Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Пуряева Наталья Васильевна

Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Пуряева Наталья Васильевна

Предмет

История Владимирского края с древнейших времен до наших дней

Класс

9

Номер урока

№ 15 в разделе 7 «Владимирский край в  начале  XX века»  

Урочная/не-урочная форма

Урок; тип – комбинированный; вид – лабораторно-практическая работа

Тема

Владимирцы  на фронтах первой мировой и гражданской войн.

Цель

На основе исторических документов, изучить ситуацию в России в годы Первой мировой войны, а также выяснить отношение современников к ней, помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме

Задачи

Образовательные:

- проанализировать причины и итоги первой мировой и гражданской войн;

- охарактеризовать основные события;

- дать оценку действиям участников войн.

Развивающие:

  • развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией;
  • развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;
  • развитие логического мышления во время работы с историческими документами;
  • формирование умения делать выводы на основе известных фактов.

Воспитательные:

  • формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов;
  • убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;
  • воспитание формирование гражданственности и патриотизма;
  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
  • овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны:

Знать основные понятия и термины темы

-- преобразования советской власти на территории нашего края

- события гражданской войны

Уметь

- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.

- объяснять факты из источника

- сопоставлять события в регионе с общероссийскими событиями.

Развивать умения

- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах

- владение основными видами публичных выступлений

- обнаруживать межпредметные связи

- обобщать, систематизировать учебный материал.

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа,;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образователь-ная технология

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)

Источники информации

  1. «История Владимирского края» Мультимедийное учебное пособие для учащихся основной школы, Владимир, ВИПКРО,2010.
  2. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России», электронный учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России ХХ век»,
  3. Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь / Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры. — Владимир, 2002. 536 с.: ил.
  4. http://www.yspu.yar.ru/hreader/6/ Электронное учебное пособие
  5. Письма прапорщика Е.Г. Герасимова с фронта первой мировой войны http://www.vladregion.info/articles/pisma-praporshchika-eg-gerasimova-s-fronta-pervoi-mirovoi-voiny#1

Ресурсы (оснащение)

Настенная карта «I Мировая война»

Карты атласа «История России» - М, «Дрофа», 2012:

Документ-камера, проектор, экран

Раздаточный материал:

-  Письма прапорщика Е.Г. Герасимова с фронта первой мировой войны http://www.vladregion.info/articles/pisma-praporshchika-eg-gerasimova-s-fronta-pervoi-mirovoi-voiny#1

ХОД УРОКА

Этап урока

Форма орг-ции деят-сти уч-ся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности

П

Р

К

Л

1.

Орг. момент

2.

Опрос домашнего задания

Фронталь-ная

Обеспечение повторения темы «Первая мировая война»  по всемирной истории (опережающее задание)

 «Историю каких войн вспоминаем? Покажите на карте основные театры военных действий»

Отвечают на поставленные вопросы:

1.Назовите причины и повод Первой мировой войны.

2.Какой характер она носила?

3.Какие военно-политические силы участвовали в этой

войне?

4.На каких территориях велась Первая мировая война?

5.Назовите основные военно-политические события войны.

6.Какое влияние оказала война на положение высших и низших слоев общества?

Работа с картой: умение показать и прокомментировать основные фронта двух войн

Объяснение

Формирование историко-географического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах России

Индиви-дуальная

«Для того, чтобы вспомнить то, что уже изучили, сделаем письменные задания»

Понятия:  

Давать определе-ния понятиям

Само-контроль

3.

Переход к новой теме.

Фронталь-ная

Объяснение

Анализ

Умение строить высказыва-ние

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

Основные понятия

Объяснять связи и отношения

Объяснение

Умение строить высказыва-ние

Работа с картой

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи

Умение формули-ровать изучаемую тему

4.

Стадия «ВЫЗОВ»

Индивиду-альная

Объяснение

Понятие: пуны

Работа с картой: определе-ние гос. принад-лежности территорий

Работа с понятиями

Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале

Парная

Целепола-гание

Умение работать в паре со сверстни-ком

Задавать вопросы, необходи-мые для организа-ции собст-венной дея-тельности

Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию

Фронталь-ная

5.

Изучение старого - нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Фронталь-ная

Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы

Изучаем источники, рядом с ответом пишем номер вопроса

И сегодня на уроке на основе исторических документов и собственных знаний вам необходимо выяснить отношение российского общества (местного масштаба)к Первой мировой войне и составить собственное мнение по вопросам – была ли Россия готова к длительной войне? Каковы ее последствия для России?

Ответить на данные вопросы учащиеся должны, используя исторические документы.

Работа с хроноло-гией. Поиск информа-ции в тексте, историч. источнике. Работа с картой как источником информа-ции.

Называть причины войн. Отмечать цели сторон в войне. Показывать по карте и комменти-ровать.

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние

Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.

Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте;  делать выводы из сформулированных посылок;  связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

Парная

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы

Учащиеся ищут ответы на вопросы

6.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Фронталь-ная

Причины мировой войны?

Кто первым начал войну?

 

Объяснение

Рефлексия деятельнос-ти

Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Парная

Ученики получают в листах названия основных сражений войны, написанные на отдельных карточках; должны разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах.

ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ места сражений

Одна пара у доски, остальные за партами делают задание.

Затем проговаривают и показывают на карте

Говорят, кто, в каком сражении одержал победу

Работа с хроноло-гией и картой

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Фронталь-ная

Итоги войны?

Анализ

«На какие вопросы не нашли на уроке ответ?»

Предположительно:

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Смысло-образова-ние

«Записываем их в листы самооценки «На что обратить внимание дома»

Записывают

7.

Самооценка

Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки

Самоконт-роль, самооценка

Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности

8.

Оценка учителя

9.

Домашнее задание

Сайты по теме:

История мировых войн http://wunderwaffe.narod.ru/ Сайт посвящен истории мировых войн: вооружение, основные сражения. Иллюстрации. 

Медали и кресты царской России http://nubirus.chat.ru/ 

Каски двух мировых войн (1914 – 1945) http://helmets.ru/ Весьма информативный и с любовью сделанный проект, название которого говорит само за себя.

Оружие первой мировой войны http://ww1.iatp.org.ua/ Целью проекта является наиболее широкое освещение темы, создание упорядоченного массива информации по всем вопросам, связанным с историей Первой мировой войны. Это, по мнению автора, позволит в некоторой мере закрыть брешь в отечественной военной и оружейной литературе, посвященной тому периоду.

Военное дело http://www.soldiering.ru/ Энциклопедия вооружения и техники различных стран мира (вооружение сухопутных войск, авиация, флот, оружие массового поражения). Материалы по военному делу: военная стратегия и тактика, основы боя, инженерного дела и т.п. Снаряжение, амуниция, средства защиты и маскировки. Статьи о военных конфликтах и терроризме.

Музей подводного флота http://submarine.narod.ru Каталог подводных лодок времен Первой и Второй мировых войн, современные субмарины. Фотогалерея. Интересные факты. Чертежи и схемы. Публицистика, рассказы. Форум.

Интернет-история Первой мировой войны http://www.worldwar1.com/ Дополнительные ресурсы по одной из ключевых тем истории ХХ века. Сайт на английском языке. 

Авиация Первой Мировой - http://www.airwar.ru/av1ww.html 

Первая Мировая война (избранные статьи и материалы) - http://webpages.charter.net/abacus/page3.html 

Наградные медали и кресты царской России http://nubirus.chat.ru/ Обзор наградных медалей и крестов Российской империи: история, коллекция изображений, правила ношения и пр.

Георгиевская страница. http://george-orden.nm.ru/# Проект ставит целью собрать воедино в одном месте список кавалеров Императорского Военного Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Так же в проекте содержится некоторая сопутствующая информация: Статуты Военного Ордена и других Российских Императорских и Царских Орденов, правила ношения орденов, биографии кавалеров, статьи на соответствующие идее проекта темы, а также список Российских генерал-фельдмаршалов.

Фотодокументы РГАКФД из истории Первой мировой войны http://www.rusarchives.ru/federal/rgakfd/iww_f.shtml 

Первая Мировая война в фотографиях - http://wwi.sbn.bz/ 

Первая мировая война - карты военных действий http://petrograd.biz/worldwars/warmaps1.html 

"Последняя война Российской империи" (к 90-летию начала Первой мировой войны) http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/iww_doc.shtml Материалы буклета Российского государственного военно-исторического архива

ЛИСТ САМООЦЕНКИ  Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила ……

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За работу на уроке:

За поведение на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Северная война"

Технологическая карта урока по теме "Северная война" в 7 классе по истории....

Технологическая карта урока "Участники Великой Отечественной войны, жители района Выхино"

В ГБОУ Школа № 1363 г.Москва с 2004 года работает музей "Боевой и трудовой славы жителей района Выхино". В музее систематически проводятся Уроки Мужества, классне часы с приглашением ветеранов войны и...

Технологическая карта урока "Организмы в Мировом океане"

Технологическая карта урока с подробным описанием системы оценки и отметки в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока Три цвета Гражданской войны

Технологическая карта урока "Три цвета Гражданской войны" состалена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока по теме «Мировой океан и его части» 7 класс

Технологическая карта урока  по теме «Мировой океан и его части» 7 класс...

Технологическая карта урока по теме_ Гражданская война в России 1917-1922

Технологическая карта урока по дисциплине "История" по теме "Гражданская война в России 1917-1922: причины и основные участники". Цель занятия - создать условия для овладения обуча...