Свидетели истории народа
план-конспект урока по литературе на тему

Широкова Ольга Васильевна

проблемный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия371.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТИП: Проблемный урок

ТЕМА: Свидетели истории народа

ЦЕЛЬ: Обучить детей узнавать фразеологизмы и понимать их значение

ЗАДАЧИ: а) сформулировать понятие;

                   б) разъяснить место фразеологизмов в языке;

                    в) объяснить причины их появления;

                    г) научить использовать фразеологизмы в речи.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

-фронтальный опрос;

-работа в группах;

-работа в парах;

-самостоятельная работа;

-составление кластера.

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Формирование познавательных УУД:

Ученик получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\документы на конкурс Широковой О.В\методическая подборка Широковой О.В\проблемный урок-свидетели истории народа\100_1115.JPG

                                         ХОД УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. ЗАДАЧА №1.

«Четырёхлетняя Соня спросила у мамы, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Соня стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…»

а)что имела в виду мама Сони?

б)почему девочка не поняла её?

в)могла ли мама ответить одним словом?

г)почему этого не сделала?

д)о чём мы сегодня поговорим?

РАЗМИНКА: продолжить фразы, отметить орфограмм

-палец о палец (не ударит)

-держать в ежовых (рукавицах)

-днём с огнём (не сыщешь)

-из огня да (в полымя)

\1 человек комментирует, а остальные проверяют\

ЗАДАЧА №2 (постановка проблемы)

Представьте себе, что вы редакторы газеты и вам принесли такие объявления:

 -«обучаю попаданию впросак»;

-«грамотно оставляю с носом»;

-«мастерски даю стрекача»;

-«искусно точу лясы»

Почему эти объявления вызывают улыбку?

(Целеполагание)

-Можем ли мы сразу понять значение таких фраз?

-Почему возникают затруднения?

-Какая языковая особенность свойственна таким выражениям?

-Можем ли мы назвать такие конструкции «свидетелями истории народа»?

-Какие задачи мы перед собой поставим?

(узнать, понять, доказать , запомнить)

3.Словарная работа (в группах устанавливаем значение по словарю)

А)попасть впросак- опростоволоситься

Просак – стан для кручения верёвок. Попасть туда волосами было очень неприятно.

Б)дать стрекача- убежать

Стрекач-бегство

В)точить лясы- болтать

Лясы (балясы)- точёные столбики для поддержки перил. Те, кто их вытачивал, от лёгкости работы любили поговорить.

Г)остаться с носом- остаться с тем, что принесли родителям невесты в качестве выкупа- получить отказ

Д)водить за нос- в старину медведя водили за кольцо, продетое через нос и заставляли проделывать фокусы, обманывая обещаниями подачки- быть обманутым.

4.РАБОТА В ПАРАХ

Вспомните и запишите примеры фразеологизмов, которые связаны с народными и литературными сказками, баснями и имеют такое значение:

-очень далёкая земля-(тридевятое царство, тридесятое государство)

-на чужбине- (за горами, за долами)

-высшая степень какого-либо качества-(ни в сказке сказать, ни пером описать)

-через некоторое время-(долго ли, коротко ли)

-неизвестно, сколько времени прошло-(сколько лет, сколько зим)

-обильное весёлое угощение-(пир на весь мир)

-всё осталось как прежде-(а воз и ныне там)

5.Самостоятельная работа по вариантам

О каких животных идёт речь  во фразеологизмах?

                       1 вариант

-пишет как (курица) лапой

-(медвежья) услуга

-на сердце (кошки) скребут

-(комар) носа не подточит

-лить (крокодильи) слёзы

-биться, как (рыба) об лёд

-вот где (собака) зарыта

-голоден как (волк)

                         2 вариант

-нем как (рыба)

-денег (куры) не клюют

-заморить (червячка)

-как (корова) языком слизала

-как (рыба) в воде

-когда (рак )на горе свистнет

-(курам) на смех

-считать (ворон)

6.Составление кластера

ВОПРОС: Откуда же взялись фразеологизмы?

                                Происхождение

А) исконно русские

-из разговорно-бытовой речи (водой не разольёшь; с гулькин нос; в чём мать родила)

-из русского фольклора (в ногах правды нет; тут как тут; в тридевятом царстве)

-из профессиональной речи (без сучка и задоринки, тянуть лямку, зелёная улица)

Б) заимствованные

-из античной мифологии (авгиевы конюшни; ахиллесова пята;

дамоклов меч; гордиев узел и др.)

-из Библии (манна небесная; притча во языцех; глас вопиющего в пустыне; хлеб насущный)

В) авторские

-из классической литературы (дела давно минувших дней \Пушкин\;

принцесса на горошине \Андерсен\)

-из высказываний великих людей (а всё-таки она вертится \Галилео Галилей\; оставь надежду, всяк сюда входящий \Данте Алигьери\)

\Обсуждение значений приведённых фразеологизмов \

7.Подведение итогов

Итак, можем ли мы доказать, что фразеологизмы- это свидетели истории народа?

-мы узнали…

-мы поняли…

-мы запомнили…

-мы доказали…

8.Домашнее задание :п.66; упр.781

9. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конкурса знатоков истории и литературы. ИСТОРИЯ НАРОДА ПРИНАДЛЕЖИТ ПОЭТУ

Тема конкурса – история России в литературном творчестве Александра Сергеевича Пушкина и отражение исторических реалий в его литературных произведениях....

Исследовательская работа по лингвистическому краеведению на французском языке на тему: «История языка – история народа»

исследование особенностей местного говора на примере топонимов и диалектной лексики, встречающихся в речи жителей д.Подгороднее и близлежащих сел.Задачи:Изучить местные топонимические особенност...

презентация к исследовательской работе "История языка-история народа"

Презентация содержит материал на французском языке по теме исследрвательской работы краеведческой направлености....

Публикация в СМИ "Молчаливые свидетели истории оживут благодаря Вам..."

участие в программе "Деревья-памятники природы"...

Презенттация "Археологические находки - свидетели истории"

Презентация является продуктом проектно-исследовательской деятельности, с выдержанной структурой (актуальность, цель, задачи, гипотеза, проблема...)...

Классный час " Молчаливые свидетели истории моего села"

Классный час о истории родного села. Хпрактеристика памятных мест. Составление путеводителя по достопримечательностям села....

Конспект к уроку родного русского языка для 7 класса "Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы."

Расширить знания учащихся по лексике современного русского языка,определять историзмы, уметь различать понятия «историзмы» и «архаизмы», «устаревшие и новые слова»....