Рабочие программы.
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

         Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  

Настоящая программа по русскому языку для VI класса составлена в соответствии с положением Федерального  государственного  образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы  основного общего образования по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение,2014г)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_6_klass.rar75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

          Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

          Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

         Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

          Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

         Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы  и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,
  • различные виды пересказа,
  • устные и письменные сочинения,
  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
  • произведения для заучивания наизусть,
  • списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю.

                  Таблица тематического распределения часов:

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы ХVIII века

1                  

Из русской литературы XIX века.

54

Из русской литературы XX века.

28

Зарубежная литература.

11

Повторение пройденного.

3

Всего часов

105

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы  6 класса

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения:

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

                             Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. В.П.Полухина. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2014.

Для учителя:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.

2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

3. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

Дополнительная литература:

1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.

2. В.П.Полухина Литература.  6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2008

3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…  Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002

Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы.

Притча (начальные представления).

                                    Учебно – тематическое планирование уроков

                                            на 2014/2015  учебный год

                                            по литературе

класс_______6

учитель_______________Лепишина С.В.

количество часов

всего ___105__, в неделю___3___

Планирование составлено  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.

Учебник:  В.П.Полухина. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2014.

                                               

                                         


Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Кол-во час

Дата

 план

Дата факт

1

Художественное произведение. Содержание и форма.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.

1

2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач.

1

 3

Пословицы,  поговорки как малый жанр фольклора.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

1

4

Загадки

Обобщение и систематизация знаний.

1

5

Контрольная работа №1 по теме УНТ

Контроль.

1

6

7

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Формирование разных способов и форм действия оценки.

2

8

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

Комплексное применение ЗУН и СУД.

1

9

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний".

1

10

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

1

11

Контрольная работа №2 по теме «Басни»

Контроль.

1

12

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению.

1

13

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

1

14

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.

1

15

Лирика Пушкина

Коррекция знаний и способов действий.

1

16

А. С. Пушкин.

«Барышня-крестьянка»

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

17

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

18

Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Контроль.

1

19

Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

20

Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

1

21

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

22

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский

Коррекция знаний и способов действий.

1

23

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Формирование разных способов и форм действия оценки.

1

24

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Комплексное применение ЗУН и СУД.

1

25

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

1

26

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

Коррекция знаний и способов действий.

1

27

Обобщение по теме «Дубровский».

Обобщение и систематизация знаний.

1

28

Контрольная работа №4 по повести                 А. С. Пушкина «Дубровский».

Контроль.

1

29

Анализ к\р, работа над ошибками

Обобщение и систематизация знаний.

1

30

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова  «Тучи».

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

31

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

32

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных  задач.

1

33

Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

Контроль.

1

34

Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

35

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева  «Бежин луг».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

36

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе                        И. С. Тургенева  «Бежин луг».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач.

1

37

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Коррекция знаний и способов действий.

1

38

Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).  

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

1

39

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

40

Природа  в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».  

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

1

41

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность  человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

1

42

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

1

43

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

44

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

45

Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

46

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

1

47

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.

1

48

Сочетание реалистических и фантастических картин  в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Представление результатов самостоятельной работы. Обобщение и систематизация знаний.

1

49

Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.

Контроль.

1

50

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

51

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

52

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

1

53

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»

Коррекция знаний и способов действий.

1

54

Сказовая форма повествования.

Представление результатов самостоятельной работы.

1

55

Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

Контроль.

1

56

А.П. Чехов. Литературный портер писателя.  

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

57

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

58

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных  задач.

1

59

 Я. Полонский  «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД.

1

60

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..  

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях.

1

61

 А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

62

Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века

Контроль.

1

63

 А.И.Куприн «Чудесный доктор».

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

64

Тема служения людям  в рассказе «Чудесный доктор»

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

65

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

66

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

1

67

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

68

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

69

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия.

1

70

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

71

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

72

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе   В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

73

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

1

74

Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Контроль.

1

75

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

76

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

77

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

1

78

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

79

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

1

80

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

81

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

1

82

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние»,                 «В горнице».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

83

Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.

Контроль.

1

84

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».  

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

85

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах             В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

86

 Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

87

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе                    Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

1

88

Герой-повествователь  в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения.

1

89

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

90

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

91

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

92

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

1

93

Геродот. «Легенда об Арионе».

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

94

А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

95

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

1

96

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

1

97

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

 Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

98

- 99

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

Представление результатов самостоятельной работы.

1

100

-101

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

 Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

1

102 -103

Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Обобщение и систематизация знаний.

2

104-105

Резервный урок

Обобщение и систематизация знаний.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочиепрограммы по математике

рабочие программы по математике 5 класс - Виленкинэлективный курс 5 класс "Теория вероятностей"рабочая программа по геометрии 8 класс - Атанасян...