Конспект урока литературы в 10 классе по произведению И.С.Тургенева "Песнь торжествующей любви"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Мойсеева Елена Иннокентьевна


Урок по произведению И.С.Тургенева "Песнь торжествующей любви" в 10 классе является внеклассным чтением. На уроке большую роль играет музыка, учащиеся вглядываются в портреты, созданные разными художниками, есть связь с произведениями других авторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. «Песнь торжествующей любви»

К уроку подготовить: репродукции картин – Анри-Франсуа Ризенер. Портрет Александра Дмитриевича Олсуфьева; Ф.С.Рокотов. Портрет неизвестного гвардейского  офицера;  И.Никитин. Портрет княжны Смарагды Кантемир; Неизвестный художник. Портрет неизвестной с цветами в причёске: И.Н.Крамской. Портрет неизвестной. Музыка: Моцарт. Рондо; Глюк. Мелодия; Альбинони. Адажио.

Любовь сильнее смерти

и страха смерти. Только

ею, только любовью держится

и движется жизнь.

    И.С.Тургенев. «Воробей»

Ход урока:

  1. Пролог урока:

- Всей нашей жизнью управляет любовь. Как вы относитесь к этому утверждению?

- Каждый человек мечтает о том, чтобы его любили и он любил. А если любовь неразделённая, что делать?

 - Вот о любви разделённой и неразделённой мы сегодня и поговорим.

2. Анализ произведения:

- О чём вам говорит название произведения Тургенева, которое вы читали дома? Свяжите название с эпиграфом к уроку и с миниатюрами Тургенева, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

- А теперь обратитесь к эпиграфу, предпосланному повести. О чём он?

- Кто герои повести? Какими вы их себе представляете?

- Посмотрите на репродукции картин, на которых изображены молодые люди. Скажите, кто-нибудь может изображать героев Тургенева?

- Валерий – имя римское родовое – «быть сильным, здоровым». Этим именем зовут главную героиню. Как имя связано с ней? Кто она, Валерия? Чем она так привлекала?

- Посмотрите на репродукции. Выберите ту, которая, как вам кажется, больше подходит к образу героини. Почему?

- Чем Валерию привлёк Фабий? Почему она робела в присутствии Муция?

- Фабий и Муций были близкими друзьями. Даже влюбившись в одну девушку, они, казалось, ещё больше укрепились в своей дружбе. Или это не так?

- Что говорит о Муции тот факт, что он не мог «быть свидетелем торжества своего друга, своего соперника»?

- Какое слово дал Муций Фабию? Вас в этом ничто не настораживает?

- Как складывалась жизнь Валерии и Фабия? Что омрачало их счастье?

- Почему автор упоминает о великом, на этот раз настоящем горе, которое их посетило?

- Муций вернулся в Феррару прекрасным летним вечером, как говорит автор? Так ли уж прекрасен этот вечер?

- Всё, о чём мы сейчас говорим, поместилось в 2-х главах (5-6 лет). А вся остальная история, всего несколько дней, заняла 12 глав. Почему такое распределение?

- Какие символические вещи стали появляться в повествовании с 3 главы? В чём их смысл?

- Как изменился муций. По внешним признакам кажется, что он избавился от любви к Валерии. Так ли это? (Нет: 1) сразу к ним в дом не приехал; 2) ожерелье; 3) вино; 4) музыка).

- Музыка – это ещё один символ. Какая музыка раздаётся в доме Валерии и Фабия? Какой вы её себе представляете?

- Послушайте музыку, которую я предлагаю вашему вниманию. Выберите ту, которая, по-вашему, более подходит к описываемой в повести.

1) Моцарт. Рондо;

2) Глюк. Мелодия;

3) Альбинони. Адажио.

- Что в дальнейших событиях ещё больше укрепляет в мысли, что Муций не отказался от Валерии, и в сердце его живёт зависть, а может быть, что-то и похуже?

- Какую роль играет в повествовании портрет Валерии с атрибутами святой Цецилии? (вспомнить рассказ Н.С.Лескова «Тупейный художник»)

- Что-то тёмное нависло над головами хозяев дома, - сказано в повести. Что это что-то?

- Как ведут себя Фабий и Валерия? Что вы можете сказать о их поведении?

- Судя по всему, Муций на свидании с Валерией тоже был в бессознательном состоянии. В чём он-то виноват?

- Муций убит. Валерия успокоилась. Как вы оцениваете всё происходящее с Муцием дальше? (продал душу Дьяволу. Когда он лишён жизни, его дьявольское влияние на Валерию прекратилось, но его телом заправляет дьявольская сила, оно ей нужно…).

- Ожерелье брошено в колодец по настоянию Валерии. Что этим возвращают себе Валерия и Фабий?

- Валерия прежняя, портрет окончен. Казалось бы, всё по-прежнему. Но опять звучит песнь торжествующей любви. Почему?

- В чём идейный замысел автора?

Снова включить выбранную учениками музыку.

3.Рефлексия:

- Что осталось в душе от данного произведения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.

Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....

Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....