Урок литературы по теме:«Стихи, которые покоряют сердца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Жиганова Зоя Андреевна

Данный учебный материал предназначен для учащихся средней школы 6-9 класс и рассчитан на 2 урока. При составлении конспекта урока применялась технология "Мастерская".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury_dlya_6_klassa.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме:
«Стихи, которые покоряют сердца»
(лирика Ф.И. Тютчева)

6 класс

Тип урока: Мастерская (2 часа)

Цель: Познакомить учащихся 6 класса с творчеством Ф. И. Тютчева.

Задачи:  

1. Обучение отбору и систематизации материала

2. Обучение самостоятельным выводам по заданной теме(открытие знания)

3. Развитие творческих способностей учащихся (умение пользоваться    различными средствами выразительности)

4. Создание настроения через стихи

5. Отработка навыков работы в группе

6. Работа над выразительностью речи

7. Создание собственного текста

8. Формирование самооценки

Ожидаемый результат:

Предметные навыки:

Закрепление основных понятий (средства выразительности)

Метапредметные результаты

Познавательные:

1 Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи и строить логические заключения.

2 Развитие умения работать с информацией.

Коммуникативные:

  1. Усовершенствование умения формулировать собственное мнение  и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  2. Умение аргументировать отстаивать свою точку зрения.

Материалы для урока: видеофильм (презентация) Фёдор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество, http://www.youtube.com/watch?v=QQW53pT3KYc фотографии, портрет поэта, цитаты из критических статей, выдержки из писем современников, подборка стихов на карточках, краски, кисти, листы для рисования, карандаши.  

Индивидуальное домашнее задание: подготовить рассказ о Елене Денисьевой (1 уч-ся), выучить стихи (4-5 уч-ся).

Слово учителя:

Ф. И. Тютчев родился 23 ноября 1803 года в самом центре России - в Орловской губернии. Детство его прошло в родовом имении  Овстуг, Брянского уезда. Родом он из старинной дворянской семьи среднего достатка. Будущий поэт получил отличное литературное образование - его учителем был довольно известный поэт и издатель Семён Егорович Раич, который и привил ему любовь к поэзии и мировой литературе.

      Своё образование Тютчев завершил в 1821 году в Московском университете. И, затем, уехал с русской миссией в Мюнхен. Возвращается он в Россию только через 22 года. Стихи Ф.И. Тютчев начал писать с детства, но как поэт всю жизнь ощущал себя дилетантом, даже с людьми, близкими ему по духу, «тщательно избегал не только разговоров, но и намёков на его стихотворную деятельность». Печатался он во второстепенных журналах, часто даже в альманахах и подписывался инициалами. О творчестве Тютчева высказано немало противоположенных мнений: им восхищались, его не воспринимали. У каждого из нас тоже сложится своя точка зрения на его творчество в контексте эпохи. Но нельзя отрицать, что судьба Тютчева- поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

      Судьба Ф. И. Тютчева уникальна, ибо не было у нас в России поэта, столь мало придававшего значения своей славе, личному самоутверждению через поэзию, творчество которого было бы просто потребностью его души.

  • Рассказ учителя сопровождается демонстрацией презентации.
  • Дальнейшая работа на уроке предполагает деление учащихся на 4 группы (по желанию)
  • Задание: 

     Всё литературное наследие Тютчева можно условно разделить на 4 темы. Попробуем распределить стихи и обозначить темы.

     Учащимся предлагается отобрать из общего перечня стихов те, которые подходят по  их теме. 1-2 стихотворения подробно анализируются учащимися, остальные стихи выразительно прочитываются. 1 стихотворение от группы прочитывается наизусть (задание давалось заранее) 

  • Перечень стихов: 

«Видение», «Бессонница», «Безумие», «Silentium», «Фонтан»,

«Волна и дума», «Памяти Жуковского»,  «О, вещая душа моя»,

«Над этой тёмною толпою»,  «Когда на то нет божьего согласья», «Нет карлик

мой! Трус беспримерный!», «Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять»,

«О, как убийственно мы любим», «Не раз ты слышала признанья», «Наш век»,

«Чему молилась ты с любовью», «Она сидела на полу» и др.

  • Дополнительный вопрос: Можно ли назвать Тютчева – поэтом «чистого искусства»? По каким признакам?
  • Терминологическая копилка:  Понятие «чистое искусство».
  • Задание: 

      Определите ключевые слова каждой темы, ассоциативные связи, образы, цветовая гамма, звуки.

      Попробуйте отобразить своё восприятие данного цикла стихов на бумаге красками. Форма значения не имеет. Это могут быть конкретные или  абстрагированные образы, просто палитра красок.

      Нарисуйте словесно, опираясь на цветовую гамму и образы, психологический портрет человека.

      Выберите из художественных портретов наиболее подходящий по вашему описанию.

      Выберите цитаты из  критических статей и высказывания современников, созвучные с вашими мыслями

Вывод:

Выводы по темам делают сами учащиеся (учитель может направлять ответ уч-ся и корректировать). Выводы записываются в тетрадь.

Темы:

  1. «Философская лирика (Тема хаоса и бездны, одиночества)»
  2. «Природа. Православные мотивы и образы»
  3. «История России и её современность»
  4. «Любовная лирика»

1.За «философскими» мыслями Тютчева стоит чувство глубокого одиночества и стремление вырваться из него. Найти путь к окружающему миру, поверить в его ценность и прочность, и отчаяние от сознания тщетности попыток преодолеть свою отторгнутость, свою замкнутость в собственном «Я». Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн (бездны космоса и бездны океана), он – граница между двумя мирами, и он – соединение и объединение этих миров. Он - житель Земли, а вокруг него Вселенная.

2. Любовь в поэзии Тютчева - грозовая, губительная страсть. Это одна из      центральных тем      зрелой лирики Тютчева. Она отразила его личную Жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.  Особенно лирично и проникновенно она изображена в «денисьевском цикле» (50 годы). 

   /Короткий рассказ одного из учащихся о Елене Денисьевой  (д.з. готовится заранее)/

    Любовь - это одно из проявлений мятежной жизни,- стихийной, «роковой». Любовь для поэта - это «и блаженство», «и безнадёжность»,и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец.

3. Ото всех напастей и жизненных неурядиц человека  может спасти только вера. Вера в бога, как справедливое начало. Вера в    Россию.

 Умом Россию не понять,  

          Аршином общим не измерить.

 У ней особенная стать –

              В Россию можно только верить. 

    Вера в Россию, как в страну, несущую начала человеческого единения и истинной религии, всегда воодушевляла поэта, поддерживала его. Неразделимы понятия родина, вера, православие, и природа. Поэтому мы так часто встречаемся в этом цикле с пейзажными зарисовками.

    4. Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильнее назвать её пейзажно-философской. Это размышления поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве, мироздании. Какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба?

    Его поэзия насыщена красками, звуками, запахами. Природа у Тютчева изменчива и динамична, она одухотворена и очеловечена. Она не знает покоя,  всегда в борьбе  противоборствующих сил, бесконечном круговороте времён года, смене дня и ночи.

Общий вывод  урока:

     Несмотря на то, что Тютчев, казалось, не интересуется социальными конфликтами, противоречиями современного мира, внешними их проявлениями, он был человеком своего времени. Просто главным для него становится миросозерцание, основы бытия, внутреннее состояние человека, его раздвоенность и противовес двух сторон личности, двух сторон жизни,  душа и рок.

  • Создание сочинения-миниатюры «Стихи, которые покоряют сердца»

По плану:

  1.  Роль поэзии в жизни человека
  2.  Поэтические жанры
  3. Примеры лирических произведений и их анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме "Стихи поэтов Дона: Н.Скрёбова, Н.Доризо, А.Сафронова"

Формирование начального понятия о личности и творчестве писателей Дона....

Урок литературы по теме "Зорко одно лишь сердце"(8класс)

Урок- размышление «Зорко одно сердце» (по сказке-быль«Маленький принц» А.С.Экзюпери. )- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу. подарите улыбку. По словам А.Экзюпери : «Улыбка- открывает д...

Урок литературы в 7-м классе "Нам сердце исцелит любовь и верность" по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Нестандартный материал по разделу  "Древнерусская литература" . Цель урока раскрыть образ человека  Древней  Руси, определить приемы создания художественного человека Древней Руси,...

Урок-размышление «Нравственное начало. История, которая «жжёт сердце» (по рассказу В.П. Астафьева «Людочка»)

Мы живем в век сумасшедших скоростей, огромного информационного потока, быстро сменяющихся, как в калейдоскопе, событий. Как не утонуть в этом водовороте, не потеряться в череде дневных и ночных ...

Урок литературы по повести М.Булгакова "Собачье сердце" 9 класс

Первый урок-знакомство с автором и произведением...

Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок литературы в 8 классе на тему:«Стихи и песнио Великой Отечественной войне»                              ...

Проект внеклассного мероприятия по литературе по теме: "Стихи и песни о Старой Руссе"

Разработка проекта по заданной теме вызывает у обучающихся живой неподдельный интерес и является основой для дальнейшей реализации самого проекта....