поэтическое изображение осени
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

аида ондар

конспект урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 имени Воинов-интернационалистов»

План-конспект урока по литературе:

«Унылая пора! Очей очарованье!» Поэтическое изображение осени в стихотворении А.С.Пушкина»

Учитель русского языка и литературы

Ондар Аида Васильевна

«Унылая пора! Очей очарованье!» Поэтическое изображение осени в стихотворении А.С.Пушкина.

Цели: знакомство с лирическим произведением, особенностью построения стихотворения, с новыми литературными понятиями, позволяющими автору передать всю полноту чувств;

- воспитание умения видеть красоту художественного произведения, желания беречь красоту окружающего мира;

- развитие умения определять тему текста, формировать основную мысль.

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Унылая пора! Очей очарованье!» Поэтическое изображение осени в стихотворении А.А.Пушкина.

- Откройте тетради и запишите тему урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком стихотворения А.С.Пушкина «Осень», изучим новые литературные понятия, чтобы увидеть насколько мастерски автор рисует картины осени, и надеюсь, что вас увлечет поэтический талант Пушкина.

- Осень… При слове «осень» возникает у каждого свой образ. Ранняя осень – появляются первые разноцветные листья на деревьях, поздняя осень – завершается листопад и жизнь замирает, готовясь облачиться в белый наряд.

- Но согласитесь, ребята, что больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками: от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

- Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников.

- Перед нами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Какой видел художник одно из самых прекрасных времен года- расскажет…

- Рассказ ученицы:

«На картине Левитана «Золотая осень» мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем наряде. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки – ряд зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света».

- Спасибо, садись.

- Какие краски использует художник?

- Посмотрите, сколько различных цветов, оттенков осени мы увидели благодаря художнику.

- Левитан говорит не только о календарном времени года, но и передает свое настроение. Какое оно?

- Картина Левитана созвучна стихотворению Пушкина «Осень».

- Давайте послушаем … , которая прочитает нам отрывок из этого стихотворения.

- Чтение учеником отрывка.

- Хорошо, садись.

- Согласитесь, красивое стихотворение. Всего восемь строк, а сколько чувств.

- Произведение, которое передает настроение, различные чувства и мысли автора называется лирическим произведением.

- Откройте учебники на 198 странице.

- Еще раз внимательно прочитайте стихотворение.

- Перед нами не целое произведение, а его часть, отрывок. Стихотворение «Осень» состоит из 12 строф. Это знаменитая седьмая строфа «Унылая пора! Очей очарованье!

- Ребята, как понимаете значение слова «строфа»?

- Строфа – часть стихотворения, объединенная в единое целое содержанием, рифмой, ритмом.

- Запишите в тетради определение слова «строфа».

- Обратите внимание на то, что звуки в конце строк созвучны. А созвучие звуков в конце строк называется рифмой.

- Рифма – созвучие звуков в конце строк.

- Запишите.

- А теперь еще раз внимательно посмотрите на стихотворение. Какие строки созвучны?

- Да, рифмуются первая, третья, пятая строка, а также вторая, четвертая, шестая; последние две строки тоже созвучны.

- Давайте выпишем последние слова каждой строки. Вот первая строка оканчивается словом очарованье. Нумеруем строку, ставим многоточие, так как пропускаем слова, и выписываем только последнее слово.

1… очарованье        а

2… краса                  б

3… увяданье            а

4… леса                    б                  перекрестная рифма

5… дыханье             а

6… небеса                б

7… морозы               в

8… угрозы                в                  парная рифма

- Обозначим созвучие строк – очарованье, увяданье, дыханье – буквой «а», а созвучие – краса, леса, небеса – буквой «б». Получилась рифма аб аб аб. Такая рифма называется перекрестной. Обратите внимание на непроизносимый согласный в слове «перекрестная».

- Последние две строки обозначим буквой «в». Это парная или смежная рифма.

- Такая последовательность рифм проведена через все стихотворение. Строфа такого строения называется октава.

- Запишите в тетради.

- Октава (от лат. «okto» - восемь) – восьмистрочная строфа с порядком рифм аб аб аб вв.

- О чем говорится в этих восьми строках? Определим тему.

- Пушкин не просто описывает осень, а признается, что он любит это время года.

- Перечислите, пожалуйста, что любит поэт в осени.

Люблю – «пышное природы увяданье»

                 «багрец и в золото одетые леса»

                 « и ветра шум»

                 « и свежее дыханье»

                 «и небеса»

                 « и солнца луч»

                 «и первые морозы»

                 « и седой зимы угрозы»

- Пушкин признается, что ему все нравится в осени: «ветра шум», «свежее дыханье», и даже то, что иногда не нравится другим: «небеса», покрытые «мглой волнистою», и «редкий солнца луч» и «первые морозы».

- А вы, ребята, что любите в осени, а что не любите?

- «Осень чудная, - сообщал Александр Сергеевич в письме одному из друзей, - и дождь, и снег, и по колено грязь». Может поэтому в начале стихотворения он называет осень «унылой порой».

- Какое чувство выражает прилагательное «унылая»?

- Перед нами необычное прилагательное. Подобные прилагательные выражают чувства, настроения, отношение автора к изображаемому. Такие прилагательные являются эпитетами, или художественными определениями.

- Эпитет – художественное определение.

- Запишите, ребята.

- Прилагательное-определение может стать эпитетом только тогда, когда оно употребляется в сочетании со словом, обозначающим предмет или явление. Например, прилагательные унылая, прощальная, пышное, свежее, седой – из стихотворения Пушкина без существительных, к которым они относятся, эпитетами быть не могут.

- Но не во всяком словосочетании прилагательное может быть эпитетом. Например, в следующих словосочетаниях:

унылый человек

пышный пирог

свежий хлеб

седой старик – прилагательные эпитетами не являются.

- Как вы думаете, ребята, почему?

- Эти прилагательные указывают на конкретные признаки, вызывают конкретные представления.

- А какие слова подобрал Пушкин к данным прилагательным в своем стихотворении?

«унылая пора»

«прощальная краса»

«пышное увяданье»

«свежее дыханье»

«седой зимы»

- Теперь эти прилагательные превращаются в эпитеты, так как они усиливают яркость, точность поэтического языка лирического произведения.

- Часто литературу называют искусством слова. Музыкант, чтобы создать произведение искусства, пользуется звуками разной высоты, скульптор – глиной, мрамором, художник – цветом, а писатель и поэт – словом.

- В поэтическом тексте значение каждого слова чрезвычайно ёмко, потому что в нескольких строках автору надо вместить целые картины, затронуть глубинные струны души человека. Поэтому Пушкин использовал много слов в переносном значении.

- Дома вы составляли справочную статью по непонятным вам словам.

- Для того чтобы показать наряд осеннего леса, какие слова использовал автор?

- Что обозначает устаревшее слово «багрец»?

- Хорошо.

- Дополнительную информацию о слове «багрец» даст …., которая приготовила небольшую справку. Внимательно послушайте.

- Справка ученика: «Слово «багрец» образовано от старославянского слова «багръ» - красная краска, красный цвет. В этимологическом словаре говорится, что данное слово, вероятнее всего, того же корня, что и диалектное слово «богатье» - огонь, пламя. Следовательно, дословно данное слово можно перевести – «цвета пламени». В словаре Даля отмечается, что слово «багряный» – самый яркий и самый чистый красный оттенок».

- Какой цвет передает слово «золото»?

- Слово «золото» Пушкин употребляет вместо словосочетания «желтые листья». Поэт любуется осенним нарядом леса, и яркие желто-красные листья он называет золотом, то есть употребляет это слово в переносном значении.

- Здесь признак одного предмета переносится на другой на основе их сходства по цвету. Такой художественный прием называется метафорой.

- Метафора – перенос значения по сходству.

- Метафора «в багрец и в золото одетые леса» позволяет автору более ярко, образно описать осенний лес, а нам, читателям, точно, зримо представить его себе.

- Какие еще слова употреблены в переносном значении?

- Ребята, к сожалению, на этом уроке познакомиться со всеми художественными приемами, которые использовал автор для того, чтобы описать осеннюю природу, невозможно. Это знакомство продолжим на следующем уроке.

- Какие литературные понятия вы узнали на этом уроке?

- В начале урока мы отметили, что картина Левитана созвучна стихотворению Пушкина. Что общего можно отметить в этих произведениях?

- Стихотворение Пушкина было написано в 1833 году, а картина Левитана – в 1895 году.

- И поэт и художник воспевают «прощальную красу» осенней природы. Хотя они пользуются разными приемами, мы почувствовали красоту осенней природы.

- Ребята, а сегодняшняя наша «золотая осень» отличается от осени Пушкина и Левитана?

- Что нам нужно делать, чтобы сохранить красоту природы?

- Ребята, дома еще раз подумайте, пожалуйста, о том, что мы можем сделать для сохранения нашей природы. Свои мысли можете выразить:

1) написав  небольшое сочинение;

2) сочинив стихотворение;

3) нарисовав плакат.

А также нужно подготовить выразительное чтение отрывка «Унылая пора! Очей очарованье!»

- Выставление оценок за урок.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс

Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...

Тема урока: «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы» 5 класс

Презентация к уроку литературы по творчеству С.А.Есенина в 5 классе "Поэтическое изображение Родины и родной природы", биография поэта, анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями", "Я покину...

Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация

продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя...