.03

13.03

73

РР Чтение полюбившихся строк наизусть

Умение выразительно читать. Анализ  средств  художественной      выразительности

16.03

Из зарубежной литературы (12ч.)

74

75

Д. Дефо « Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Приключенческий роман, роман воспитания,   путешествие (первичные   представления о    данных понятиях). «Робинзонада»

Выразительное   чтение и художественный пересказ   понравившихся фрагментов

Анализ эпизода. Сочинение-миниатюра «Робинзон Крузо - это произведение   о   том, что человек все может»

18.03

20.03

76

77

Х.К. Андерсен «Соловей»

Волшебная сказка, авторский замысел  и способ его характеристики

Рассказ об удивительном сказочнике. Комментированное чтение статьи учебника.      Художественный пересказ   понравившегося эпизода сказки. Составить простой цитатный план.

01.04

03.04

78

79

80

М. Твен. Мир детства и мир взрослых в повести «Приключения Тома Сойера»

Прототип

Различные виды чтения. Выборочный и сжатый пересказ. Словарно-лексическая работа.

Художественный пересказ понравившегося отрывка.

Обучение составлению плана VI главы. Составление словесного Портрета Гека.

Подготовка к выполнению  домашнего  задания (письменный отзыв о герое)

06.04

08.04

10.04

81

82

Ж. Рони Старший. Эмоциональный мир древнего человека в повести «Борьба за огонь»

Выразительное чтение фрагментов глав из повести. Выборочный пересказ. Обучение составлению плана. Письменная и устная характеристика героя

13.04

15.04

83

84

Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише»

Рассказ о писателе по отрывку     из   книги И. Калиновича.   Выразительное чтение фрагментов рассказа. Сжатый и выборочный пересказ    эпизодов,    их анализ. Размышление о том, как удается писателю передать особенности речи рассказчика-индейца.  Словесное рисование.     Обучение аргументированному ответу. Обучение языковому анализу фрагмента текста.  

Составить план статьи учебника о писателе и по плану устный рассказ о нем. Выбрать ключевые слова для ответа на вопрос.

17.04

20.04

85

А. Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

Фантастика и реальность, земное и космическое

Аналитическое  чтение статьи о писателе. Размышление   о   смысле названия. Определение жанровой   принадлежности.        Сочинение-рассказ от имени героя

22.04

Литература Дона и о Доне (12ч.)

86

Литература Дона и о Доне.

Историко-литературный текст

Сопоставление произведений русской и донской литературы. Чтение отрывков из историко-литературных текстов о донском казачестве, его истории, культуре.

Составить план статьи и по плану устный рассказ о произведениях донской литературы. Выбрать ключевые слова для ответа на вопрос.

24.04

87

88

П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

Интонация, приемы выразительного чтения.  Анализ произведения

Выразительное чтение. Различные виды пересказа. Чтение по ролям. Инсценирование. Устное словесное рисование. Выразительное чтение эпизодов, по ролям. Анализ идейно-художественного своеобразия сказки. Пересказ с элементами комментария.

27.04

29.04

89

Донские страницы классической русской поэзии и прозы XIX века.

А.С.Пушкин «Дон».

Рассказ    о    поэте. Знакомство со стихотворением. Выразительное чтение.

Анализ поэтики стихотворения (роль тропов, ритмика).Обучение анализу лирического произведения. Конкурс рисунков на тему стихотворения.

04.05

90

91

92

Мир детства в литературе Дона.

М.А. Шолохов «Федотка»

Прототип

Рассказ о личности писателя и своеобразии его творчества. Чтение и изучение фрагмента из романа «Поднятая целина»

Значение картин природы в рассказе.  Сжатый комментированный, близкий к тексту пересказ. Выразительное чтение по ролям.

Характеристика героя, его поступков. Анализ авторского отношения к героям.

06.05

08.05

13.05

93

А.П. Чехов «Дорогая собака».

Характеристика главного героя. Сопоставительный анализ изученных рассказов. Составление сравнительной таблицы. Аргументированный ответ на вопрос.

15.05

94

Донские поэты XX века.

А.Г.Гарнакерьян «Над Доном – рекой» (сборник стихов).

Изобразительно-выразительные средства лирического произведения

Знакомство со сборником стихов. Чтение и изучение стихотворений «Весна идет», «Ледоход» и др. (2-3 стихотворения по выбору учителя). Выразительное чтение стихотворений. Определение поэтической идеи стихотворения. Анализ пейзажных зарисовок. Тропы: метафора, олицетворение.

18.05

95

В.И.Фролов. Стихотворения о Доне.

Лирический герой.

Чтение и изучение стихотворений «У Дона – реки», «Дон». Выразительное чтение. Анализ внутреннего состояния лирического героя и способ его выражения.

20.05

96

РР Чтение наизусть стихов о Доне

Анализ стихотворений. Словесное рисование. Подбор музыкальных фрагментов к стихам

22.05

97

Урок-концерт. Песенное творчество донских казаков

25.05

Повторение и обобщение изученного в 5 классе (2ч.)

98

Урок обобщения изученного в 5 классе.

Умение давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Выделять главное, анализировать, обобщать

27.05

99

«Я хочу рассказать вам...» (итоговый урок)

Умение давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Выделять главное, анализировать, обобщать

29.05

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

  1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. -  М.: ООО « Русское слово – учебник», 2012.
  2. Соловьева Ф.Е.  Уроки литературы 5 класс. Методическое пособие к учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). М. Русское слово 2011
  3. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008
  4. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. ВАКО. 2002
  5. Литература Дона. Хрестоматия для чтения, редактор-составитель В.В.Безбожный

Перечень, используемых  ИКТ на уроках литературы в 5 классе.

  1. Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5- 11классы.СD-ROM
  2. Библиотека Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс. СD-ROM
  3. Мультимедийная  энциклопедия. CD-R  Большая хрестоматия.
  4. Мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина. Литература 5 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...