Пояснительная записка к рабочей программе и КТП по литературе для 5 класса ФГОС (авторы учебника Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Фокина Кристина Геннадьевна

Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, опреде­ленных федеральным компонентом, и составлена на осно­ве обязательного минимума содержания основных образо­вательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_rab_programma_i_ktp_5_klass_literatura_.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                     Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Программа рассчитана на реализацию за 340 часов (5-6-е классы по 102 часа в год, 3 часа в неделю, 7-8-е классы по 68 часов в год , 2 часа в неделю)  в общеобразовательной школе

                   Преподавание предмета «Литература» планируется на основе учебников:

  • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 5 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.
  • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 6 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.
  • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 7 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.
  • Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 8 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2013.

                     В учебники вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы.

                    Цель учебников – развитие умений анализа художественного текста, определение темы, идеи, проблематики произведения, характеристики основных героев. Основная теоретико-литературная и методическая идея данного учебника – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов. Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.

                     Методическая часть программы ориентирована на формирование умений, навыков и способов деятельности, рекомендованных стандартами.

                     В программе определены основные цели и задачи литературного образования:

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
  • развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

                   Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.

Отбор, распределение учебного материала и организация учебного процесса обусловлены конкретными задачами по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учетом взаимосвязи как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психофизиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте; социально-культурные условия жизни). В программе под этапом обучения понимается один учебный год.

Учебная стратегия каждого этапа обучения предполагает три ракурса:

  • развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущем этапе;
  • формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;
  • учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.

Программа с 5 по 8 класс намеренно строится не по хронологическому принципу, так как учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.

В основу каждого этапа заложена определенная теоретико-литературная и методическая идея:

  1. класс — осознание природы художественного образа;
  1. класс — осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов;
  2. класс — представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;
  3. класс — наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, проявляющейся в системе отношений автор — читатель;

Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих.

Понятийный аппарат включает в себя:

  1. класс — искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);
  2. класс — тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой, персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения;
  3. класс — роды и жанры литературы; пафос, виды пафоса; конфликт; композиция; этапы развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
  4. класс — система образов; тип, характер; образ автора, автор-повествователь; авторская позиция; деталь, символ;

В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.

Формирование деятельностной компетенции достигается учащимися в процессе овладения определенными умениями в ходе изучения литературы.

Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических, проектных работ, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, практических работ, написание сочинений, задания с развернутым ответом на вопрос, выполнение проектных заданий, решение кроссвордов.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

Балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.

Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.

Балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.

Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но всё же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

Предполагаемые результаты изучения предмета «Литература»:

Личностные результаты:

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
  • воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач  различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные  результаты выпускников основной школы  проявляются в:

  • Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
  • Умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,  составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя,  инсценирование,  составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие/ учебный год): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

На уроке литературы рекомендуется проверять следующие виды деятельности:

  • восприятие;
  • истолкование;
  • оценку литературных произведений;
  • различные типы речевых высказываний.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименования разделов,

тем

Количество часов

В том числе на:

Аудиторные занятия

Аудиторные сочинения

Внеклассное чтение

Контрольные работы

5 класс

1

Литература как искусство слова

1

1

2

Реальность и вымысел

38

2.1.

Фольклор

10

7

1

2

2.2.

Авторская сказка

18

15

1

2

2.3.

Басня

10

6

1

2

1

3

Этот необычный мир…

59

3.1.

Легенда

12

10

1

1

3.2.

Лирическое стихотворение

20

18

1

1

3.3.

Роман, повесть, рассказ

27

22

1

3

1

4

Резерв

4

ИТОГО:

102

83

6

11

2


Содержание тем курса

5 класс ( 102 часа)

Литература как искусство слова — 1 час

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

Реальность и вымысел. Фольклор.

Малые жанры фольклора — 2 часа

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Русские народные сказки — 5 часов. Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

  • «Хрустальная гора...». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
  • «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
  • «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

Внеклассное чтение. «Пойди туда, не знаю куда...» — 2 часа

Авторская и литературная сказка

Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — 2 часа. Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.

Е.Л. Шварц. Сказка «Два клена» — 2 часа. Слово о писателе. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» — 3 часа. Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» — 3 часа. Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор.

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» —2 часа. Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» — 2 часа

В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» — 1 час. Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

Внеклассное чтение. В. Гауф. Сказка «Холодное сердце» — 2 часа

Басня

И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок»  — 6 часов. Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Внеклассное чтение. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья и Дуб»  — 2 часа

Этот необычный мир...

Легенда

А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар» — 2 часа Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» — 2 часа. Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», «Из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге», «Создание славянской азбуки») — 4 часа. Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема авторства. Фольклорные элементы.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» — 2 часа. Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

Внеклассное чтение. «Легенда о Томасе Лермонте» —1 час

Лирическое стихотворение.  Мир чувств. Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И. Пущину» — 3 часа. Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — 3 часа. Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.

Мир природы

А.А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Мотылек», «Мальчику» — 3 часа. Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров...», «Летний вечер» — 3 часа. Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» —2 часа. Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.

И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...» — 2 часа. Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

С.А. Есенин. Стихотворение «Береза» — 2 часа. Слово о писателе. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком...» (пер. М.Ю. Лермонтова). И.-В. Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) — 1 час

Роман, повесть, рассказ

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) – 4 часа. Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.

А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» — 2 часа. Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» — 3 часа. Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.

Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога» — 2 часа. Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише» — 2 часа. Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.

М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» — 3 часа. Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

Внеклассное чтение. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне) — 3 часа.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
    писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

1

Литература как искусство слова

1

Знакомство с учебником. Беседа.

Иметь  более глубокое понимание о литературе как об одном из видов искусства

«Реальность и вымысел». Фольклор. Авторская и литературная сказка. Басня.

38

2-3

Малые жанры фольклора

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению

Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки и поговорки в устных и письменных высказываниях.

Понимать роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

4

Русские народные сказки. «Хрустальная гора…». Волшебная сказка.

1

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

Воспринимать сказку как выражение народного миропонимания и мироотношения, как явление фольклора. Различать сказки волшебные, бытовые и  сказки о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы. Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку

5

Как строится сказка

1

Рассказ учителя. Работа в группах

6

«Как старик домовничал». Бытовая сказка.

1

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

7

«Лиса и тетерев». Сказка о животных.

1

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу.

8

Р/р. Пересказ сказок (от лица одного из героев, для разной аудитории)

1

Работа в парах, работа в группах. Обучение устному рассказу

9-10

Вн/чт. «Пойди туда, не знаю куда…»

2

Беседа. Обучение устному рассказу. Работа в группах

11

Р/р. Сочинение по пословице

1

Сочинение

Выбрать тему сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

12-13

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах.

Воспринимать  текст литературного произведения.

Различать авторскую, литературную  и народную сказку. Находить сходство и различия между авторскими, литературными и народными сказками.  Выявлять характерные для сказок художественные приёмы.

Пересказывать эпизод из прочитанной сказки.

Сопоставлять сюжеты, персонажей сказок.

Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений

14-15

Е.Л.Шварц. Сказка «Два клёна»

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в парах.

16-18

Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик»

3

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу.  Работа в группах

19-21

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

3

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу.  Работа в группах

22-23

М.М.Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца»

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в парах.

24-25

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах.

26

В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было»

1

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах.

27-28

Вн/чт. В.Гауф. Сказка «Холодное сердце»

2

Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах.

29

Р/р. Сочинение «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

1

Сочинение

Выбрать тему сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения;  находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

30-35

И.А.Крылов. Басни.

6

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах. Работа в группах.

Знать специфику басни. Находить сходства и различия между баснями  и сказками о животных. Сопоставлять образы и сюжеты. Выявлять характерные для  басен художественные приёмы (аллегория и мораль).

Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений

36-37

Вн/чт. Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга

2

Рассказ учителя.  Сообщение подготовленного ученика. Беседа. Обучение выразительному чтению.  Работа в парах. Работа в группах.

38

Р/р. Сочинение - басня

1

Сочинение

Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

39

Контрольное тестирование по разделу «Реальность и вымысел»

1

Тест

Применяет полученные ранее знания на практике, выполняет тестовую работу (части А,В,С)

«Этот необычный мир…» Легенда. Лирическое стихотворение. Роман, повесть, рассказ.

59

40

А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар»

1

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах.

Воспринимать  текст литературного произведения.

Различать легенду и  сказку.

Находить сходства и различия между легендами и сказками.  Выявлять характерные для  легенд художественные приёмы.

Пересказывать самостоятельно прочитанную легенду.

Читать выразительно наизусть фрагменты из изученных произведений

41

Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

1

Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

42

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы».

1

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению

43

Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

1

Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

44-47

«Повесть временных лет»

4

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в парах. Работа в группах.

48-49

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах.

50

Вн/чт. «Легенда о Томасе Лермонте»

1

Беседа. Обучение  устному рассказу

51

Р/р. Сочинение  «Моя легенда»

1

Сочинение

Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

52-53

А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину».

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах

Получить первоначальное понятие о лирике, о возможности передать в лирическом произведении  мир души и чувств.

Понимать жизненную основу душевных переживаний, стремление человека к гармонии с миром.

Воспринимать лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния, образы природы в лирическом произведении.  Определять сюжетность в лирике,  композицию лирического произведения. Характеризовать поэтический мир стихотворения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Выявлять художественные приёмы, языковые средства, использованные автором в лирическом произведении.

Читать выразительно (в том числе наизусть) лирические стихотворения и фрагменты изученных произведений.

54

Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

1

Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

55-56

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва»

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению.  Работа в группах

57

Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

1

Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

58-59

А.А.Фет. Стихотворения.

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах.

60

Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

1

Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

61-62

Ф.И.Тютчев. Стихотворения.

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах

63

Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

1

Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

64-65

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети»

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах.

66

И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…»

1

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению

67

Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

1

Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

68

С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза»

1

Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в парах.

69

Р/р. Выразительное чтение стихотворения наизусть, устный анализ стихотворения 

1

Обучение выразительному чтению, анализу лирического стихотворения.

70

Вн/чт. Г. Гейне. «На севере диком...».      И.-В. Гёте. «Ночная песня странника», «Мальчик с сурком»

1

Рассказ учителя.  Сообщение подготовленного ученика. Беседа. Обучение выразительному чтению. Работа в группах

71

Р/р. Сочинение «Мир души и чувств»

1

Сочинение

Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

72-74

Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо»

3

Рассказ учителя.  Сообщение подготовленного ученика. Беседа. Обучение  устному рассказу

Воспринимать текст литературного произведения.

Выявлять жанровые признаки рассказа, повести, романа в изучаемом произведении.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Читать выразительно фрагменты произведений.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Пересказывать эпизод из самостоятельно прочитанных произведений.

Давать устный  или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

75

Р/р. Урок – дискуссия на тему «Жизнь Робинзона невероятна или обыденна?»

1

Работа в группах

76-77

А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа».

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

78-79

А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

80

Р/р. Урок – дискуссия на тему «Можно ли назвать историю, рассказанную Платоновым, легендой?»

1

Работа в группах

81-82

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

83

Р/р. Рассказ – описание понравившегося героя

1

Работа в группах. Обучение  устному рассказу

84-85

Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога».

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

86-87

Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише».

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

88-89

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

2

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу

90

Р/р. Рассказ – описание состояния человека, осознавшего сложность своего положения

1

Работа в группах. Обучение  устному рассказу

91-93

М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»

3

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах.

94-96

Вн/чт. «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне)

3

Рассказ учителя. Беседа. Обучение  устному рассказу. Работа в группах

97

Р/р. Сочинение – аннотация на прочитанное произведение

1

Сочинение

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Выбирать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, аргументировать свою точку зрения; находить ошибки и редактировать черновой  вариант своего сочинения

98

Контрольное тестирование по  итогам года

1

Тест

Применять полученные ранее знания на практике, выполнять тестовую работу (части А,В,С)

99-102

Резерв

4

Итого

102


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

  1. Мультимедийные презентации по изучаемым темам и произведениям.
  2. Диски. «Литература. Учебная хрестоматия. Средняя школа».  5-9 классы.
  3. Записи спектаклей и экранизации литературных произведений.
  4. Диски: 
  • «Литература. 9-11 класс. Экспресс – подготовка к экзамену. Новый диск»
  • «Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10  класс»
  • «Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс»
  • «Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия. Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия.
  • Щедевры русского романса. МР3.
  • AUDIOBOOK. Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения.
  • AUDIOBOOK. Марина Цветаева. Стихотворения и поэмы.
  • AUDIOBOOK. Александр Блок. Стихотворения и поэмы.
  • Школьная хрестоматия. М.Ю. Лермонтов. Начитанные сокращённые тексты. Новый диск.
  • Н.С. Гумилёв. Полное собрание сочинений.
  • Н.В. Гоголь. Полное собрание сочинений.
  • Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений.
  • А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений.
  • М.Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений.
  • Н.С. Лесков. Великий русский писатель.
  • М. Цветаева. Энциклопедическое собрание сочинений.
  • В.В. Набоков. Энциклопедическое собрание сочинений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература

  1. Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 5 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2012.
  2. Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 6 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2011.
  3. Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 7 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2011.
  4. Литература Учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений. В двух частях. 8 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. -М.:Вентана-Граф, 2011.
  5. Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  6. Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.
  7. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс./ Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. -М.:Вентана-Граф, 2012 г.

Дополнительная учебная  литература

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  4. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5-9 классы. -  М.: Вако, 2007.
  5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 8 классе. - Просвещение, 2006.
  6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
  7. Лайфман  И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. – М.: Материк Альфа, 2003.
  8. Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
  9. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 5-9 классов

Основа: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по русскому языку (5 – 9 классы): Сборник нормативных документов. Русский язык в образователь...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС на 2 часа в неделю.

Пяснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС расчитанная на 2 часа,третий час у нас идёт плавание и на него отдельная программа....

Пояснительная записка к рабочей программе по французскому языку 2-4 классы ФГОС НОО

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами....

Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для 6 класса(учебник " Английский в фокусе")

Пояснителная записка к рабочей программе по английскому языку для 6 класса(учебник "Английский в фокусе") соответствует ФГОС ООО....