Рабочая программа по литературе (7 класс)
рабочая программа по литературе (7 класс)

к  УМК ВРабочая программа к  УМК В.Я Коровиной, В.П. Журавлёва, В. И. Коровина. ( Просвещение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_programma_7_klass.doc616.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33 г.Электроугли

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

__________________ Рождественский Н.М.

от ____  ____________ 20__ г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ    7 «Д»  КЛАССА

к  УМК В.Я Коровиной, В.П. Журавлёва, В. И. Коровина.

(М: Просвещение)

Учитель  русского языка и литературы

Малыгина А.Л.

2014 г.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XVIII века

2

Из русской литературы XIX века.

33

Из русской литературы XX века.

17

Зарубежная литература.

8

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз ного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му жество, справедливость, чувство собственного достоин ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос  (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о  Петре  и   Февронии  Муромских».   Нравственные  заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ лений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория   литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ   РУССКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ  XIX   ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа теле.

«Полтава»    («Полтавский    бой»),    «Медный    всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози ции.  Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения.

Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представ лений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз витие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб ражении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про тивостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ ления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест венное произведение (развитие понятия). Герой-повество ватель (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край  ты   мой,   родимый  край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра жение родной природы и выражение авторского настрое ния,   миросозерцания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX   ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные

представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве дения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен ность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про зы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преобра женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав ственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по ступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по нятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь ные представления).

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смолен ской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы  народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру жеского расположения к окружающим людям разных на циональностей. Особенности художественной образности да гестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справед ливости и честности. Народно-поэтический характер про изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, ге рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ   ЗАУЧИВАНИЯ   НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры вок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны   1747 года (отрывок).

A.        С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею щая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B.        А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B.        В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотво рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по мнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Виноку ров. Москвичи).

C.        А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбо ру учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из  древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление твер ского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A.        П. Сумароков. Эпиграмма.

B.        В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A.        Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

B.        А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А.  С.   Пушкин.  Товарищам.   К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоев ского.

Н. А. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

A.        И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

B.        Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C.        А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A.        Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B.        П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

A.        Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B.        С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку,  или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери.  Все лето в один день.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Календарно - тематическое планирование

Кол-во часов

Сроки

П/п

по плану

факт

Корректи-ровка

I Введение (1 час)

1

Введение. Изображение

человека в худ.лит-ре.

Взаимосвязь характеров и

обстоятельств. Позиция

автора

1

01.09.2014г.

II Устное народное творчество ( 4 ч + 1 вн.чт)

2

Предание. «Воцарение

Ивана Грозного»,

Былина«Вольга и Микула

Селянинович».

Нравственные идеалы

русского народа в образе

главного героя.

Прославление мирного

труда.

1

04.09.

 

Характеристика

Микулы

Селяниновича

Составление

словаря

незаслуженно

забытых слов.

Сообщение о

былинах.

Предание.

Былина.

Эпический

герой.

3

Киевский цикл былин.

Илья Муромец и Соловей

- разбойник.

Бескорыстное служение

Родине и народу.

1

08.09.

Отрывок

наизусть.

Обучение устному

рассказу.

Гипербола.

4

5

Внеклассное чтение.

Новгородский цикл

былин. «Садко».

Своеобразие былины,

поэтичность языка.

Тематическое различие

Киевского и

Новгородского циклов

былин. Подготовка к дом.

Соч.

Карело – финский эпос «Калевала».

1

1

11.09.

15.09

Домашнее

сочинение

«Худ.особенности

русских былин»

Рассказ по картине

(по былинным

сюжетам)

6

Пословицы и поговорки.

Сборники пословиц.

Собиратели пословиц.

Особенности смысла и

языка пословиц.

1

18.09.

Контрольное

заучивание

наизусть.

Рассказ с

использованием

пословиц,

поговорок. 3.№ 3

- стр. 37

Послови

цы,

поговорки

.

 

III Древнерусская литература (2 ч + 1 ч р/р)

7

Древнерусская литература.

«Поучение Владимира

Мономаха». «Повесть

временных лет» («О

пользе книг»).

Формирование традиций

уважительного отношения

к книге.

1

22.09.

Составить

самостоятельно

поучение

младшему брату,

сестре.

Поучение как

жанр

Древнерусск. лит-

ры, летопись

8

«Повесть о Петре и

Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1

25.09.

9

Развитие речи. Подготовка

к домашнему сочинению.

«В чем значение

древнерусск. лит-ры для

современного читателя»

1

29.09.

IV Русская литература 18-го века (2 ч)

10

М.В. Ломоносов. Слово о

поэте и ученом. Стихи «К

статуе Петра Великого»

«Ода на день восшествия

на всероссийский престол...». Мысли автора

о Родине, русской науке,

призыв к миру.

1

02.10.

Отрывок наизусть

Выразительное

чтение, устный

рассказ, словарь

устаревших слов

Понятие о жанре

ода;

учение о

трех штилях.

11

Г.Р. Державин «Река

времен в своем

стремленьи», «На птичку», «Признание».

Философские

размышления о смысле

жизни и свободе

творчества

1

06.10.

Контроль умения

самостоятельно

сформулировать

выводы.

Рассказ о поэте

Повторение

понятий

стих,

рифма.

V Русская литература 19-го века (24 ч + 4 ч р/р + 4 ч вн.чт)

12

А.С. Пушкин. Слово о

поэте. Интерес Пушкина к

истории России.

«Полтава» Мастерство

изображения полтавской

битвы, прославление

мужества и отваги русских

солдат. Петр 1 и Карл 12.

1

09.10.

Самостоят. ответить на вопрос: в чем своеобразие

творческой работы А.С. Пушкина?

Отрывок наизусть

Выразительное

чтение

13

А.С. Пушкин «Медный

всадник» Отрывок.

Выражение чувства любви

к Родине. Прославление

деяний Петра 1. Образ

автора в поэме.

1

13.10.

Выразительное

чтение, словарная

работа

14

А.С. Пушкин «Песнь о

Вещем Олеге» и ее

летописный источник.

Особенности содержания

и формы баллады. Смысл

сопоставления Олега и

волхва

1

16.10.

Учить наизусть.

Словарь

устаревших слов

Развитие

понятия о

балладе

15

А.С. Пушкин. Драматург

«Борис Годунов»: Сцена в

Чудовом монастыре.

Образ летописца Пимена.

Значение труда летописца

в истории культуры.

1

20.10.

Инсценированное

чтение. Работа с

иллюстрациями

Теория понятия

летописи

16

Урок - практикум.

«Станционный смотритель».

1

23.10.

Характеристика

Самсона Вырина

Словарная работа.

Портрет героя,

17

Изображение

«маленького человека»

1

27.10.

роль деталей

18

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича...» Картины быта 16в. и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческих достоинств нравственных идеалов.

1

30.10.

Ответ рассуждение, 3. №5 стр. 133-134

Устное рисование. Словарь устаревших слов

19

Урок - практикум. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича...» особенности сюжета и худ.формы поэмы. Образы гусляров и автора.

1

10.11.

20

Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов. Стихи. « Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».

1

13.11.

Стихотворение наизусть

Выразительное чтение

21

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба» Историческая основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

1

17.11.

22

Развитие речи. Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

1

20.11.

Сопоставительная характеристика героев.

Развитие понятия о литератур

герое

23

Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя.

1

24.11.

24

Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

27.11.

.

25

И.С. Тургенев "Бирюк".

1

01.12.

Пересказ

26

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

«Русский язык», «Близнецы», «Два богача» Авторские критерии нравственности. Особенности жанра.

1

04.12.

Дом.сочинение стихотворения в

прозе. Стихотворение наизусть.

Понятие -стих в

прозе

27

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. Историческая основа поэмы"Русские женщины".

1

08.12.

28

Сюжет,композиция,герои поэмы  Н.А.Некрасова"Русские женщины".

1

11.12.

29

Н.А.Некрасов. «Размышления

у народного подъезда»,

«Вчерашний день часу в шестом...» Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.

1

15.12.

Контроль умения самостоят-но делать выводы

Обучение выразительному чтению

30

А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

1

18..12.

31

М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки.

М.Е. Салтыков – Щедрин

. Слово о писателе. «Сказки

 

д для д для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Изображение нравственных пороков общества. Нравственное превосходство человека из народа и осуждение его покорности.

1

22.12.

Работа с иллюстрациями

32

Внеклассное чтение. «Дикий помещик». Смысл названия сказки и другие сказки.

1

25.12..

33

Развитие речи. Подготовка к дом.сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова -Щедрина»

1

12.01.2015г.

Домашнее сочинение

Понятие комического

34

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы).Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

15.01.

35

Главный герой повести Л, Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки, духовный мир.

1

19.01.

Обучение устному рассказу. *Описание дома своего детства.

36

А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.

1

22.01.

Развитие понятия о юморе

37

Художественные особенности рассказа А.П.Чехова"Хамелеон".

1

26.01.

.

38

Внеклассное чтение. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Злоумышленники», «Размазня».

1

29.01.

39

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии 19 в.

1

02.02.

Анализ лирического текста 1-1

Анализ лирического текста

40

«Край ты мой, родимый край…». Стихи русских поэтов 19в о родной природе.

1

05.02.

Выразительное чтение.

VI Русская литература 20-го века.(16ч +2ч р/р+4ч вн.чт.)

41

И.А.Бунин «Цифры»

1

09.02.

Чтение по ролям

42

Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1

12.02.

43

Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Стихи и рассказы. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

1

16.02.

1

21.02.

Первичное понятие реалистич

и роман-

тического

44

45

М.Горький. «Детство»

(главы). Автобиографический характер повести изображения «свинцовых мерзостей жизни».

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

1

1

19.02.

23.02

46

Развитие речи. Урок -практикум. Обучение анализу эпизода из повести « Детство». «Данко». Прославление подвига во имя людей.

1

26.02.

Анализ эпизода

Анализ эпизода

47

Внеклассное чтение. Л. Андреев. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Сострадание и бессердечность.

1

02.03.

48

В. Маяковский. «Необычайное приключение ... »Роль поэзии в жизни человека и общество. Юмор автора. Своеобразие худ.формы стихотворения.

1

05.03.

Обучение выразительному чтению.

49

В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно» и др. Сложность и тонкость внутреннего мира человека. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому

1

09.03.

Понятие о лирическом герое.

50

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1

12.03.

Рассказ о Юшке

51

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

1

16.03.

52.

53

Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль»

А.Т.Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…»,  «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…»

1

1

19.03.

30.03.

Выразительное чтение

Выразительное чтение

54

Внеклассное чтение.Час мужества.. Стихотворения о Великой Отечественной войне.

1

02.04.

55

Ф. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно -психологические проблемы рассказа.

1

06.04.

56

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственная проблема рассказа.

1

09.04.

Сравнение рассказа и стих-ния К. Случевского

57

Развитие речи. Урок -практикум. Ф.Абрамов. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1

13.04.

Домашнее сочинение

Обучение целостному анализу эпического произведения

58

59

60

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Д.С.Лихачев «Земля родная».

М.М.Зощенко «Беда».

1

1

1

16.04.

20.04

23.04

Составление плана, пересказ по нему

61

62

Внеклассное чтение. Стихи поэтов о Родине, о природе, о восприятии окружающего мира (С.Есенин, А.Я. Яшин, Н.М. Рубцов и др)

Песни на стихи русских поэтов 20в

1

1

27.04.

30.04

Выразительное чтение.

VII Зарубежная литература (7ч)

63

Введение Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. Своеобразие лирики Р. Бернса

1

04.05.

64

Дж.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой!..».

1

07.05.

Обучение выразительному чтению

65

Японские трехстишия (хокку)

1

11.05.

Жанр хокку

66

О.Генри «Дары волхвов».

1

14.05.

67

Р.Брэдбери «Каникулы»

1

18.05

68

Детективная литература

1

21.05

69-

70

Итоги года. Задание на лето.

2

25.05,

28.05

'Тестирование (выявление уровня литературного развития).

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Про свещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Мультимедийные пособия.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.  

СОГЛАСОВАНО

протокол заседания ШМО

учителей русского языка и литературы

от ________________ 20___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ________

Немцева И.Ю.

«____» ____________ 20___г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...