Литературно-музыкальная композиция "Поэта сердце не горит"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Дюдяева Ольга Анатольевна

Литературно-музыкальная композиция "Поэта сердце не горит" посвящена двухсот летию Марины Ивановны Цветаевой. Она может быть использована и на уроке литературы и в качестве внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetaeva_m.docx23.73 КБ
Файл tsvetaeva.pptx1.25 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Поэта сердце  не сгорит…

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Оформление зала: Мультипроектор –портрет Марины Цветаевой. Возле него столик, на котором стоит подсвечник с тремя свечами, цветы, сборники стихов, кисть рябины, листья клёна.

 Звучит музыка. Полумрак. Выходят ведущие.

1 чтец. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

2чтец . Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Луч света высвечивает сидящую и пианино девочку, перебирающую клавишами.

3 чтец. «Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До , Муся, до , ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Звучит музыка Е.Доги. Луч света гаснет, зажигаются свечи под портретом, на пианино.

4Чтец.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полёте

Своём- непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена, я с каждой волной- воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена – высокая пена морская!

5чтец. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся ( так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

Музыка Шопена.

6чтец. Анастасия Цветаева, сестра Марины вспоминает: « В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы – польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано, - в 27 лет Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо, с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

1 чтец. Вскоре Марина напишет стихотворение «Бабушке».

Продолговатый и твёрдый овал,

Чёрного платья раструбы…

Юная бабушка! – Кто целовал ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица –

Локоны , в виде спирали.

Тёмный , прямой и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый

Юные женщины так не глядят,

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько?

-в ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,

Тёмные звёзды погасли.

- Бабушка! –Этот жестокий мятеж

В сердце моём- не от вас ли?..

8чтец Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл А.С.Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Нет , бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа , и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не  дивно ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что – то, на что – то, на что – то похож

Почёт сей, почётно – да слишком!

Гляди, мол, страна.как, молве вопреки,

Монарх по поэте печётся!

Почётно – почётно – почётно – архи –

Почётно, - почётно – до чёрту!

Кого ж это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России

 Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин»

3 чтец.  Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней . Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века. Им она посвящала свои стихи. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – Александру Блоку.

 Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё- льдинка на языке.

Одно- единственное движенье губ.

Имя твоё- пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё, - ах, нельзя!-

Имя твоё – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё – поцелуй в снег

                 Ключевой, ледяной, голубой глоток.

                 С именем твоим - сон глубок.

4 чтец. В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому ,мужу другу, будут посвящены лучшие стихи.

Звучит музыка А. Петрова «Жестокий романс»

5чтец. Я с вызов ношу его кольцо!

-Да в Вечности -  жена , не на бумаге!-

Чрезмерно узкое его лицо подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно- великолепны брови.

В его лице трагически слились две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза- прекрасно- бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей-

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

 Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы «Мне нравится..»

 Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной –

Распущенной – и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится ещё, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я вас не целую.

Что имя нежное моё, мой нежный , не

Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня – не зная сами!-

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны – увы!- не мной,

За то, что я больна – увы – не вами!

Звучит музыка Е.Доги

 1 чтец. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Анастасия , её сестра , вспоминает: « Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что – то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её- во внутреннем»

Музыка продолжает звучать

2 чтец. Тихо плещется море. Тёмно – синее небо, мерцающие звёзды и стихи:

В  огромном липовом саду – невинном и старинном-

Я с мандолиною иду

В наряде очень длинном.

Вдыхая теплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной мандолины.

Пробором кудри разделив…

Тугого шёлка шорох,

Глубоко вырезанный лиф

И юбка в пышных сборах.

Мой шаг изнежен и устал,

И стан, как гибкий стержень,

Склоняется на пьедестал,

Где  кто – то  ниц повержен.

Упавшие колчан и лук

На зелени так белы!

 И топчет узкий мой каблук

Невидимые стрелы…

3 чтец. Стихи Марины мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Гаснут свечи, зажигается свет.

 4 чтец. Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 года Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

Давным – давно – перекричать разлуку – я голос сорвала.

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Кидаю в вихрь войн,

Пусть странствует она – свечой под праздник –

Вот так: из длани в длань

О ветер, ветер, верный мой свидетель,

До милых донеси,

Что еженощно я во сне свершаю

Путь с Севера на Юг.

5 чтец. И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом  Пастернаку,  звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты в погудке дождей и бед – то ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку, - на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

6 чтец. Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию(муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине).

Однако надежды, связанные с возвращением,

 не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянные тревоги за жизнь близких людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы. Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла телеграмма. «Я раскрыла листок. В нём две строчки от друзей. «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина.»

Звучит «Реквием» Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну»

1 чтец.

Рассказывают, что Марина Цветаева повесилась на той самой верёвке, которой был связан её дорожный баул с вещами. Б.Пастернак помогал ей увязывать последние вещи, потом провожал на вокзал…

2 чтец. Смерть страшна только телу. Душа её не мыслит. Поэтому в самоубийстве тело – единственный герой. Героизм души – жить, героизм тела- умереть.

3чтец

 Не самозванка – я пришла домой,

И не служанка – мне не надо хлеба.

Я – страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твоё седьмое небо.

Там, на земле, мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

- Возлюбленный! Ужель не узнаёшь?

Я ласточка твоя – Психея!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэта сердце не сгорит…

Слайд 2

8 октября 2013 года исполнилось 120 лет великой русской поэтессе Марине Ивановне Цветаевой

Слайд 3

Мне и доныне хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

Слайд 4

«До , Муся, до , ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Слайд 5

Я – бренная пена морская.

Слайд 6

Имя твоё – птица в руке, Имя твоё- льдинка на языке. Одно- единственное движенье губ. Имя твоё- пять букв .

Слайд 7

В его лице я рыцарству верна, - всем вам, кто жил и умирал без страху!- Такие – в роковые времена – Слагают стансы – и идут на плаху.

Слайд 8

Не самозванка – я пришла домой, И не служанка – мне не надо хлеба. Я – страсть твоя, воскресный отдых твой, Твой день седьмой, твоё седьмое небо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Покуда сердца стучатся, - помните!..", посвященная Дню Победы

Сценарий   литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, - помните!..", посвященной Дню Победы....

Презентация к литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, помните!.."

Презентация к литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, помните!.." в 5 частях...

Литературно-музыкальная композизия "Женское сердце"

Меропрятие "Женское сердце" , проводилось с целью духовного обогащения семей, для непосредственного взаимодействия матерей с детьми, для комуникативного развития воспитанников, их взаимодействия с род...

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Знакомит учащихся с поэтами и писателями-фронтовиками города Коврова...

Литературно-музыкальная композиция «Россия! Сердцу милый край!» (тема Родины и родной природы в творчестве С.Есенина)

Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой.    Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасны...

Литературно - музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу".

Литературно - музыкальная гостиная посвящена творчеству русского поэта С.А.Есенина. Задачи:-  формировать представление о жизни и литературной деятельности...