Зачет №3-2 литература 9 класс 2015
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Тазиева Ландыш Шагалиевна

Темы сочинений и тестовые задания для подготовки к зачету по творчеству М.Ю. Лермонтова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_no3_-_2_chast_9_klass_literatura.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Зачет № 3(часть 2). Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова

Темы сочинений

  1. Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (подробный план к сочинению см. ниже)
  2.  "Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и нравах человеческой личности" (В. Г. Белинский).
  3.  Образ поколения в лирике М. Ю. Лермонтова.
  4. Тема гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
  5. Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова.
  6.  "Герой нашего времени" — нравственно-психологический роман.
  7.  Особенности композиции романа "Герой нашего времени".
  8. Личность и общество в романе "Герой нашего времени".
  9.  Жизнь и судьба Печорина.
  10. Женские образы в романе "Герой нашего времени".

Контрольный тест «М.Ю. Лермонтов»

Часть А

Выберите правильный ответ

Биография

1.    Бросив учебу в Московском университете и получив отказ в Петербургском университете, Лермонтов получает образование:

а) в Царскосельском лицее;   б) в Военно-инженерном училище в Петербурге; в) в Императорском Казанском университете;   г) в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

2.    Первая ссылка на Кавказ произошла из-за

а) нашумевшей любовной истории; б) дуэли; в) «непозволительных стихов»; г) участия в «кружке шестнадцати».

3.    Из первой ссылки Лермонтов возвращается благодаря хлопотам бабушки и заступничеству

а) К.Г. Чавчавадзе;    б) А.Х. Бенкендорфа;      в) В.А. Жуковского;   г) А.П. Ермолова.

4.    Назовите факт биографии,  не относящейся к жизни М.Ю. Лермонтова:

а) был арестован;    б) дуэль с сыном французского посла;

в) представлен к награде за храбрость;  г) сражался на бастионах Севастополя.

5.    Шестнадцати лет Лермонтов пишет стихи - лирические исповеди  («Благодарю!»,   «Зови  надежду  сновиденьем...» и др.) Кому они адресованы?

а) Е.А. Сушковой; б) Н.Ф. Ивановой; в) А.Г. Хомутовой;   г) М.А. Щербатовой.

6.    Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым произошла:

а) в Москве; б) в Тарханах; в) в Петербурге; г) в Пятигорске.

Обзор творчества

7.    Произведение, которое было воспринято как «призыв к революции» и из-за которого Лермонтов был арестован и сослан:

а) «Демон»; б) «Мцыри»;   в) «Дума»;    г) «Смерть Поэта».

8.    В отличие от Чацкого, которого обвиняют в сумасшествии, герой этого произведения Лермонтова, как и герой «Медного всадника» Пушкина, сходит с ума на самом деле

а) «Герой нашего времени»;  б) «Мцыри»;  в) «Маскарад»;  г) «Демон».

9.    Единственное законченное и опубликованное при жизни прозаическое произведение

а) «Герой нашего времени»;  б) «Вадим»; в) «Княгиня Литовская»; г) «Ашик-Кериб».

10.    Наиболее сильное влияние из русских писателей и поэтов на Лермонтова оказал

а) Грибоедов;   б) Жуковский;     в) Пушкин;   г) Одоевский.

11.    Какое, из произведений Лермонтова написано «онегинской строфою»?

а) «Мцыри»;  б) «Смерть Поэта»;  в) «Дума»;  г) «Тамбовская казначейша».

«Герой нашего времени»

12. Каждая повесть романа опиралась на определенную литературную традицию: путевой очерк, романтическая новелла о любви европейца к дикарке, светская повесть, авантюрная новелла и т.д. Какая повесть соответствует романтической новелле на философскую тему?

а) «Тамань»; б) «Бэла»; в) «Фаталист»; г) «Княжна Мери».

13.    Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя

а) восхваляет; б) анализирует; в) защищает; г) осуждает.

14.    Кто из героинь не относится к любовной сюжетной линии романа?

а) Мери; б) Бэла;  в) княгиня Лиговская;  г) Вера.

15.    Какая из географических реалий упоминается не в «Журнале Печорина»?

а) Тамань;  б) Персия;  в) Пятигорск;  г) Москва.

Часть В

Напишите правильный ответ

1.    Назовите произведение М.Ю. Лермонтова, первоначальное название которого было «Один из героев нашего века».

2.    О влиянии какого литературного направления говорят в романе «Герой нашего времени» одиночество героя, описание местного колорита, горные пейзажи, наличие героя, попадающего в неординарные ситуации?

3.    Найдите в предлагаемом списке произведение, которое не является частью романа «Герой нашего времени»: «Тамань», «Княгиня Лиговская», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».                                                            

4.    В романе «Герой нашего времени» три рассказчика. От чьего лица ведется повествование в главе «Максим Максимыч»?

5.    Какая из глав, романа «Герой нашего времени» соединила в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и «дикарки»?

6.    «В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело...Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Чей портрет рисует Печорин?

7.  Какая из повестей является последней в «собрании повестей», объединенных в роман и получивших общее название «Герой нашего времени»?

Часть С1

Дайте развернутый ответ на один из вопросов

1.    Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

2.    Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?

3.    Как вы понимаете смысл названия романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

4.  Почему в качестве места действия романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов выбирает Кавказ?

5.  Почему роман М.Ю. Лермонтова называют первым русским психологическим романом? (По роману «Герой нашего времени»).

План сочинения: Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени»

  1. Вступление Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина.
  2.  Главная часть Что такое «герой времени»? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, 30-е годы — особая эпоха в России. Она наступила после разгрома декабристского движения и характеризовалась прежде всего тем, что в обществе начался пересмотр прежних идеалов и попытки выработать идеалы новые. С особой остротой вставал вопрос: «Для чего жить?» Попытки ответить на него в эту эпоху были в основном неудачны и часто приводили личность к скептическому неверию ни во что, к отрицанию смысла жизни. Формировалось целое поколение, точную характеристику которому дал Лермонтов в стихотворении «Дума». В этом смысле Печорин, безусловно, является, героем своего времени, его наиболее полным выразителем. Он устал от жизни, ему все скучно, потому что он все знает наперед; его высшая ценность — свобода, но без всякого представления о том, к чему эту свободу применить. Для него не существует идеалов, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ему доставляет удовольствие играть с людьми, над которыми он чувствует свое бесспорное превосходство. Вообще едва ли не все характеристики поколения 30-х годов, данные Лермонтовым в стихотворении «Дума», вполне приложимы к Печорину.

Можно ли назвать Печорина героем своего времени в другом смысле и говорить о нем’ как о лучшем представителе своего поколения? На первый взгляд нет, да и сам Лермонтов в предисловии к роману заявлял, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако не все так просто.

Во-первых, на страницах романа мы не находим ни одного персонажа, который был бы лучше Печорина и так же возбуждал бы нашу симпатию (Максим Максимыч не в счет, потому что это человек другого поколения). Во-вторых, совершая свои «эгоистические» поступки, Печорин не просто развлекается: в острых и часто рискованных ситуациях он ищет смысл жизни, испытывает себя и судьбу. Наконец, он напряженно размышляет, стараясь понять, ради чего стоит жить. Он задумывается над своим высоким предназначением, которого он не угадал, и не находит в жизни ничего достойного своим «необъятным сипам». Все это делает Печорина характером трагическим, незаурядным и вызывающим вопреки всем «порокам» уважение и симпатию читателя.

  1.  Заключение Образ Печорина противоречив и непрост; отношение к нему автора также нельзя назвать однозначным. Но героем своего времени он, без сомнения, может быть назван по прав


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет №3 русский язык 12 класс 2015

Зачетные задания по материалу, изученному в 3 четверти: текст для осложненного списывания и тестовые задания в типологии ЕГЭ...

Зачет №4 Русский язык 12 класс 2015

Зачетные задания по русскому языку для проверки подготовки к выполнениюзаданий в типологии ЕГЭ...

Зачет №3 литература 9 класс 2015

Темы сочинений и тестовые задания для подготовки к зачету по творчеству А.С. Пушкина...

Зачет №3 русский язык 9 класс 2015

Материал для подготовки к зачету по теме "Сложноподчиненные предложения"...

Зачет №4 русский язык 9 класс 2015

Материал для подготовки к зачету по теме "Бессоюзные сложные предложения", "Сложные предложенияс разными видами связи"...

Зачет №2 литература 11 класс 2015

Темы сочинений и тестовые задания по творчеству Ф.М. Достоевского и роману "Преступление и наказание"...

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА ОУД.02 Литература ОУД. 15 Родная (русская) литература

Программа предназначена для оценки результатов освоения ОУД.02 Литература и ОУД. 15 Родная (русская) литература.Форма проведения оценочной процедуры: комплексный дифференцированный зачет.В соответстви...