Урок по литературе 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Салчак Шончалай Артемовна

поурочная разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.lit-ra.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4  г. АК-ДОВУРАКА

Поурочная разработка

по русской литературе

на тему:

Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» (национальный класс)

                        Составила: учитель русского языка

                                                                     и литературы Салчак Шончалай А.

                                                                     

                                           

                                             Ак-Довурак-2015

Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»

Цель:

1.Углубить представление учеников о комическом в литературе;  

2.Совершенствование навыков работы по комплексному анализу текста, развитие речи;

3.Воспитание чувства уважения к  людям.

Методические приемы: работа по учебнику, рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Оборудование: иллюстрации к рассказу « Хамелеон» О.Ю. Яхнина и Д.Н. Кардовского. Разместить эти изображения следует на противоположных сторонах доски.

Ход урока

I.Орг. момент

 Слово учителя.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом  А.П.Чехова «Хамелеон». На этом уроке определим, в чем же смысл названия рассказа, почему рассказ назван «Хамелеоном» и кого же считает А.П. Чехов «хамелеоном».

 II.Выразительное чтение рассказа «Хамелеон»

Читает учитель. Потом по цепочке сами учащиеся.

   III. Работа над рассказом

  1. Словарная работа: анализ слов в сносках (с. 179 по 182).
  • Хамелеон – вид ящериц, способных быстро менять окраску (цвет кожи) в зависимости от окружающей среды; переносное значение – человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии.
  • Городовой (устарелое) – в царской России: низший чин городской полиции.
  • Конфискованный – здесь: отобранный у торговца на базаре.
  • Не пущай (просторечное) – не пускай.
  • Борзой щенок – щенок собаки охотничьей породы.
  • Золотых дел мастер (устарелое) – мастер по изготовлению предметов из драгоценных металлов, ювелир.
  • Мировой  (устарелое) – в царской России: судья, разбиравший мелкие дела.
  • Лягавый – относящийся к особой породе охотничьих собак.
  • Вестимо (устарелое, просторечное) – конечно, известно, разумеется.
  • Шинель – это форменное пальто, подчеркивающее  принадлежность к власти, наличие какого-то чина.
  • Пальто – это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.)
  1. Аналитическая беседа

- Смысл названия рассказа, дать определение: кто такой хамелеон.

- Кто герои рассказа?

- О каком событии повествует рассказ?

Ученик:

( Героями рассказа Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное – человека укусила собака.)

- Как начинается рассказ «Хамелеон»? (Имена главных героев помогают нам лучше их понять. Очумелов, Хрюкин – это говорящие фамилии.)

- Один из приемов раскрытия образа героя в художественном произведении – это художественный деталь. Давайте сейчас перечитаем начало рассказа и понаблюдаем, как А.П.Чехов знакомит читателя со своим героем?

(чтение первого абзаца).

           Комментарий учителя:

Первое, на что обращаем внимание, это на его фамилию. Очумелов – от слова очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение. Во-вторых, говоря об Очумелове, представляя его нам, Чехов называет только две вещи, две детали: новая шинель и узелок, ничего не говоря о его внешности, фигуре, выражении глаз. И это неспроста: значит это самое главное в нем, не его душевные качества.

- А узелок и конфискованный крыжовник, что означает эти детали?

(Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку. Очень важная деталь – крыжовник – мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован (отобран)).

        Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

        - Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин – пальто?

(Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное  состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.)

- Еще какими способами раскрывается образ героя?

(Его поступками.)

- Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?

Ученик:

(В рассказе наблюдается 6 таких смен. Первое, так сказать, законное  решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. И в словах Елдырина звучит вопрос: «… как она могла тебя укусить?» Очумелов берет собаку под защиту. После сомнений городового он вновь требует истребить собаку. И опять предположения городового: «А может быть, и генеральская…» Собаку Очумелов опять берется защищать. После ответа повара принимается новое решение: «Истребить, вот и все.» Но повар сообщает, что собака генералова брата. И лицо Очумелова  заливается улыбкой умиления.)

- В чем сущность характера Очумелова?

Ученик:

(Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстоит перед нами как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести.)

- В какой форме написан рассказ?

Ученик:

(В форме диалога.)

     Слово учителя

- Ребята, вы, наверно, устали. Давайте немножко отдохнем и сделаем физминутку.

Физминутка

Поверните голову направо, потом налево;

Наклонитесь вперед – назад;

                       направо-налево;

                           вперед-назад.

Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном.

Откройте глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

- Ну, а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово «хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он?

- Достаточно ли знать только прямое значение слова?

(Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон – это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей  обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.)

- Кого еще из героев рассказа можно назвать « хамелеоном» ?

( В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин, и  Хрюкин, и толпа.)

       

    IV. Итоги урока

- Опираясь на сегодняшнюю нашу беседу, сделайте вывод. Если бы вы были на месте Очумелова, как бы вы поступили и почему?

- Какие эпизоды, диалоги, поступки героев рассказа «Хамелеон» показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

- Как с помощью речи героев определяется их характер?

      Домашнее задание

- Дома еще раз прочитать рассказ и подготовиться к тестированию.

- Нарисовать портрет Очумелова.

       Выставление оценок

- На этом уроке вы очень хорошо, активно работали. Многие смогли заработать хорошие оценки и высказать свое мнение. Тем, кто хорошо  отвечал, ставлю «пятерки» и  «четверки». Молодцы, ребята!

                            Использованная литература:

  1. Учебник-хрестоматия для 7кл. нац. шк.: в 2-х частях. Ч. I /авт.-сост.: Е.В.Ефремова, А.М.Мансурова, К.М.Нартов и др.; Под ред. К.М.Нартова. – 5-е изд.- СПб.: «Просвещение», 2001.- 367с.
  2. Литература. 7 класс: поурочные планы по ученику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Изд. 2-е, 2009. – 255с.
  3. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. Авт.-сост.: Золотарева И.В., Егорова Н.В. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2007. – 400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе для 11 класса "Связь зарубежной литературы с русской"

Цель: доказать, что русская литература является частью мирового процесса развития искусства.Задачи:1) рассмотреть произведение "Превращение" с точки зрения жанра, художественных особенностей2) сравнит...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...