Концепты "дом" и "не дом" в ранних произведениях А. И. Солженицына: в рассказе "Матренин двор" и в повести "Один день Ивана Денисовича".
материал по литературе (11 класс) на тему

Алыпова Светлана Анатольевна

Изучение творческого наследия  А. И. Солдженицына в средней школе представляет интерес, поскольку это писатель, чье творчество во многом не просто связано с фактами собственной биографии, но основано на личном опыте - житейском и духовном. А духовный смысл его произведений открывается и через концептуальный анализ слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепты «дом» и «не дом» в ранних произведениях А. И. Солженицына: в рассказе «Матрёнин двор» и в повести «Один день Ивана Денисовича».

А. И. Солженицын принадлежит к писателям, чьё творчество во многом не просто связано с фактами собственной биографии, но основано на личном опыте - житейском и духовном. Писатель последовательно показывает жизнь своих героев в соответствии с теми стремлениями и задачами, которые он как личность ставил для себя. Её стержень - русский национальный характер в самых лучших чертах его проявления: в его справедливой неуступчивости, отрицании жестокости людей и власти, следовании лучшим традициям русской культуры.

А. И. Солженицын укрепляет нить связи между русской классической литературой 19 - начала 20 столетия и литературой российской современности. В этом большая заслуга писателя перед всемирной культурой, ибо русская классическая литература является её бесценным достоянием. Преемственность традиций, в частности, в особой правдивости и достоверности изображения событий, богатстве языка и изысканности формы.

Безусловно, творчество Александра Исаевича Солженицына представляет интерес для изучения. Но, несмотря на огромное количество работ, посвященных творчеству писателя, ряд вопросов остаётся до сих пор не достаточно исследованным. В первую очередь, это проблемы, связанные с осмыслением тех изменений, которые произошли в русской советской литературе после выхода в свет ранних произведений писателя, а также проблемы, касающиеся художественного мира его произведений, приёмов и способов создания им текста.

Ценность первых из опубликованных произведений писателя, а речь идет о повести «Один день Ивана Денисовича» (1962), с которой он вошёл в литературу, и о рассказе «Матрёнин двор» (1963), состоит в том, что они тесно связаны с серьёзными темами, а именно: размышлениями о философских категориях морали, нравственности, проецируемых на личность человека, находящегося в пространстве национального быта, религиозных воззрений, культурных традиций. Они ценны ещё и тем, что именно в них сложились особенности поэтики его прозы, выработалась неповторимая авторская манера повествования.

В художественном слове А. И. Солженицына соединяются такие понятия, как «дом» и «счастье», «чувство свободы» и «разумное служение людям», а также «нравственный закон в душе человека». Именно концептуальный анализ слова позволяет высветить духовный смысл произведений писателя. Как писал Д. С. Лихачёв: «Изучение индивидуальных авторских концептов в значительной мере обогащает представления о концептосфере русского языка, о концептосфере русской культуры». В этой связи внимания и интереса заслуживает тема « Концепты «дом» и «не дом» в ранних произведениях А. И. Солженицына: в рассказе «Матрёнин двор» и в повести «Один день Ивана Денисовича». Так как в настоящее время понятие «концепт» в лингвистике, культурологии, философии, логике не имеет однозначных интерпретаций, то мы термин «концепт» будем употреблять в значении, утвердившимся в исследованиях Сергея Алексеевича Аскольдова и Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Концепт «дом» и концепт «не дом» - это языковое воплощение пространства в произведениях А. И. Солженицына. Поэтому данные концепты выступают как центр пространственной модели художественного текста и связаны с их пространственными конкретизаторами, характеризующими не просто физические изменения, но и несущими важные духовные смыслы, играющими немаловажную роль в формировании представлений о культуре, в целом о национальной картине мира. Уже изначально эти концепты находятся в оппозиции и представляют прямую антитезу: «дом» -«не дом». И поэтому можно принимать концепт «дом» как пространство, а концепт «не дом» как антипространство.

В обоих рассказах пространственная схема является концентрической. Так,  в рассказе «Матренин двор» в «круге первом», центральном,  - дом, а далее - двор, село, город, Россия. При этом автор сознательно выносит в концовку текста пословицу (Не стоит село без праведника), тем самым демонстрируя слияние авторского и народного сознания: условное «село», не стоящее без праведника, расширяется автором до «города» и «всей земли нашей». И уже в заглавии рассказа «Матрёнин двор» заявлена первая интертекстуальная отсылка к Некрасову и первое расширение пространства и времени: «Матрёнин» - Матрёна Тимофеевна - поэма «Кому на Руси жить хорошо» - Русь (досоветская Россия). И мы понимаем, что за искусственно замкнутым пространством у А. И. Солженицына расположены более широкие понятия. Тем самым концепт «дом» рассматривается как символ Родины, покоя и счастья, хранитель нравственных идеалов. В повести же «Один день Ивана Денисовича» концепт «не дом» - это замкнутый круг, из которого нет выхода, в котором томится и страдает душа человеческая: сначала барак с нарами, затем зона с колючей проволокой, потом переход по степи и стройка, после чего пространство снова сжимается до места на нарах в бараке. Начало повествования - герой просыпается: « В пять часов утра, как всегда, пробило подъём - молотком об рельс у штабного барака», и заканчивается повествование тем, что герой засыпает: «Засыпал Шухов вполне удоволенный... прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый».

Смысловое наполнение исследуемых концептов описывается и объективируется разными языковыми средствами. Остановимся на некоторых из них:

1) Ключевые слова. В рассказе «Матрёнин двор» таковыми являются слова «дом», «изба». Ключевое слово дом рассматривается нами как основной номинант концепта «дом». Дом, построенный «давно и добротно», - это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда. Ключевое слово изба выступает как репрезентант концепта «дом». Автор подробно описывает избу Матрёны: «Кроме Матрены и меня, жили в избе ещё: кошка, мыши и тараканы». Именно мыши и тараканы, бегающие под обоями, создают особую атмосферу жизни в избе. Читаем у автора: «Но я свыкся с ним (с шорохом тараканов за перегородкой), ибо в нём не было ничего злого, в нём не было лжи». Образ избы - один из главных образов рассказа. Он тесно связан с образом героини. Можно провести параллели между двумя этими образами. В самом начале рассказа автор показывает целостность образа избы, а потом её постепенное разрушение. Жизнь героини неотрывно связана с «жизнью» избы. Если она умрёт, то «погибнет» изба. Если разрушат избу, то погибнет Матрёна. Именно поэтому она долго не соглашается ломать избу, а когда, наконец, решается, то на неё наваливаются всё новые и новые беды, предвещая неминуемую катастрофу.

В повести «Один день Ивана Денисовича» также можно выявить ключевые слова, с помощью которых объективируется концепт «не дом», прежде всего это слово «барак». Казалось бы, барак - это спасительное место для заключённого, он становится его домом. Но каким домом?! Слово барак истолковывается как здание лёгкой постройки, предназначенное для временного жилья. Может ли временное жильё приниматься как дом, если в понятии дом главное основательность и добротность постройки, а также родство людей, в доме живущих? Может ли барак быть домом, если всё совершается по адскому кругу?

2) Концепт «дом» в рассказе «Матренин двор» объективируется и лексико-семантической группой. В толковых словарях семантические параметры лексем «дом» и «двор» совпадают (Толковый словарь В. И. Даля: двор - место под жилым домом, избой, с ухожами и оградой, забором; собственно простор между всеми строениями одного хозяйства; в деревнях - дом, изба, дым, тягло, семья с жильём своим). Лексему «дом» В. И. Даль толкует как строение для жилья; в городе - жилое строение, хоромы; в деревне - изба со всеми ухожами и хозяйством. Аналогичны толкования лексем «двор» и «дом» в толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Таким образом, можно, как нам кажется, рассматривать «двор» в заголовке рассказа как «дом»: «Матрёнин дом».

А совпадают ли семантические параметры лексем «дом» и «двор» в повести «Один день Ивана Денисовича»? Ведь в данном произведении тоже есть двор (лагерный). Следуя словарным статьям, казалось бы, такое совпадение существует, но лагерный двор - это совсем иное, чем бедный двор Матрёны. В лагерном дворе кругозор узника ограничен проволочной оградой, и даже горизонт неба сужен за счёт прожекторов. Прожектора слепят глаза заключённым, лишают их нормального зрения: «Светили фонари зоны и внутренние фонари. Так много их было натыкано, что они совсем засветляли звёзды». Искусственный, неживой свет фонарей, являющего собой, как и всё иное в этом дворе, гулаговское бездушие, противопоставлен образу месяца - ясного и чистого, висящего высоко в небе, поэтически олицетворяющего в повести А. И. Солженицына закон народной жизни, бессильной и неприменимой в грязной и жестокой лагерной жизни.

3) Включённые в концепт «дом» ассоциативные группы в рассказе позволяют раздвинуть пространство по вертикали, и эту сферическую модель, трансформированную из концентрической, уже можно характеризовать не только пространственными координатами, но и морально-этическими, религиозными, историческими. «Дом» - это целый комплекс строений на Матрёнином дворе, в том числе горница - «отдельный сруб без печи». Горница, по Далю, толкуется как задняя изба, чистая половина, летняя гостиная, холодная изба; налево из сеней обычно изба - направо горница. В этом же гнезде толкуется слово горний - вышний, высший, верхний: возвышенный, в прямом и переносном значении, небесный, до мира духовного относящийся. Как мы помним, горница в доме Матрёны строилась для молодых, Матрёны и Фаддея, которые так и не смогли соединиться из-за трагических обстоятельств, сорок лет нежилая горница напоминала Матрёне о возможности счастья с любимым человеком. Жадность Фаддея заставила Матрёну согласиться на то, чтобы горницу сломали и увезли в другое село - другим молодым. При перевозке Матрена гибнет под колёсами паровоза. Выстраивается концептуально-символьная цепочка: горница как символ несбывшихся надежд на счастье - сломанная горница как косвенная причина гибели Матрёны - мир горний, обретённый праведницей. Нет больше дома - нет его хозяйки. Разрушение дома разрушает и жизнь человека. Уже отмечалось, что в контексте произведения понятие двор как репрезентант концепта «дом» расширяет свои границы, приобретая метафорическое значение, - это ещё и особый мир главной героини, с её отличным от окружающих отношением к жизни, и не на бытовом уровне, а на этическом. Она и подобные ей люди - истинные хранители исконных ценностей жизни.

В повести же «Один день Ивана Денисовича» мир лагеря как
репрезентант концепта «не дом» стянул всю землю для Ивана
Денисовича до рамок колючей проволоки по всем своим смысловым
векторам: далёкое/близкое,  духовное/бесчеловечное, любимое/ненавистное, безысходно реальное/ недостижимо-прекрасное. И здесь концепт «не дом» как антипространство как будто бы растворяется во времени и превращается в кошмар, ставший реальностью для миллионов узников системы.

Таким образом, в текстах такого небольшого объёма даже поверхностный анализ концептов «дом» и «не дом» ещё раз подтверждает мысль о том, что творчество Александра Исаевича Солженицына, оставаясь глубоко национальным, носит общечеловеческий характер. Ведь на разных этапах своего творчества, на разном жизненном материале, на примере различных героев писатель исследует проблему соотношения добра и зла, ищет корни этих понятий в философских доктринах. Он сталкивает целые миры, прошлое с настоящим, чтобы во вспышке противоречий увидеть истину, постичь смысл бытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)

Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....

Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе.

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе. Рекомендуется при подготовке к ЕГЭ по литературе....

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе.

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе. Рекомендуется при подготовке к ЕГЭ по литературе....

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»).

ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»)....