Истории возникновения песен о ВОВ
план-конспект урока по литературе на тему

Шматова Альвина Сергеевна

История возникновения некоторых песен о Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesni_velikoy_pobedy.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

 «Песни великого подвига»                                

                                                                                                                          

Ведущая:                                                                 ( Звучит мелодия «Эх, дороги»)

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались, чтобы послушать фронтовые песни и узнать историю создания той или иной песни.

Песни военных лет...
Сколько их, прекрасных и незабываемых. Есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.

От песен сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой.
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

Я предлагаю почтить память погибших воинов в годы Великой Отечественной войны и в боевых действиях в наше время. Минута молчания.

Прошу всех сесть. 

I. 1-й ведущий.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
2-й ведущий.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
1-й ведущий.
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.
2-й ведущий.
Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

Исполняется начало песни А.В. Александрова на стихи В.И. Лебедева-Кумача
«Священная война».

1-й ведущий.
С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти copyright-by-праздник как воинская присяга.
2-й ведущий.
В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, почти шестьдесят лет спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

Звучит финал песни «Священная война».

II. История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. Это одна из самых популярных песен военных лет. Она была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма `Два бойца` весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат. Идея `оживить` эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. Не теряя ни минуты, Леонид Луков- режиссёр фильма поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил  другу мелодию. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.

По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» была на устах буквально у каждого фронтовика, потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей».

И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.

III. Истории возникновения песен различны. Вот ещё одна из них.

В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал «Смуглянку» на радио. Но «несерьезная» песня не произвела впечатления на руководство. «Что это за песня про смуглянку-молдаванку? Сейчас 1943 год, идёт война… вы же автор героических песен», - говорили Анатолию Новикову. Только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке в числе прочих композиций Новикова была по достоинству оценена руководителем Ансамбля песни пляски Красной Армии Александром Васильевичем Александровым. Песня прозвучала на концерте, её повторили три раза под аплодисменты. Самое любопытное, что концерт транслировался по радио, по тому самому радио, где в своё время отвергли эту песню о любви, о свидании, о расставании. Так веселая лирическая песня стала любимой как в тылу, так и на фронте.

IV. Такое впечатление, что автор подслушал песню «Последний бой» на дорогах войны, а ведь написана она была через много лет после Победы в 1968 году…

Когда большая часть киноэпопеи «Освобождение» была снята, режиссер картины Юрий Озеров неожиданно обратился к артисту, исполнявшему роль командира штурмовой роты: «Мы скоро будем снимать эпизод взятия Берлина. В этом месте нужна песня. Напишите ее»

Артист, к которому обратился режиссер, был Михаил Ножкин, автор многих известных песен. Он сразу же взялся за работу и написал сразу два варианта. Но ни один из них автору не нравился: не хватало в этих песнях задушевности и теплоты.

Михаил Ножкин вспомнил свое военное детство. Его отец был на фронте, мать целый день на работе, а мальчик все время проводил с ранеными в госпитале, который находился рядом с домом Ножкиных. Бойцы делились с Мишей сахаром и хлебом, рассказывали о фронтовой жизни, о родных, о том, какой счастливой будет жизнь после победы.
Эти воспоминания помогли Михаилу Ножкину в работе над третьим вариантом песни. Прозвучав с экрана в исполнении автора, песня «Последний бой» обрела самостоятельную жизнь и стала одной из любимых песен нашего народа.

V. Еще одна песня, написанная после ВОВ – «На безымянной высоте». Из воспоминаний поэта Михаила Матусовского: «Если бы мне не пришлось служить в газете Второго белорусского фронта и во время командировки на передовые встретиться с редактором дивизионной многотиражки Николаем Чайкой и услышать от него навсегда поразивший меня рассказ о сражении восемнадцати воинов вблизи городка Бетлицы, я никогда бы не смог написать вместе с композитором Вениамином Баснером песню для к/ф «Тишина» «На безымянной высоте». В данном случае жизнь сама подсказала тему, и мне оставалось только рассказать о том, что происходило «на огненной черте»... Это был не бой за крупный населенный пункт, схватка шла за маленькую высоту, которая на карте была помечена только цифрой. Но для людей, которые здесь воевали и умирали, это было сражение и за Москву, и за Сталинград, и даже за Берлин...

В глубине Калужской области, вблизи деревни Рубеженка есть памятник.
На одной из его граней можно прочитать имена защитников, а на другой - вырезаны строки, когда-то написанные на листке бумаги.

Мы не забудем, не забудем
Атаки яростные те
У незнакомого поселка.
На безымянной высоте.  

Учитель: Победно закончилась вторая мировая войн - Великая Отечественная.

Как ни необходимо забыть горе и страдания, принесенные на землю германским фашизмом, мы, молодые, должны помнить тех, кто оберегал нас от этой чумы.

Помните!

Через века, через года-

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Звучит запись песни « Журавли» Р. Гамзатова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История возникновения названий

История возникновения названий...

Конспект интегрированного урока " История создания песен о Великой Отечественной войне поэтами и композиторами Тверского края."

Урок проведен в рамках работы РМО учителей музыки 24.02.1011 г.Цель урока: развитие  интереса учащихся к изучению исторического прошлого Тверского края.Интегрированный урок музыки и краевед...

презентация к классному часу "Что мы знаем об истории военных песен".

Презентация к классному часу позвященному Дню победы...

Проектное задание "Песни военных лет. История создания песен военных и послевоенных лет"

Проект разработан на основе интеграции литературы, информатики, музыки и изобразительного искусства....

«История военных песен, или С песней к Победе"

Материал предназначен для урока внеклассного чтения. 7- 8 класс.Цель урока: Показать непреходящее значение песен Великой Отечественной войны и её актуальность в воспитании патриотизма современного чел...

Устный журнал "История военных песен""

Устный журнал "история военных песен""...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...