Главные вкладки

    Урок литературы 11 класс "Изображение первой мировой войны в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон""
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Казанцева Наталия Викторовна

    Урок литературы в 11 классе по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон" основан на исседовательско-поисковой работе обучающихся в группах

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Изображение Первой мировой войны в романе-эпопее М.А.Шолохова "Тихий Дон"

    Цели урока: совершенствовать умение анализировать эпизод; показать особенности авторского изображения войны, выявить позицию М.А.Шолохова; воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия.

    Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя.

    Я хотела бы обсудить с вами проблему, которая была затронута нашим президента в одном из выступлений. (видео)

    -Какую проблему поднимает президент? Почему? (дождаться ответа, что война изменила сознание)

    Общественное сознание всегда отражается в культуре и литературе в частности. Какие произведения, посвященные первой мировой войне вы знаете?

    - Что станет темой урока?

    Проговорить! Тема урока: Изображение Первой мировой войны в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон»

    - Что должны сделать на уроке? Как мы это можем сделать?

    - Что значит проанализировать эпизод? (После ответов – схема на доске)

    - Какие эпизоды, описывающие Первую мировую войну показались вам наиболее яркими и запоминающимися?

    - М.Шолохов начал писать роман, когда ему было всего 20 лет. Правдив ли он в своих описаниях? Кто готов, используя интернет доказать, что писатель правдиво изобразил Первую мировую войну? (группа будет работать за компьютером)

    - Остальным я предлагаю для анализа три эпизода романа. Что при анализе мы можем отследить: цвет, звуки, пейзаж, герои и их поведение, речь ( план анализа эпизода). Предлагаю остановиться на трех элементах анализа: цветовая гамма, художественные средства и анализ образов героев эпизода

     Результатом станет таблица, в которую мы впишем ключевые образы эпизодов.

    3. Представление каждой парой результата своей работы. Обсуждение.

    Составление таблицы

    Тема эпизода

    Цвет

    Образные средства

    Поведение героев

    Начало войны

    Красные составы,

    Лампасы,

    Говядинка

    Эпитеты: любопытствующее-благоговейные взгляды;

    Олицетворение: газеты, захлебывающиеся воем;

    Метафора: говядинка

    Поют песни, подбадривают себя, шутят

    Лишь старичок - укоризненно качает головой...

    Состояние растерянности, беспомощности

    Ужас

    Появление самолета

    Алюминиевый блеск;

    Красное месиво кирпичей;

    Розовая пыль, кровавые слезы

    Метафора: рокочущая снижающаяся птица, частуха выстрелов, крик сверлился изо рта;

    Эпитеты: кровавые слезы, трупно почерневшие губы, тнкий, почти детский стенящий крик

    Газовая атака

    Серая фигура;

    Черный, глянцевый брусок мясистого языка

    Эпитеты: изъеденные газом, разжиженные глаз

    Сравнения: отравленные лежали копешкамаи, стояли на четвереньках, будто паслись;

    Лежал, скрючившись калачиком

    Что объединяет отрывки? Почему?

    Сделайте вывод, как изображает М.А.Шолохов Первую мировую войну?

    Правдивы ли факты, описанные Шолоховым? (сообщение группы, работавшей с интернетом)

    4. Д/з

    В начале урока мы с вами ответили, что это была война, изменившая сознание людей. Как все прочитанные нами эпизоды и многие другие повлияли на героев? Над этим я вам предлагаю поразмышлять на следующем уроке.

    Итак, Первая мировая война, действительно, была великой и незаслуженно забытой.  Надеюсь, что мы сегодня с вами положили ещё один камень  в фундамент самого главного памятника - нашей памяти. (песня)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

    Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

    Методика проведение урока по теме:Первая Мировая Война

    Хороший классный час для старших классов средней школы....

    Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"

    Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"...

    Урок-историческая викторина «Первая мировая война» для учащихся 9 – 11 классов.

    Викторина составлена и проводится  в формате Брейн – ринга. Участвуют 2 команды из 9 – 11 классов. Состав команды определяется  по жеребьёвке. В каждой команде по 6 человек (5 участников и 1...

    Разработка урока" Россия в Первой мировой войне"

    К началу  1914 г. мы обладали армией вооруженной новейшим вооружением (Винтовка Мосина, пулемет Мадсена и Максима),  униформой защитного цвета и гордостью что мы великая держава. Но сегодня ...

    открытый урок по теме "Первая мировая война"

    100 лет- начала Первой мировой войны (1914-1918 гг,)...

    конспект урока по теме " первая мировая война"

    План-конспект урока с применением проектной технологии и вариантами защиты проектов учащихся...