Главные вкладки

    Пояснительная записка к рабочей программе и КТП по литературе для 5 класса ФГОС (авторы учебника Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева)
    рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

    Фокина Кристина Геннадьевна

    Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, опреде­ленных федеральным компонентом, и составлена на осно­ве обязательного минимума содержания основных образо­вательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fgos_rab_programma_i_ktp_5_klass_literatura_.doc284.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

                         Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Программа рассчитана на реализацию за 340 часов (5-6-е классы по 102 часа в год, 3 часа в неделю, 7-8-е классы по 68 часов в год , 2 часа в неделю)  в общеобразовательной школе

                       Преподавание предмета «Литература» планируется на основе учебников:

    • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 5 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.
    • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 6 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.
    • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 7 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.
    • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 8 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.

                         В учебники вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы.

                        Цель учебников – развитие умений анализа художественного текста, определение темы, идеи, проблематики произведения, характеристики основных героев. Основная теоретико-литературная и методическая идея данного учебника – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов. Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.

                         Методическая часть программы ориентирована на формирование умений, навыков и способов деятельности, рекомендованных стандартами.

                         В программе определены основные цели и задачи литературного образования:

    • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
    • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
    • развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
    • развитие устной и письменной речи учащихся;
    • развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
    • воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

                       Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.

    Отбор, распределение учебного материала и организация учебного процесса обусловлены конкретными задачами по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учетом взаимосвязи как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психофизиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте; социально-культурные условия жизни). В программе под этапом обучения понимается один учебный год.

    Учебная стратегия каждого этапа обучения предполагает три ракурса:

    • развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущем этапе;
    • формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;
    • учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

    Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.

    Программа с 5 по 8 класс намеренно строится не по хронологическому принципу, так как учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип.

    Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.

    В основу каждого этапа заложена определенная теоретико-литературная и методическая идея:

    1. класс — осознание природы художественного образа;
    1. класс — осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов;
    2. класс — представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;
    3. класс — наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, проявляющейся в системе отношений автор — читатель;

    Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих.

    Понятийный аппарат включает в себя:

    1. класс — искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);
    2. класс — тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой, персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения;
    3. класс — роды и жанры литературы; пафос, виды пафоса; конфликт; композиция; этапы развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
    4. класс — система образов; тип, характер; образ автора, автор-повествователь; авторская позиция; деталь, символ;

    В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.

    Формирование деятельностной компетенции достигается учащимися в процессе овладения определенными умениями в ходе изучения литературы.

    Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических, проектных работ, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, практических работ, написание сочинений, задания с развернутым ответом на вопрос, выполнение проектных заданий, решение кроссвордов.

    Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

    Балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.

    Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

    Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.

    Балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.

    Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но всё же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

    Предполагаемые результаты изучения предмета «Литература»:

    Личностные результаты:

    • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
    • воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
    • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач  различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

    Метапредметные  результаты выпускников основной школы  проявляются в:

    • Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
    • Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
    • Умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

    Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

    в познавательной сфере:

    • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
    • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
    • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
    • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
    • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

    в ценностно-ориентационной сфере:

    • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
    • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
    • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
    • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

     в коммуникативной сфере:

    • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
    • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
    • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

     в эстетической сфере:

    • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
    • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

    Виды контроля:

    - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,  составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя,  инсценирование,  составление сравнительной характеристики;

    - итоговый (за полугодие/ учебный год): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

    На уроке литературы рекомендуется проверять следующие виды деятельности:

    • восприятие;
    • истолкование;
    • оценку литературных произведений;
    • различные типы речевых высказываний.


    Учебно-тематический план

    № п/п

    Наименования разделов,

    тем

    Количество часов

    В том числе на:

    Аудиторные занятия

    Аудиторные сочинения

    Внеклассное чтение

    Контрольные работы

    5 класс

    1

    Литература как искусство слова

    1

    1

    2

    Реальность и вымысел

    38

    2.1.

    Фольклор

    10

    7

    1

    2

    2.2.

    Авторская сказка

    18

    15

    1

    2

    2.3.

    Басня

    10

    6

    1

    2

    1

    3

    Этот необычный мир…

    59

    3.1.

    Легенда

    12

    10

    1

    1

    3.2.

    Лирическое стихотворение

    20

    18

    1

    1

    3.3.

    Роман, повесть, рассказ

    27

    22

    1

    3

    1

    4

    Резерв

    4

    ИТОГО:

    102

    83

    6

    11

    2


    Содержание тем курса

    5 класс ( 102 часа)

    Литература как искусство слова — 1 час

    Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

    Реальность и вымысел. Фольклор.

    Малые жанры фольклора — 2 часа

    Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

    Русские народные сказки — 5 часов. Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

    • «Хрустальная гора...». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
    • «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
    • «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

    Внеклассное чтение. «Пойди туда, не знаю куда...» — 2 часа

    Авторская и литературная сказка

    Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки.

    А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — 2 часа. Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.

    Е.Л. Шварц. Сказка «Два клена» — 2 часа. Слово о писателе. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

    Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» — 3 часа. Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

    Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» — 3 часа. Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор.

    М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» —2 часа. Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.

    П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» — 2 часа

    В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» — 1 час. Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

    Внеклассное чтение. В. Гауф. Сказка «Холодное сердце» — 2 часа

    Басня

    И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок»  — 6 часов. Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

    Внеклассное чтение. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья и Дуб»  — 2 часа

    Этот необычный мир...

    Легенда

    А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар» — 2 часа Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

    М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» — 2 часа. Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

    «Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», «Из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге», «Создание славянской азбуки») — 4 часа. Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема авторства. Фольклорные элементы.

    А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» — 2 часа. Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

    Внеклассное чтение. «Легенда о Томасе Лермонте» —1 час

    Лирическое стихотворение.  Мир чувств. Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

    А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И. Пущину» — 3 часа. Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.

    М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — 3 часа. Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.

    Мир природы

    А.А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Мотылек», «Мальчику» — 3 часа. Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.

    Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров...», «Летний вечер» — 3 часа. Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.

    Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» —2 часа. Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.

    И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...» — 2 часа. Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

    С.А. Есенин. Стихотворение «Береза» — 2 часа. Слово о писателе. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

    Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком...» (пер. М.Ю. Лермонтова). И.-В. Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) — 1 час

    Роман, повесть, рассказ

    Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) – 4 часа. Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.

    А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» — 2 часа. Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

    А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.

    И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» — 3 часа. Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.

    Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога» — 2 часа. Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

    Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише» — 2 часа. Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

    В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.

    М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» — 3 часа. Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

    Внеклассное чтение. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) — 3 часа.

    Планируемые результаты изучения учебного предмета.

    В результате изучения литературы ученик должен знать:

    • образную природу словесного искусства;
      содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
    • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
    • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
    • основные теоретико-литературные понятия.

    В результате изучения литературы ученик должен уметь:

    • работать с книгой
    • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
    • владеть различными видами пересказа;
      строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
    • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
      выражать свое отношение к прочитанному;
    • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
    • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
    • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части.
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
      - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

    ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тема раздела, урока

    Кол-во часов

    Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

    Планируемые результаты освоения материала

    Дата проведения

    План

    Факт

    1

    Литература как искусство слова

    1

    Знакомство с учебником. Беседа.

    Иметь  более глубокое понимание о литературе как об одном из видов искусства

    «Реальность и вымысел». Фольклор. Авторская и литературная сказка. Басня.

    38

    2-3

    Малые жанры фольклора

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению

    Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки и поговорки в устных и письменных высказываниях.

    Понимать роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

    4

    Русские народные сказки. «Хрустальная гора…». Волшебная сказка.

    1

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

    Воспринимать сказку как выражение народного миропонимания и мироотношения, как явление фольклора. Различать сказки волшебные, бытовые и  сказки о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы. Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку

    5

    Как строится сказка

    1

    Рассказ учителя. Работа в группах

    6

    «Как старик домовничал». Бытовая сказка.

    1

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

    7

    «Лиса и тетерев». Сказка о животных.

    1

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу.

    8

    Р/р. Пересказ сказок (от лица одного из героев, для разной аудитории)

    1

    Работа в парах, работа в группах. Обучение устному рассказу

    9-10

    Вн/чт. «Пойди туда, не знаю куда…»

    2

    Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах

    11

    Р/р. Сочинение по пословице

    1

    Сочинение

    Выбрать тему сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

    12-13

    А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах.

    Воспринимать  текст литературного произведения.

    Различать авторскую, литературную  и народную сказку. Находить сходство и различия между авторскими, литературными и народными сказками.  Выявлять характерные для сказок художественные приёмы.

    Пересказывать эпизод из прочитанной сказки.

    Сопоставлять сюжеты, персонажей сказок.

    Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений

    14-15

    Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна»

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в парах.

    16-18

    Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик»

    3

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу.  Работа в группах

    19-21

    Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

    3

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу.  Работа в группах

    22-23

    М.М.Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца»

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в парах.

    24-25

    П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах.

    26

    В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было»

    1

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах.

    27-28

    Вн/чт. В.Гауф. Сказка «Холодное сердце»

    2

    Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах.

    29

    Р/р. Сочинение «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

    1

    Сочинение

    Выбрать тему сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения;  находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

    30-35

    И.А.Крылов. Басни.

    6

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах. Работа в группах.

    Знать специфику басни. Находить сходства и различия между баснями  и сказками о животных. Сопоставлять образы и сюжеты. Выявлять характерные для  басен художественные приёмы (аллегория и мораль).

    Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений

    36-37

    Вн/чт. Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга

    2

    Рассказ учителя.  Сообщение подготовленного ученика. Беседа. Обучение выразительному чтению.  Работа в парах. Работа в группах.

    38

    Р/р. Сочинение - басня

    1

    Сочинение

    Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

    39

    Контрольное тестирование по разделу «Реальность и вымысел»

    1

    Тест

    Применяет полученные ранее знания на практике, выполняет тестовую работу (части А,В,С)

    «Этот необычный мир…» Легенда. Лирическое стихотворение. Роман, повесть, рассказ.

    59

    40

    А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар»

    1

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах.

    Воспринимать  текст литературного произведения.

    Различать легенду и  сказку.

    Находить сходства и различия между легендами и сказками.  Выявлять характерные для  легенд художественные приёмы.

    Пересказывать самостоятельно прочитанную легенду.

    Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений

    41

    Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

    1

    Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

    42

    М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы».

    1

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению

    43

    Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

    1

    Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

    44-47

    «Повесть временных лет»

    4

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в парах. Работа в группах.

    48-49

    А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах.

    50

    Вн/чт. «Легенда о Томасе Лермонте»

    1

    Беседа. Обучение  устному рассказу

    51

    Р/р. Сочинение  «Моя легенда»

    1

    Сочинение

    Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

    52-53

    А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину».

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах

    Получить первоначальное понятие о лирике, о возможности передать в лирическом произведении  мир души и чувств.

    Понимать жизненную основу душевных переживаний, стремление человека к гармонии с миром.

    Воспринимать лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния, образы природы в лирическом произведении.  Определять сюжетность в лирике,  композицию лирического произведения. Характеризовать поэтический мир стихотворения.

    Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

    Выявлять художественные приёмы, языковые средства, использованные автором в лирическом произведении.

    Читать выразительно (в том числе наизусть) лирические стихотворения и фрагменты изученных произведений.

    54

    Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

    1

    Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

    55-56

    М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва»

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению.  Работа в группах

    57

    Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

    1

    Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

    58-59

    А.А.Фет. Стихотворения.

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах.

    60

    Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

    1

    Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

    61-62

    Ф.И.Тютчев. Стихотворения.

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах

    63

    Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

    1

    Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

    64-65

    Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах.

    66

    И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…»

    1

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению

    67

    Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

    1

    Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

    68

    С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза»

    1

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах.

    69

    Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

    1

    Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

    70

    Вн/чт. Г. Гейне. «На севере диком...».      И.-В. Гёте. «Ночная песня странника», «Мальчик с сурком»

    1

    Рассказ учителя.  Сообщение подготовленного ученика. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах

    71

    Р/р. Сочинение «Мир души и чувств»

    1

    Сочинение

    Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

    72-74

    Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо»

    3

    Рассказ учителя.  Сообщение подготовленного ученика. Беседа. Обучение  устному рассказу

    Воспринимать текст литературного произведения.

    Выявлять жанровые признаки рассказа, повести, романа в изучаемом произведении.

    Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику.

    Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

    Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

    Читать выразительно фрагменты произведений.

    Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

    Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

    Пересказывать эпизод из самостоятельно прочитанных произведений.

    Давать устный  или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

    75

    Р/р. Урок – дискуссия на тему «Жизнь Робинзона невероятна или обыденна?»

    1

    Работа в группах

    76-77

    А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа».

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

    78-79

    А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

    80

    Р/р. Урок – дискуссия на тему «Можно ли назвать историю, рассказанную Платоновым, легендой?»

    1

    Работа в группах

    81-82

    И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

    83

    Р/р. Рассказ – описание понравившегося героя

    1

    Работа в группах. Обучение  устному рассказу

    84-85

    Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога».

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

    86-87

    Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише».

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

    88-89

    В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

    2

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

    90

    Р/р. Рассказ – описание состояния человека, осознавшего сложность своего положения

    1

    Работа в группах. Обучение  устному рассказу

    91-93

    М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»

    3

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах.

    94-96

    Вн/чт. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне)

    3

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах

    97

    Р/р. Сочинение – аннотация на прочитанное произведение

    1

    Сочинение

    Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

    Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

    98

    Контрольное тестирование по  итогам года

    1

    Тест

    Применять полученные ранее знания на практике, выполнять тестовую работу (части А,В,С)

    99-102

    Резерв

    4

    Итого

    102


    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

    1. Мультимедийные презентации по изучаемым темам и произведениям.
    2. Диски. «Литература. Учебная хрестоматия. Средняя школа».  5-9 классы.
    3. Записи спектаклей и экранизации литературных произведений.
    4. Диски: 
    • «Литература. 9-11 класс. Экспресс – подготовка к экзамену. Новый диск»
    • «Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10  класс»
    • «Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс»
    • «Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия. Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия.
    • Щедевры русского романса. МР3.
    • AUDIOBOOK. Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения.
    • AUDIOBOOK. Марина Цветаева. Стихотворения и поэмы.
    • AUDIOBOOK. Александр Блок. Стихотворения и поэмы.
    • Школьная хрестоматия. М.Ю. Лермонтов. Начитанные сокращённые тексты. Новый диск.
    • Н.С. Гумилёв. Полное собрание сочинений.
    • Н.В. Гоголь. Полное собрание сочинений.
    • Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений.
    • А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений.
    • М.Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений.
    • Н.С. Лесков. Великий русский писатель.
    • М. Цветаева. Энциклопедическое собрание сочинений.
    • В.В. Набоков. Энциклопедическое собрание сочинений

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    Основная литература

    1. Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 5 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2012.
    2. Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 6 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2011.
    3. Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 7 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2011.
    4. Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 8 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2011.
    5. Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
    6. Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.
    7. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс./ Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. -М.:Вентана-Граф, 2012 г.

    Дополнительная учебная  литература

    1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
    2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
    3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
    4. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5-9 классы. -  М.: Вако, 2007.
    5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 8 классе. - Просвещение, 2006.
    6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
    7. Лайфман  И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. – М.: Материк Альфа, 2003.
    8. Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
    9. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 5-9 классов

    Основа: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по русскому языку (5 – 9 классы): Сборник нормативных документов. Русский язык в образователь...

    пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

    Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

    Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС на 2 часа в неделю.

    Пяснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС расчитанная на 2 часа,третий час у нас идёт плавание и на него отдельная программа....

    Пояснительная записка к рабочей программе по французскому языку 2-4 классы ФГОС НОО

    Данная пояснительная записка составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами....

    Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для 6 класса(учебник " Английский в фокусе")

    Пояснителная записка к рабочей программе по английскому языку для 6 класса(учебник "Английский в фокусе") соответствует ФГОС ООО....