Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 9 класс"
опыты и эксперименты по литературе (8 класс) на тему
В рецензии на учебник по литературе для 9 класса Ю.В.Лебедева и А.Н.Романовой рассматриваются вопросы соответствия содержания учебника утвержденной государственной программе по литературе для 9 класса, рубрикация учебника. Вопросы, задания, творческие проекты проанализированы с точки зрения новых ФГОСов. Учебник обсуждался с учащимися 8-х классов с углубленным изучением литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
retsenziya_na_uchebnik.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рецензия на учебник
Ю.В. Лебедева и А.Н. Романовой
«Литература. 9 класс»
В 2-х частях
Учитель высшей квалификационной категории школы № 601
М.Б.Кузнецова
Перед авторами новых учебников, которые готовятся к печати в настоящее время, безусловно, стоит очень важная задача - соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В них должны учитываться основные идеи и положения Программы развития и формирования и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования.
Авторы нового учебника по литературе для 9 класса Ю.В Лебедев и А.Н. Романова предлагают собственный подход и в отношении структурирования учебного материала, и в последовательности его изучения.
Они расширяют объем содержания наиболее важных для изучения темы, а также предлагают своеобразную систему формирования знаний, умений и способов деятельности.
Разнообразные вопросы для самопроверки, задания для индивидуальной и групповой работы должны помочь как развитию и воспитанию личности, так и социализации, учащихся в современном мире, так как дадут широкие возможности для творчества, для самостоятельной работы.
В учебнике литературы очень важной является как содержательная часть (отбор материала), так и методическая (система вопросов и заданий). Именно методическая часть и делает учебник современным, соответствующим новым требованиям.
Методическая часть в новым учебнике представлена новыми рубриками: вопросы для самопроверки, для индивидуальной работы, для работы в группе, повторение изученного.
Кроме того, после каждой монографической темы даются темы сочинений проблемного характера, темы рефератов, исследовательских работ, а также списки литературы, которыми может воспользоваться как ученик, так и учитель.
Именно литература как один из ведущих гуманитарных предметов способствует формированию всесторонне развитой, гармонической личности, воспитанию гражданина и патриота, а учебник литературы может выполнить эти задачи, сочетая в своей структуре высокохудожественные тексты патриотического и гражданского звучания с продуманной системой вопросов и заданий.
ФГОС нового поколения предъявляет особые требования развитию самостоятельности, творческих способностей, которые помогут становлению человека, интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относится к себе и к окружающему миру.
, нашедшему от Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям, к духовному опыту человечества отражение в произведениях русской и зарубежной классической литературы, важно не только как факт знакомства обучающихся с художественными ценностями, но и как опыт коммуникации, диалог с русскими и зарубежными писателями прошедших эпох.
В этом смысле приятно радует то, что в учебнике нашлось место для знакомства с творчеством Новалиса и Гофмана (чего не было в прежних учебниках). Также весьма расширен круг тем, связанных с творчеством Байрона. изучение которого не входило в последнее время в обязательную программу. Однако возникает вопрос: куда же делись произведения других зарубежных авторов, входящих в программу по литературе для 9-го класса
(Катулл, Гораций, Данте, Шекспир, Гете). Они уже не будут изучаться или будут изучаться в других классах?
Кроме того, принимая во внимание, что в последнее время многие из учащихся покидают школу после 9-шо класса с тем, чтобы поступить в колледжи и другие средние специальные учебные заведения, с 2004 года в программу 9-го класса включены не только произведения русских писателей первой половины 19 века, но и произведения писателей 2-ой половины 19 -го и 20 века. К этому трудно было поначалу привыкнуть, а теперь мы опять возвращаемся в 9-ом классе к изучению русской литературы 1-ой половины 19 века?
Такая информация до школ пока еще не донесена…
Все учебники по литературе для 9-го класса последних лет строились на основе сочетания концентрического и историко-хронологического принципов (древнерусская литература – литература 19 века - литература 20 века). И в программе, выпущенной издательством «Просвещение» это подтверждается.
Методический компонент учебника очень интересен, но хотелось бы, чтобы он был немножечко побольше или, может быть, к учебнику будет со временем выпущено методическое пособие. Эта часть учебника полностью соответствует основному требованию ФГОСа – создание в каждом учебнеом заведении такой программы обучения, которая позволит развивать способности личности к самосовершенствованию и развитию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия нового ФГОСа направлены на развитие у учащихся умения учиться самостоятельно, успешно усваивать знания. Для этого необходимо активизировать мыслительную деятельность.
Отвечая требованиям ФГОСа, Ю.В. Лебедев и А.Н. Романова, создали учебник с таким методическим аппаратом, который можно использовать как в обычном классе, так и в классе с углубленным изучением литературы.
После изучения какой-либо отдельной темы авторы предлагают разнообразные вопросы для самопроверки. Рубрика «Повторение изученного поможет девятиклассником вспомнить все, что они уже знают по данному вопросу, провести какие-то связи, «уложить» изучаемое произведение в литературный процесс, Таким образом в полной мере развиваются регулятивные универсальные учебные действия.
Развивать личностные УУД помогает система вопросов для самопроверки, а также задания для индивидуальной работы.
Однако в центре личностных УУД все-таки стоит проектная деятельность, в последнее время ставшая очень популярной методикой во многих школах. Такой вид работы в учебнике есть (он входит в рубрику «Для работы в группах»). К сожалению, таких видов заданий в учебнике мало, их необходимо ввести после каждой изучаемой темы. В настоящий момент такие задания имеются только в разделах, посвященных Карамзину, Пушкину, Гоголю и Гофману.
Учителю-практику в учебнике очень важна методическая часть. где должна быть четкая регламентация вопросов и заданий. при этом необходимо единообразие.
Методическое сопровождение раздела дается по-разному. Поначалу принцип единообразия соблюдается: каждый раздел заканчивается вопросами для самопроверки. потом это заканчивается. Где есть задания для индивидуальной работы, а где-то нет. Где-то есть только работа в группах и повторение изученного, а где-то нет. Почему у Жуковского есть темы рефератов и сочинений, а у Карамзина нет, хотя в учебнике ему уделено места даже больше, чем Жуковскому.
Различия в методической работе по каждой теме должно быть минимальным. Если есть такие типы заданий, как работа в группах, индивидуальные задания и другое, то пусть это будет в конце каждого раздела. Учитель уже сам решит. Какие задания давать, а какие нет. Но выбор должен обязательно быть.
В новом учебнике имеется очень хорошая рубрика «Литературоведческий практикум» , но она имеется только после раздела о творчестве Гофмана .Такую рубрику имеет смысл поместить при всех разделах учебника, Это необходимо не только для соблюдения структурной стройности и создания единообразия, но ,прежде всего, потому, что вопросы литературного практикума более всего отвечают требованиям ФГОСа второго поколения, ибо заставляют принимать самостоятельные решения, активизируют учащихся в поиске информации.
Именно в литературоведческом практикуме могут быть задействованы все универсальные учебные действия , выдвигаемые ФГОСом : и коммуникативные ( изложение своей точки зрения по поставленной проблеме как в устном, так и в письменном виде) , познавательные ( необходимость осмыслить проблему, определить основное и второстепенное извлечь необходимую информацию и предъявить ее различными способами) , и регулятивные ( умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности , планировать последовательность действий и осуществлять самоконтроль и самооценку) , и личностные (умение осмысливать ценностные ориентиры и определять нравственно-эстетическую составляющую поведения).
Курс литературы 9-го класса подводит итоги работы за предыдущие годы, расширяет сведения о биографии писателя, знакомит с новыми писателями, темами, проблемами. В 9-ом классе углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
В этой связи очень важны не только включенные в учебник списки литературы по каждому разделу, но также вопросы, задания и проекты, где будет широко использована критическая, справочная и мемуарная литература.
Огромное значение в воспитании и образовании гуманистически ориентированной личности отводится литературе как учебному предмету, и учебники литературы должны помогать в решении этой задачи.
В учебнике литературы очень важен такой отбор авторов и произведений, который поможет развить духовные силы и способности учащихся, сформирует у них моральную ответственность и гражданское самосознание. При этом необходимо учитывать и актуальность, и высокие художественные достоинства, и доступность текста. произведений, включенных в учебник
Именно такие непростые задачи стояли перед авторами
учебника, и они с ними успешно справились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на учебник В.И. Уколовой История Древнего мира. 5 класс
Рецензия на учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», издательство «Просвещение», 2010. Новый учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», подготовленный издательством «Просвещени...
Рецензия на учебник химии для 8 класса
Отчет о ходе апробации учебника Е.Е. Минченкова, А.А.Журина, П.А. Оржековского, Т.В.Смирновой « Химия 8 класс»учителя химии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....
Рецензия на учебник по биологии 9 класс
Отчет о ходе апробации учебника Т.М. Ефимовой, А О. Шубина, Л.Н. Сухоруковой« Биология 9класс» ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москв...
рецензия на учебник по биологии 10-11 класс
Отчет о ходе апробации учебника Н.Д. Андреевой « Биология 10-11 класс» ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....
Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 8 класс"
Внутренняя рецензия на учебник, заказанная мне издательством "Просвещение" в 2013 году, родилась в результате обсуждения рукописи на уроке в 7 классе с углубленным изучением литературы. Учащиеся...
Глухова Л.В. "Рецензия на учебник «Русский язык» 5 класс Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын"
Аннотация к рецензии на учебник «Русский язык» 5 класс в 2 частях. М., «Просвещение», 2012 г. авторов : Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г. Лисицына.В 2012-2013 уче...
Рецензия на учебник английского языка "Rainbow English" 6 класс 1 часть
В файле дана рецензия на учебник английского языка "Rainbow English" под редакцией Афанасьевой О. В., Михеевой И. В. 6 класс 1 часть...