Разработка урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Монгуш Милана Николаевна

Самоанализ открытого урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

         Вашему вниманию был представлен урок по теме: Образ богатыря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Основная цель урока: дать представление об образе богатыря в русской литературе и проверить знания учащихся и в других предметах. В зависимости от целей урока определила тип урока: комбинированный. Форма урока – урок закрепление. Был и оглашены тема и цели и эпиграф урока, который был подобран из устного народного творчества, для того чтобы обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.

Данный урок является вторым в изучаемом разделе, поэтому опиралась на то, что учащиеся уже познакомились со сказкой Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Урок начали с минутки вхождения в урок. Детям объяснила о значимости рук. Затем повторение пройденной темы провела в форме опроса.  Мотивацию к учебной деятельности начала с  фантастической добавки о том, что дети находятся в театре, чтобы сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.  На уроке часто задаются проблемные вопросы. Кто это? Почему? Параллельно с объяснением новой темы велась и словарная работа. В урок были включены песни «Богатырская наша сила», «Доруг». Тем самым я хотела расширить кругозор детей, показать связь  литературы с музыкой, заинтересовать их.  В урок включены и соревнования между русским и тувинским богатырем. Класс был разделен 2 группы, чтобы привить навыки групповой работы. На уроке есть моменты связи с жизнью, где говорится о знаменитых богатырях нашей родины. Эта информация окрыляет детей, делает их стремительными, решительными. В ходе урока применяются диалоговые, полилоговые формы общения, создается ситуация успеха и психологическая поддержка учащихся. Используются элементы групповой технологии, ИКТ. В качестве домашнего задания детям было предложено выучить наизусть понравившийся отрывок из сказки, чтобы привить любовь к выразительному чтению. Я думаю, что цели урока достигнуты, так как дети Просмотр сказки закончился хорошим результатом.

Учитель русского языка и литературы  ГБОУ РТ «Хондергейской СКОШИ VIII  вида для детей с отклонениями в развитии»: Милана Николаевна Монгуш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

ГБОУ РТ «Хондергейская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида для детей с отклонениями в развитии»

Разработка урока по чтению в 5 классе на тему:

«Образ богатыря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

        Учитель: Монгуш М.Н.

        Хондергей-2014

Цели:

  1. Дать представление об образе богатыря в русской литературе, проверить знания и умения учащихся и в других предметах.
  2. Коррекция развития внимания, памяти через иллюстрации, коррекция зрительного восприятия через различные картинки.
  3. Воспитание патриотизма, чувства мужества и любви к родине, уважение к национальным традициям и обычаям, понимание словесной музыки и воспитание толерантности.

Оборудование: проектор, картинки, доска, компьютер, колонки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы  любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друг друга, и поднять упавшего товарища, и накормить  голодных  птиц, и накрыть стол.

-За что ты любишь свои руки, Ай-Херел?  А ты любишь свои руки, Милада? Какие добрые и умные у вас руки! Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей.  

-Молодцы!

2.Мотивация к учебной деятельности.

У нас сегодня необычный урок.  Представьте себе, что мы все в театре. Посмотрите на афишу, ребята! Ну-ка! Что там у нас? Сегодня просмотр «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».     (слайд)

Все мы посмотрели сказку. Вы заметили, ребята, что в сказке есть семь богатырей?  

3.Объяснение новой темы.

И сегодня наша тема называется Образ богатыря в сказке А. С. Пушкина  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (слайд)

- Посмотрите на экран, ребята! Кто это?

-Молодцы! Это богатырь!

Посмотрите на экран и запишите кто же такой богатырь. Слайд Богатырь – это герой былин. Это человек очень большой силы, стойкости и отваги.

Слайд. По словарю Даля Богатырь - это человек рослый, видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.

Физминутка.

Дружно встали, раз-два-три!

Мы теперь богатыри!

Раз, два, три, четыре

Мы теперь силачи!

- Каких богатырей знаете из тувинской литературы, ребята?

Дети: Кангывай-Мерген,  Бокту-Кириш.

Молодцы! Правильно. Теперь устроим встречу русского богатыря с богатырем тувинской сказки. Давайте пригласим их, ребята! Ай-Херел будет богатырем из русской сказки, а Арсений – богатырь из тувинской сказки. Выходите к доске, ребята. Возьмите, свои лошади. Будете следовать по моей инструкции. (Звучит тувинская песня)

Послушайте мелодию. Какая она? Кажется знакомая мелодия!  

                             Дети:   Сильная, мощная, быстрая.

-Правильно! Эта мелодия такая же, как сам русский богатырь - сильная, мощная, быстрая. (Слышны топот и ржание коня)

А вы слышите, ребята? Они идут! Вот! Скачет тувинский богатырь Бокту-Кириш.  

Богатырь: Амыр-ла, амыр, дети! Мир вашему дому!

(Звучит мелодия, слышны топот и ржание коня). Слышите, ребята! Скачет русский богатырь! Это какой богатырь?

Дети: Это богатырь из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

-Правильно! Молодцы!

Русский богатырь: Мир и похвала вашему дому! (Богатыри приветствуют друг друга)

Учитель: Садитесь, ребята. (Дети присаживаются)

Учитель: Видите, ребята, какие наши богатыри смелые, храбрые, не состязаются. Значит, они дружелюбные, добрые и толерантные.

Поэтому вы тоже должны быть такими же, как наши богатыри, такими же смелыми, отважными, благородными и уважать друг друга.

Словарная работа (слайд)

Толерантный – умный, благородный, умеющий сопереживать, сочувствовать и уважать мнение других.

А теперь проведем конкурс между группами. 1 группа – это команда русского богатыря. 2 группа – это команда тувинского богатыря. Задание такое. Солнце богатырей горюет без лучиков. Ваша задача найти лучики с именами прилагательными и прикрепить к солнцу! А эти имена прилагательные должны характеризовать вашего богатыря! Начинаем! Победившей команде – «5»-терки.

Молодцы солдаты! (Учитель ставит оценки)

Учитель: Богатырями можно считать не только героев сказок, но и людей в реальной жизни. Смотрите, ребята! (слайд) Кто это?

Молодцы! Это В.В.Путин – президент РФ.

Богатырём можем назвать и президента РФ В.В.Путина.

Дальше смотрите! Это кто? Молодцы! Это Ш.В.Кара-оол – Председатель правительства РТ. Он тоже богатырь!

Дальше смотрим! Кто это? Молодцы! Это С.К.Шойгу – Министр обороны РФ. Богатырь Земли тувинской!

Теперь выполним упражнения для глаз.

  • Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд, ослабить мышцы, глаза открыть.
  • Движения зрачков влево-вправо, вверх-вниз, круговые движения зрачками.

Молодцы!

Богатырями считаются не только мужчины, но и женщины! Смотрите, ребята! Это кто? Молодцы! Это Лориса Ооржак, наша землячка, мастер спорта России, чемпионка по женской борьбе! Богатыри есть и в нашей школе! Это кто? Молодцы! Это Роберт Алексеевич Куулар. Богатыри есть еще и в числе учащихся нашей школы. Это выпускник 9 класса – Ооржак Айбес среди футболистов школы. Богатыри нашего класса – это Монгуш Ай-Херел и Хертек Арсений. Молодцы!

Подведение итогов.

Нужны ли в наше время богатыри?

Дети: Да, нужны.

Молодцы! Каких людей мы называем богатырями? Какими качествами обладает богатырь?

Дети: Сильный умный, красивый, благородный, успешный.

В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам доблестными, сильными Защитниками Отечества, преданными родине солдатами и богатырями, о которых узнали сегодня на уроке.  

 Помните наставления  богатырей:

– Защищать свою Родину, беречь её.  -  

- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Эпиграф урока мы доказали, действительно, если вы будете хорошо учиться – вас будут хвалить, если у вас будет хороший конь – он приведет вас к успеху! А ваш конь – это ваш ум и доброта!

Домашнее задание. Выучить наизусть понравившийся отрывок.

Спасибо вам за урок, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

На уроке по изучению повести А.С. Пушкина представлено использование различных электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...

разработка урока географии в 9 классе по теме "Образ Дальнего Востока с использованием заданий ОГЭ

Тип урока:  урок применения знаний, умений и навыков Технология урока: ИКТ,  приемы технологии критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний (учебник, к...