Рабочая программа "Основы проектно-исследовательской деятельности" 10-11 класс
презентация к уроку (10, 11 класс)
программа расчитана на 34 часа 10 класс и 34 часа 11 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 543.07 КБ | |
| 35.19 КБ | |
| 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие об аминах Амины — производные аммиака, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал .
Общие формулы аминов NH 3
Классификация аминов По числу углеводородных радикалов:
Номенклатура аминов РАДИКАЛ + АМИН
Характеристика метиламина и анилина Признаки сравнения Метиламин Анилин Формула СН 3 NH 2 С 6 Н 5 NH 2 Физические свойства Бесцветный газ с резким аммиачным запахом, хорошо растворим в воде. Бесцветная нерастворимая в воде жидкость с неприятным запахом, быстро темнеющая на воздухе, очень ядовитая
Анилин С 6 Н 5 - NH 2
Химические свойства Присоединение катионов водорода (донорно-акцепторный механизм, подобно аммиаку) СН 3 - NH 2 + Н + СН 3 - NH 3 + ион метиламмония С 6 Н 5 - NH 2 + Н + С 6 Н 5 - NH 3 + ион фениламмония
Амины – это органические основания 2. Взаимодействие с кислотами СН 3 - NH 2 + Н Cl [СН 3 - NH 3 ] + Cl - или СН 3 - NH 2 · HCl хлорид метиламмония С 6 Н 5 - NH 2 + Н Cl [С 6 Н 5 - NH 3 ] + Cl - или С 6 Н 5 - NH 2 · HCl хлорид фениламмония СН 3 - NH 2 NH 3 С 6 Н 5 - NH 2 Метиламин Аммиак Анилин Основные свойства уменьшаются
3. Реакция бромирования Признаки сравнения Метиламин Анилин реакция с бромной водой (за счет наличия бензольного кольца) — NH 2 NH 2 Br Br + 3Br 2 → + 3HBr Br 2,4,6 – триброманилин (белый осадок) это качественная реакция на анилин
! CH 3 NH 2 + ! O 2 → ! CO 2 + ! N 2 + ! H 2 O 4. Реакция горения.
4 CH 3 NH 2 +9O 2 →4CO 2 +2N 2 +10 H 2 O 4. Реакция горения.
Получение аминов Восстановление нитробензола C 6 H 5 NO 2 +3H 2 → →C 6 H 5 NH 2 + 2 H 2 O
Применение анилина.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Решение химических задач (спецкурс)»
ХИМИЯ 10 класс
на 2024– 2025 учебный год
Раздел I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
- Планируемые образовательные результаты
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения заданий разных типов в органической химии и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Структура занятия включает следующие формы работы: проверочные и самостоятельные работы в тестовой форме, составление тестовых заданий учащимися, составление алгоритмов задач, составление и защита авторских задач и цепочек превращения.
Главным назначением данного курса является:
- совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Цель курса:
Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по разделам органической химии; формирование навыков решения задач по химии различных типов.
Задачи:
1. Совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения в органической химии.
2. Решение расчетных задач повышенной сложности.
3. Формирование навыков исследовательской деятельности.
4. Формирование потребности в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования.
5. Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии.
Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:
В результате прохождения программы элективного курса:
Учащиеся должны знать:
- Химические свойства классов органических соединений;
- Признаки, условия и особенности химических реакций в органической химии;
- Номенклатуру органических соединений;
- Алгоритмы решения задач базового и повышенного уровня сложности.
Учащиеся должны уметь:
- Производить расчеты по формулам и уравнениям реакций;
- Производить расчеты на определение компонентов смеси;
- Производить расчеты на определение формул соединений;
- Раскрывать генетические связи в органической химии;
- Решать экспериментальные задачи по органической химии;
- Самостоятельно создавать алгоритмы решения задач;
- Осуществлять переход от одного класса органических веществ к другому;
- Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли;
- Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернет-источниками.
- Планируемые воспитательные результаты
Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров.
Целевые ориентиры результатов воспитания
на уровне среднего общего образования
Направления | Характеристики (показатели) |
Гражданское | Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за развитие страны, российской государственности в настоящем и будущем. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве в прошлом и в современности. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). |
Патриотическое | Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности. |
Духовно-нравственное | Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения семьи, личного самоопределения). Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности человека. Демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных групп, традиционных религий народов России, национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о роли русского и родного языков, литературы в жизни человека, народа, общества, Российского государства, их значении в духовно-нравственной культуре народа России, мировой культуре. Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры. |
Эстетическое | Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов, понимающий его значение в культуре. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. |
Физическое | Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремление к физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для физического и психического здоровья привычек, поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой среде). Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся социальным, информационным и природным условиям. Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического состояния, состояния окружающих людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое | Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны. Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду. Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм трудового законодательства. Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. |
Экологическое | Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на окружающую природную среду. Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране окружающей среды. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту, в общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. |
Познавательное | Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих способностей, достижений. Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижений науки и техники, достоверной научной информации, открытиях мировой и отечественной науки. Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей, концепций, навыки критического мышления. Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных достижений в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социально-экономическом развитии России в современном мире. Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. |
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Решение химических задач (спецкурс)»
(Химия. 10 класс)
Введение. (1 час)
Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии. Особенности решения задач и составления химических уравнений в органической химии.
Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа)
Основные положения теории химического строения. Составление гомологов, изомеров, структурных формул по названиям веществ. Принципы построения названий органических веществ
Тема 2. Углеводороды. (11 часов)
Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, бензола; качественные реакции, изомерия, номенклатура углеводородов. Их применение на основе свойств. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов)
Химические свойства, качественные реакции, именные реакции спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, фенолов. Влияние строения на химические свойства веществ. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.
Тема 4. Органические вещества клетки. (3 часа)
Жиры, углеводы, сложные эфиры, белки. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (4 часа)
Амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты. Решение задач на вывод формулы вещества. Решение генетических цепочек.
Тема 6. Полимеры. (1 час)
Высокомолекулярные органические соединения. Составление реакций полимеризации. Решение задач по уравнениям химической реакции для полимеров.
Тема 7. Решение экспериментальных задач по органической химии.
(3 часа)
Решение экспериментальных задач на распознавание веществ в органической химии. Проведение практической работы с применением знаний качественных реакций в органической химии и методов качественного анализа.
Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа)
Решение заданий повышенного уровня из материалов Единого Государственного Экзамена. Разбор наиболее сложных вопросов. Повторение алгоритмов решения задач (подготовка к зачету).
Итоговое занятие (1 час)
Итоговые зачеты по полугодиям. Составление и защита авторских задач, цепочек превращения.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | В том числе | |
Практические занятия | Формы работы | |||
1 | Введение. | 1 | - | Лекция с элементами межпредметных связей |
2 | Теория строения органических соединений. | 2 | 2 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения. |
3 | Углеводороды. | 11 | 10 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек |
4 | Кислородсодержащие органические соединения. | 6 | 6 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек |
5 | Органические вещества клетки. | 3 | 3 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек |
6 | Азотсодержащие органические соединения. | 4 | 4 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения, решение и составление генетических цепочек |
7 | Полимеры. | 1 | 1 | Разбор тестов и задач ЕГЭ, составление алгоритмов решения. |
8 | Решение экспериментальных задач по органической химии | 3 | 3 | Практическая работа. |
9 | Решение задач повышенной сложности. | 2 | 2 | Решение задач ЕГЭ и олимпиадных заданий. |
10 | Итоговые занятия. | 1 | - | Зачет. |
Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективный курс «Решение химических задач (спецкурс)» 10 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Введение. Общие требования к решению задач по химии. | 1 | ||
Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа) | ||||
2 | Решение заданий по основным положениям теории строения органических соединений. | 1 | ||
3 | Решение заданий по основным положениям теории строения органических соединений. | 1 | ||
Тема 2. Углеводороды. (11 часов) | ||||
4 | Составление цепочек превращения с использованием алканов. | 1 | ||
5 | Составление и решение цепочек превращения для алкенов. | 1 | ||
6 | Решение задач на вывод молекулярной формулы по известным массовым долям для алканов и алкенов. | 1 | ||
7 | Решение задач на вывод молекулярной формулы по продуктам сгорания для алканов и алкенов. | 1 | ||
8 | Составление и решение цепочек превращения для алкинов. | 1 | ||
9 | Решение задач по химическим уравнениям с использованием алкинов. | 1 | ||
10 | Составление и решение цепочек превращения для алкадиенов. | 1 | ||
11 | Составление и решение цепочек превращения для бензола. | 1 | ||
12 | Задачи на определение объемной доли, мольной доли компонентов газовой смеси углеводородов. | 1 | ||
13 | Решение задач по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке. | 1 | ||
14 | Зачет по теме «Углеводороды» (1-е полугодие) | 1 | ||
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов) | ||||
15 | Составление и решение цепочек превращения для спиртов. | 1 | ||
16 | Решение задач на вывод формулы спиртов. | 1 | ||
17 | Составление и решение цепочек превращения для альдегидов и кетонов. | 1 | ||
18 | Составление и решение цепочек превращения для карбоновых кислот. | 1 | ||
19 | Составление и решение цепочек превращения для сложных эфиров | 1 | ||
20 | Генетическая связь без- и кислородосодержащих органических соединений. | 1 | ||
Тема 4. Органические вещества клетки.(3 часа) | ||||
21 | Составление и решение цепочек превращения для жиров. Превращение жиров в организме человека. | 1 | ||
22 | Составление и решение цепочек превращения для углеводов. Превращение углеводов в организме человека. | 1 | ||
23 | Решение задач на пищевые растворы. | 1 | ||
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (4 часа) | ||||
24 | Составление и решение цепочек превращения для аминов. | 1 | ||
25 | Составление и решение цепочек превращения для аминокислот. | 1 | ||
26 | Задачи на разделение смесей на примере азотосодержащих органических соединений. | 1 | ||
27 | Составление и решение переходов алкан - белок | 1 | ||
Тема 6. Полимеры. (1 час) | ||||
28 | Решение задач на образование и разрушение полимеров. | 1 | ||
Тема 7. Решение экспериментальных задач по органической химии. (3 часа) | ||||
29 | Решение экспериментальных задач по теме «Углеводороды». | 1 | ||
30 | Решение экспериментальных задач по теме «Производные углеводородов». | 1 | ||
31 | Решение экспериментальных задач по теме «Белки. Жиры. Углеводы». | 1 | ||
Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа) | ||||
32 | Решение заданий из материалов ЕГЭ. | 1 | ||
33 | Решение заданий из материалов ЕГЭ. | 1 | ||
34 | Зачёт по курсу «Трудные вопросы в органической химии». | 1 | ||
Итого: 34 часа | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование учебного материала
Элективного курса «Решение химических задач (спецкурс)»
в 10 классе
с использованием оборудования центра «Точка роста»
№ п/п | Тема | Содержание | Целевая установка урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Использование оборудования |
Тема 2. Углеводороды. (3 часа) | ||||||
1 | Составление и решение цепочек превращения для алкенов. | Л.О. № 1 «Получение этилена и изучение его свойств» | Знать свойства этилена. Выявлять учебную проблему, предлагать её возможное объяснение, проверять выдвинутое предположение экспериментально. | 1 | Уметь получать этилен дегидратацией этанола, экспериментально доказывать принадлежность этилена к непредельным соединениям. | Датчик рН, спиртовка |
2 | Составление и решение цепочек превращения для алкинов. | Л.О. №2 «Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия» | Знать свойства ацетилена | 1 | Уметь получать ацетилен карбидным способом, экспериментально доказывать принад-лежность ацетилена к непредельным соединениям | Датчик рН |
3 | Составление и решение цепочек превращения для бензола. | Л.О. № 3 «Химические свойства фенола». | Знать химические свойства фенола. Уметь сравнивать кислотные свойства спиртов, фенолов и их производных. | 1 | Научиться экспериментально сравнивать кислотные свойства веществ и объяснять наблюдаемые различия. | Датчик рН |
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (5 часов) | ||||||
4 | Составление и решение цепочек превращения для спиртов. | Демонстрационные опыты: «Сравнение температуры кипения одноатомных спиртов»; «Сравнение температур кипения изомеров»; «Изучение испарения органических веществ». | Знать физические свойства предельных одноатомных спиртов. Уметь выявлять и объяснять зависимость свойств спиртов от их химического строения. | 1 | Научиться определять температуры кипения спиртов, принадлежащих к одному гомологическому ряду. Объяснять зависимость температуры кипения спиртов от числа атомов углерода в молекуле, от строения углеродного скелета для изомеров. Объяснять изменение температуры при испарении спирта, эфира и жидкого алкана. | Датчики температуры (терморезисторный и термопарный), баня комбинированная лабораторная. |
5 | Составление и решение цепочек превращения для альдегидов и кетонов. | Л.О. № 4 «Тепловой эффект реакции окисления этанола». | Знать способы получения альдегидов. | 1 | Научиться определять тепловой эффект реакции окисления этанола кислородом воздуха. | Прибор для окисления спирта над медным катализатором, высокотемпературный датчик (термопара) |
6 | Составление и решение цепочек превращения для карбоновых кислот. | Л.О. № 5 «Сравнение температур плавления цис- и трансизомеров карбоновых кислот». Л.О. № 6 «Определение температуры плавления стеариновой и пальмитиновой кислот» | Знать физические свойства карбоновых кислот. Объяснять зависимость температур плавления карбоновых кислот от их химического строения. | 1 | Научиться экспериментально сравнивать температуры плавления карбоновых кислот и объяснять наблюдаемые различия. Определить температуры плавления стеариновой и пальмитиновой кислот; установить, можно ли использовать данный показатель (температуру плавления) для идентификации этих кислот. | Датчик температуры (терморезисторный) |
7 | Составление и решение цепочек превращения для карбоновых кислот. | Л.О. № 7 «Определение электропроводности и pH раствора уксусной кислоты». Л.О. № 8 «Изучение силы одноосновных карбоновых кислот» | Знать химические свойства карбоновых кислот. Объяснять зависимость кислотных свойств карбоновых кислот от их химического строения. | 1 | Интерпретировать результаты измерений рН и электропроводности растворов, делать выводы о силе исследуемых электролитов, в частности о силе карбоновых кислот. | Датчик рН, датчик электропроводности |
8 | Составление и решение цепочек превращения для сложных эфиров | Л.О. № 9 «Щелочной гидролиз этилацетата» | Знать свойства сложных эфиров. Объяснять направленность реакций гидролиза сложных эфиров в кислой и щелочной средах. | 1 | Получить экспериментальные данные о зависимости рН раствора щелочи от времени в процессе гидролиза сложного эфира. Объяснить полученные результаты | Датчик рН |
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (2 часа) | ||||||
9 | Составление и решение цепочек превращения для аминов | Л.О. № 10 «Сравнение основных свойств аммиака, метиламина, анилина». | Знать свойства предельных и ароматических аминов. Уметь сравнивать свойства ароматических и предельных аминов со свойствами аммиака. | 1 | Изучить основные свойства предельных аминов и анилина. Уметь объяснять результаты измерения рН растворов аммиака, предельных и ароматических аминов. | Датчик рН |
10 | Составление и решение цепочек превращения для аминокислот. | Л.О. № 11 «Определение среды растворов аминокислот». Л.О. № 12 «Кислотные свойства аминокислот». | Знать свойства аминокислот. Уметь объяснять зависимость свойств аминокислот от их строения. | 1 | Экспериментально определить рН растворов аминокислот. Исследовать взаимодействие аминокислот с соединениями меди и цинка. На основании полученных экспериментальных данных установить зависимости кислотно-основных свойств аминокислот от их химического строения | Датчик рН, датчик электропроводности |
Тема 6. Полимеры. (1 час) | ||||||
11 | Решение задач на образование и разрушение полимеров. | Л.О. № 13 «Распознавание пластмасс и волокон» | Знать состав, строение и свойства синтетических полимеров | 1 | Научиться экспериментально определять количественные характеристики полимеров, характеризующих их эксплуатационные свойства, в частности температуры размягчения. | Датчик температуры (термопарный) |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы проектно-исследовательской деятельности»
для обучающихся 10-11 классов
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» для обучающихся 10 и 11 классов (далее - Рабочая программа) составлена на основе Положения об индивидуальном проекте обучающихся и учебном курсе «Основы проектно-исследовательской деятельности» при реализации основной образовательной программы среднего общего образования,
в соответствии с ФГОС СОО (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования), утвержд. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (в ред. ред. от 29.06.2017г.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (курс «Основы проектно-исследовательской деятельности») и планом внеурочной деятельности, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Целями выполнения обучающимися индивидуального проекта являются:
- формирование навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- формирование навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Основной формой организации учебного процесса при изучении курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса для выполнения индивидуального проекта используется система внеурочной деятельности, консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Организация сопровождения обучающихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения и выполнения индивидуального проекта;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы и выполнению индивидуального проекта;
- развитие индивидуальности и одарённости каждого ребенка.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных научных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; изучение и анализ литературных и исторических источников, соблюдение норм и правил поведения в лабораториях, в библиотеках, Интернет, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию системно-деятельностного, и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для духовно-нравственного развития человека, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Конечная цель обучения и воспитания должна состоять в том, чтобы каждый человек умел действовать самостоятельно, свободно общаться, применять знания в комплексе, был способным к творчеству и ответственным за всё происходящее в мире. Достичь подобного результата можно лишь при помощи развивающих технологий, которые построены на интегративной основе. Ведущими среди них являются проблемно-интегративное обучение и метод проектов.
Сущность проблемно-интегративного обучения (ядра развивающего обучения) заключается в том, что учащиеся вначале под руководством учителя, а затем всё более и более самостоятельно принимают участие в решении учебных проблем (внутрипредметных, межпредметных, комплексных). Использование проблемно-интегративного обучения позволяет:
- с помощью реализации межпредметных связей развивать системный стиль мышления учащихся, преодолевать его предметную узость и инертность;
- реализовывать исследовательскую модель обучения, позволяющую приобрести ученикам опыт научной деятельности, умения нестандартно мыслить;
- обращаться к жизненному опыту школьников, обеспечить постановку личностно-значимых проблем на занятиях;
- использовать диалоговые (интерактивные) модели обучения: работу в группах, дискуссии, игры и др.
На изучение курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» в старшей школе (уровень среднего общего образования) выделяется всего 68 ч.
В 10-ом классе на курс отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недель).
В 11-ом классе на курс отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения курса «Основы
проектно-исследовательской деятельности»
Особенностью построения учебного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» в 10-11-ом классе является то, что в результате изучения всех без исключения предметов на уровне среднего общего образования обучающиеся должны научиться использовать приобретенный ранее опыт реализации проектов для формирования способности осознанно и ответственно управлять своим поведением в учебной работе, в том числе – для самостоятельного изучения наиболее заинтересовавших их аспектов изучаемых предметов, для демонстрации своей готовности к социальному самоопределению на основе постановки целей и построения жизненных планов, для демонстрации своих достижений в освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности.
Работа по выполнению проекта строится на основе проектной методики, основополагающих и проблемных вопросов, вопросов учебной темы, которые помогают ученику поставить цель, определить последовательность действий, проверить себя, продемонстрировать итоги своей работы.
Под проектом традиционно понимается единство замысла и его реализации. Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
• Подготовительный этап (определение цели, постановка задач, определение ресурсов). После определения цели проекта требуется составить чёткий, конкретный план работы.
• Реализация проекта (обсуждение и выбор ресурсов и инструментов для работы, самостоятельное выполнение плана, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы). Проанализировав план работы, учащиеся приступают к его выполнению.
• Презентация результатов проекта.
• Оценка результатов проекта (значимость работы, определение, где и как можно будет использовать продукт и т.д.)
Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности учащихся: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др. Проектируя, школьники учатся формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями её достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности собственной учебно-исследовательской деятельности.
Для достижения положительного результата происходит мотивация учащихся на создание проекта. Так как в процессе работы над проектом параллельно решается задача речевого развития, с учащимися обсуждается замысел, цель, план работы, а в конце обсуждаются результаты.
Всё это помогает в решении главной задачи школьного обучения - научить учиться, а это позволяет обучающемуся в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.
Личностные результаты освоения ФОП СОО отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
Метапредметные результаты включают: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать:
познавательными универсальными учебными действиями;
коммуникативными универсальными учебными действиями;
регулятивными универсальными учебными действиями.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.
Содержание учебного курса «Основы проектно-
исследовательской деятельности»
Общая тенденция развития науки - глобализация, объединение, решение общемировых и общечеловеческих проблем: развитие Вселенной, возникновение и судьба интеллекта во Вселенной, развитие ноосферы. Рождается общепланетарное понимание характера взаимоотношений Природы и человека, новое, гуманитарное мировосприятие естествознания.
Тренировать холистический (целостный), а не аналитический, взгляд на мир становится насущной потребностью современного человека. "Думай глобально, чтобы успешно решить свою частную и локальную проблему!" - вот лозунг сегодняшнего дня.
Выпускники же средней школы часто не могут "подняться" над мозаикой раздробленных наук, связанных тонкой паутинкой межпредметных связей, не могут увидеть красоту, гармоничность и неоднозначность, загадочность мироздания даже в той мере, которая соответствует их возрастным возможностям.
Важно сформировать у учащихся основы системного взгляда на окружающий нас мир, подтолкнуть школьников к развитию способности видеть целое, способностей к мыслительному синтезу. Необходимо:
- показать уникальность и необходимость научной деятельности человечества и сформировать ценностное отношение к научному знанию как необходимому условию существования человечества в современном мире;
- обобщить знания учащихся о путях, способах и методах познания человечеством окружающего мира;
- подготовить учащихся к восприятию современного научного описания окружающего мира как совокупности сложных систем, находящихся в процессе развития и взаимодействия; исследовательской деятельности
Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности
Общие особенности | |
• практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности; • структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; • компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. | |
Специфические черты (различия) | |
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений |
Беседа. Человек и окружающий мир. Что представляет собой окружающий мир? Что есть человек? Каковы смысл его жизни, его предназначение, тайна его смерти? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? и т.д. – все эти вопросы встают перед человеком с тех самых пор, как он себя помнит.
Уже дошкольник задаётся вопросами: из чего всё происходит, как он в этом мире появился, а чем всё закончится?
Размышляя над такими вопросами, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или же на научные знания. Это зависит от типа мировоззрения человека.
Способы отражения окружающего мира.
В зависимости от характера убеждений, ценностей, идеалов и т.д. различаются типы мировоззрений. В качестве основных выделяются следующие типы: мифологическое, религиозное, обыденное и философское.
В современном мире все типы мировоззрения сосуществуют, нередко представляя собой их сложное сочетание.
Мировоззрение формируется у человека всю его жизнь, вплоть до самых последних часов, поскольку всю жизнь имеется потребность разрешать противоречия между субъективным миром человека и окружающей его реальностью, между долгом и желанием, свободой и необходимостью, идеалом и реалиями.
Основной отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами понимают конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.
Семинарское занятие «Типы мировоззрения».
В современном мире все типы мировоззрения сосуществуют, нередко представляя собой их сложное сочетание.
Основополагающие, проблемные и учебные (частные) вопросы.
Вопросы помогают удерживать проект в рамках обучающих целей. Введение учеников в проект происходит через постановку вопросов, предлагающих ученикам крупные и основательные идеи, в которых пересекаются множество научных дисциплин. Ученики подвигают на углубленный поиск при помощи специальных вопросов, связанных с предметной сферой и образовательными стандартами и целями. Существует три типа направляющих проект вопросов: основополагающие, проблемные и учебные. Основополагающие вопросы это – широкие вопросы с многочисленными вариантами ответов, отсылают учеников к большим идеям и основополагающим концепциям, к пониманию которых люди стремились всегда. В таких вопросах обычно пересекаются несколько научных дисциплин, и они помогают ученикам увидеть как связаны предметы между собой. Проблемные вопросы непосредственно связаны с темой проекта и поддерживают исследование основополагающего вопроса. Проблемные вопросы помогают понять, насколько ученики понимают базовые концепции учебного проекта. Учебные вопросы связаны с конкретными знаниями, учебными целями и стандартами.
Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории:
- Основополагающие
- Проблемные
- Учебные (более частные вопросы)
Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа
Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом
Пример: Почему нам нужны другие люди?
Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса
Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос
Пример: Основополагающий вопрос:
Почему нам нужны другие люди?
Проблемный вопрос: Могут ли понять друг друга люди разных поколений?
Понимаем ли мы писателя, читая его произведение?
Учебный (частный) вопрос = Самый мелкий вопрос
Примеры: Основополагающий вопрос: Почему нам нужны другие люди?
Проблемные вопросы:
Могут ли понять друг друга люди разных поколений?
Можем ли мы понять писателя, читая его произведение?
Учебные (частные) вопросы:
Кого из своих знакомых ты понимаешь лучше?
Какие качества ты в них ценишь?
Какие композиционные приемы использует Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души», чтобы стала ясна авторская позиция?
Учебные (частные) вопросы отличаются от основополагающих и проблемных
Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов
Обычно имеют ясные однозначные ответы
Метод проектов.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, задачу в результате самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов
Предметные области организации проектно-исследовательской деятельности. Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся являются:
- естественно-научное,
- математическое,
- гуманитарное,
- общественно-научное,
- лингвистическое,
- информационных технологий и телекоммуникации,
- психолого-социальное,
- культурологическое.
Типология учебных проектов (по признаку доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся):
• практико-ориентированный (прикладной) проект. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д.
• исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы (получение в качестве результата новых знаний). Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
• информационный (поисковый) проект. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
• творческий проект. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
• ролевой проект. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия, литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
Основы общей методологии научных исследований.
Методология – это целая область знания, которая специально занимается изучением методов. Понятие «метод» (от греч. methodos – путь к чему-либо) означает совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Наблюдение – это изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление.
Структурные компоненты наблюдения: 1) сам наблюдатель; 2) объект исследования; 3) условия наблюдения; 4) средства наблюдения – установки, приборы и измерительные инструменты.
Познавательным итогом наблюдения является описание.
Описание – это фиксация средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте. Результаты наблюдения могут также фиксироваться в схемах, графиках, диаграммах, цифровых данных и просто в рисунках.
Наука нового времени начинается с широкого использования количественных наблюдений. В основе такого типа наблюдений лежит процедура измерения.
Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
Основу любых измерений составляет метод сравнения.
Сравнение – это количественное сопоставление исследуемых свойств, параметров объектов или явлений.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.
Цель эксперимента: проверка гипотез и предсказаний теорий, имеющих принципиальное значение.
Подготовка и проведение эксперимента (структура деятельности учёного при проведении эксперимента).
Основная цель изучения данных опыта – это обнаружить, вскрыть объективные связи между явлениями. Для обнаружения взаимосвязи явлений проводятся следующие основные действия: а) анализ (греч. analysis – разложение, расчленение), б) синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание), в) систематизация, г) классификация
В научном исследовании индуктивные и дедуктивные приёмы мышления органически связаны. Индукция наводит человеческую мысль на гипотезы о причинах и общих закономерностях явлений. Дедукция позволяет выводить из общих гипотез опытно проверяемые следствия и таким способом экспериментально их обосновывать или опровергать.
Метод аналогий широко распространён как в науке, так и в технике. Многие приборы, аппараты и машины конструируют по аналогии либо с живыми организмами, либо с другими приборами (самолёты, автомобили, радиолокаторы и т.п.).
Когда экспериментальное исследование невозможно или затруднено, экономически нецелесообразно или нежелательно, используют модельный эксперимент, или просто моделирование. В этом случае исследованию подвергается не сам объект, а замещающая его модель (фр. modele от лат modulus – мера, образец).
С возникновением новых поколений ЭВМ в науке получило широкое распространение компьютерное моделирование на основании специально создаваемых для этих целей программ. Компьютерное моделирование включает в себя использование математического и логического моделирования.
В научном познании имеются два уровня исследования – опытный (эмпирический) и теоретический.
Эмпирический, или опытный, уровень знания (от греч. empeiria – опыт) – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теоретического уровня знания.
Теоретический уровень знания – это знание, полученное путём абстрактного мышления.
Чтобы освободить объект от второстепенных или просто ненужных для данной исследовательской задачи свойств и отношений, прибегают к помощи мысленного абстрагирования и мысленной идеализации объекта.
Результатом теоретического обобщения имеющихся на данный момент знаний о природе является построение естественнонаучной картины мира.
Структура научной теории (факты, понятия, положения, объяснения, предсказания). Взаимосвязь теории и практики.
Практические занятия:
- Современные способы представления результатов. Построение таблиц, диаграмм, графиков.
- Методы составления библиографических описаний (реферата и аннотации) и записей (ссылок и списка литературы).
- Статистическая обработка данных исследования. Анализ количественной и качественной изменчивости одной выборки. Статистические методы проверки гипотез, сравнение двух выборок. Корреляционный анализ.
- Использование компьютерных программ для статистической обработки данных.
Практические занятия:
Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач исследования, выбор объекта изучения, выдвижение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы опыта. Проведение исследования: ведение документации, ошибки исследований.
Системный подход
- В современном мире каждый человек должен обладать способностью видеть проявления системности в свойствах любого объекта. даёт возможность рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи и целостности.
Система (от греч “systema” – целое) – это единство взаимосвязанных элементов, компонентов, выступающее как целостность.
Главные идеи системного подхода (характеристики целостности):
- свойства целого (а в этом качестве может выступать что угодно, от атома до вселенной) не сводятся к сумме свойств элементов, из которых это целое состоит;
В западной литературе такие свойства называют эмерджентными, возникающими в результате взаимодействия и присущими только системам.
- различные, пусть и относительно самостоятельные, части системы (ее подсистемы) не могут не влиять друг на друга.
- Акцент в научных исследованиях нужно делать на внутренних свойствах системы. Но сразу возникает вопрос: можно ли предсказать как будет вести себя та или иная система, каково будет её поведение ? В современной научной картине мира ответить на этот вопрос нам помогают представления о вероятности, случайности, порядке и беспорядке. Или говоря языком древнегреческих философов понятие Космоса и понятие Хаоса.
- Исследования процессов самоорганизации особенно бурно развиваются в последнее время и составляют, пожалуй, авангардное направление в современном естествознании.
Синергетика (от др. греч. «synergia» - совместное действие, взаимодействие) – это теория сложных самоорганизующихся систем; учение о самоорганизации. Эта наука изучает общие принципы, лежащие в основе всех явлений самоорганизации – в физике, химии, биологии, в технике и теории вычислительных систем, в социологии и экономике.
- Понятия нелинейное мышление, нелинейный мир все чаще встречаются в научной, философской литературе и даже на страницах газет.
Нелинейность – это одно из понятий современной научной картины мира. Означает принципиальную непредсказуемость в поведении сложных систем.
- Симметрия - один из универсальных принципов природы. Понижение симметрии или возникновения асимметрии.
Управление проектом («проектный менеджмент»)
На современном этапе развития проектный менеджмент признается наиболее эффективным инструментом ведения дел. Количество проблем (энергетических, экологических, ресурсных, социальных) постоянно нарастает, и решить их можно только с применением и инновационных технологий и управленческих решений. Организация работы по конкретным замыслам свойственна большинству зарубежных компаний и все активнее внедряется в России, и не только в бизнесе, но и в государственных органах.
- Что представляет собой проектный менеджмент
- Главные функции проектного менеджмента
- Руководитель проекта и требования к нему
- Преимущества проектного метода управления и его недостатки
Этапы разработки проекта (технология проектного обучения)
включают следующую цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
этапы | деятельность учителя | деятельность ученика |
I. Разработка проектного задания: | ||
1. выбор темы проекта | а) учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся | учащиеся обсуждают и принимают решение по теме |
б) учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта | группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
в) учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимся | учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения | |
2. выделение подтем в темах проекта | а) учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | каждый учащийся выбирает себе тему или подтему или предлагает новую |
б) учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). | |
3. формирование творческих групп (групп по предметам) | учитель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды по предметам |
4. подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | если проект объёмный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | учащиеся могут принимать участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
5. определение форм выражения итогов проектной деятельности | учитель принимает участие в обсуждении | учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, музыкально-литературная гостиная и т.д. |
II. Разработка проекта: | ||
6. разработка проекта | учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
III. Оформление результатов: | ||
7. оформление результатов | учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
IV. Презентация: | ||
8. презентация | учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.) | учащиеся докладывают о результатах своей работы |
V. Рефлексия: | ||
9. рефлексия | учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки | осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Публичное выступление.
Главные предпосылки успеха публичного выступления. Виды, особенности и правила публичного выступления.
Национально-региональный компонент
реализуется путем вкрапления элементов регионального компонента в индивидуальных проектах по тематическому выбору учащихся.
Индивидуальные проекты учащихся могут отражать:
- природно-экологическое, географо-демографическое, этническое, национальное, историческое своеобразие Ленинградской области;
- потребность региональной самоидентификации общества, обретение исторической памяти;
- региональную специфику.
Тематическое планирование курса «Основы
проектно-исследовательской деятельности»
10-ый класс
№ | Тема занятий | кол-во часов |
1. | Введение в курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» | 1 |
2. | Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности. Выбор темы индивидуального проекта. | 1 |
3. | Постановка цели, планирование путей её достижения | 1 |
4. | Человек и окружающий мир. Способы отражения окружающего мира. | 1 |
5. | Семинарское занятие «Типы мировоззрения». | 1 |
6 | Основополагающие, проблемные и учебные (частные) вопросы. | 1 |
7. | Постановка и обоснование проблемы проекта (основополагающий, проблемные и частные вопросы) | 1 |
8 | Предметные области организации проектно-исследовательской деятельности. | 1 |
9 | Типология учебных проектов (по признаку доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся). | 1 |
10 | Методология и методы научного познания. | 1 |
11 | Метод наблюдения. Описание и измерение. Сравнение. | 1 |
12 | Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.) | 1 |
13 | Метод эксперимента, условия эффективности эксперимента. | 1 |
14 | Изучение опытных данных: анализ и синтез, систематизация и классификация. Индукция, дедукция, аналогия. | 1 |
15 | Предварительная защита индивидуальных проектов. Глубина раскрытия темы проектов. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | 1 |
16 | Что такое плагиат. Как его избежать | 1 |
17 | Модельный эксперимент (метод моделирования). Понятие модели и виды моделирования. | 1 |
18 | Особенности теоретического знания. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. | 1 |
19 | Научная картина мира, её роль и значение в научном исследовании. | 1 |
20 | Научные понятия, принципы и гипотезы. | 1 |
21 | Мысленный эксперимент. Абстрагирование и идеализация. | 1 |
22 | Научная теория. Связь теории и практики. | 1 |
23 | Понятие научной парадигмы и научной революции. | 1 |
24 | Планирование, подготовка и проведение исследования. | 1 |
25 | Планирование, подготовка и проведение исследования. | |
26 | Оформление научного отчёта (подготовка к защите проекта). | 1 |
27 | Современные способы представления результатов. Построение таблиц, диаграмм, графиков. | 1 |
28 | Методы составления библиографических описаний (реферата и аннотации) и записей (ссылок и списка литературы). | 1 |
29 | Статистическая обработка данных исследования. Анализ количественной и качественной изменчивости одной выборки. | 1 |
30 | Статистические методы проверки гипотез, сравнение двух выборок. Корреляционный анализ. | 1 |
31 | Использование компьютерных программ для статистической обработки данных. | 1 |
32 | Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления. | 1 |
33 | Итоговая защита индивидуальных проектов | 1 |
34 | Итоговая защита индивидуальных проектов | 1 |
Итого | 34 | |
11-ый класс
№ | Тема занятий | кол-во часов |
1. | Человек и окружающий мир. Выбор темы индивидуального проекта. | 1 |
2. | Основополагающие, проблемные и учебные (частные) вопросы. | 1 |
3. | Постановка и обоснование проблемы проекта (основополагающий, проблемные и частные вопросы) | 1 |
4. | Постановка цели, планирование путей её достижения. Создание и оформление паспорта проекта. | 1 |
5. | Мировоззрение человека, его структура и функции. | 1 |
6 | Понятие системы. Системный метод исследования. | 1 |
7. | Понятие вероятности. Случайность, порядок-беспорядок. | 1 |
8 | Синергетика (учение о самоорганизации). Свойства самоорганизующихся систем. | 1 |
9 | Нелинейность – одно из понятий современной научной картины мира. | 1 |
10 | Понятие симметрии и асимметрии. | 1 |
11 | Понятие о материи. Уровни организации материи. | 1 |
12 | Формы существования материи. | 1 |
13 | Вопрос о реальности и познаваемости мира. | 1 |
14 | Применение информационных технологий в исследовании | 1 |
15 | Проведение исследования: ведение документации, ошибки исследований. | 1 |
16 | Консультации и предварительная защита индивидуальных проектов. Глубина раскрытия темы проектов. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | 1 |
17 | Технология проектного обучения. Из истории проектного метода | 1 |
18 | Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века. | 1 |
19 | Проектирование как технология построения информационно-образовательной среды | 1 |
20 | Что такое социальный проект? Сущность и виды социального проектирования | 1 |
21 | Сущность и виды социального проектирования | 1 |
22 | Управление проектом («проектный менеджмент»). Что представляет собой проектный менеджмент. | 1 |
23 | ||
24 | Управление проектами в строительстве | 1 |
25 | Управление проектами в ИТ-индустрии | 1 |
26 | Управление проектами в производственной сфере | 1 |
27 | Руководитель проекта и требования к нему. Преимущества проектного метода управления и его недостатки | 1 |
28 | Компетенции в управлении проектами | 1 |
29 | Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления. | 1 |
30 | Виды, особенности и правила публичного выступления. | 1 |
31 | Требования и технология публичного выступления. Десять основных ошибок начинающего оратора. | 1 |
32 | Презентация (защита) индивидуальных проектов. | 1 |
33 | Презентация (защита) индивидуальных проектов. | 1 |
34 | Итоги. Круглый стол. Рефлексия проектной деятельности. | 1 |
Итого | 34 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».
Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

Рабочая программа по дисциплине "Проектно-исследовательская деятельность" 3 класс
Рабочая программа по дисциплине "Проектно-исследовательскаь деятельности" для учащихся с нарушением слуха...
Рабочая концепция проектно-исследовательской деятельности в школе.
Концепция включает в себя описание основных понятий проектно-исследовательской деятельности в Лицее, виды деятельности, требования к организации и реализации проектно-исследовательской деятельности....
Рабочая программа проектно-исследовательской деятельности по математике 5 класс
Проектная деятельность по математике 5 класс...

рабочая программа "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся"
рабочая программа "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся"...

Рабочая программа " Проектно - исследовательская деятельность по физиологии растений"
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивиду...
