Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему:
    "Сталин глазами поэтов Серебряного века"

    Одинцова Ольга Александровна

    Урок с применением ИКТ,  личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения; через образный анализ двух стихотворений О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой  учащиеся должны найти ответ на вопрос   о назначении поэта и поэзии в современном мире. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stalin_glazami_poetov_serebryanogo_veka.rar1.67 МБ

    Предварительный просмотр:

    Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. О.Кошевого» г. Сыктывкара Республики Коми

    Краткая аннотация - урок с применением ИКТ,  личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения; через образный анализ двух стихотворений О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой  учащиеся должны найти ответ на вопрос   о назначении поэта и поэзии в современном мире.

    «Сталин глазами поэтов Серебряного века»

    (урок литературы в 11 классе)

    Автор урока – Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 им. Олега Кошевого» г.Сыктывкара Республики Коми.

    Тема - «Сталин глазами поэтов Серебряного века»

    Предмет  -  Литература

    Класс  11

    Характеристика темы и место урока в образовательном процессе  - урок внеклассного чтения.

    Методическая информация:

    Тип урока по основной дидактической цели - урок ознакомления с новым материалом;

    тип урока по основному способу проведения – сочетание различных форм занятий;

    тип урока по основным этапам учебного процесса – образование понятий, установление законов и правил;

    тип урока по форме проведения - личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения.

    Формы организации обучения   -  кооперированно-групповая и фронтальная

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • произвести  анализ стихотворений о Сталине О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой;
    • показать  трагедию человека в тоталитарном обществе;
    • расширить  представления нынешних старшеклассников о времени 30-40х годов.

    Развивающие:

    • развивать умение работы с текстом;
    • развивать умение нахождения изобразительные  и синтаксических средств выразительности в тексте;
    • учиться сопоставлять литературный материал одной тематики;
    • учить старшеклассников самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы;
    • формировать квалифицированного читателя, способного понять авторскую позицию и увидеть характерные черты героев;
    • способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины;
    • развивать коммуникативные навыки

    Воспитательные:

    • вызвать интерес к личности поэтов Серебряного века;
    • продемонстрировать мужественную решимость поэта показать правду о Сталинском  времени;
    • увлечь прочтением текста;

    Оборудование    

    Ход урока.

    1.Настрой на сотрудничество. Создание благоприятного психологического фона.

     -Серебряный век! Что же это такое? Каковы его границы? О начале Серебряного века говорить более или менее легко. В научных трудах за начало обычно принимается середина 1890-х (Мережковский и ранний Брюсов). А вторую границу следует отодвинуть к двадцатым годам двадцатого столетия. Можно связать ее с выстрелом, оборвавшим в 1921 году жизнь Н. Гумилева. Серебряный век – это, конечно же, не век в прямом понимании этого слова, а период в несколько десятилетий, когда появилась группа поэтов, сумевших заявить о себе новым, необычным творчеством. Писали о жизни и смерти, размышляли о смысле жизни, представляли героев того времени по-своему…У каждого поколения свои идеалы, свои жизненные устои. Вот какую портретную характеристику дают одному  из героев того периода:  «Его толстые пальцы, как черви жирны», «Тараканьи смеются усища».

    -Какое создается впечатление о герое? (неприязненное, брезгливое)

    -Вот другая характеристика: с «орлиными очами», «Он видит сердце человека», «Он отвратил от нас беду»

    -Ваше впечатление?  (совсем другое: взгляд величественной птицы, значит герой благороден, хорошо знает и чувствует людей, способен постоять за народ)

    2. Актуализация знаний.

    -В двух высказываниях речь идет об одном и том же человеке. О Джугашвили. Знаете ли вы, кто такой Иосиф Виссарионович Джугашвили? Слайд 1. Это Иосиф Виссарионович Сталин. Слайд 2. Что вы знаете об этом человеке? (Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (псевдодим — Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия — 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Из семьи сапожника.)  

     -В начале урока я привела два фрагмента из стихотворений поэтов поры Серебряного века (О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой)  о Сталине. О чем пойдет сегодня речь на уроке, как вы бы сформулировали тему урока? (поэты о Сталине,  О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой о Сталине,  Сталин глазами поэтов Серебряного века). Запишите тему урока в опорную карту.

     «Сталин глазами поэтов Серебряного века»

    3. Целеполагание

    - Определите в карте сами для себя, что  бы хотели узнать новое и чему научиться на уроке? (самостоятельная работа)

     Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться?

    1.Глубже узнавать художественный текст.

    2.Грамотно говорить по прочитанному.

    3.Анализировать стихотворный текст.

    4.Давать собственную оценку прочитанному.

    5.Обогатить лексический запас.

    6.Совершенствовать навыки работы с изобразительными средствами.

    7.Письменно излагать мысли по прочитанному.

    8.Узнать, в чем предназначение поэта и поэзии сегодня.

    - Что вам известно о деятельности И.В. Сталина? Слайды 3,4. (при затруднении в ответе можно показать слайд, и тогда учащиеся самостоятельно ответят о деятельности Сталина). (Происходит форсированное развитие промышленности, уменьшение и ликвидация безработицы. Проводится коллективизация, которая направлена помочь в строительстве социализма, но какими методами были проведены его реформы, каковы его результаты для людей, которые были отправлены в лагеря среди ночи и только лишь для того, чтобы выполнить план по строительству любыми путями. Создается командно-административная система правления, при которой человек, а в нашем случае Сталин, прикрываясь буквой закона, указа совершает мыслимые и немыслимые поступки. Совершались массовые аресты людей.)

    4. Объяснение нового материала.

    -Как же поэты Серебряного века отразили в своем творчестве неординарную личность вождя? Одни учащиеся будут работать в опорной карте со стихотворение О.Э. Мандельштама, а другие со стихотворением А.А. Ахматовой. Слайд 5. Вам нужно внимательно прочитать стихотворение и по плану в опорной карте найти ответы, сделать записи (самостоятельная работа).

    1. Детали портрета
    2. Глаголы, связанные с действием героя
    3. Лексика, связанная с близким окружением вождя
    4. Лексический ряд, связанный с состоянием народа

    Стихотворение О.Э. Мандельштама.

    Мы живем, под собою не чуя страны,
    Наши речи за десять шагов не слышны,

    А где хватит на полразговорца, --
    Там припомнят кремлевского горца.

    Его толстые пальцы, как черви жирны,
    А слова, как пудовые гири, верны.

    Тараканьи смеются усища,
    И сияют его голенища.

    А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
    Он играет услугами полулюдей.

    Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
    Он один лишь бабачит и тычет.

    Как подковы кует за указом указ -
    Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

    Что ни казнь у него, - то малина
    И широкая грудь осетина.

    [ Ноябрь 1933, Москва]

    Работа со стихотворением О. Э. Мандельштама.

    -Выразительное чтение стихотворения.

    -Какие детали портрета отмечает поэт и почему? (жирные пальцы сравниваются с червями, показаны не усы, а усища тараканьи, неприятного насекомого, сияют голенища кремлевского горца, слова осетина весомы, как пудовые гири).

    -Пуд какой массе равен? (пуд-это 16 кг)

    -Образ вождя изображен сатирически через детали портрета. В глазах лирического героя Сталин превращается в какое-то мифическое чудовище. Он  не человек, а какое-то чудовищное животное  

    -Назовите глаголы, которые связаны с действием центрального героя. (Играет, бабачит, тычет, кует).

    -Что означает слово  бабачит? (Несколько версий:1. Свинья - свинячит, обезьяна - обезьянничает, слон - слонит а бабак - бабачит! Всё просто. Остаётся выяснить кто такой бабак. Тут оказывается полезным знание украинского языка. Бабак - это сурок. 2. Бабачит  по-видимому, авторский неологизм О. Мандельштама (хотя не исключено, что в каких-то диалектах это слово может существовать). Это и близость по звучанию к глаголу бабахать ('издавать звуки, напоминающие грохот от выстрела, взрыва, падения, удара; бить, стучать, ударять'), и, возможно, намек на Бабая, которым пугают детей. Таким образом, слово бабачит выполняет сразу несколько функций – и выступает как противопоставление словам мяучит, хнычет (эти писклявые звуки издают полулюди, а Сталин – бабачит), и указывает на что-то неведомое, но злое и страшное, что исходит от Сталина.

    -Герой играет, тычет. Его действия не представляют особого труда. Но он еще и кует. Слово «кует» ассоциируется не только с тяжелым трудом кузнеца, но и еще и монотонными действиями. Монотонными движениями без эмоций штампует указ за указом.

    -Какую вы выделили лексику, связанную с близким окружением вождя? (сброд тонкошеих вождей, полулюди, кто свистит, кто мяучит, кто хнычет)

    -Почему называет сбродом? Что означает это слово? (сброд - случайно собравшиеся вместе ничтожные, незначительные или общественно вредные люди)

    -Сброд не просто вождей-вожаков, а тонкошеих. Почему? (потому что сами висят на волоске, они полулюди запуганные, бессловесные. Они предоставляют услуги и расплачиваются своей свободой. И действия их как у бессловесных тварей: свистят, мяучат).

    -Каким показан народ, ради которого служат вождь и его окружение? (народ не чует земли, т.е. не чувствует опоры)

    -Повествование ведется от 1 лица, от лица простого народа: жизнь протекает в подавленном состоянии, не чувствуют земли под ногами, речи ведутся очень тихо и осторожно. За лишнее слово можно и на казнь пойти. Люди скованы страхом.  

    -Почему поэт посмел написать такое стихотворение? Чем грозило написание такого стихотворения поэту? (подготовленный заранее ученик)

    (Осенью 1933 г. Мандельштам пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», за которое в мае 1934 г. был арестован. Надежда Мандельштам (жена поэта) впоследствии писала: «Тогда никто не сомневался, что за эти стихи он поплатится жизнью». Но резолюция о Мандельштаме была непривычно мягкой: изолировать, но сохранить. Только защита Бухарина смягчила приговор – выслали в Чердынь-на-Каме, а затем в Воронеж, где Мандельштам работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки ему запрещают жить в Москве. Часто приходится слышать: почему не нашлось на Сталина Занда, Шарлотты Корде, хотя бы Фанни Каплан? Почему же — нашлось, только Мандельштам действовал не кинжалом или пулей, а словом. В дни рабьего молчания и угодливости он громыхнул такими стихами).

    - Рассмотрим стихотворение А.А.Ахматовой (по такому же плану опорной карты). 

    И Вождь орлиными очами
    Увидел с высоты Кремля,
    Как пышно залита лучами
    Преображенная земля.

    И с самой середины века,
    Которому он имя дал,
    Он видит сердце человека,
    Что стало светлым, как кристалл.

    Своих трудов, своих деяний
    Он видит спелые плоды,
    Громады величавых зданий,
    Мосты, заводы и сады.

    Свой дух вдохнул он в этот город,
    Он отвратил от нас беду, -
    Вот отчего так тверд и молод
    Москвы необоримый дух.

    И благодарного народа
    Вождь слышит голос:
    «Мы пришли
    Сказать, - где Сталин, там свобода,
    Мир и величие земли!»

    Декабрь 1949

    Работа со стихотворением А.А.Ахматовой.

    -Выразительное чтение стихотворения.

    -Какие детали портрета вождя отмечает А.А.Ахматова? (орлиные глаза вождя)

    -Показаны только глаза. Глаза как зеркало души. Глаза птицы-хищника, которые зорко вглядываются во все и везде. Эти глаза видят сердце каждого человека. Какие еще глаголы использует поэтесса, описывая героя? (дважды глагол видит, вдохнул, отвратил, слышит)

    -Что видит вождь? (Своих трудов, своих деяний спелые плоды, громады величавых зданий, мосты, заводы и сады).

    -Показаны достояния деятельности вождя, который и беду отвратил. Как вы думаете, какую беду отвратил?  (нашествие фашизма)

    -Какую в этом стихотворении вы выделили лексику, связанную с близким окружением вождя? (ярко выраженной  лексики в этом стихотворении нет, но есть лексика, связанная с окружением народа: благодарный народ говорит! Используемый эпитет «благодарный» подчеркивает преданность народа. Люди прославляют Сталина, свободу, мир и величие земли!)

    –Мы разобрали два стихотворения о Сталине поэтов поры Серебряного века. По-разному изображен вождь.  Как вы думаете, почему А.А.Ахматова так высоко оценивает деятельность вождя? Может, она лукавила, когда писала эти стихотворения? (может, поэтесса искренне благодарна вождю за победу в В.О. в., поэтому и  возвеличивает его заслуги; возможно, А.А. Ахматова и слукавила: желая спасти себя, детей, близких, приходилось идти на сделку с совестью).

    -Хочется привести один факт из истории: в музее Анны Ахматовой в «Фонтанном доме» в томике стихов поэтессы некоторые страницы были заклеены бумагой. Надпись на стенде гласила, что после 1956 г. Анна Андреевна собственноручно заклеивала свои стихи, посвященные Сталину.

    -Литература не может быть свободна в обществе с тоталитарным режимом. Поэт либо творит, но расплачивается жизнью, либо лицемерит и живет не по совести.

    5. Рефлексия.

    -В опорной карте поразмышляйте и ответьте на вопрос: « В чем назначение поэта и поэзии сегодня?»

    -Вернемся к началу урока и еще раз посмотрим на вопросы:

    Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться?

    1.Глубже узнавать художественный текст.

    2.Грамотно говорить по прочитанному.

    3.Анализировать стихотворный текст.

    4.Давать собственную оценку прочитанному.

    5.Обогатить лексический запас.

    6.Совершенствовать навыки работы с изобразительными средствами.

    7.Письменно излагать мысли по прочитанному.

    8.Узнать, в чем предназначение поэта и поэзии сегодня.

    -Удалось ли вам достичь поставленных задач?

    6. Заключение.

    Лишив меня морей, разбега и разлета

    И дав ноге упор насильственной земли,

    Чего добились вы? Блестящего расчета -

    Губ шевелящихся отнять вы не могли.

             Превозмогая горечь одиночества и отверженности, Мандельштам достигает удивительной полноты, цельности видения мира, органической сопричастности всему, что происходит вокруг, высочайшей степени свободы. Анна Ахматова свидетельствовала, как в 1933 году поэт сказал ей: "Стихи сейчас должны быть гражданскими". Поэзия должна быть гражданственной и сейчас.

     Домашнее задание: найдите стихотворения В. Маяковского и Б.Пастернака, посвященные Сталину.

    Использованные ресурсы:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция "поэты Серебряного века приглашают..."

    Конспект литературной гостиной, имитирующей встречу поэтов начала прошлого века на "Башне" Вяч. Иванова...

    Урок литературы в 11 классе. "Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов Серебряного века".

    Данный материал содержит:Конспект урока.Презентацию к уроку. (Из-за большого количества материала презентация разделена на две части).Сборники стихотворений: "Сады моей души", "Гимн Афродите", "Дерзки...

    Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

    Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

    Поэты Серебряного века.

    Данные презентации предназначены для учащихся 11 классов, они содержат информацию по жизни и творческтву А. А. Ахматовой, А. А. Блока, М. И. Цветаевой....

    Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

    Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

    Кроссворд "Поэты Серебряного века"

    Кроссворд предназначен для заключительного урока по изучению литературы Серебряного века....

    презентация "Скрытый смысл войны" Первая мировая глазами поэтов Серебряного века

    Н.Гумилев, А.Блок, В.Брюсов, М.Волошин - их стихи, воспоминания, дневники раскрывают истинный смысл войны...