Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Образ метели в творчестве А.С. Пушкина"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Ягудина Роза Ильдусовна

Этот урок- исследования  с элементами  арт-терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тема: «Погружаясь  в  вальс  метели…» (Образ  метели  в  творчестве А.С. Пушкина) (В  творческой  мастерской  автора)

                                                                                   Автор:  Ягудина Р.И.,

                                                                                   учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной  категории

МБОУ « Нурлатская  СОШ ЗМР  РТ»

        Класс: 7

        Тип: Нетрадиционный, интегрированный урок литературы с элементами  психологии

        Цели: углубить  знания  учащихся  о жизни А. С. Пушкина и особенностях его творчества, показать мастерство автора в создании  образа  метели в поэтических  и прозаических   произведениях.

        Задачи урока:

образовательная: углубить и расширить представление о жизни и творчества А.С. Пушкина;

развивающая: развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы,  формировать навыки  вдумчивого  чтения и  анализа текста  литературных  произведений, сравнения, обобщения,  выразительного  чтения, передавая интонацией настроение, развивать эмоциональную речь, обогащать словарный запас;

воспитывающая: воспитывать у  учащихся нравственные, духовные, эстетические  ценности.

     Планируемые результаты урока:

предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; умение работать со словариком учебника.

метапредметные:

ууд

  • познавательные – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в книге
  • регулятивные – оценивание своей работы и работы одноклассников на уроке, принятие учебной задачи урока.
  • коммуникативные – умение улавливать мысль в заданном вопросе и давать ответ в соответствии с содержанием.

личностныеформирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни).

      Оборудование: презентация по теме  урока с портретами А.С. Пушкина, репродукциями картин  русских  художников, иллюстрациями  к  повести «Метель», фрагмент оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель», кадры  из  фильма «Метель», аудиозапись  из  фонохрестоматии «Зимний  вечер», акварельные  краски, заготовки  для раскрашивания.

      Методы и технологии, используемые на уроке: критического  мышления, ИКТ, исследовательско- аналитическая .

      Перечень основных понятий: художественный образ, сюжет, символ, художественная  деталь.

Эпиграф  к  уроку:   Пока в  России длится Пушкин,

                                     Метелям не задуть  свечу!

                                                         Н. Самойлов

                                     Да  здравствует  солнце!

                                     Да  скроется  тьма!

                                                         А.С. Пушкин

Ход урока

  1. Мотивация  к  учебной  деятельности

     Учитель. Ребята, у нас  сегодня особенный урок-путешествие  в творческую  мастерскую великого  русского поэта и писателя А.С. Пушкина. Прошу вас закрыть свои  глаза, слушая  музыку и мой голос, постарайтесь  мысленно  представить  перед  собой  сказочную  картину  русской зимы.

    Звучит фрагмент  «Тройка»  оркестровой сюиты Г. Свиридова к  повести А.С. Пушкина «Метель».

    Учитель(под  музыку).  Под голубыми небесами,

                                             Великолепными  коврами,

                                             Блестя на  солнце, снег  лежит.

                                             Прозрачный лес один  чернеет,

                                             И ель сквозь  иней зеленеет,

                                             И речка  подо  льдом  блестит…

По  бескрайней  русской  равнине, по  заснеженной  дороге мчится  тройка. Томительно  звенят  колокольчики. Зимний  воздух  чист  и прозрачен. Но  вот  неожиданное  поднимается  ветер, белое  облачко  на  краю неба  превращается  в темную страшную тучу, начинается  метель. Одинокий  путник теряет  дорогу, долго  и мучительно  плутает по  холодной  снежной  пустыне.

                                      Буря  мглою небо  кроет,

                                      Вихри снежные  крутя,

                                      То, как зверь  она завоет,

                                      То заплачет, как  дитя.

                                      То по кровле  обветшалой

                                      Вдруг  соломой зашуршит,

                                      То, как  путник  запоздалый,

                                      К нам в  окошко  застучит…

А сейчас тихонько  откройте  глаза.

   Учитель.

  1. Беседа.
  • Какую картину  вы  увидели, когда  слушали  музыку  и мои  слова?
  • Кому  принадлежат прочитанные  стихотворные строки?
  • Как называются эти стихи и кто их  автор?
  • Как вы думаете, легко ли можно создать образ  метели в  художественном  и музыкальном произведении? Вы  прослушали  фрагмент из сюиты  русского  композитора Г. Свиридова к  повести А.С. Пушкина «Метель  «Тройка».

  2.Арттерапия.

      Учитель. А сейчас  я предлагаю вам  под эту  музыку  дорисовать  картину  метели  на  рисунках-раскрасках, которые  лежат на  ваших  партах.(Ученики закрашивают   заготовки).

      Учитель. А. С. Пушкина называют живописцем  русской  природы. За  свою  короткую жизнь он успел изъездить Россию вдоль  и поперек: от Петербурга  до Крыма, от Балтики до  Черного  моря, от Москвы до Кавказа, от Молдавии до Урала…Поэт был  влюблен в  неброскую  русскую природу. В ее простых  картинах  он  находил  неописуемую  прелесть и  очарование, умел  с  любовью описать  любое  время  года и любое  явление  природы. В  утренней  свежести  весны, в пышном  увядании осени, великолепии снежной зимы и находился  тот затаенный  источник вдохновения, душевного равновесия и  нескончаемой  жизненной  энергии, которыми  обладал  этот  гениальный поэт.

    Восхищаясь  произведениями А.С. Пушкина,  великий русский  писатель Л.Н. Толстой писал: « Мы  читаем  у Пушкина стихи  такие  гладкие, такие простые, и нам  кажется, что у него так  и вылилось  это в такую форму. И нам  не  видно, сколько  он  употребил труда  для того, чтобы  было  именно  так просто и гладко».

    Сегодня мы  вновь  прикоснемся к неповторимому таланту  Пушкина, убедимся  в его  огромном трудолюбии, в  непревзойденном мастерстве. Для этого  обратимся к образу  метели в  его  творчестве.

   

  1. Проверка  домашнего задания

    Учитель.  Что такое метель?

    Ученик. Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.(С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

   Учитель.Какие  синонимы к  слову «метель»  вы нашли в словаре синонимов?

   Ученики. Вьюга – снежная буря. Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. Буран – снежная буря, метель в степи. Пурга – сильная вьюга, снежная буря,  пороша, вихрь.

     Учитель. Какие слова -ассоциации  вы подобрали к  слову «метель»?

    Ученики. «Ураган», «ветер», «страшно», «ужас», «воет», «свистит»  и др.

     Учитель. Нравится ли вам это  явление зимней природы?

     Учитель. Каким  бывает  ваше настроение  во  время  метели?

     Ученики. Настроение  во  время  метели  бывает грустным, печальным. Чувствуется  тревога, страх…

    Учитель. А как Пушкин  относился  к  метели?

    Ученик. Наверно, ему  нравилась  такая  погода. Не  случайно  во  многих  произведениях он  создал  выразительные  картины  метели, посвятил ей  стихи.

   

  1. Актуализация  пробного  учебного  действия

    1. Групповая работа:

       На предыдущем уроке учащиеся были разделены на группы и в качестве домашнего задания получили задание ответить на вопрос: «Как изображена метель в произведениях Пушкина»?

1 группа – «Зимний вечер». «Зимнее утро».

2 группа – «Метель».

3 группа – «Бесы».

4 группа – «Капитанская дочка».

Выступают представители каждой из групп с последующими дополнениями.

    Учитель. В каких произведениях  А.С. Пушкина вы встречались  с описанием  метели?

    Ученики. «Зимнее утро», «Зимний  вечер», «Зима. Что делать нам  в  деревне…», «Бесы», повести «Метель», «Капитанская  дочка» и др.

    Учитель. Давайте  вспомним  отрывки  из  этих  произведений.

    Ученики  выразительно исполняют  отрывки из стихотворений: «Зимнее утро», «Зимний  вечер», «Зима. Что делать нам  в  деревне…», «Бесы», повести «Метель», «Капитанская  дочка».

    Демонстрация  кадров  из  кинофильма «Метель».

  1. Реализация  построенного  проекта

  1. Аналитическая  беседа

 Учитель. С какими авторскими синонимами  вы  встречались, читая  произведения А.С. Пушкина?

   Ученик. Буря, буран, вихрь, вьюга, пороша.

   Учитель. Какие  еще  синонимы к этому  слову  вы  можете  добавить?

   Ученик. Пурга, метелица, поземка, стихия, ураган, снежный  шторм.

   Учитель. Какой  из  этих  синонимов  татарского  происхождения?

   Ученик. Буран  - это заимствование из татарского  языка.

   Учитель. Какие  особенности в изображении  метели вы  заметили в произведениях  Пушкина?

   Ученики. 1.Метель у Пушкина изображается как живое  существо, оживший  образ. 2.Метель- предвестник  судьбоносных событий, грядущих  изменений в жизни  героев произведений. 3.Метель превращается  в  спутника, собеседника.

4.Обычно при  описании метели  настроение  лирического героя подавленное, грустное, тревожное.

    Учитель. На какие  детали  зимнего  пейзажа   А.С. Пушкин  уделяет  особое  внимание, создавая образ метели?

    Ученик. Создавая  образ  метели, особое  внимание А.С. Пушкин  уделяет   описанию неба, луны, туч, ветра, земли, снега, дороги, свечи, настроения  лирического  героя. (Приводят  примеры  из произведений).

    2.Учитель. Составим словесный портрет метели (краски, звуки, отношение к человеку) в прочитанных вами произведениях.

  Ответы  учащихся  по  группам.

  Смотрят репродукции картин к  повестям «Метель»  и «Капитанская дочка». (Проецируется на  экране)

       Физкультминутка.

  1. Включение  в  систему  знаний и повторение

  1.Анализ  отрывков из  произведений «Бесы»  и «Зимний  вечер».

    (Отрывки проецируются  на  экране).

  Учитель. Какие  сопутствующие  образы  присутствуют в «пушкинских»  картинах  метели?

  Ученики. Сопутствующими  образами  являются кони (тройка),  собеседник, колокольчик, свеча, степь.

   Учитель. Метель у  Пушкина – это живой образ, который движется, мечется, плачет, дышит,  воет…Как же  ему  удалось столь  мастерски  создать  живую  картину  русской  природы?

   Ученик. Для  этого А.С. Пушкин умело  использует различные средства выразительности речи: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, лексические  повторы, а  также  цветопись и звукопись.(Ученики  приводят примеры из   произведений Пушкина).

   Учитель. Обратили ли вы внимание на  глаголы и деепричастия, которые  использует автор, описывая  картины  метели? Почему ему нужны  именно эти части  речи?

   Ученик. А.С. Пушкин, описывая  метель, употребляет  глаголы:  «мчатся, вьются, носились, смешалось, завоет, заплачет, застучит, крутя» и др. Глаголы  и деепричастия  дают  возможность передать разнообразие  действий,  всю динамику  событий: стремительность, быстроту.

   Учитель. С какой  интонацией надо  читать  пушкинские  строки, посвященные  описанию  метели?

    Ученик. Эти  строки нужно  читать с различной  интонацией: то тревожно, то размашисто, то серьезно, то  грустно, стараясь  передать динамику событий и настроение  лирического  героя.

 Прослушивание  аудиозаписи  из  фонохрестоматии «Зимний  вечер».

  Учитель. Часто А.С. Пушкин описывает  не  только  бурю, но и  состояние  природы  после  нее. В каких  произведениях  мы  это  видим? С какой целью это делает  автор?

   Ученик. Описание состояние  природы  после  сильной бури мы встречаем в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», повестях «Капитанская  дочка»  и «Метель». Этим автор напоминает  своим  читателям  о вечной  борьбе  добра и зла, света  и тьмы, пробуждает жажду  жизни,  света, мира, очищения, ощущения земной  красоты.

  Учитель. В каком произведении А.С. Пушкина  передано  ощущение связи между  природной  стихией и  сверхъестественными силами?

  Ученик. В  стихотворении «Бесы».

  Учитель. Какие  судьбоносные  события произошли  в жизни пушкинских  героев во время  метели, бурана?

   Ученики.1. Герой  повести «Капитанская  дочка», Петр Гринев, во  время  бурана  в степи  встретил Пугачева. 2. Герои  повести «Метель» из-за  метели разминулись навсегда  со  своей  любовью, но случайно нашли  свое  счастье.

  Учитель. Таким образом, метель – это не просто образ, а образ-символ. Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи.

      В  произведениях  А.С. Пушкина, посвященных  метели,  находим  такие  строки: «выпьем с горя», «сердцу  будет  веселей», « сердце  ноет», «глотая  скуки яд», «страшно, страшно», «поневоле  надрывая  сердце  мне». Почему же  было  так  тяжело поэту  во  время  бури?

   Ученики. Судьба  поэта  тоже  была  не спокойной, мятежной. Жизненная  буря постоянно  преследовала  поэта. Сплетни, зависть, клевета, гонения, ссылки, дуэль. Все это было  очень тяжело для  честного, чистого  человека. Всю жизнь мятежный поэт  шел вперед, преодолевая жизненные бури.

VI.Рефлексия

     Учитель. А.С. Пушкин  был очень жизнерадостным, быстрым, решительным, волевым  человеком. Он  всегда  находился  в  центре  бурных  событий в жизни России. В  основном названные  сегодня  произведения были  написаны им  во  время ссылки или  болдинской  осенью, когда  поэт был  отрезан  от  большого  мира, находился  в одиночестве. Порой Пушкин  чувствовал  себя  заблудшим в  степи  путником. Неслучайно  он неоднократно в  своем  творчестве  возвращается  к  образу  метели. Его  герои  проходят  через  испытание  этой  стихией. Не создалось ли у вас впечатление, что метель в творчестве Пушкина это не простое природное явление, что в это слово вложен более глубокий смысл?  Какой смысл  вкладывал  Пушкин в  образ метели (бурана, вьюги) в своих  произведениях?

    Вывод учащихся. Буря -  это катастрофа, природная  стихия, борьба  сил  добра  и зла, тепла  и холода. Это испытание  человека на  прочность чувств, роковое  событие  в  судьбе. Это  очищение от грехов, облегчение, сближение  людей , жажда  жизни, мира, тишины, покоя, но  и напоминание  о  смерти.

    Учитель. Сегодня  мы  еще  раз  убедились  в том, что А.С. Пушкин -  непревзойденный  мастер  слова. Не зря великий  педагог А. Луначарский с восторгом  писал  о нем: «Пушкин  был  русской  весной, Пушкин  был  русским  утром, Пушкин  был  русским Адамом. Если  кинуть  взгляд  на  творчество Пушкина, то первое, что  поразит, это  вольность,  ясный  свет, грация, молодость  без  конца».

    Короткая жизнь  великого  сына России не  была  спокойной и благополучной. Он  всегда  находился  в круговороте борьбы  сил добра  и зла, правды  и несправедливости, свободы  и рабства, красоты  и убожества. Вечно гонимый,  затравленный за  свои  прогрессивные  убеждения, Пушкин  всегда  чувствовал  себя путником, заблудившимся  в  безбрежной снежной  пустыне. Вся пушкинская Россия находилась в  круговерти метели и  зимней  стужи. И это  состояние  было  невыносимо для  свободолюбивого  поэта. А он, не раз  сбитый ураганом судьбы, падал  и вновь  поднимался, готовый «мыслить и  страдать», поднимался навстречу жизни и счастью и провозглашал: «Да  здравствует  солнце, да  скроется  тьма!»

    В морозный январский день  трагически  оборвалась  жизнь любимого народного  поэта. Рыдала  вся  Россия. Ни стужа, ни метели не смогли  остановить нескончаемый  людской  поток к  гробу Пушкина.

    Слава А.С. Пушкина не уменьшается. Живому  огню пушкинского  творчества не  страшны  никакие жизненные  метели. Память о  нем  бессмертна. Нельзя не  согласиться со  словами  поэта Н. Самойлова: «Пока в России Пушкин  длится, метелям  не  задуть  свечу!»

    Я надеюсь, что  ваши  души отогрелись  у  костра творчества Пушкина, стали  чище  и добрее.

   -Какие чувства владели вами  на сегодняшнем  уроке?

   -Что нового вы узнали о жизни и творчестве А.С. Пушкина?                                                          

    Подведение  итогов  урока. Выставление  оценок.

   Домашнее задание. Подготовка  к  уроку  внеклассного  чтения. Читать повесть А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка», ответить на  вопросы.

   

Приложение № 1

Зимнее утро

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как, бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… посмотри в окно:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет;

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит...

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка,

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой по утру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка,

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Бесы

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-лин …

Страшно, страшно по неволе

Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон – теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?» -

«Кто их знает? пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-лин …

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце нем…

Фрагмент из повести «Капитанская дочка»

     …Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями, ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича.

Лошади шли шагом – и скоро мы стали… Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая… я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание по бурному морю. Савельич охал, поминутно толка меня в мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.

   



Предварительный просмотр:

Статья на тему «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ  В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА»

Ягудина Р.И.

Учитель русского языка и литературы, педагог- психолог МБОУ «Нурлатская СОШ Зеленодольского муниципального  района РТ»

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье родители и дети связаны духовной общностью. Осуществляя социальную функцию, она формирует личность ребенка  в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Социализация детей в семье зависит от межличностных  отношений, авторитета родителей.

Важным условием существования семьи являются взаимоотношения ее членов, зависящие прежде всего от традиций общения, от личных качеств, характера родственников.

        Существует понятие «коллективизм семьи», который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность, добросовестность, трудолюбие,  где дети помогают взрослым, труд взрослых  является жизненной потребностью, где все проблемы решаются совместно. Создание такой семьи – это обязанность всех взрослых.

       Слово «семья» неотделимо от  слова «дом». Это место, где собирается родные люди, объединенные общими интересами, традициями, занятиями. Но не  в каждой семье царят гармония, взаимопонимание, любовь, не в каждой семье растут воспитанные, всесторонне развитые дети.

      Одним из средств гармонизации внутрисемейных отношений является семейное  чтение. Оно  было неотъемлемой частью жизни дворянских семей в России 19 века, о котором с большим  уважением писали великие русские писатели и поэты: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.

       «… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное, » - так передает атмосферу семейного чтения российский учёный И. Бестужев – Лада.

       Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.

      Отрадно, что в последнее время растет интерес к возрождению традиций семейного чтения. Он возник в обществе не случайно. Если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культ книги в  угасает,  досуге семьи  все больше места занимают телевидение и компьютер.

Многие современные родители утверждают, что в  век высоких технологий нет никакой надобности   тратить время и средства на возрождение давно устаревшей традиции, забывая о том, что чтение в семейной среде играет очень важную роль не только в воспитании детей, но и в объединении  членов семьи, создании атмосферы высокой культуры, доверия, взаимопонимания, творчества. Родители, которые не любят читать и не осознают важность чтения,  не в состоянии помочь своим детям полюбить книги.

      Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым и желанным. Не зря воспоминания об этих счастливых моментах остаются в памяти  человека на всю жизнь.

       В процессе семейного чтения и взрослые, и дети объединяются для размышления над прочитанным произведением, каждый участник  имеет право высказать свое мнение, проявить  свои чувства, задать вопросы, даже создать образ литературного персонажа. Это помогает ребёнку расти нравственно, духовно, эмоционально и  творчески, одновременно  сближает круг родных людей, делает их единомышленниками и друзьями.

       Взрослые  должны позаботиться о правильном подборе  материала для семейного чтения, об эмоциональном оформления помещения ( свечи, подсветка, музыка), о технических средствах (презентации, мультфильмы, грамзаписи, кадры из кинофильмов и др.) Самое главное, чтобы это  занятие было интересным, увлекательным, запоминающимся, превратилось в оригинальный ритуал, а не в нудное и  скучное мероприятие, на котором ребенок обязан присутствовать по требованию родителей. Для каждого  члена семьи эти заветные часы  у семейного очага  должны быть самыми прекрасными мгновениями общения, радости, приятным  и полезным для души и ума занятием.

Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали в их семье, и будут читать своим детям. Так будет продолжаться славная традиция,  укрепляющая  семью.

       Успешная модель семейного чтения - это когда все члены семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома.

       Проблемы отбора книг для чтения, методической и библиографической помощи родителям всегда стояли перед учителями начальной  школы и библиотекарями. Они опираются на программы, где содержатся списки произведений для изучения на уроке и внеклассного чтения. Задача учителя начальных  классов - просветительская  работа с родителями по организации семейного чтения.

        В начале учебного года  проводится  родительское собрание по теме «Организации  семейного чтения», где  учитель знакомит родителей   с  планом  совместной работы по данному направлению воспитательной деятельности, предлагает  список произведений для семейного чтения. Ежемесячно после завершения в семье чтения предложенных книги  в классе проводится внеклассное  мероприятие совместно с  членами семьи.

        Прочитав в семейном кругу рекомендованные  учителем произведения, вся семья готовится к  запланированному заранее внеклассному мероприятию в школе: создают инсценировки, костюмы, рисуют иллюстрации, готовят презентации и др. Вся семья объединяется в творческой деятельности. Родители являются не простыми зрителями, а  участниками этих  событий, посвященных книгам. Дети могут увидеть их  способности, а это рождает чувство гордости и уважения к членам  своей семьи. Эту работу необходимо  системно и последовательно продолжать и в средних классах.

 Семейное чтение прививает интерес детей к книге. Родители  показывают им  образец культурного чтения, помогают правильно  понять текст,  объясняют непонятные слова и понятия. Это полезное  занятие дает возможность обсудить вместе с ребенком прочитанное, правильно направить мысли, установить причинно-следственные связи, расширить его  кругозор.

Во время семейного чтения происходит важный момент социализации ребенка – дружеское, доверительное общение с другими  членами семьи. Ежедневное получасовое совместное  чтение помогает привить у ребенка любовь к познанию, сохраняет и развивает семейные традиции.

       Семейное чтение имеет большое образовательное и воспитательное значение, является  чудодейственной  силой, способной затронуть самые тонкие струны души, объединить людей разных поколений, оказать  огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие детей.

                                                             

Литература


      1. Безрукова С.В. Я люблю читать: книга для детей и родителей. Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146

   2. Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.72

        3. Соловьева Ю.И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.166



Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 7 классе

Автор : Ягудина Роза Ильдусовна-учитель высшей  квалификационной  категории  МБОУ «Нурлатская  СОШ  Зеленодольского  муниципального района  Республики  Татарстан»

Тема: «О, родной язык певучий! о, родительская речь!»

            Цели:

            - размышление о роли и значении родного языка в жизни человека, расширение знаний о жизни и творчестве Габдуллы Тукая, поэта- переводчика Ганеева Виля;

- развитие у учащихся навыков поэтического перевода на русский и татарский язык, выразительного чтения, свободного рассуждения по теме урока; научно- исследовательской деятельности;

 - воспитание любви к родному языку, уважения к языку, традициям и культуре других народов,  желания  постоянно расширять свои познания, формирование  чувства толерантности и национальной гордости.

 Оборудование: грамзапись песни на слова Г.Тукая «Туган тел», экспозиции с фотографиями и цитатами, посвященными  Г.Тукаю и Вилю Ганееву; индивидуальные карточки с заданиями

 Эпиграфы к уроку: Бессмертие народа -  в его языке.

                                                                     Ч.Айтматов

                                        Забыв родной язык –

                                       Я онемею.

                                       Утратив русский –

                                       Стану я глухой.

                                                       Г. Зумакулова (туркменская поэтесса)

Ход урока:

Ученица исполняет  «Колыбельную» на слова Г.Тукая, качает колыбель.

Ученик читает стихотворение Г. Тукая «Молитва матери» на русском языке.

Под  мелодию песни  3 ученика читают  стихотворение Г.Тукая «Родной язык» на татарском, русском, английском языках.

Под мелодию песни «Туган тел» учитель начинает урок:

Разве стал бы этот мир таким родимым,

Жизнь такой бесценной, чтоб над ней дрожать,

Человек бы разве стал таким любимым,

Чтоб его хотелось к сердцу вдруг прижать?

Вечное с мгновенным разве бы сумело

Так нахлынуть, так бурлить во мне,-

Если б моя мама песен мне не пела,

Колыбель качая, как лодку на волне?

                                         (Р. Гамзатов)

         Все нашей жизни начинается с материнских колыбельных, с ее нежных прикосновений, ласковых слов, сказанных на самом прекрасном из языков - родном языке.

          С первого вздоха и до последней минуты жизни человек связан с родным языком. Он помогает нам жить, общаться, работать, учиться, любить и прокладывать «мосты» к душам  окружающих. Он нам помогает выражать  свои самые сокровенные, самые сложные  чувства и переживания,   донести до других людей совет и наказ, одобрение и похвалу, поощрение и порицание, приказ и зов души. Язык можно назвать самым загадочным и удивительным явлением, даром Бога. Поэтому его надо ценить, как свою жизнь, беречь, как свою веру и Родину.

         Язык – великая тайна, вековая мудрость народа, созданная на протяжении столетий.Ученые утверждают, что в мире существует более 6000 языков. Среди них 5 наиболее распространенных: китайский (на нем говорят более 1 миллиарда человек), английский (270 млн.), русский (200 млн.), испанский (150 млн.),индийский (150 млн.).На татарском языке разговаривают около 10 млн. человек.

       «Каждый язык велик для своего народа»,- утверждал киргизский писатель Чингиз Айтматов. Это, действительно, так. Нет второстепенных, ненужных языков, как нет второсортных народов.

        Одними из самых совершенных, гармоничных и богатых языков в мире являются русский и татарский языки. Если татарский язык – это родной язык наших родителей и предков, то  русский язык – это наш главный помощник в освоении знаний, общении с представителями других народов, в нашем культурном развитии.

        Урок мы посвятим этим прекрасным языкам. Я думаю, что этот разговор сегодня очень актуален. Об этом свидетельствует то, что известная международная организация ЮНЕСКО объявила Международный день родного языка - 21 февраля.

        Чем же вызван интерес ЮНЕСКО к языкам  всех народов мира? Зачем нужен человечеству такой день?

        Рассуждения учащихся.

        Учитель: По сведениям ученых, в мире ежегодно исчезает до 10 языков. Это большая трагедия для мировой культуры и всего человечества. По их мнению, в процессе глобализации в ХХI веке возможно исчезновение от 50 до 90 % существующих ныне на Земле языков. Значит, под угрозой будущее не только татарского, но и русского языка! А язык перестает существовать, если  его не будет изучать в школе одна треть всех школьников данной страны.

         Давайте вместе подумаем, как можно спасти это сокровище? Как уберечь свой  родной язык от исчезновения?

         Беседа:

         - Зачем человеку нужен язык?

         - А как общаются животные, птицы, насекомые? Чем отличается язык человека от  их «языка»?

         - Какими синонимами и образными выражениями можно заменить слово «язык»? (святыня, клад, драгоценность, богатство, сокровище, завет, наследство, достояние…)    

           Выборочный диктант (записать определения к слову «язык»)

          Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – серьезный, где нужно – страстный, где нужно - бойкий и живой  язык народа.(Л.Н. Толстой) Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен.(А.Куприн)

          Проверяется задание выборочного диктанта. Ученики подбирают свои  определения к слову  «язык».

          Учитель: Татарский язык и поэт Габдулла Тукай. Эти понятия – неразделимы. С первых минут урока  зазвучали задушевные строки  великого  сына татарского  народа Г.Тукая, и мы окунулись в мир его чарующей поэзии . Песня матери – на родном языке, ее молитвы – на милом сердцу родном языке… Да и все творчество Тукая можно назвать величественным гимном родному языку.

         Он входит в нашу жизнь с самого раннего детства, его стихи становятся нашими первыми стихами, с его сказок начинается наше знакомство с татарским фольклором и литературой. Его бессмертная песня «Туган тел» становится спутницей нашей жизни.
        Впервые о Габдулле Тукае я узнала от своей бабушки, когда мне было всего 4 года. Она впервые показала мне хранившуюся у нас дома книгу стихов поэта, изданную в 1943 году. А потом каждый день читала мне его стихи и сказки, рассказывала о его сиротском детстве, трудной жизни. Вместе с ней мы оплакивали его горькую судьбу, вместе смеялись над смешными героями, вместе радовались каждому успешно выученному наизусть стихотворению моего любимого поэта. (Показывает книгу Г. Тукая  и фотографию бабушки). И эту большую любовь к Тукаю и благодарность своей бабушке  я пронесла через всю мою жизнь.

         Каждая строка Тукая – это мудрый совет, добрый дружеский наказ, сердечное пожелание. Давайте послушаем эти очаровательные строки.

         Учащиеся читают на татарском и русском  языке стихи Г.Тукая «Просьба», «Иду своим путем», «Вступающим в жизнь», «Самому себе».

         Учитель: Ежегодно 26 апреля, день рождения Габдуллы Тукая, превращается в День памяти, в международный праздник поэзии.

         Жизнь прославленного татарского поэта была так коротка – всего 27 лет! Но сколько успел сделать для  своего народа этот трудолюбивый, талантливый юноша! Он сотворил переворот в татарской литературе и культуре, в умах целого поколения  своих современников! Мы гордимся, что и наш край хранит его дорогие следы. Изучению связи Г.Тукая с нашим краем  посвятила свою исследовательскую работу Мингазова Раиля. Послушаем отрывки из ее исследовательской работы «Следы Тукая в моем краю»

       Ученица знакомит со своей проектной работой.

       Учитель: Жизнь  Габдуллы  Тукая  является ярким примером беззаветного служения народу, сыновнего отношения  к родному языку. Для него язык был драгоценной святыней, предметом его вдохновения, восхищения и преклонения. Стихотворение Г.Тукая «Родной язык» и сегодня звучит как страстный призыв к его сохранению, как завещание потомкам.

       Учащиеся исполняют хором песню на слова Г.Тукая «Родной язык».

       Учитель: О гениальных творениях Габдуллы Тукая  другие народы России и СНГ узнали через переводы его произведений на русский язык. Десятки лучших поэтов - переводчиков трудились над ними. Это А.Ахматова, В.Тушнова, В.Рождественский, Р. Моран, С.Ботвинников и другие. Среди тех, кто помог донести до миллионов  читателей лучистые строки великого татарского поэта, есть выпускник нашей школы Ганеев Виль Халимович, известный поэт- переводчик, журналист, литературный критик, заслуженный работник культуры РСФСР, знаток родного языка. Он говорил: «Крылья народа – это его язык и культура». Давайте сейчас послушаем стихи Г.Тукая в переводе нашего земляка.

       Ученики читают стихи в переводе В.Ганеева: «Братское наставление», «Слава Аллаху, субхан - алла», «В часы раздумий», «Не смешно», «На досуге».

       Учитель:

       - Как вы думаете, легко ли переводить стихи на другие языки?

       - Что необходимо для поэта- переводчика, чтобы получился хороший перевод?

       Вы получили  домашнее задание  - перевести на русский язык понравившееся вам стихотворение Г.Тукая. Послушаем ваши переводы и попробуем дать им оценку.

       Ученики читают свои переводы. Все коллективно обсуждают и дают оценку творческой работе товарища.

       Интеллектуальная разминка. Учащиеся отгадывают ребусы и головоломки о языке.

       Учитель: В последние десятилетия появилось много татар, не желающих знать свой родной язык и говорить на нем. Проживая в больших городах, обучаясь в русских школах, они считают, что нужно хорошо знать русский язык, а татарский язык  не востребован нигде.  Как вы относитесь к подобным суждениям? (Ответы учащихся).

       Учитель: Известный русский писатель К.Паустовский  очень верно говорил, что «истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку – человек, равнодушный к нему,- дикарь».

        В своей жизни мне приходилось не раз встречать подобных «дикарей», отказавшихся от родного языка. Но я видела немало  удивительных людей, которые в самых невероятных условиях жизни смогли  сберечь  свою родную речь. Одним из таких людей является наша односельчанка Камалова Халифа. Она родилась в далеком  Узбекистане, куда были направлены на работу ее родители. Война отняла у нее семью, она оказалась в детском доме, затем была удочерена  одной татаркой. Но девочка всю жизнь лелеяла в душе мечту о возвращении на родину  предков, поэтому  никогда не забывала тот красивый, нежный родной язык, которому ее обучили родители. Как светлую память о них она сохранила этот дар. Живя в Узбекистане, не пропускала ни одного концерта татарских артистов, читала  татарские книги и газеты, посещала все мероприятия, которые проводила татарская диаспора в Ташкенте, исполняла татарские песни. Сегодня для вас она прочитает стихотворение своего брата «Памяти Тукая» и споет новую песню на его стихи «О, родной язык».

         Гостья исполняет песню и читает стихотворение.

Учитель: Народы создали множество мудрых пословиц о языке. Вы должны были подобрать синонимичные пословицы на русском и татарском языках. Какие вы нашли пословицы? (Ответы учащихся)

- Как вы понимаете  смысл следующих пословиц?

       «Иле барның  теле бар».

       « Язык до Киева доведет»

       «Язык голубит - язык и губит»

       « Каков разум – такова и речь»

 ( Ответы учащихся).

 Учитель: Надо помнить, что «слово – дело великое». Им, по мнению Л.Н.Толстого,  «можно соединять людей, словом можно и разъединять, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь того слова, которое разъединяет людей!» 

 А в нашей школе учатся дети 6 национальностей. 27 детей из семей со смешанным браком. Надо жить дружно, уважая язык и культуру других народов. Нуңно  любить и хорошо знать родной язык, но нельзя пренебрегать другими языками.

Народная мудрость гласит: «Язык мой -  друг мой, язык мой – враг мой», «Сөйдергән дә - тел, көйдергән дә- тел”.

Пусть же наш язык всегда будет только нашим другом и служит добру, пусть он не превратится в орудие вражды и ненависти. Это зависит от нас, нашей внутренней культуры и воспитанности. Нет народа без языка, как нет языка без народа. Родина, народ, родной язык, родители – эти слова неразделимы и вечны. И корень у них общий.

          Пусть живут и процветают все языки на земле, как неповторимые цветы, которым нет числа! Пусть никогда не увянет родной татарский язык от нашего безразличия и пренебрежения к нему!

          Как верно сказаны слова туркменской поэтессы Г.Зумакуловой:

                                         Забыв родной язык,

                                         Я онемею.

                                         Утратив русский,

                                         Стану я глухой.

        Прислушайтесь к  мудрому совету известного татарского поэта Шайхи Маннура:

                                     Татарча да яхшы бел,

                                      Урысча да яхшы бел!

                                      Икесе дэ безнең өчен

                                      Иң кирәкле, затлы тел...

   Итоги урока, оценки.

   Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение на тему “Почему современному человеку необходимо знать несколько языков?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Конспект урока литературы в 5 классе. Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина и в музыке.

Второй урок,проведенный в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883)", 10 класс

Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева", 10 кл....

Конспект урока литературы в 9 «а» классе Дата проведения: 05.11.2019 г. Учитель: Цориева Ж.Х. Тема: А. С. ПУШКИН: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве поэта

Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного, целостного анализа поэти...

Методическая разработка урока литературы: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».

Лирика А.С.Пушкина знакомит читателя с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека. Любовь у поэта – глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее человека. Поэ...

Конспект урока литературы «Лицейская дружба в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «19 октября» (1825 г.) и «19 октября» (1827 г.).

Цели урока:  познакомить учащихся со стихами поэта, посвящёнными лицейской дружбе;  обогатить учащихся знаниями о жизни и творчестве Пушкина и его друзей – лицеистов; обучать...