Л.Н.Толстой
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Игнатьева Елена Константиновна

 

 

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодо­го человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и жи­вущего, по сути, в плену ложных ценно­стей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потен­циалу классической литературы и с помо­щью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.

Эта высокая педагогическая цель сов­падает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.

Вообще русская классическая литера­тура потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потреб­ность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Чи­тая одного только Толстого, «можно пре­восходным образом воспитать в себе чело­века».

В любом художественном произведе­нии цели жизни героев, стремления, реше­ния, поступки определяются их личной иерархией ценностей, а симпатии и анти­патии автора обусловлены соответствием или несоответствием ценностей героя ав­торским представлениям об истинных и ложных ценностях. «Война и мир», «Анна Каренина» — это художественно-этиче­ский кодекс Л.Н.Толстого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy.rar1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Зонального района по образованию

МОУ «ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Л.Н.Толстой

Игнатьева Елена Константиновна,

учитель русского языка и литературы

с. Зональное

2014г.

Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.

Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.

Вообще русская классическая литература потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потребность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Читая одного только Толстого, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

В любом художественном произведении цели жизни героев, стремления, решения, поступки определяются их личной иерархией ценностей, а симпатии и антипатии автора обусловлены соответствием или несоответствием ценностей героя авторским представлениям об истинных и ложных ценностях. «Война и мир», «Анна Каренина» — это художественно-этический кодекс Л.Н.Толстого. Вспомним, с какой иронией пишет автор о правилах Вронского: «Правила эти, несомненно, определяли, — что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, — что лгать не надо мужчинам, но женщинам можно, - что обманывать нельзя никого, но мужа можно, что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д. Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову». Анна Каренина любовь плотскую, физическую, бездуховную предпочла всему: семье, сыну, обществу. Этой ложной ценности в романе противостоит любовь Левина и Кити, тоже чувственная, земная, но исполненная гармонии и одухотворенная. Это любовь-семья. И в романе «Война и мир» семья — понятие ценностного ряда. Почему автор привел Наташу Ростову к материнству? У многих молодых читателей такой конец романтической героини вызывает разочарование. Но в том-то и дело, что женщина-мать, как и семейный очаг, — это высшие ценности для Л.Толстого (что подтверждается фактами биографии писателя — Софья Андреевна Толстая родила 13 детей).

Восстановить истинное представление о добре и зле, высоком и низком можно более успешно, подходя к изучению литературы с ценностных позиций. Приоритет ценностного подхода в наше время очевиден. Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств к жизни, которые стали самоцелью. «В нашем мире иерархия ценностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено... Иерархия ценностей определяется но принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине» (Бердяев Н.А.)

Это всеобщее нравственное помрачение отразилось и в современной литературе, где авторские ценности обнаружить бывает просто невозможно. Не случайно современный поэт Тимур Кибиров сказал: «Сейчас гораздо легче описать историю кровосмешения, чем любовь матери к ребенку». Значит, вечные ценности продолжают жить. А дело литературоведения — их находить.

Ценностный подход в изучении литературы предполагает не только нахождение в художественном произведении авторских ценностей высшего порядка в разных сферах человеческой жизни (духовной, социальной, морально-этической), но и отношение к самому произведению как ценности эстетического уровня.

Идеал для Толстого – это итоговое совершенство человеческого рода. Идеал – высшая, последняя цель постепенного нравственного совершенствования.

Творчество Толстого стало выражением реального движения, с необходимостью ведущего к установлению социально справедливого общественного строя, обеспечивающего всестороннее гармоническое состояние каждого человека.

Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл -человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.

Религии и теме непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Толстого после 1878 года. Соответствующие произведения можно подразделить на четыре цикла:

  • исповедальный – “Исповедь” (1879–1881), “В чем моя вера?”(1884);
  • теоретический – “Что такое религия и в чем сущность ее?” (1884), “Царство Божие внутри вас” (1890–1893), “Закон насилия и закон любви” (1908);
  • публицистический – “Не убий” (1900), “Не могу молчать” (1908);
  • художественный – “Смерть Ивана Ильича” (1886), “Крейцерова соната” (1887–1879), “Воскресение” (1889–1899), “Отец Сергий” (1898).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Н. Толстой. "Война и мир". 2-й урок. "Принципы изображения Толстым великосветского общества".

Конспект урока по роману Л. Толстого "Война и мир". Принципы изображения Толстым великосветского общества....

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого

Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...

Урок литературы в 10 классе «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Урок знакомит учащихся с личностью, биографией и творчеством  великого писателя и поэта, направлен на формирование  у учащихся представления  о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого....

Презентация "Моя Ясная" - заочная экскурсия по музею-усадьбе Л.Н.Толстого для урока Биография Л.Н.Толстого

Презентацию удобно использовать на уроках знакомства с биографией Л.Н.Толстого...

"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)

Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена...