Урок литературы в 7 классе Я вспоминаю детство.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Пятникова Марина Геннадьевна

Урок по учебнику Бунеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ya_vspominayu_detstvo.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Пятникова М.Г.

Тема урока: Я вспоминаю детство.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами аналитического чтения* /беседы.

Цели: (создать лирическое настроение и подвести учащихся к мысли о том, что детство определяет во многом жизненный путь человека, даёт «импульс к развитию»)

предметнные:  

1)  поразмышлять о том, что такое детство и какое значение оно имеет для всей дальнейшей жизни человека;

2) определить общую тему и настроение в стихотворениях  И.А.Бунина и К.М.Симонова;

3) вспомнить свои наиболее яркие детские впечатления;

метапредметные:  

  • обучать выразительному чтению как средству формирования речевых умений;
  • обучать навыкам аналитического чтения (чтение осмысленное, сопровождающееся превращением чужого текста в свое личное отношение и знание);
  • развивать  речь учащихся, навыки самостоятельной работы;

личностнные: 

  • актуализировать личный жизненный опыт учащихся; 
  • развивать навыки самопознания, самовоспитания, самоусовершенствования;
  • воспитывать любовь к художественной литературе и чтению;
  • воспитывать культуру труда.

Методы:  частично-поисковый (постановка проблемных вопросов).

Формы:  коллективная, индивидуальная.

Методические приемы:  выразительное чтение,  слово учителя, работа по вопросам,  эвристическая беседа, мини-сочинение.

Средства обучения:  учебник литературы.

Структура урока:

1 этап -  организационный (2 мин.). 

2 этап -  подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний ( 7 мин.):

  • актуализация ранее полученных знаний;
  • постановка учебной цели.

3 этап – обучающий (20  мин.):

  • организация процесса восприятия, осознания и осмысления текстов учебника (выразительное чтение, аналитическая беседа);

4 этап – постановка домашнего задания (1мин.).

5 этап - подведение итогов урока  и рефлексия (10 мин.).

  • мини-сочинение «Самое яркое детское воспоминание».

Ход урока

1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (2 мин.).

        Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.

2 ЭТАП. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ,

ОСОЗНАННОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ (7 мин.).

  1. Актуализация ранее полученных знаний.
  • Какова основная идея курса литературы 7 класса «Путь к станции Я»?
  • С каким героем мы только познакомились и продолжим общение на всех последующих уроках литературы?
  • Для чего авторы учебника решили знакомить нас с дневниковыми записями Алексея?

  1. Постановка учебной цели.

Чтение эпиграфа (И.А Гончаров  «Обломов») с.8 (оценка утверждений, сделанных в тексте, исходящая из своих представлений о мире; нахождение доводов в защиту своей точки зрения).

  • О чём говорится в эпиграфе? Как вы понимаете смысл эпиграфа?
  • Почему, по вашему мнению, именно в детстве «ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от взгляда ребёнка»?
  • Как вы понимаете значение слова «пытливый»? (настойчиво пытающийся понять, познать).
  • Как вы думаете, что такое детство?
  • Обратите внимание на рисунок с.8. Какую мысль хотел передать художник?

(сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов).

ЭТАП – ОБУЧАЮЩИЙ ( 20 мин.).

  1. Сравнительный анализ стихотворений (аналитическая беседа).

(сопоставление текстов и их общей идеи)

1) Выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина  «Детство » с.9

  • О чём говорится в стихотворении?
  • Найдите строки стихотворения, которые служат подтверждением мысли  И.А.Гончарова о детском восприятии жизни. В чём мысли писателей созвучны?  (в детстве ум пытлив, взгляд внимателен, а душа детская чиста, чувствительна и восприимчива).

2) Выразительное чтение стихотворения К.М.Симонова.

  • Давайте поразмышляем над тем, какая мысль и какое настроение связывают эти два стихотворения?

(неравнодушие детской души ко всему, открытость души природе, добру, всем светлым и чистым чувствам; трепетность и ранимость детской души).

  • С чем связаны минуты счастья в детстве для каждого из поэтов?
  • Почему поэты представляют детство самой счастливой порой в жизни любого человека, как вы думаете?
  • Что делает нас счастливыми в детстве?

Вывод: оба поэта мечтают вернуться в тот далёкий счастливый мир, когда тебя делало счастливым общение с природой, а сам ты был чище душой, смелее, добрее, когда тебе хотелось «догнать, спасти, прижать к груди.

2. Чтение дневника Алексея.

  • Какое значение, по мнению Алексея, имеет детство для всей дальнейшей жизни человека? Почему?

(В детстве происходит становление души и характера человека)

  • Какие книги особенно привлекают внимание Алексея и почему?)

Сегодня вы отвечали на сложные вопросы. В дальнейшем мы будем знакомиться с произведениями писателей о детстве. А после чтения мы вновь вернёмся к этим вопросам и поразмышляем. Начнём с биографии Александра Ивановича Герцена. Постараемся понять, кто или что определило становление А.И.Герцена как писателя и общественного деятеля.

4 ЭТАП – Д/З ( 1 мин.).

Прочитать Ш главу из книги А.И.Герцена «Былое и думы» с.12-23

5 ЭТАП - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ ( 10 мин.).

Итак, подводя итоги сегодняшнего урока, я предлагаю вам написать мини-сочинение на тему «Самые яркие воспоминания детства», в котором вы сможете рассказать о самом ярком событии/ях из вашего раннего детства и почему именно оно/они запомнились вам.

В конце урока мини-сочинения сдаются учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».

Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....