А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Донгак Роза Бурбужуковна

Пушкинские сказки -   это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».

П. Бажов

Разработка урока для 5 класса по русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_mertvoy_tsarevne_i_o_semi_bogatyryakh.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Русская литература 5 класс

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». П. Бажов

Слайд 3

В Москве прошло детство А. С. Пушкина Мать поэта Надежда Осиповна Отец Сергей Львович Дядя Василий Львович Брат поэта Лев Сергеевич Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

Слайд 4

Сказки создавались талантливыми людьми в глубокой древности. Позднее народные сказки стали записывать собиратели устного народного творчества. Народные сказки вдохновляли многих писателей на создание собственных сказок, которые стали называться авторскими или литературными. Литературная сказка

Слайд 5

Кто внимательнее? На что глядела царица, ожидая возвращения мужа? Каким было приданое царевны? Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу? Кто первым встретил царевну на дворе у семи богатырей? Как называлось жилище семи богатырей? Чем угрожала царица чернавке, узнав что царевна не погибла? Чем занимались семь богатырей? Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? Какими были первые слова проснувшейся царевны?

Слайд 6

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный план.

Слайд 7

Цитатный план «Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царевна молодая тихомолком расцветая..» «А царевна все ж милее..» «Вот Чернавка в лес пошла..» «Будь нам милая сестрица» «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить» «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..» «В руки яблочко взяла» «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..» «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет» «Гроб разбился. Дева вдруг ожила» «Свадьбу тотчас учинили»

Слайд 8

● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям. ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих? ● Как отомстила царица-мачеха царевне? ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана? Основные образы сказки

Слайд 9

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом Внешность царевны и ее внутренние качества. Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея. Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям. ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение .

Слайд 10

Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например: Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела.. Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Слайд 11

Царского происхождения, умны, красивы Царица Царевна Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая Надменная Жестокосердная Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая Простая Добродетельная Практическая работа

Слайд 12

► Какие черты характера открываются нам в богатырях? ► Как богатыри относятся к царевне и почему? Помощники царевны

Слайд 13

Обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

Слайд 15

Кроссворд по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвей царевне и о семи богатырях». По горизонтали : 2.Жених царевны. 6.В этот день, накануне церковных праздников Рождества и Крещения родилась царевна. 7.К какому небесному светилу обращается сначала Королевич с просьбой о помощи? 9. Кем приходится царица царевне? 10. По велению царицы Она отвела царевну в глушь лесную. Во вертикали : 1. Самый дорогой предмет царицы, умеющий говорить. 3. Кличка пса семи богатырей. 4. Каким фруктом отравилась царевна? 5. В кого переоделась царица, идя навстречу к молодой царевне? 8. Какое природное явление подсказало Королевичу, где находится его невеста?

Слайд 16

Т. Маврина Е. Пашков В. Милашевский В. Конашевич ►Хоть зло сильно- всему вредит, Добро на свете победит. В. Назарук

Слайд 17

Прочитайте сказки А.С. Пушкина.

Слайд 18

Домашнее задание 1. Выполнить задание 3 (страница 96). 2. Нарисовать иллюстрацию к сказке. 3. Прочитать сказку «Снежная королева» Х .К. Андерсена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...

Разработка урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Самоанализ открытого урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»....

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...

Конспект урока литературы «Добро и зло в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цели урока.Содержательная.  Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст  сказки. Развивать навыки монологической, ...