Рабочая программа учебного предмета «Проектно – исследовательская деятельность» для 10-11 классов по литературе «Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н.Толстого» 1час в неделю в 10 (всего 35 часов)
проект по литературе (10 класс) на тему

Григорьева Наталья Витальевна

В курсе «Проектно-исследовательская деятельность» для 10 класса по литературе «Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н.Толстого» используются технология

исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают

продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-

ориентированными.

Цель  данного предмета: развитие исследовательской компетентности учащихся

посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-

исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи учебного предмета:

• формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;

• развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

• воспитание сознательного отношения к труду;

• развитие навыков самостоятельной научной работы;

• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов

научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;

• приобретение детьми опыта сотрудничества;

• пробудить интерес школьников к изучению русской классической литературы;

• приобщение учащихся к ценностям и традициям российской истории и культуры;

• научить культуре работы с  публицистическими материалами;

• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

                       «Средняя общеобразовательная средняя школа №1»

  Рабочая   программа  учебного предмета  

«Проектно – исследовательская деятельность»

       для 10-11 классов по литературе

 «Нравственные уроки

      жизни и творчества Л.Н.Толстого»

            1час  в неделю в 10  (всего 35 часов)

                                       Составитель: учитель  литературы,

                                «Почетный работник образования РФ»,

                           учитель  высшей категории, Григорьева Н.В.

                               г. Кемь

                             2012- 2013

                                     Пояснительная записка.

Рабочая программа «Проектно-исследовательская деятельность»  для  10–11-х классов для 10 классА по литературе «Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н.Толстого»

составлена на основе программы по литературы

Программа данного предмета дает возможность охвата широкого комплекса

общеобразовательных и общекультурных проблем. С помощью данного курса можно

добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и

умения, развивать социальные навыки с учетом психофизических особенностей ребят.

В курсе «Проектно-исследовательская деятельность» для 10 класса по литературе «Нравственные уроки жизни и творчества Л.Н.Толстого» используются технология

исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают

продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-

ориентированными.

Цель  данного предмета: развитие исследовательской компетентности учащихся

посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-

исследовательской и проектной деятельности.

Основные задачи учебного предмета:

• формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;

• развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

• воспитание сознательного отношения к труду;

• развитие навыков самостоятельной научной работы;

• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов

научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;

• приобретение детьми опыта сотрудничества;

• пробудить интерес школьников к изучению русской классической литературы;

• приобщение учащихся к ценностям и традициям российской истории и культуры;

• научить культуре работы с  публицистическими материалами;

• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны уметь:

• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее

актуальность;

составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их

цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический

список по проблеме;

• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные

задачам исследования;

• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и

проектной работы;

• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;

• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

• оформлять результаты исследования.

Учащиеся должны владеть понятиями: анализ, библиография, наблюдение, обобщение,  объект исследования, предмет исследования, принцип,  рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Все виды работ подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические

работы. Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью

осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты

которой могут войти в «портфолио» учащихся. Содержание программы имеет тесную

связь с учебным предметом, предлагаемым учебным планом.

Динамика интереса к  предмету  фиксируется с помощью анкетирования на первом и

последнем занятиях, собеседований после выполнения каждого вида обязательных работ.

Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного

характера и отслеживании хода научной работы.

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция

учащихся с предоставлением мини-проектов и моно-проекта в конце учебного года (10-й класс)

Форма итоговой аттестации – защита проекта.

Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в

самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.

Содержание программы. 10-й класс

1. Введение .  

Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор

образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

2. Реферат как научная работа.

Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные,

индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный

журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-

популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы.

Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и

объект.

3. Способы получения и переработки информации .

Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ.

Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие,

специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.

Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания

тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к

цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

4. Исследовательская работа .

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской

работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее

актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность,

выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и  конкретных задач

предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и

определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа

над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск

источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы

эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы,

используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования5

(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы

теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки,

иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв.

Рецензия.

5. Публичное выступление .

Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и

личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным

смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как

заканчивать выступление.

6. Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Исследовательский проект. Понятие. Особенности

7. Предмет, объект, задачи и  методы исследования. Поиск и обработка информации.

Аналитическая работа над собранными фактами.

8. Мини-проект .  Обобщение и обсуждение полученных результатов. Практико-ориентированный проект. Понятие, особенности, основные этапы выполнения. Проектирование. Конструирование.

9. Творческий проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. Проработка структуры совместной деятельности участников.

10. Информационный проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. Определение цели проекта. Выделение предмета информационного поиска. Поиск источников информации. Обработка информации. Оформление результатов информационного поиска

11.Моно-проект. Понятие, особенности, основные этапы работы. Оформление результатов.

12. Итоговый контроль качества усвоения материала. Итоговое контрольное занятие проводится в форме конференции с защитой творческих

работ учащихся:

• реферат – 10-й класс, 1-е полугодие;

• исследовательская работа ;

• групповой мини-проект - 10-й класс, 2-е полугодие ;

• краткосрочный групповой проект - 10-й класс, 2-е полугодие;

• индивидуальный проект.

Виды групповых и индивидуальных проектов:

• практико-ориентированный;

• исследовательский;

• информационный;

• творческий.

                                      Тематическое планирование:

Тема

Вид деятельности

сроки

1

Введение. Исследовательская и проектная деятельность в школе

Поиск и выбор темы проекта. Формулировка проблемы исследования

2

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской

работы.

Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее

актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность,

выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и  конкретных задач

предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и

определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования)

3

Работа

над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск

источников и литературы, отбор фактического материала

. Методы исследования: методы

эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы,

используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования

(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы

теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки,

иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв.

Рецензия.

4

Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и

личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным

смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как

заканчивать выступление.

Публичное выступление.

5

Резервный урок

6

Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры.

Структура проекта. Типология проектов. Исследовательский проект. Понятие. Особенности.

7

Предмет, объект, задачи и  методы исследования.

8

Поиск и обработка информации.

Аналитическая работа над собранными фактами.

9

Резервный урок

10

Резервный урок

11

Мини-проект .  Обобщение и обсуждение полученных результатов.

Представление результатов проектной работы.

12

Практико-ориентированный проект. Понятие, особенности, основные этапы выполнения.

Поиск и выбор темы, определение потребности в том или ином изделии или услуге.

13

Проектирование

14

Конструирование

15

Описание области применения (использования)

Оценка полученных результатов и формулирование выводов. Презентация (демонстрация).

16

Защита проекта

17

Защита проекта

18

Резервный урок

19

Творческий проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения.

20

Проработка структуры совместной деятельности участников.

Оформление результатов

21

Резервный урок.

22

Защита проекта

23

Защита проекта

24

Резервный урок

25

Информационный проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения.

26

Определение цели проекта. Выделение предмета информационного поиска.

27

Поиск источников информации. Обработка информации

28

Оформление результатов информационного поиска

Презентация

29

Резервный урок

30

Оформление моно-проекта

31

Оформление моно-проекта

32

Представление моно-проекта

33

Представление моно-проекта

34

Итоговая конференция

35

Итоговая конференция

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

Содержание исследовательской работы

1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме

2.Литературный обзор, теоретическая часть

а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.

б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.

в) Ссылки:

  • прямая речь;
  • слова автора проекта;
  • в скобках указывается номер источника из списка литературы

3.Практическая часть

а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения

б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.

4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

5. Благодарность. Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь

6.Список литературы.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

Таким образом, в преподавании литературы  под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по – новому рассмотреть процессы исторического и культурного развития нашей страны, нравственные проблемы художественного произведения. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися творческого наследия  писателя, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть  догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.  

Формы продуктов проектной деятельности:

веб-сайт в Интернете;

• видеофильм;

• выставка;

• газета;

• фоторепортаж;

• статья;

• справочник;

• буклет.

Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее двух

творческих работ в 10-м классе, представленных в установленный срок в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:

• качественно выполненное по собственной инициативе задание;

• использование Интернет-технологии;

• инициативная публичная презентация своей работы в школе или за ее пределами

(конкурс, смотр, публикация и т. п.).

Рекомендуемая литература

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. –

М.: Мир, 1990.

2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности

заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

3. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе,

2005. № 4.

С. 52.

4. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и

инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2.

С. 103–112.

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. –

М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.

6. «Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 4-е

изд., испр. – М.: Русская Редакция, 2004.

7. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся //

Дополнительное образование, 2001. № 1. С. 10–20.

8. Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и практика сочинений разных

жанров (8–9-й кл.)»: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А.

Богданова, С.А. Никольская ; сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.:

Просвещение, 1990.

9. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей

школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис,

2005.

10. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.

Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

11. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в

профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.

Тряпицыной. –

2. СПб.: КАРО, 2005.

12. Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents and

Settings/User/Local Settings/Temporary Internet Files/Content.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного

образования[1].htm 9

13. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы

педагогической прессы, 2004 .№ 3.

14. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в

профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С.

116–124.

15. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.

Исследовательская деятельность www/direktor/ru

                                        Приложение 1.

1. Деятельность учащихся на различных этапах процесса проектирования

Этапы Задачи Деятельность учащихся

Деятельность педагога

  1. Начинание
  2.  Определение темы, уточнение целей, исходного положения.

Выбор рабочей группы

1. Уточняют информацию.

2. Обсуждают задание

1. Мотивирует учащихся.

2. Объясняет цели.

3. Наблюдает

2. Планирование

Анализ проблемы.

Определение источников информации.

 Постановка задач и выбор критериев оценки результатов

1. Формулируют задачи.

2. Уточняют информацию (источники).

3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе).

2. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности

1. Работа с информацией.

2. Проводят синтез и анализ идей.

3. Выполняют исследование

1. Наблюдает.

2. Консультирует

4. Выполнение Выполнение работы 1. Выполняют исследование.2. Оформляют работу

1. Наблюдает.

2. Советует (по просьбе)

5. Оценка Анализ выполнения работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке

1. Наблюдает.

2. Направляет процесс анализа (если необходимо)

6. Защита Подготовка доклада; обоснование исследования, объяснение полученных

результатов. Защита или презентация. Оценка

1. Защищают работу.

2. Участвуют в коллективной оценке результатов

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы

                                                   Приложение 2.

Использование каталогов и поисковых систем

Российские каталоги:

http: // www.kinder.ru – Каталог детских ресурсов Рунета.

http: // www.potal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

http: //school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.

Поисковые системы

http: // www. Rambler.ru

http: // www.yandex.ru

http: // www.aport.ru

http: // www.metabot.ru

                                                  Приложение 3.

Критерии оценки исследовательских работ школьников

Критерий Количество баллов

1. Конкретность формулировки темы, четкость в постановке целей и

задач исследования, определенность ожидаемых результатов

От 0 до 15

2. Логичность составления плана исследования и полнота раскрытия

темы

От 0 до 10

3. Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора От 0 до 15

4. Научный стиль изложения, литературный язык работы               От 0 до 10

5. Качество электронной версии и презентации                                 От 0 до 5

6. Способность к ведению дискуссии по вопросам, затронутым в

исследовании, и наличие обоснованных выводов                              От 0 до 15

7. Актуальность исследования. Отражение в работе историии и

историографии рассматриваемого вопроса, отечественного и

зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме                            От 0 до 15

8. Культура речи и ответы на вопросы                                                От 0 до 10

9. Соответствие оформления работы ГОСТу: объем, размещение

текста на странице, правильность оформления библиографического

аппарата (цитаты, ссылки, сноски), правильность оформления

списка литературы, правильность оформления таблиц, диаграмм,

приложений                                                                                            От 0 до 5

Максимальная сумма баллов 100

Оценка исследовательской работы

Перечень вопросов, на которые следует

обратить внимание экспертам

Качество выполненного элемента

Сумма баллов

Эксперты   1 2 3 4 5

1. Конкретность формулировки темы

2. Четкость в постановке целей и задач исследования

3. Логичность составления плана исследования

4. Полнота раскрытия темы

5. Грамотность представления полученных результатов

6. Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора

7. Актуальность исследования

8. Уровень изложения материала

– научность

– логичность

– доступность для понимания

9. Практическая значимость работы

10. Качество оформления

11. Правильность оформления  библиографического аппарата (цитаты, ссылки, сноски), правильность оформления списка  литературы

Защита

12. Культура речи и ответы на вопросы

13. Представление

14. Качество доклада

15. Ответы на вопросы

16. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме

17. Качество презентации   Сумма баллов/ средний балл

                               Качество выполненного элемента:

3 балла – высокое; 2 балла – среднее; 1 балл – удовлетворительное; 0 баллов –

неудовлетворительное.

                                                   Приложение 4.

Оценка проекта, выполненного учащимся

Критерии Баллы   5 10 20

1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

2. Объем разработок и количество предлагаемых решений

3. Реальность и практическая ценность12

4. Уровень самостоятельности

5. Качество оформления продукта

6. Оценка рецензентом

7. Качество доклада

8. Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме

9. Проявление глубины и широты знаний по данному предмету

10. Ответы на вопросы преподавателя

11. Ответы на вопросы учащихся

12. Оценка творческих способностей докладчика

13. Субъективная оценка деловых качеств докладчика

Итоговая оценка (балл)

180–220 – отлично; 120–175 – хорошо; 90–115 – удовлетворительно.

                                                  Приложение 5.

Организация исследовательской работы.

Подробное описание исследования

Независимо от качества исследования и полученных данных исследование будет

практически недоступно для других, пока данные не будут представлены в виде

сообщения, которое необходимо оформить соответствующим образом.

1.  Введение:  включает основную идею, проблемы, гипотезы и цели (т.е. что вы

хотели сделать и почему).

2. Метод: стратегия программы, т.е. что вы делали (сделали) раннее, где и как это

было сделано, включая все существенные особенности работы приборов и методов,

применявшихся в поле и в лаборатории.

3. Результаты и наблюдения: данные, сведенные в таблицы, графики, диаграммы, а

также данные, представленные любыми другими наглядными и информационными

способами.

4.  Обсуждение результатов: включает анализ результатов (желательно количественных), по возможности пробные выводы, сделанные на основе  представленных данных и ссылок на уже опубликованные материалы.

5. Выводы: критическая оценка применяемых методов, разбор источников ошибок и

предложения для дальнейших исследований.

6. Список использованной литературы.

Последовательность действий при проведении исследования

1. Определение объективной области (области исследования), объекта и предмета

исследования.

2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.

3. Изучение научной литературы и уточнение понятий.

4. Формулирование гипотезы.

5. Формулирование цели и задач исследования.

Объектная область  – это сфера науки и практики, в которой находится объект

исследования.13

Объект  исследования – носитель проблемы, на который направлена

исследовательская деятельность.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется

поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т. д.).

Тема исследования – это сфера производимой исследовательской деятельности. Она

представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной

работы.

Проблема исследования – это некая противоречивая ситуация, возникшая в

результате работы, определившая тему исследования и требующая своего

разрешения по итогам исследовательской работы. Проблема определяет тактику и

стратегию исследования.

Цель – это конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю. Чаще

всего он формулируется с помощью слов: «выявить», «установить», «обосновать»,

«уточнить», «разработать».

Задачи исследования – это пути и средства достижения цели в соответствии с

выдвинутой гипотезой.

Гипотеза – это научное предположение о явлении, процессе, деятельности, которое

подтверждается (или не подтверждается) в ходе исследования. Для гипотез типичны

формулировки: «если... , то…»; «так… , как…».

После формулирования гипотезы окончательно определяются цели и задачи

исследования, сформулированные в начале деятельности.

                           

                                          Список примерных тем мини-проектов

1 группа тем:

  1. Правила жизни Л.Н.Толстого.
  2. Странные поступки писателя и человека Л.Н.Толстого.
  3. Дневники Л.Н.Толстого.
  4. Роль Ясной Поляны в жизни Л.Н.Толстого.
  5. Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого.
  6. Автобиографический характер рассказа Л.Н.Толстого «Утро помещика».
  7. Автобиографический характер повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий».
  8. Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.
  9. Как работал Л.Н.Толстой.

2 группа тем:

  1. Проблема выбора в романе Л.Н.Толстого «Воскресение».
  2. Патриотизм «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого.
  3. Нравственно-этическая проблематика повести Л.Н. Толстого  «Казаки»
  4. Уроки прошлого по повести  Л.Н.Толстого «Хаджи- Мурат».
  5. Книги для детей Л.Н.Толстого.
  6. Драматургия Л.Н.Толстого. Проблематика произведений.
  7. Публицистика Л.Н.Толстого.
  8. Современность творчества Л.Н.Толстого.
  9. Воскресение героя в романе Л.Н.Толстого «Воскресение».

3 группа тем:

  1. Жанр романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».
  2. История создания романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».
  3. Историческая основа романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».
  4. Прототипы героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».
  5. Проблемы романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».
  6. Роль личности в истории в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  7. Роль семьи в жизни человека в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  8. Проблема поиска смысла жизни человека в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

4 группа тем:

  1. Военная компания 1805-1807 годов  в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  2. Образ Кутузова в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  3. Образ Наполеона в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  4. Отечественная война 1812г в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  5. Шенграбенское сражение и его роль в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  6. Роль Аустерлица в военной компании 1805-1807 годов в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  7. Бородинское сражение в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  8. Дубина народной войны в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  1. Роль эпилога в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».

5 группа тем:

  1. Образ мечтателя П.Безухова в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  2. Путь исканий А.Болконского в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  3. Любимая героиня Л.Н.Толстого в романе-эпопее «Война и мир».
  4. Женские образы в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  5. Семья Курагиных в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  6. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  7. Семья Болконских в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  8. Армия  как семья в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
  9. Место романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» в русской и мировой культуре.



Предварительный просмотр:

Лев Николаевич Толстой  (.................) граф, русский писатель, член-корреспондент (..............), почетный академик (.................) Петербургской АН. Начиная с автобиографической
трилогии «Детство» (
.................), «Отрочество» (.............), «Юность» (.............), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести « ............... » (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Роман-........... «.....................» (............) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 18.....       ........, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном.
Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием
показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «
.................» (1873-77) — о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной»  страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад ...................уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности («тайновидец плоти» — Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «.............» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в ............ отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: ............ «Воскресение» (..............), повесть «............» (..........), драмы «Живой   труп» (1900, опубликована в .1911) и «Власть тьмы» (.......). Одновременно возрастает внимание к сочинениям смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «..............», 1884-86, «Отец  ...........», 1890-98, опубликованы в 1912, «.................», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. «...........» (1879-82), «В чем моя ..........?» (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции ................ 
Творчество.
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «
................», 1857), осенью ............  Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период  часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался
музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

«Война и свобода»
В
........... старший брат  .............., офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу .............,
выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная
простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского
круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал
для автобиографической повести «
.............»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «..............» (1853), «.....................» (1855), а также в поздней повести «.......................» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «....................» и отправил ее в журнал «.................», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «................», 1852-54, и «..............», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
В
.................Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь,
где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость
(награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «
...........................», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «......................» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «...............» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» — «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».
В ноябре
................ Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «.....................» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «..............» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью .............Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале ...........— за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии швейцарские впечатления отражены в рассказе «...........»), осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.
В
.............Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в .................. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. Издавал педагогический журнал «.....................» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «...............» и «............». В .........в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).
«Война и мир» (
............)
В сентябре
 ........... Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача ....................и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «...................». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале ............ напечатал в «Русском вестнике» первую часть «.............».  ............................. читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).
«Анна Каренина» (
.....................)
В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма  
........................  рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика ..................... близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни — этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «............» в «Дневнике писателя». «...........» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.
Перелом (........-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях
«..............» (1884-86), «..........» (1887-89, опубликована в России в 1891), «.........» (1890-98, опубликована в 1912), драме «........» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «..........» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «.............» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «.........» (1882), «........» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «..........» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском — в 1954), «...........» (1897-98), «.............» (1900,полностью опубликована в России в........), «..........» (1906), «.........» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (.......), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (........), «В чем моя вера» (......), «Царство Божие внутри вас» (.....). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений — драмы «..........» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
«Воскресение» (
..........)
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (
........ природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью
......,  ночью, тайно от семьи, ..........-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции   .............. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как создать учебный проект?

Слайд 2

Учебный проект – это работа над конкретной, чаще всего социально-значимой проблемой. Участники проекта выполняют ряд взаимосвязанных заданий. Для их выполнения выделяются ресурсы, устанавливаются сроки. Результаты работы над проектом оформляются в виде презентаций, сайтов, печатных изданий.

Слайд 3

Инструкция: 1 Оформите паспорт проект а: укажите название вашей работы, руководителя, исполнителей. Обязательно укажите основополагающий вопрос, год разработки учебного проекта , перечислите учебные темы, к котором ваш проект имеет отношение. Необходимо также обозначить возраст учащихся, на которых рассчитана ваша работа.

Слайд 4

2 Определите и обозначьте в паспорте тип проект а (информационный, исследовательский, информационно-исследовательский, творческий, игровой). Укажите тип проект а по предметно-содержательной характеристике: моно проект (один предмет) или межпредметный (объединяет несколько учебных дисциплин, предметов).

Слайд 5

3 Охарактеризуйте учебную работу по: количеству участников (индивидуальная, парная, коллективная), срокам (краткосрочная, средняя или долгосрочная), характеру контактов учащихся в процессе выполнения проект а (межшкольная, внутришкольная ).

Слайд 6

4 Составьте краткую аннотацию проект а. Расскажите о своей работе так, чтобы заинтересовать читателей, покажите специфику, значение именно вашей проект ной работы . Для этого разбейте текстовый документ вашей работы на смысловые части, выделите в каждой части ключевые мысли, сформулируйте основные тезисы, перечислите главные проблемы, сделайте выводы.

Слайд 7

5 Оформите визитную карточку проект а. В визитке указывается: автор, учебное заведение, тема, цели проект ной работы . Также перечислите компетентностные умения и навыки, которые формируются в ходе выполнения работы. Укажите задачи, которые вы перед собой ставили. Опишите какие самостоятельные исследования проводились в ходе выполнения работы. Назовите предметные области, затрагиваемые проект ом; форму оформления результатов; охарактеризуйте программно-техническое обеспечение работы и критерии оценки деятельности учащихся.

Слайд 8

6 В ходе выполнения учебного проект а ведите дневник, в котором кратко описывайте, какие виды работ вы выполняли на каждом этапе. Составьте отчет на основании дневника. Попросите руководителя проект а написать рецензию.

Слайд 9

7 Подготовьте презентацию вашего учебного проект а. Она должна быть рассчитана на публичное выступление с защитой проект а на научно-практической конференции школы, района и т.п. Это своего рода творческий отчет о проделанной вами работе. Его можно оформить в бумажном виде. Но лучше сделать электронную презентацию в программе Microsoft Office PowerPoint . Продумайте убедительное и эмоциональное выступление.

Слайд 10

8 Если проект рассчитан на интернет-аудиторию, сделайте сайт, посвященный этой работе, или соответствующую страничку на сайте вашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку» на 2014-2015 учебный год 8 класс

Методическая разработка Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Проектно-исследовательская деятельность»

Школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Поэтому в настоящее время необходимо учить личность  постоянно самостоятельно обнов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода  в методике преподавания английского  языка важную роль играет проек...

Программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность" для 5-7 классов по ФГОС ООО

Программа по внеурочной деятельности "Проектно-исследовательская деятельность" для 5-7 классов по ФГОС ООО...

Рабочая программа курса "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа разработа для проведения занятия по биологии направленных на проведение исследовательской и проектной деятельности....

Рабочая программа по проектно-исследовательской деятельности

Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных про...