Урок внеклассного чтения для 6 класса. Сельма Лагерлёф. Легенды о Христе. Красношейка.
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Чичагова Анастасия Юрьевна

Учащиеся знакомятся с творчеством шведской писательницы Сельмы Лагерлёф, лауреата Нобелевской премии по литературе. Легенда "Красношейка" позволяет взглянуть на евангельские события с неожиданной точки зрения и продолжить разговор о милосердии, кротости и смирении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lagerlef.rar2.11 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя школа №288

учитель Чичагова А.Ю.

Урок внеклассного чтения в шестом классе.

СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЁФ «КРАСНОШЕЙКА» («ЛЕГЕНДЫ О ХРИСТЕ»)

Цели:

  1. ознакомиться с творчеством шведской писательницы Сельмы Лагерлёф, ее произведением  из цикла «Легенды о Христе». Анализ текста повести, создание собственных легенд, синквейнов;
  2. работа со словарными статьями, выразительное чтение, пересказ, создание связного ответа, развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. осмысление понятий «милосердие», «кротость», «смирение», формирование нравственных ориентиров у учащихся.

Ход урока:

Организационный момент.  

Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

Изучение нового материала.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Слайд 1, 2

Задание. Письменно подобрать синонимы к слову «красный».

Слово «красный» насчитывает 115 синонимов http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary

КРАСНЫЙ, по цвету: рудо, алый, чермный, червленой: кирпичный, малиновый, огневой и пр. разных оттенков и густоты; сравнит. степень краснее.
|| о доброте, красоте: красивый, прекрасный; превосходный, лучший; сравнит. степень краше. Толковый словарь Даля

Слайд 3

Задание. Почему у птички шейка красная? Придумайте свою « сказочную версию» возникновения этого 2украшения», «знака отличия».

Слайд 4

Се́льма Ла́герлёф (1858 —1940)

Шведская писательница, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909) «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».

Школьная учительница географии!

В трехлетнем возрасте будущая писательница тяжело заболела. Она была парализована и прикована к постели. Через шесть лет Сельма переехала в Стокгольм для лечения в специальной клинике, где ей вернули способность двигаться. Уже в это время она лелеяла мысль о собственном литературном творчестве. В автобиографической новелле «Сказка о сказке» (1908) Лагерлёф описала свои попытки детского творчества. Но, встав на ноги, Сельма должна была задуматься о том, как зарабатывать на жизнь. Семья к тому времени совсем обеднела. В 1881 году Лагерлёф поступила в лицей в Стокгольме, в 1882 в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году.

В том же году она стала учительницей в школе для девочек в Ландскруне на юге Швеции.

Слайд 5

Центральное произведение Сельмы Лагерлёф — сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (швед. Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige) (1906—1907) вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.

Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой Кебнекайзе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком. Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире.

Сельма Лагерлёф была глубоко верующим человеком, и потому особое место в ее творчестве занимают христианские легенды. Это, прежде всего, «Легенды о Христе» (1904). Шведская писательница написала этот цикл произведений, вернувшись из путешествия по Святой земле.

Что же обозначает слово «легенда»? Что мы знаем об этом литературном жанре?

Слайд 6

Обратимся к словарям.

ЛЕГЕНДА. Заимств. в первой половине XIX в. из франц. яз., где légende < ср.-лат. legenda, прич. от legere «читать». Легенда буквально — «то, что необходимо читать».

Этимологический словарь. — 2004

ЛЕГЕ́НДА, ы, ж. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. Древние легенды.

 Толковый словарь иноязычных слов. — 2004

Слайд 7 Сравним тексты. Чем они похожи и чем отличаются? Читаем вслух, заполняем таблицу.

И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

 Книга Бытие, глава 1.

Случилось это в первые дни творения, когда Бог создавал небо и землю, растения и животных и всем им давал имена. Если бы мы больше знали о том времени, то лучше бы понимали Божий промысел и многое из того, чего теперь не можем понять…

Итак, однажды Господь Бог сидел в раю и раскрашивал птиц…

Библия

Сельма Лагерлёф
«Легенды о Христе. Красношейка»

благоговение , торжественность интонаций при чтении

разговорные, доверительные интонации при чтении

повествование

повествование и рассуждение

время не конкретизировано

«однажды»

действие не конкретизировано

«сидел в раю и раскрашивал птиц»

Тайна творения мира не раскрывается полность, о ней говорится обобщенно, прикровенно.

Событие излагается в более простой и увлекательной для ребенка форме.

Слайд 8 Обратимся к словарям

Божий промысел — провидение.

Провидение — судьба; промысл, промысел.

Промысл Божий —  непрестанное действие премудрой и всеблагой воли Божией. Краткий церковнославянский словарь

Слайд ы 9, 10

 Пересказ и обсуждение эпизода наречения имен в раю.

По какому принципу дается облик, имя, судьба?

Имя отражает характер, поведение, отношение к миру, ко всему живому. Какое противопоставление встречается в тексте (ищем антитезу)?

Слайд 11 Обратимся к словарям

Жестокосердый - безжалостный, беспощадный, бессердечный, бесчеловечный, жестокий, жестоковыйный, жестокосердный, немилосердный, немилостивый. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. З. Е. Александрова.

Милосердный - добросердечный, жалостливый, милостивый (народн. : милостливый), сердобольный, чувствительный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова

Слайд 12 Найдем эпитеты

Много чудес произошло в тот день по воле Господа Бога. Господь сидел,  милостивый и кроткий.                                  

Слайд 13

Как можно заслужить отличие? Какие наши поступки, стремления,  качества могут понравится Богу?

Слайд 14

Какие подвиги совершила Красношейка? Пересказ.

Слайд 15 Выпишем метафоры: «пламя любви», «огонь и пылкость моей души», «жар битвы и жажда победы, пламенеющая в моем сердце».

Слайд 16 Как можно описать настроение птички?

Разочарование, огорчение, грусть, печаль, уныние, отчаяние.

Как же заслужить отличие?

Слайд 17 Выразительное чтение отрывка. Выделение ключевых слов. Какова главная мысль текста?

Главное качество в нас - способность сопереживать чужим страданиям.

Слайд 18 Выразительное чтение отрывка. Наблюдения над композицией произведения (экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

Какие качества характера проявляет птичка?

Слайд 19 Обратимся к словарям.

СМИРЕНИЕ  – сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. Толковый словарь Ушакова

БЕСКОРЫСТИЕ – отсутствие заботы о личной выгоде. Толковый словарь Ушакова

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ – способность на жертвы ради достижения цели. Идеографический словарь русского языка

Слайд  20 Выпишите из текста главную мысль легенды.

Слайд 21, 22 Что же обозначает красный цвет в легенде?

Закрепление и обобщение изученного материала.

Слайд 23 Поразмышляем над прочитанным. Опрос и оценки за урок. Само и взаимооценки.

Слайд 24 Читает учитель.

 

Взаимо- и самооценка

Рефлексия.

Слайд 25 Синквейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....