Урок литературы в 7 классе Я вспоминаю детство.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
Пятникова М.Г.
Тема урока: Я вспоминаю детство.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами аналитического чтения* /беседы.
Цели: (создать лирическое настроение и подвести учащихся к мысли о том, что детство определяет во многом жизненный путь человека, даёт «импульс к развитию»)
предметнные:
1) поразмышлять о том, что такое детство и какое значение оно имеет для всей дальнейшей жизни человека;
2) определить общую тему и настроение в стихотворениях И.А.Бунина и К.М.Симонова;
3) вспомнить свои наиболее яркие детские впечатления;
метапредметные:
- обучать выразительному чтению как средству формирования речевых умений;
- обучать навыкам аналитического чтения (чтение осмысленное, сопровождающееся превращением чужого текста в свое личное отношение и знание);
- развивать речь учащихся, навыки самостоятельной работы;
личностнные:
- актуализировать личный жизненный опыт учащихся;
- развивать навыки самопознания, самовоспитания, самоусовершенствования;
- воспитывать любовь к художественной литературе и чтению;
- воспитывать культуру труда.
Методы: частично-поисковый (постановка проблемных вопросов).
Формы: коллективная, индивидуальная.
Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, работа по вопросам, эвристическая беседа, мини-сочинение.
Средства обучения: учебник литературы.
Структура урока:
1 этап - организационный (2 мин.).
2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний ( 7 мин.):
- актуализация ранее полученных знаний;
- постановка учебной цели.
3 этап – обучающий (20 мин.):
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текстов учебника (выразительное чтение, аналитическая беседа);
4 этап – постановка домашнего задания (1мин.).
5 этап - подведение итогов урока и рефлексия (10 мин.).
- мини-сочинение «Самое яркое детское воспоминание».
Ход урока
1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (2 мин.).
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.
2 ЭТАП. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ,
ОСОЗНАННОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ (7 мин.).
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Какова основная идея курса литературы 7 класса «Путь к станции Я»?
- С каким героем мы только познакомились и продолжим общение на всех последующих уроках литературы?
- Для чего авторы учебника решили знакомить нас с дневниковыми записями Алексея?
- Постановка учебной цели.
Чтение эпиграфа (И.А Гончаров «Обломов») с.8 (оценка утверждений, сделанных в тексте, исходящая из своих представлений о мире; нахождение доводов в защиту своей точки зрения).
- О чём говорится в эпиграфе? Как вы понимаете смысл эпиграфа?
- Почему, по вашему мнению, именно в детстве «ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от взгляда ребёнка»?
- Как вы понимаете значение слова «пытливый»? (настойчиво пытающийся понять, познать).
- Как вы думаете, что такое детство?
- Обратите внимание на рисунок с.8. Какую мысль хотел передать художник?
(сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов).
ЭТАП – ОБУЧАЮЩИЙ ( 20 мин.).
- Сравнительный анализ стихотворений (аналитическая беседа).
(сопоставление текстов и их общей идеи)
1) Выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Детство » с.9
- О чём говорится в стихотворении?
- Найдите строки стихотворения, которые служат подтверждением мысли И.А.Гончарова о детском восприятии жизни. В чём мысли писателей созвучны? (в детстве ум пытлив, взгляд внимателен, а душа детская чиста, чувствительна и восприимчива).
2) Выразительное чтение стихотворения К.М.Симонова.
- Давайте поразмышляем над тем, какая мысль и какое настроение связывают эти два стихотворения?
(неравнодушие детской души ко всему, открытость души природе, добру, всем светлым и чистым чувствам; трепетность и ранимость детской души).
- С чем связаны минуты счастья в детстве для каждого из поэтов?
- Почему поэты представляют детство самой счастливой порой в жизни любого человека, как вы думаете?
- Что делает нас счастливыми в детстве?
Вывод: оба поэта мечтают вернуться в тот далёкий счастливый мир, когда тебя делало счастливым общение с природой, а сам ты был чище душой, смелее, добрее, когда тебе хотелось «догнать, спасти, прижать к груди.
2. Чтение дневника Алексея.
- Какое значение, по мнению Алексея, имеет детство для всей дальнейшей жизни человека? Почему?
(В детстве происходит становление души и характера человека)
- Какие книги особенно привлекают внимание Алексея и почему?)
Сегодня вы отвечали на сложные вопросы. В дальнейшем мы будем знакомиться с произведениями писателей о детстве. А после чтения мы вновь вернёмся к этим вопросам и поразмышляем. Начнём с биографии Александра Ивановича Герцена. Постараемся понять, кто или что определило становление А.И.Герцена как писателя и общественного деятеля.
4 ЭТАП – Д/З ( 1 мин.).
Прочитать Ш главу из книги А.И.Герцена «Былое и думы» с.12-23
5 ЭТАП - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ ( 10 мин.).
Итак, подводя итоги сегодняшнего урока, я предлагаю вам написать мини-сочинение на тему «Самые яркие воспоминания детства», в котором вы сможете рассказать о самом ярком событии/ях из вашего раннего детства и почему именно оно/они запомнились вам.
В конце урока мини-сочинения сдаются учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».
Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Самостоятельная работа по литературе 7 класс. М. Горький "Детство" (главы): тёмные стороны жизни.
Выполните задание и проверьте....